НЕСГИБАЕМАЯ
Газета всегда придерживалась имиджа смутьяна. Она была основана в 1973 г., но своим рождением обязана «событиям» 1968 г., когда на улицы вышли радикально настроенные студенты и рабочие, чтобы заявить о своем политическом протесте, и волнения переросли в революцию, вызвавшую раскол французского общества. Это было время баррикад, появления новой молодежной культуры и пересмотра традиционных ценностей. Это было время, подарившее миру французское кино «новой волны». Не много есть на свете газет таблоидного формата, которые созданы великими философами. А вот движущей силой, стоящей за Liberation, был не кто иной, как Жан-Поль Сартр — писатель и мыслитель, основатель философии экзистенциализма. Испытывая острую нужду в платформе для своих политических взглядов, Сартр увлекался и другими «измами», особенно «коммунизмом». На протяжении всей жизни он пытался заниматься журналистикой: в 1945 г. вместе со своей возлюбленной Симоной де Бовуар основал журнал Les Temps Modernes, в конце 40-х гг. писал статьи для Le Figaro и ныне несуществующей газеты Combat. Когда 1960-е гг. с их бурями, выплесками энергии и хаосом подошли к концу, Сартр увидел, что те ценности, которые он пытался проповедовать в течение 20 лет, начинают все сильнее овладевать новым поколением. В 1970 г. Сартр основал газетное агентство Liberation, позаимствовав название у одного из информационных листков движения Сопротивления. Вскоре родилась и газета с тем же названием. По горькой иронии судьбы, вскоре после 22 мая 1973 г. — дня рождения газеты Liberation, — Сартр перенес тяжелый инсульт. Он уже не мог писать и был вынужден оставить ост исполнительного директора. Но газета продолжала стремительно развиваться, и в конце 70-х гг. ее тираж составлял более 30 тыс. Серж Жюли объясняет: «Такое положение дел в газетном мире Франции, которое мы имеем сегодня, сформировалось в значительной степени после войны. Конечно же, и до 1944 г. в стране было множество газет, но большая часть их сотрудничала с нацистами, поэтому они вынуждены были закрыться. На сцену вышло новое поколение журналистов и менеджеров, и они стали создавать газеты с нуля. Затем был долгий период затишья, вплоть до 60-х — начала 70-х гг., когда студенты и сторонники решительных мер стали выпускать свои газеты. Из тех газет выжила лишь одна — Liberation». Естественно возникает вопрос: «Почему?» Как считает Жюли, во многом это дело случая. «Все великие газеты рождаются в период великих социальных перемен, — говорит он. — Во Франции первый такой период наступил после освобождения страны, а второй — в конце 1960-х гг. Поворотным моментом стал именно 1968 г. Менялось все — музыка, культура, мода, мораль, а существующие во Франции послевоенные газеты совершенно не касались этих тем: они оставляли их журналам, хотя последние делали только часть необходимой работы. Тогда эту часть работы взяла на себя Liberation и стала делать ее лучше и профессиональнее других. И конечно, читатели сразу нашлись: они были уже тогда, когда газеты еще не было». Жюли говорит, что позиционирование бренда было определено уже в то время и больше не менялось. «Я всегда пользуюсь лозунгом: «Газета для изменяющегося общества» — возможно, он несколько примитивен, но выражает тот факт, что мы являемся газетой для людей, стремящихся искать истину, опровергать догмы и менять мир к лучшему». Во Франции Liberation считают газетой левого толка, хотя Жюли утверждает, что политическая позиция газеты намного сложнее. Наследие Сартра, по его мнению, повлияло не столько на политические взгляды газеты, сколько на ее отношение к обществу и политике. «Мы представляем интересы обычных людей, потому и относимся с недоверием к власти. Возьмите наших конкурентов — Le Monde и Le Figaro, — они в гораздо большей степени отвечают чаяниям правящих кругов. А мы не доверяем правящим кругам. Наши корреспонденты вполне могут быть приверженцами тех или иных политических взглядов, но не принадлежат ни к одной политической партии. Не важно, кто стоит у власти, мы в любом случае видим себя в оппозиции. Наши взаимоотношения с левым правительством были столь же непокорными, что и с правым. Ключевым словом для нас является слово «свобода». Свобода мысли — вот чему мы следуем». Liberation появилась на свет накануне новой эры и подняла знамя альтернативной культуры как раз тогда, когда она становилась доминирующей силой в обществе. Liberation стала в известном смысле частью массовой культуры одновременно со своими читателями.
|