КАК РАСКРУТИТЬ ТЕМУ? Применяется для придания дополнительного "импульса вращения" скучным и однообразным журналистским репортажам о рутинных событиях предвыборной
Применяется для придания дополнительного "импульса вращения" скучным и однообразным журналистским репортажам о рутинных событиях предвыборной кампании. Все эти "яркие" материалы о традиционном пожимании рук, о воздушных шариках, о детском хоровом пении патриотических гимнов - все это с каждым годом все труднее "раскручивать". Между тем, независимому репортеру нельзя расцвечивать свои отчеты с места событий слишком насыщенными эмоциями - мы не должны изменить традиционному беспристрастно-снисходительному взгляду на происходящее… Попробуем увеличить спин-потенциал темы, искусственно завышая информационный повод. Вместо кампанийного инфоповода используем личностный: попытаемся взглянуть на кандидата "как на человека", "как на личность" даже в тот момент, когда он просто выполняет рутинную работу по пожиманию протянутых из толпы рук. Классический пример оживления находим в фильме "Хвост виляет собакой" с Р. де Ниро и Д.Хоффманом в главных ролях: президенту нужно "продвинуть" тему необходимости войны в Албании, поэтому его самолет специально сажают в городе, где идет дождь, чтобы он мог, спустившись с трапа, снять плащ со своего плеча и накинуть его на пожилую "албанку", "случайно" оказавшуюся в толпе. Идея о необходимости войны "оживляется" через личностный инфоповод: президент "просто как вежливый, добрый и сострадающий человек" готов защитить не только абстрактную "албанскую демократию", но и каждого конкретного страждущего гражданина Албании, попавшегося ему на жизненном пути. Отчеты о рутинных мероприятиях можно "оживить" при помощи мини-зарисовок с описанием "интимных" деталей имиджа политика: как он завязывает галстук, как ест гранолу, как раздаривает авторучки школьникам… При этом журналист может сохранить "позу независимости": дескать, он смакует детали не потому, что влюблен в данного кандидата, а просто по праву "инсайдера", подсмотревшего любопытную сценку "за кулисами" предвыборного штаба. Пример. Жак Сегела описывает, как уже весьма престарелому Франсуа Миттерану пришлось, баллотируясь на второй срок, ловить пущенную из толпы метательную тарелку-фрисби. Только для того, чтобы вывести в личный инфоповод газетных публикаций такую важную тему его кампании, как "второе дыхание, вторая молодость патриарха". Эта тема "пробуксовывала", и "раскрутить" ее удалось лишь благодаря смелому применению техники анимации. К сожалению, возможность использовать прием анимации (оживления) представляется журналистам нечасто. Как правило, встречи с избирателями проходят рутинно, в строгом соответствии с типовым сценарием (штабисты перестраховываются, ведь слишком велик риск, что кандидат на глазах у газетчиков совершит какую-нибудь роковую для его имиджа оплошность - как-нибудь не так завяжет галстук или, скажем, вместо албанки накроет плащом сербку). Еще пример. Журналист "Вашингтон пост" оживляет "скучный" репортаж об очередной встрече Клинтона со студентами в ходе кампании-96, умело применяя личностный инфоповод: "Десять утра. Клинтон в Орегонском университете. Он произносит речь, он очаровывает публику, развешивая в воздухе свой заветный мост в XXI век… И вдруг - десять человек, крошечная горстка - встают и начинают шуметь, размахивая плакатами с надписью "Долой Клинтона!" Клинтон невозмутим, он улыбается и ждет несколько мгновений. (…)Но горстка недовольных не унимается. И тут - все видят, как лицо Клинтона заливает краской. Он услышал, что они кричат. Они кричат "Вы лжец, господин Клинтон!" Клинтон багровеет. Он пытается говорить мягко, но ему не удается. И тогда он теряет терпение. Благородный гнев в его глазах: "Держу пари: еще пять дней (срок оставшийся до выборов - А.М.) - и они уже не осмелятся так кричать!" Угроза и уверенность победителя звенят в его голосе. Зал устраивает ему овацию…" Вопрос для отличников: как "сторонники Доула" ухитрились пронести в тщательно охраняемый зал огромные рекламные плакаты с надписью "Долой Клинтона"? Может быть, штабисты Клинтона сами раздали им эти плакаты? А почему нет? Если такой хитрости и не было на самом деле, пожалуй, стоило бы ее выдумать.
|