Улыбка судьбы
На следующий день Бапуджи вышел из дома достаточно рано, чтобы успеть в ашрам святого до шести, но так получилось, что от смятения он опоздал на полчаса. Обычно святой давал публичный даршан только раз в неделю, по четвергам с трех до шести. Ворота ашрама закрывались ровно в шесть, и опоздавших не впускали. Но, как это не удивительно, в этот день ворота все еще были широко распахнуты. Бапуджи торопливо вошел внутрь. В зале для даршана он увидел на возвышении того самого доброго незнакомца, которого повстречал вчера. Перед ним на чистом каменном полу сидели ученики. Казалось, все с нетерпением ждут важного гостя: четыре месяца назад святой сообщил своим ученикам, что в этот самый день придет молодой человек, который станет его главным учеником. Бапуджи надел святому на шею гирлянду цветов и предложил пранамы[13]. Святой указал ему на место рядом с собой. Пока Бапуджи усаживался, святой сказал: - Свами, сын мой, хорошо, что ты пришел. Бапуджи удивился и подумал, что святой назвал его Свами за темный цвет кожи. Многие жители провинции Мадрас на юге Индии темнокожи и носят имена, оканчивающиеся на «Свами». Но святой пояснил: - Я назвал тебя «Свами» не потому, что думаю, будто ты из Мадраса, а потому, что в будущем ты станешь санньясином-свами[14], монахом-аскетом. Возможно, сейчас тебе этого не понять, и нет нужды обсуждать это дальше. Бапуджи промолчал, и святой продолжал: - Если ты хочешь остаться со мной в ашраме – добро пожаловать. Святой знал будущее Бапуджи и поэтому пригласил его не колеблясь. Бапуджи уже находился под влиянием святого, и это предложение пришлось ему по душе. Судьба улыбалась ему. Он с готовностью принял приглашение: он подумал, что, во-первых, сможет изучать йогу, а во-вторых, служить этому великому мастеру. Когда он представил себе второе, его сердце наполнилось неописуемым восторгом. На следующий день Бапуджи забрал вещи и покинул дом своего друга. Ему казалось, что он переносится с земли на небо, совершает путь от самоубийства к ликованию. Добравшись до ашрама, Бапуджи обнаружил, что главные ученики святого уже все подготовили к его приходу. Ашрам находился в шикарном районе на берегу моря. Один из богатых учеников святого отдал ему под ашрам свой роскошный особняк. Это было красивое, обособленное четырехэтажное здание с прекрасным садом, огороженным стеной. Дом был само очарование. Парадные ворота открывались только по четвергам, но для близких учеников всегда была открыта маленькая задняя калитка. Сам святой занимал просторный четвертый этаж огромного особняка и велел ученикам отвести Бапуджи комнату на том же этаже. Верхний этаж был настолько велик, что гостиная святого находилась через четыре помещения от комнаты Бапуджи. Собственно говоря, святой был единственным обитателем этого пышного жилища. Теперь вторым стал Бапуджи, и от этой мысли его переполняло счастье. Он подумал, что госпожа удача улыбнулась ему, и черные дни остались позади. Всего два дня назад он считал себя неудачником в мирской жизни. Теперь он с воодушевлением вступал на путь жизни духовной. Истинно говорится: только став бесполезными для мирских дел, мы можем стать полезны в служении Богу. Святой решил начать объяснять Бапуджи йогические тексты на следующий же день. Он отвел для занятий час утром и час вечером. В десять утра следующего дня Бапуджи пришел на свой первый урок. Бапуджи пал перед святым ниц и затем сел подле него на пол. Это был их первый урок, и Бапуджи должен был молчать и ждать, пока святой сам начнет беседу. Но вечное любопытство заставило его заговорить: - Можно мне задать вопрос? - Конечно, - разрешил святой. - Вы видели Бога? - Я и Бог суть одно и то же. - Как Вы достигли единства с Богом? - Через практику йоги. - Как достичь совершенства в йоге? - Для начала необходимо очиститься душой и телом. - Как этого добиться? - Практиковать асаны и пранаяму[15] и соблюдать йогические обеты. - А после физического и умственного очищения? - Манолайя. - Что это такое? - Мысли – это преграды на пути самореализации. Их необходимо постепенно истреблять и в конце концов совершенно уничтожить. Когда ум освобожден от мыслей, он растворяется в Боге. Это состояние и называется манолайя. - Как можно достичь состояния манолайи? - Практикуя дхарану, дхьяну и самадхи. - Мне кажется, Вы советуете практику аштанга-йоги[16]. - Ты угадал. - Вы научите меня аштанга-йоге? - Конечно. Но прежде чем заняться собственно практикой, ты должен понять теоретическое знание, на котором она основана. - Тогда, прошу Вас, научите меня теории йоги. - Именно за этим ты и будешь приходить ко мне каждый день на два часа. - За это я в большом долгу перед Вами. Затем святой провел с Бапуджи первый урок йоги. Занятие закончилось, когда часы пробили одиннадцать. В ту же минуту в комнату заглянула ученица. - Гурудэв, обед готов, - сказала она. Святой поднялся и подал Бапуджи знак следовать за ним. Они прошли через две большие комнаты и оказались в столовой. Бапуджи был поражен, увидев два позолоченных и два посеребренных низких сиденья, уставленных тарелками, чашками, кувшинами и прочей золотой и серебряной посудой. Прежде чем Бапуджи смог оправиться от удивления, святой усадил его на золотое сиденье, а сам сел на серебряное и сказал: - Сын мой, величие заключается в характере, а не в таких мирских вещах, как золото и серебро. А раз это так, то где разница между сиденьем из золота и грудой праха? Алмаз всегда остается алмазом, неважно, оправлен он в золото и серебро или валяется в грязи. Святой был великим йогом, и ни бедность, ни богатство не имели над ним власти. Только подлинно свободная душа способна познать такую независимость от мирского блеска. Обычному человеку все это великолепие вскружило бы голову. Будучи только человеком, Бапуджи, конечно, гордился тем, что сидит на золотом сиденье и ест из золотой тарелки. Вчерашний бедняк, он упивался всем этим сказочным богатством. Он был так возбужден, что потом даже не мог вспомнить, сколько и что именно он ел. Потом Бапуджи совершил долгую прогулку, чтобы переварить и обед, и новые впечатления. Но его никак не покидали воспоминания о золоте и серебре. Тем же вечером Бапуджи снова пришел к святому на занятие. Когда он склонился в поклоне, святой с любовью прикоснулся к его голове и спросил: - Свами, почему тебя так пленяют золото и серебро? Они даже не принадлежат тебе, а ты так ими гордишься. Гордиться и восторгаться такими мирскими и призрачными вещами – чистейшая глупость. Навсегда позабудь о золоте и серебре. При звуке этих слов мысли о золоте и серебре покинули ум Бапуджи. На следующий день все четыре сиденья в столовой были позолоченными. Днем раньше святой занял серебряное сиденье, и его ученики-миллионеры заменили его золотым - у них не было недостатка в деньгах. Но на этот раз Бапуджи остался равнодушен к виду золота. Золото и серебро утратили для него свое очарование, стремление к чванству исчезло, и Бапуджи ел со спокойствием и умиротворением.
|