Студопедия — Ключевые термины и понятия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ключевые термины и понятия






Национальная идея, государственность, белорусскость, этническая общность, национально-государственный идеал, исторические и культурные традиции, этнос, самосознание, самоидентичность, самоидентификация, национальное самоопределение, самоназвание народа, саморефлексия, самопредставление, социокультурные идеалы, цивилизованность, менталитет, мировоззренческие модели, консенсус, плюрализм, базисные целевые ценности, традиционные ценности, самобытность нации, патриотизм, мировоззрение, свобода, мировоззренческая основа идеологии, обыденное сознание, менталитет, политический миф.

 

6.1. Понятие государственности, ее становление на белорусских землях – составная часть национально-государственной идеологии.  

 

Концепция идеологии и дальнейшее развитие белорусской государственности рождаются на базе богатых исторических, демократических, духовных традиций. На этот счет следует привести слова Огюста Конта, который говорил, что три четверти, если не четыре пятых современной цивилизации созданы не нами, а покойниками; наша культура –это культура наших предков, мысли и порядки которых мы сохраняем по традиции. Опыт живших до нас поколений надо глубже изучать и полнеее использовать. В сложные переходные периоды развития общества нельзя отказываться от испытанных временем общественно-политических институтов, морально-нравственных ценностей, идеалов, правовых норм.

Сегодня в мире популярны консервативные настроения, которые базируются на вековых традициях развития того или иного государства, нации, народа, сформировавшихся здесь обычаях и духовных ценностях независимо от смены правительства и политической ситуации. В развитых странах именно приверженцы такого подхода добиваются значительных успехов в общественном развитии.

В жизни всякий прогресс, всякое поступательное движения начинается, как правило, в условиях изменения установившегося в обществе и государстве равновесия, с приспособлением к новым условиям и достижением на основе этого относительной гармонии. Процесс выхода из того, что стало привычным и приобрело устойчивость, но перешло в разряд то ли детской, то ли старческой стадии самосознания, перстало обеспечивать потребности нового исторического возраста, не всегда простой, может оказаться и болезненным. Но его надо пройти, чтобы обеспечить дальнейшее поступательное развитие.

Современная историческая наука, многие ее представители, различного уровня политики, нередко сосредоточивая внимание на отрицательных явлениях, на мелочных политических распрях и социальных антагонизмах, не всегда дают соответствующие им оценки применительно к современной практике, не всегда видят перспективы развития. В нынешних условиях нужен иной подход, диктуемый необходимостью выведения страны на новые рубежи мирового прогресса, обеспечения ей достойного места на планете.

Необходимо, прежде всего, проанализировать пройденный исторический путь, чтобы лучше видеть перспективу развития. «Когда исчезает из глаз тропа, по которой мы шли» – писал русский историк В.О.Ключевской,- прежде всего мы оглядываемся назад, чтобы по направлению пройденного угадать, куда идти дальше». Это верный методологический подход при определении концепции дальнейшего развития страны.

Из прежнего опыта, как положительного, так и негативного, лучше всего извлекать уроки ради будущего прогресса. Это мудрость, истытанная столетиями. Ответ на вопрос, в каком направлении будет развиваться общество, способно дать лишь знание как прошлых, так и нынешней стадии развития. Настоящее всегда несет в себе заряд прошлого. В нем также зародыш будущего.

Отсюда и государственная идеология в условиях Беларуси – это не родившаяся только в головах отдельных людей схема, а атрибут, присущий конкретному государству, независимо от того, какие силы им управляют, какая политическая конъюнктура влияет на общее направление развития общества. Идеология базируется и выстраивается на конкретном фундаменте государства, прежде всего в рамках его собственной исторической и культурной традиции. Именно собственные традиции, цели, идеалы, ценности и установки, не умозрительно придуманные, а выстраданные в результате многовекового развития, должны составлять ее основу, становой хребет.

Становление и развитие идеологии государства идентично комплексу представлений о государственности его народа, которая во все времена являлась предметом идейного противоборства. История белорусского народа с ее сложнейшими переломными периодами и моментами в этом отношении не является исключением. Между идейно-теоретической интерпретацией государственности Беларуси и идейными установками ее народа существует прямая взаимосвязь.

Для идеологии в целом сегодня в высшей степени важной является необходимость ответить на вопросы, каковы истоки, корни нашей государственности, на какой ступени общественного развития мы находимся, что необходимо сделать, чтобы обеспечить достойное место страны на планете. Надо глубже осмыслить нынешнюю и прошлую практику, чтобы четче видеть будущее нашего государства.

Термин государственности понимается современной наукой в двух смыслах:

1) особый признак исторического развития стран (наций, союзов племен и других образований), которые смогли создать собственное государство. Существует ряд символических признаков автономной государственности – использование официального государственного языка, государственной символики (герб, гимн, флаг), наличие определенной системы органов власти (государственного аппарата), формы правления (монархия, парламентская республика, президентская республика), формы государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация), формы политического режима (демократический, авторитарный, тоталитарный, военный, гражданский, теократический и др.) Национальная государственность выражает реальную способность олицетворять и защищать суверенитет нации или другого этноса, использовать политическую власть для укрепления демократии и роста жизненного уровня народа, развития его культуры и языка, защиты прав и свобод человека, законных интересов национальных меньшинств и всех жителей данного национально-государственного образования;

2) свойство власти, ее политики, которая выражает их силу, независимость, могущество и способность оказывать влияние на развитие событий в мире, определяется политическим, экономическим и духовно-идеологическим авторитетом страны в мире или регионе, ее масштабом и количеством населения, характером и воздействием ее политики и другими факторами. Абсолютизация этих принципов, представления об исключительности и особой роли своей страны, нации на практике приводят к великодержавности, игнорированию воли и интересов других стран и народов, внешней экспансии.

Понятие государственности невозможно рассматривать в отрыве от общего понимания государства, которое является главным средством политической власти, институтом, который организует, направляет и контролирует взаимотношения и совместную деятельность людей, социальных общностей, слоев, классов и ассоциаций.

Становление белорусской государственности, а равно и оформление в среде белорусского народа национальной идеи, осознание себя как национальной общности прошло чрезвычайно сложный исторический путь. Историки начало становления белорусского этноса и его государственности связывают с появлением в VІ - VІІІ веках на территории нынешней Беларуси славянских общностей, таких, как дреговичи, радимичи, кривичи, волыняне, древляне, северяне. В это время славяне жили компактно только в самых южных районах современной территории Беларуси, в бассейне реки Припять, преимущественно на юг от нее. Славянскими являются археологические памятники Хатомель, Хильчицы, Сямурадцы, Городище, Пинск, Петриков, которые относятся к этому периоду.

В это же время началось проникновение славян в балтийский ареол. Большими группами они сначала поселялись в районах севернее реки Припять – в верховьях рек Случь и Оресса, на правом берегу Днепра, потом на Березине. Именно тогда произошли существенные изменения в этническом составе и культуре населения на территории нынешней Беларуси, большие группы славян продвинулись и осели во всех ее регионах. Они устанавливали тесные контакты с проживающим здесь балтским населением. Взаимодействие славян и балтов существенно изменило их культуру. Балтское население было ассимилировано. В результате славяно-балтского синтеза к ІХ – Х векам сформировались новые славянские этнические общности, которые неоднократно упоминаются в средневековых письменных памятниках.

В конце ІХ – начале Х веков усилились процессы нивелирования этнокультурных особенностей восточных славян. Это было обусловлено экономической, политической и культурной деятельностью и особенно распространением православного христианства. Центром собирания восточных славян стало среднее Поднепровье, где находился город Киев, который стал столицей нового государства – Древней Руси или Киевской Руси. Новое государство – Русь играло важную роль в собирании и объединении всех восточнославянских земель, формировании новой восточнославянской общности – древнерусской народности. Среднее Поднепровье стало называться Русской землей, киевкие князья – русскими князьями. В составе Древнерусского государства, несмотря на то, что оно оставалось «лоскутной империей Рюриковичей», была закреплена общность языка и культуры населения всей Руси, созданы необходимые условия для всех славянских народов.

Несмотря на наличие в каждой древнерусской земле особых культурных и политических традиций, решительно доминировали общерусские черты, обеспечившие поразительную культуру восточнославянского «русского мира» на всей территории от Карпат до Белого моря. Следовательно, древнерусская народность – важный этап в формировании трех братских народов - русского, белорусского и украинского.

В результате социально-экономических, политических и этнических процессов, которые происходили на белорусских землях в ХІV-ХVІ веках, сформировалась самостоятельная восточнославянская этносоциальная общность – белорусская народность с ее основными этническими признаками: территорией, культурой, языком, особенностями хозяйственных связей, определенным уровнем самосознания. Белорусская народность – это этносоциальная общность белорусов в феодальный период.

Термин «Белая Русь возник еще до сформирования белорусского этноса, в общевосточнославянскую эпоху (не позже, чем в ХІІІ веке) и обозначал одну из частей общевосточнославянской территории, один из ее регионов в северной половине (примерно между верховьем Западной Двины и верховьем Волги, с одной стороны, и верховьем Немана – с другой). Восточнославянское население этого региона тогда имело ряд особенностей языка и культуры в сравнении с полесским регионом в южной половине восточнославянской этнической территории.

Со второй половины ХVІ века смысл термина «Белая Русь» менялся двояко. С одной стороны, им постепенно перестали называть территорию Псковщины, Тверского края, а потом и Смоленщины. В ХV – ХVІ веках эти земли вошли в состав Московского государства и стали составной частью ареала, в котором сформировалась новая система языка и культуры, новый восточнославянский этнос – великорусский. Синонимом, эквивалентом этнонима «Россия» в этот период (середина ХVІ века) стал термин «Великая Русь».

Как и наименование «Великая Русь», которое стало названием этнической территории великорусского народа, наименование «Белая Русь» в ХV – ХVІ веках стало названием этнической территории восточнославянского народа, который сформировался к этому времени - белорусского, чья этническая территория включала южную зону бывшего подвинского-поднепровского региона, центральный регион и северную зону бывшего припятского региона.

В ХVІ веке (особенно с последней его четверти) термином «Белая Русь» постепенно стали обозначать также территорию центрального региона (Минщину, Гродненщину), а потом и северную зону бывшего поприпятского региона до реки Припять. Начало общебелорусского значения термина «Белая Русь» можно отнести ко второй половине ХVІ века, ко времени Люблинской унии 1569 г. С изменением смысла названия «Белая Русь» меняется и значение производного от ее термина «беларусцы» («беларусец», «беларуска»).

В ХІІІ-ХVІ веках земли нынешней Беларуси входили в состав Великого княжества Литовского, Русского и Жамойтского (ВКЛ). Некоторые белорусские исследователи считают ВКЛ чисто белорусским государством. В действительности это государство до Люблинской унии было государством четырех народов: белорусского, литовского, украинского и русского, а после Люблинской унии – государством, главным образом, двух народов – белорусов и литовцев. Таким образом, после 1569 года ВКЛ можно считать Белорусско-Литовским или Литовско-Белорусским государством.

Ядром ВКЛ при его образовании в середине ХІІІ века были земли верхнего и среднего Понемонья и земли по верхнему течению реки Вили. Включение восточнославянских земель в состав новосозданного государства носило преимущественно добровольный характер, осуществлялось путем соглашений великих князей литовских с местными феодалами при сохранении льгот, привилегий и определенного самоуправления.

Белорусские земли не претерпели нашествия татар и в составе ВКЛ пользовались совершенной самостоятельностью. Это был наиболее бурный период становления и развития белорусской культуры, этноса и государственности.

С 1569 по 1795гг. нынешняя белорусская территория входила в состав Речи Посполитой. В это время государство было слабо сориентировано на развитие белорусского этноса. Шел процесс полного ополячивания и окатоличивания коренного населения, который усилил внутреннее сопротивление белорусов, вынудил правовславное население сплотиться и искать себе защиты за пределами Речи Посполитой, прежде всего в лице Российского государства.

В результате разделов Речи Посполитой обе страны в ее составе - ВКЛ и Польша – прекратили свое государственное существование; почти вся территория Беларуси была присоединена к Российской империи. Белорусскому народу, в отличие от других присоединенных к России народов не была предоставлена государственность, хотя бы в виде автономии или любого другого государственного образования в пределах компактного проживания коренного населения. Нация была расчленена по многим российским губерниям, что вызвало недовольство ее образованной части.

В то же время этот период имел безусловно положительное значение для развития белорусского народа и становления его государственности. Была устранена угроза денационализации белорусов, утраты ими своей славянско – русской сущности, подготовлены этнические, социальные, экономические, политические и духовные предпосылки для реального становления белорусской национальной государственности.

Не смотря на то, что многое из белорусского в условиях Российской империи ущемлялось, подавлялось, не находило должного ему становления и развития, нельзя забывать, что в великой России белорусы видели и находили единственную гарантию национального выживания, сохранения своих исторических корней. Именно вместе с Россией росло и укреплялось могущество нации, гарантировалась ее безопасность.

Не только к России, но и в равной степени к Беларуси следует отнести слова известного русского философа Ивана Александровича Ильина (1883 – 1954): «Нам как будто на роду было написано – всю жизнь видеть разгром, горе и разочарования; созидать и лишаться; строить и разоряться; творить в неуверенности; жить в вечной опасности; расти в страданиях и зреть в беде. Века тревоги, века бранного напряжения, века неудачи, ухода, собирания сил и нового непрекращающегося ратного напряжения – вот наша история» (Ильин И.А. О России. М., 1991. С.11) «Все сводилось к тому, чтобы вообще как – нибудь выжить, продержаться, выйти из очередной беды, одолеть очередную опасность» (Там же, С.13).

Особое место в становлении белорусской государственности и формировании национального самосознания белорусского народа отводится послеоктябрьскому 1917 года периоду нашей истории. Девятого марта 1918 года была провозглашена Белорусская Народная Республика. Впервые в своей истории белорусы сделали попытку создать независимое государство. Говорить о том, что БНР – государство в его классическом понимании, конечно, не приходится. У нее не было ни собственных вооруженных сил, ни собственной судебной системы. Не было даже собственной структуры власти на местах, которую можно было назвать органом государственной власти. БНР не была реальным государственным образованием. У нее вообще реальной власти на территории Беларуси не было.

Тем не менее, провозглашение БНР было важным шагом в создании белорусской государственности, поскольку привлекло внимание общественности, в том числе и в Советской России, к белорусским проблемам. С освобождением большей части Беларуси от германских оккупантов встал вопрос о создании белорусской государственности на советской основе. 31 декабря 1918 был утвержден рекомендованный ЦК КП(б)Б персональный состав Временного рабоче-крестьянского советского правительства Белоруссии во главе с Д.Ф.Жилуновичем. Опубликованный 1 января 1919 года Манифест Временного правительства провозглашал образование Социалистической Советской республики Белоруссии и основные положениия ее государственного статуса, согласно которым ССРБ становилась республикой Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, где все трудящиеся, независимо от национальности, получали равные права. С провозглашением ССРБ был заложен прецедент создания политико-территориальной единицы с атрибутами белорусской государственности в рамках советского строя.

В конце февраля 1919 года произошло создание Литовско-Белорусской ССР (Литбела). В основу решения о создании этой республики была положена идея создания в условиях нарастания польской военной угрозы более устойчивого буферного государства, существование которого позволило бы избежать в этот период прямой войны между Польшей и РСФСР.

31 июля 1920 года после освобождения Беларуси от белополяков была принята «Декларация о провозглашении независимости Советской Социалистической Республики Белоруссии», которая провозглашала независимость БССР в этнических границах проживания белорусов. БССР была одной из учредительниц СССР 30 декабря 1922 года.

Семидесятилетний период истории БССР в составе Союза ССР был периодом бурного экономического и политического развития страны, накопления ее духовного и культурного потенциала. Беларусь в годы Великой Отечественной войны всему миру продемонстрировала свое неуклонное стремление к независимости, защите своих суверенных прав, свободы населяющих ее народов. В кратчайшие сроки было восстановлено разрушенное войной народное хозяйство. Своей героической борьбой и упорным трудом она снискала безупречный авторитет среди республик СССР и стран мирового содружества.

Путь к дальнейшему суверенитету государства был сложным и неоднозначным. Произошедшие в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия в обществе серьезные издержки, вызванные перестройкой, неудачными реформами и неспособностью центра решать сложные проблемы, привели к усилению центробежных тенденций в союзных республиках, их стремлению к суверенитету.

27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики. Тем самым он провозгласил верховенство на территории республики Конституции БССР и ее законов. В этой Декларации говорилось: «Верховный Совет Белорусской Советской Социалистической Республики…торжественно провозглашает полный государственный суверенитет Белорусской ССР как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних сношениях и заявляет о решительности создать правовое государство». В статье 1 Декларации были такие строки: «Белорусская Советская Социалистическая Республика – суверенное государство, утвердившееся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы».

Провал выступления ГКЧП привел к тому, что правительства и Верховные Советы союзных республик окончательно взяли курс на независимость. Внеочередная сессия Верховного Совета БССР 25-26 августа 1991 года приняла Закон о «Придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета БССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической республики» и постановление об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР.

Верховный Совет страны 19 сентября 1991 года принял Закон о названии Белорусской ССР, изменив его на новое – Республика Беларусь. Одновременно была введена и новая государственная символика.

Верховный Совет Республики Беларусь 10 декабря 1991 года, ратифицировал соглашение о создании СНГ, которое было подписано 8 декабря 1991 года и денонсировал Договор о создании СССР. Республика Беларусь получила реальную возможность строить свою собственную государственность.

 

6.2. Социокультурные идеалы и базисные ценности – важнейшая составляющая идеологии белорусского государства  

Следует всегда иметь в виду, что белорусская культура, самобытность белорусского народа формировались в тесном сотрудничестве славянских культур, внося в свою очередь весомую лепту в их становление и развитие. Белорусские идеи выходили за рамки сугубо национальных идей, приобретали общие черты, общеславянский характер. Отсюда вполне понятно умение нашего народа быть одухотворенным в беде, не потеряться в сложных условиях, быть сильным там, где иные опускают руки, жить в условиях серьезных материальных издержек, надеясь на лучшее, быть духовно богатым, подобно сказочному Фениксу возрождаться из пепла, из ничего создавать на развалинах прекрасное, нужное не только себе, но и человечеству. Отрадно то, что белорусы смогли сполна впитать в себя все то, что было лучшим в славянской практике, пронести его через годы испытаний и лишений, достойно и ответственно сохранить в чистоте на протяжении всей своей истории. Этим во многом и сейчас определяется уклад и стиль жизни белорусского народа, политический курс его государства.

Белорусы сформировали и сохранили свой язык, который больше, чем иные впитал в себя черты и традиции старославянского языка, укрепили в себе те его особенности, которые и сегодня определяют такое понятие, как «белорусскость». Беларусь сегодня олицетворяет самые лучшие качества, пришедшие к нам из прошлого. Ее позиции укрепляются, развиваются, проявляются в высокой грамотности, цивилизованности, менталитете народа, его нацеленности и готовности, обеспечивая суверенитет государства, жить в мире и согласии, сотрудничать в сфере экономики и политики со всеми странами и народами.

Вырабатывая необходимую обществу и государству идеологию, особенно важно уяснить рациональное соотношение тех или иных требований к обществу и отдельному человеку, практически определить их нынешнее положение и каким оно должно быть в будущем, на какой экономический и социальный уровень предстоит выйти; какие мировоззренческие модели будут определять жизненные ориентации представителей разных его слоев; какие силы и каким образом обеспечат прогресс общества и государства. Назрела острая необходимость в определении базисных целевых ценностей общества. Исследователи данной проблемы среди этих ценностей выделяют следующие:

· социального порядка, предусматривающие взаимную ответственность государства и гражданина на пути достижения всеобщего блага;

· экономического характера,базирующиеся на равенстве и разнообразии форм собственности, обеспечении высокой результативности в сфере экономики и хозяйствования;

· равенства условий и возможностей для всех граждан;

· свободы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие всех граждан общества;

· социального развития,особенно необходимые в ходе развития человеческого потенциала.

В процессе формирования идеологии государства нужны соответствующие времени идеалы – нравственные, общественные, социальные. Без этого невозможно достичь духовного совершенства граждан, их правильного представления о необходимом общественном строе, рациональных экономических и социальных потребностях граждан, об истинных ценностях культуры, нормах и ориентирах в деятельности индивидов, социальных групп, классов, общества.

Требуется четкое определение необходимых в обществе и государстве ценностей личности,таких как:

· мировоззренческие т.е. гуманизм, патриотизм, коллективизм;

· смысложизненные, дающие представление о добре, зле, счастье, смысле жизни;

· универсальные, касающаяся жизни, здоровья, благосостояния, безопасности, образования, профессии, семейных и родственных отношений;

· демократические, вторгающиеся в сферу свободы слова, совести, участия в формировании органов власти и управления, национального суверенитета;

· общественного признания результатов труда и обеспечения;

· межличностного общения в обстановке честности, бескорыстия и доброжелательности.

Разумеется, что отсутствие перечисленных ценностей и идеалов неизбежно может привести к серьезным издержкам в обеспечении государственной политики, к поражению политиков и разочарованию народа, к теоретическим и практическим ошибкам, за которыми обычно следуют социальные катаклизмы, тормозится общественное развитие. В любых условиях требуется система эффективных мер, направленных на повышение политической сознательности людей, их организованности и трудовой активности, на утверждение здоровых духовных отношений в обществе.

В связи с этим в идеологической деятельности, особенно в плане духовного воспитания людей, важно сохранить лучшее из прошлого опыта, в том числе и опыта советского периода. Строить свои планы и обеспечивать их идеологически важно исходя не из постулатов капитализма, в которых нынешнее поколение белорусов своих корней не имеет, а из конкретных реалий нашей собственной жизни, на которых оно росло и воспитывалось. Главное в содержании идеологии то, что она, прежде всего, должна базироваться на конституционных началах, обогащенных совокупным духовным опытом народа, строем национального сознания, устоявшимися формами жизни, обычаями и социально-нравственными ценностями, выработанными на протяжении многовековой духовно-культурной и общеполитической истории, преломленными через современные условия функционирования государства. «Белорусская идеология, – отметил Президент Беларуси в выступлении на мартовском 2003г. семинаре-совещании управленческих кадров, – должна иметь ориентацию на традиционные для нашей цивилизации ценности: способность трудиться не только ради наживы, но и для блага общества, коллектива, других людей… Потребность в идеалах и высоких целях, взаимопомощь, коллективизм в противовес западному индивидуализму, социальная опека и уважительное отношение государства и народа.

Идеология предусматривает и впитывает в себя общественно-политические ценности развитого гражданского общества, общечеловеческие нравственные нормы, рожденные в духе исторических традиций и в русле христианских ценностей, принципы трудовой народной жизни белорусского народа. Все это должно быть подкреплено мощным воздействием всех форм общественного сознания, науки, стать регулируемым процессом, задачей общенациональной важности, воплотиться в развитую систему идей и ценностей нового общественного сознания».

 

6.3. Белорусская национальная идея – духовная основа идеологии государства

Каждый народ на определенной исторической ступени своего развития приходит к осознанию самого себя как социальной целостности. На основе духовной целостности, возникающей на общности экономики, социальных условий жизни, языка, культуры и религии, у народа формируется этническое (позднее – национальное) самосознание и самоназвание, которые являются разграничителем, отделяющим один народ от другого, прежде всего – соседнего.

Самоназвание народа – явление многогранное. Оно включает в себя и самовосприятие, и самопредставление, и саморефлексию, и самоидентичность. Но центральным звеном самосознания, его духовной доминантой является идея, представляющая собой форму постижения в мысли объективной реальности и самого субъекта (индивида, группы, народа).

Отмечая важную роль идеи в развитии самосознания, великий русский писатель с белорусскими корнями Ф.М.Достоевский подчеркивал, что без высшей идеи не может существовать ни человек ни нация. Играя важнейшую созидательную роль в становлении национального самосознания народа, национальная идея становится концентрированным воплощением его самобытности, мощным интегратором в единую социальную целостность способным консолидировать народ. Поэтому она может быть только национальной, присущей исключительно данному народу – русскому, польскому, украинскому, белорусскому, а потому и воплощающей в себе его национальное своеобразие.

Имеется существенная разница в формировании и развитии национальной идеи русского и белорусского народов. В период формирования русской национальной идеи Россия обладала своей государственностью, на протяжении веков представляла собой мощную империю, подчинившую себе и втянувшую в свою орбиту множество народов, в том числе и белорусский.

В отличие от этого, правомерно считает Е.М.Бабосов, белорусская национальная идея начала складываться в процессе формирования белорусской нации, которая не обладала в то время своей государственностью, а занимала территорию, входящую в состав Российской Империи на правах ее окраины – Северо-Западного края. Белорусскому народу, ощущавшему на себе тяжесть социального и национального гнета, еще предстояло сознать себя национальной целостностью, встать вровень с другими народами на путь обретения национальной независимости и самостоятельной государственности.

Этим обстоятельством и объясняется своеобразие выражения национальной идеи белорусского народа, впервые получившей отчетливое воплощение в начале ХХ века в знаменитом стихотворении Я.Купалы. На вопрос «А хто там ідзе?» поэт дал вполне определенный и однозначный ответ – «беларусы». Именно в этом слове сконцентрирована национально-объединительная идея, всколыхнувшая самосознание белорусского народа на обширных пространствах от Буга и Вислы до Днепра. Именно в этом объединяющем слове заключалась тогда главная идея национального самоопределения и государственного становления белорусского народа.

Исключительное значение созданного Я.Купалой вдохновенного гимна национальному самосознанию белорусов состояло в том, что он придал приоритет белорускости, поскольку основной этнос в нашей стране – белорусы. Да и земля, на которой они живут, называется Беларусью. В то же время рядом с самоназванием, воплощенном в объединяющем слове «белорусы», народный песняр рельефно выделил и социальное стремление белорусского народа – «людзьмі звацца». Здесь национальное самоопределение и освобождение осознается в нерасторжимом единстве с социальным освобождением. Кроме того, есть основания полагать, что Я.Купала под словами «у агромістай такой грамадзе» представляет свое поэтическое мировосприятие белорусов и Беларусь в общебелорусском единстве и сплоченности.

В процессе развития, обогащения и конкретизации белорусской национальной идеи акцент постоянно смещается от социокультурной ориентированности национального самосознания на ориентированность национально-государственную. Цель национальной идеи раскрыта в произведениях М.Богдановича, других поборников и носителей национальной идеи вполне определенно и четко – государственная самостоятельность Белоруссии. Национальная идея, таким образом, является одним из важнейших компонентов мировоззрения белорусского народа, его самосознания в процессе становления государственности и соответствующей этому процессу идеологии. В своей основе белорусская национальная идея проявляется в виде стремления граждан к тому, чтобы наиболее полно и исчерпывающе определить свое действительное положение в стране, в составе своей нации, обеспечить высокий авторитет, мощь и независимость государства, свое достойное в нем место. Она является тем ориентиром и маяком, который диктует нормы поведения людей, определяет пути их деятельности, направленной на то, чтобы почувствовать себя реальной и нужной силой в борьбе за достойное место на планете, независимое существование, право на самоопределение и будущее.

Следует иметь в виду, что становление и развитие белорусской национальной идеи проходило в сложных исторических и социальных условиях становления белорусской государственности. Всегда находились силы, которые тормозили процесс консолидации нации, постоянно подталкивали развитие самосознания народа, формирование белорусской национальной идеи в ином направлении. В составе Российской империи эти процессы проходили по-разному. Если российская национальная идея преимущественно складывалась под влиянием религии и философии, то процесс становления белорусской идеи носил более светский характер. На мысли, интересы и настроения белорусов решающее влияние оказывали духовные, культурные, просветительские традиции, необходимость защиты своего языка, национального суверенитета, прав и свобод индивидов белорусского этноса. Инициаторами и вдохновителями белорусской национальной идеи выступали прежде всего представители белорусской литературы. Среди них: А Мицкевич, Н.Гусовский, Я.Чечот, В.Сырокомля, Ф,Богушевич, Я.Купала, Я.Колас, М.Богданович, М.Горецкий и др.

Достаточно привести слова белорусского исследователя Л.Горанина о том, что белорусская национальная идея не имела необходимости в сложном и громоздком аппарате религиозно-философского обоснования и легко просматривалась, прочитывалась, познавалась в художественно-образной форме своего выражения. Художественное слово, культурные традиции всегда среди белорусов находили интерес и поддержку, выступали мощным мобилизующим средством.

Это относится и ко времени строительства новых отношений в обществе, и к годам военного лихолетья. Именно лучшие произведения белорусских поэтов и прозаиков поднимали у народа дух патриотизма, мобилизовывали его на строительство новой жизни и решительный отпор захватчикам в годы Великой Отечественной войны.

Мощное влияние на определение, сохранение и приумножение духовных и исторических ценностей, на которых базируется национальная идея, оказало творчество таких белорусских литераторов более позднего периода, как К.Чорный, К.Крапива, М.Танк, А.Кулешов, Я.Брыль, И. Шамякин и др.

В белорусской литературе красной нитью проходит мысль о необходимости воспитания у народа чувства собственного достоинства, самоценности человека. Главенствующей становится утверждение, что белорусы не худшие за иные народы, а по своей образованности, языку, культурным традициям, умению и огромному желанию могут быть на передовых позициях научно-технического прогресса, в сфере экономики могут и должны занимать лидирующее положение.

Распад СССР и создание самостоятельного, суверенного государства Республика Беларусь вызвали к жизни новые процессы, связанные с формированием национальной идеи, определили соответствующие этому формы и методы работы. Стало очевидным, что не должно быть шараханий, искусственного подталкивания процессов и явлений, нужен предельный учет мнений широких масс людей при выработке и принятии важных решений, касающихся духовной и социальной жизни народа. Обострились некоторые проблемы в этой сфере в связи с чернобыльской катастрофой, а также той угрозой, которую несет человечеству глобализация.

В последние десятилетия наибольшую остроту для белорусов приобрел вопрос культурной самоидентификации. Это связано с теми процессами, которые происходят в мире вообще: расширение сферы и усиление влияния средств массовой информации, изменение геополитического пространства, проблема интеграции и сохранение культурной самобытности нации.

Белорусы сегодня стоят перед необходимостью более четкого самоопределения, воспитания чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за ее прошлое и настоящее, ответственности за будущее. Важно в этих условиях иметь такую идеологию, которая смогла бы сплотить людей не только по признаку этнического происхождения, но и с учетом единого исторического развития, языка, культуры, государственного самосознания, гражданства, социально-политических и социокультурных ориентаций, т.е. по таким характеристикам, которые определяют неразрывную связь людей со своим государством, являются гарантом его целостности и независимости. Важно на практике изучить материальные и духовные факторы, существенные признаки, детерминирующие самосознание каждой из этих групп населения; выработать и предложить соответствующий механизм включения их в политическую и духовную жизнь, более полно использовать их в реформировании общества в гуманистическом направлении.

Нельзя идти также на поводу попыток диктовать Беларуси «правила игры», предписанные из-за рубежа, допустить навязывание чуждых белорусскому народу тенденций, направленных на нравственное, идеологическое разрушение общества и государства. Важно предотвратить пропаганду всего того, что связано с культом нечестной наживы, с бизнесом западного покроя, с золотым идолом. В основу следует положить и задействовать идеалы добра, справедливости, честного образа жизни, труда и трудящегося человека. Необходимо всеми средствами решительно отвергать те идеи, которые направлены на создание благоприятных условий для грабежа масс и конкретного человека во имя создания рыночного общества западного образца.

Предстоит благодатно удобрить ту почву, где должны произрасти семена, составляющие традиционные для каждого белоруса ценности, окрепнуть и получить конкретное утверждение стержень нашей идеологии – национальная идея, идея белорусской независимой государственности, идея высокой гражданственности, патриотизма, верности своему народу и государству. Острием и вершиной такой национальной идеи может и должна стать борьба общества и каждого отдельного гражданина за авторитетную в мире, сильную и процветающую Беларусь, за ее достойное место на планете, за укрепление в сознании людей веры в себя, в надежное будущее не только свое, но и последующих поколений, гордости за принадлежность к своему государству, за его славную историю и традиции. При определении национальной идеи нельзя обойти стороной и выдвинутый ООН индекс показателей человеческого развития, предусматривающий возможность человеку получить хорошее образование, прожить долгие годы, иметь достаточное материальное обеспечение.

Купаловская идея «людзьмі звацца» как проявление свободолюбия, человеческой годности, достоинства и чести должна красной нитью пройти через ум и сознание людей, отразить глубокие чаяния народа, захватить в свое лоно новые поколения белорусов, звать их к созидательной деятельности.

 

6.4. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства

Социально-политическое бытие людей осуществляется посредством представлений обыденного сознания, без учета которого не может быть эффективным участие широких масс людей в политическом действии. Идеология стремится задействовать те основные качества и свойства, которые складывались в народной среде, стали для нас в высшей степени привычными, определяющими сознание людей, их быт и поведение. Важное место в ряду таких компонентов отводится национальному самосознанию, которое еще в недавней социальной мысли идентифицировалось с понятием национализма.

Следует отметить, что движение к национальному самосознанию - далеко не прямолинейный процесс, не всегда характеризующийся закономерными, качественными или количественными показателями. Для него характерны процессы возрастания и падения. В переломные периоды истории государства, когда происходит глубокая ломка общественных отношений, эта проблема приобретает особую актуальность; возрастает потребность в осмыслении прошлого опыта, его движения в истории, в системном формировании перспектив развития. В это время обостряется необходимость в построении социально-исторических систем в виде целостных образований, сведении их к внутреннему единству, установлении соотношения между ними в пространственно-временной перспективе, т.е. в том, что определяет сущность идеологии государства.

При определении стратегии и тактики любого современного государства нельзя не учитывать, что в нынешних условиях происходит постоянное и непрерывное усложнение процессов его жизнедеятельности и развития, разнообразнее становятся общественные структуры, в рамках которых протекает жизнь человека, ширится вариативность развития человеческой цивилизации, распространяются возможности политического и идейного выбора народа. В одном и том же обществе одновременно находят проявление элементы индивидуального и общечеловеческого, древнего и современного, старого и нового. Но в то же время приоритетным является самобытность народа, его право на такую самобытность.

Что касается общецивилизационных проблем в условиях отдельного государства, то они всегда решались и впредь будут успешно решаться лишь тогда, когда в этом будет заинтересован народ именно этого государства. Общечеловеческие ценности нельзя искусственно выхватывать из реального контекста национальных, геополитических и народных интересов общества. В противном случае они могут стать не столько созидающими, сколько разрушающими как в области социально – экономических отношений, так и в идеологической сфере. Необдуманно внедряемые в конце прошлого столетия в общественное сознание идеи перестройки, ускорение, искусственное выпячивание человеческого фактора и бездумное навязывание общечеловеческих ценностей и т.д. на практике явились лишь иллюзиями мировоззренческого обновления и сыграли разрушительную роль. Отсюда весьма важной является задача объективного осмысления нынешней цивилизации, формирования конструктивного, созидательного мировоззрения, но, прежде всего, на базе духовных основ своего народа, всестороннего анализа и синтеза особенностей его исторического развития, характера проблем, принципов становления и развития, содержания стоящих перед ним целей.

Весьма важно усвоить самую структуру мировоззрения, определить слагаемые, которые характеризуют отношение человека к определяющей действительности и выступают в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Эти слагаемые не могут не учитываться и при определении содержания идеологии белорусского государства.

Идеология белорусского государства определяется совокупностью многих факторов, подобных почве, на которой способны произрастать семена нового, сохранившего свою природу, но соответствующего новым реалиям. Важно в дальнейшем четко определить, что возможно высевать на эту почву, чем и как подкармливать, чтобы она стала более благодатной и плодоносящей. При этом следует, подобно удобрению почвы, соблюсти рациональные пропорции ее полезных, живительных компонентов, дабы не допустить нежелательных перекосов, когда недостаток или излишество одних элементов при недостатке иных приводит к негативному результату.

При организации идеологической работы важно как можно более полно учитывать особенности менталитета белорусов, который активно влияет на ситуацию в государстве.

Одним из таких движущих факторов является отношение белорусов к государству. Глубокий анализ, обобщение результатов многочисленных социологических исследований и многолетних наблюдений позволяет сделать вывод, что значительная часть белорусов не всегда отождествляет себя с государством. Государственная власть для большинства их как бы внешняя, в не внутренняя потребность. Государство для них – это «они». Белорусы слабо еще воспринимают тезис, что государство – это «мы».

Такие настроения особенно проявляются в период предвыборных кампаний. Без преувеличения можно сказать, что без серьезной организационной и агитационной работы результаты этих кампаний могли бы оказаться малопредсказуемыми.

В то же время у белорусов отчетливо проявляется надежда на государственную власть, ожидание от нее защиты от неурядиц, конфликтов и несправедливости. Об этом свидетельствуют многочисленные письма и иные обращения граждан в различные государственные органы.

У белорусов есть дар дисциплинированности, ответственности перед коллективом, способность и желание жить в коллективе, интересами коллектива, подчиняться ему, быть от него зависимым, получать поддержку. Коллективизм – это, можно сказать, национальное, то, что в крови белорусов. Это то, что следует сохранять и укреплять. Исключительная роль здесь принадлежит идеологии. В коллективе – учебном, трудовом, производственном – должен быть центр идеологической работы. Именно коллектив должен стать главным объектом идеологического, пропагандистского воздействия. Здесь, в первую очередь, каждый гражданин должен получать достаточную и наиболее полную информацию о государственной политике, ощутить себя полноправной частицей государства и общества, сознательно, по убеждению выполнять свои гражданские и профессиональные обязанности.

Есть еще определенная часть белорусов, которые порой излишне уповают и надеются на что-то внешнее, что должно их материально обеспечивать, поднимать и спасать, делать все для воспитания и нравственного здоровья людей. С одной стороны, государство не должно уходить от проблем конкретного человека, но одновременно призвано нацеливать людей на то, что решение их личных проблем всецело зависит от их самих, от их инициативы и предприимчивости.

У значительной части белорусов отсутствует выпячивание собственного «я», стремление поставить себя над другими, себе подобными. В трудах отдельных литераторов и политиков это качество белорусских граждан нередко трактуется как безыдейность, беспринципность, равнодушие к добру и злу. Это глубокое заблуждение, основанное на незнании и неспособности понять внутреннее содержание и истоки характера белоруса, на неумении видеть эти качества в комплексе, в динамике.

Наше несомненное преимущество в том, что в Беларуси, в отличие от многих западных стран, не растрачена традиционность, сохранилась мораль аскетичности, материального ограничения в интересах общества и человечества. С другой стороны, важна также сохранившаяся и активно подпитываемая настроенность самой власти видеть в народе не объект извлечения для себя выгоды, а исторический суверен, объект своей благотворительной воли, преломленной через ответственность перед народом, что является одним из важнейших достижений прежней системы.

В обществе удалось сохранить идеи патриотизма, преданности людей своей Родине. Сегодня это качество также необходимо как мощное оружие на пути системной трансформации страны, укрепления позиций ее экономики, науки, образования, культуры, нравственного и духовного исцеления народа.

В натуре белоруса проявляется сочетание дисциплины со стремлением к свободе. Личную свободу он чаще всего воспринимает как осознанную необходимость. В трактовке ее весьма неприхотлив, чаще всего замыкает в рамки семейных отношений. Жалуясь на ограничение свободы, в то же время внутренне считает себя свободным, даже перед лицом высшей власти. Здесь он весьма консервативен, предпочитает скорее идею механического равенства, чем необузданной свободы.

Ограничение свободы для него всегда промежуточно. Он не приемлет свободу как проявление анархии и своеволия, всегда практичен, расчетлив и рассудителен. Для него предпочтительны тот руководитель и та власть, которые способны поддерживать в коллективе атмосферу дисциплины и ответсвенности, должный порядок, добиваться хороших конечных результатов даже весьма жесткими методами, даже если это связано с временным ограничением его личного интереса. В этом он видит гарантию своего материального интереса и удовлетворения.

В то же время у него явно проявляется недоверие к долговременным законам, на обязательность которых он чаще смотрит с точки зрения личной целесообразности, Об этом убедительно свидетельствует содержание обращений в Администрацию Президента. Часто обращаются туда даже в случаях, когда личный интерес входит в противоречие с законом. Настаивают на встрече с Президентом по вопросам отмены судебных решений, законов, решений органов общественных объединений и т.д., т.е. по вопросам, которые не входят в компетенцию Главы государства.

Белорус в основном не всегда поддерживает и понимает идею разделения функций ветвей государственной власти, по-своему выстраивает ее пирамиду. В его суждениях не просматриваются три ветви государственной власти. Для него власть едина, и иное он не всегда приемлет. К примеру, к депутатам Палаты представителей и местных представительных органов готов предъявлять требования, которые входят в компетенцию органов исполнительной власти, а от исполкомов требует наведения порядка в судах и профсоюзах.

Средний белорус считает себя религиозным, ограниченным в поведении и своих действиях определенными канонами; но в целом он свободен от религии, склонен к ее ироничному восприятию. Верующий белорус думает, что за него все сделает Бог, неверующий – больше надеется на себя и на социальную среду. Если можно так выразиться, белорус ленив в своей религиозности. В нем больше от язычества, чем от христианства. Подобно лучшим языческим традициям, он ищет, что должен сделать сам, чтобы и ему смог помочь Бог. Он склонен научиться познавать себя и природу; во взаимоотношении с ней, без посторонней, внешней помощи решать свои проблемы.

В его репертуаре множество анекдотов о Боге, попах, дьяках, монахах и прочих священнослужителях; но он свято чтит поддерживаемые человечеством религиозные каноны и традиции, уважительно относится к христианским ценностям, празднованиям, приметам.

Белорус в то же время настроен против модничанья в отношении религии, решителен, когда дело касается разжигания религиозной враждебности, противостояния или выпячивания интересов различных конфессий. Чисто человеческие отношения для него выше божественных, тем более чисто церковных наставлений.

В своей жизненной ориентации он лично не стремится к святости, в то же время благоговеет перед ней. Не в этом ли причина того, что он в большей своей массе не хочет властвовать, брать на себя бремя власти, а отдает себя во властвование другим. Конечно, не проявляя при этом безразличия. Весьма категоричен в оценках личных качеств и способностей руководителя, какую бы нишу в государстве тот не занимал.

Для белоруса одинаково неприемлемы как излишняя ангельская святость, так и крайняя низость, звериная жестокость и грубость. Он всегда на стороне справедливости.

Белорус по натуре своей стремится к тому, чтобы его будущее было предсказуемым, а общество – гарантированно стабильным. Он всегда будет поддерживать ту власть, которая не допустит крайностей в политике, даст ему устойчивую возможность самому решать свои проблемы – экономические, социальные, воспитательные, межличностные. Но он способен отделить зерна от плевел, проявляет достаточно твердую позицию, когда у руководителя слова расходятся с делом, когда тот не оправдывает надежд и не способен реализовать данные однажды обещания.

Душа белоруса не отравлена золотым тельцом. Он поэтому по – своему отрицательно воспринимает буржуазность. Отсюда в основном негативное отношение белорусов к процессам приватизации и излишнему обогащению отдельных личностей. Тем более, если это обогащение сопряжено с обнищанием, горем и страданиями других людей. В нем органически заложено одобрение общества равных возможностей, стремление к нему. В его натуре нет власти буржуазных условностей, семейного мещанства, зацикленности на местных жизненных нормативах.

В то же время белорус редко когда бывает удовлетворен настоящим. Он, скорее, странник, искатель, мечтатель до прожектерства. Он гуманист, в то же время неспособный повторить западный гуманизм, так как он ушел дальше его Гуманизм белоруса выше и чище. И это качество нельзя не учитывать.

Средний белорус чаще всего отождествляет себя с русским. В национальной стихии его есть российское бескорыстие и бесшабашность натуры. Не для него русофобия, прикрываемая необходимостью защиты белорусского языка, и разглагольствования и возможности потери суверенитета.

В основной своей массе у него нет проблем с выбором языка общения. Его особенность в том, что в нем заложена внутренняя белорусскость, которой он и не пытается противостоять. Он думает по - белоруски. Говорит в основном русскими словами, но по – белоруски. В речи его органически заложены белорусские черточки, неповторимые и неподражаемые. Отсюда очевидно, что тот из белорусов, кто переходит в общении на белорусский язык, делает это безупречно, так как это в основном диктуется его внутренней природой.

В то же время свою белорусскость наш гражданин никогда не будет выпячивать. Национализма гнушается, агрессивно его отвергает. Однако он не приемлет и попыток со стороны зарубежных «варягов» учить его и поучать. В своих проблемах он намерен разбираться сам.

Испытав горе и страдания военного лихолетья, он не «замкнулся в свою скорлупу», не «закусил удила», готов поддерживать нормальные человеческие отношения с народами тех стран, от которых исходила война. Он с пониманием относится к предложениям об упорядочении захоронений бывших немецких солдат, готов оказать в этом необходимое содействие.

В то же время он ни под каким предлогом не может воспринять военную агрессию против стран и народов, будь то бомбардировки в Югославии, вторжение в Ирак, или угрозы Ирану, напряжение ситуации в любой иной точке планеты. Решение военным путем любых проблем вызывает в нем внутреннее отторжение. Это, конечно, не касается вопросов защиты государства и внутренних государственных интересов. Недальновидно поступает та часть внутренней оппозиции, которая думает и действует в ином направлении, пытается навязать белорусскому народу иное мнение.

Белорус – мистически чуткий, способный прислушиваться не только к своему внутреннему голосу, но и к тем, кто идет к нему с открытой душой. Он хорошо понимает себе подобных и готов в любую минуту прийти им на помощь. Соборность – его отличительная черта. Человеческое в нем господствует над природным и внешним, а не наоборот. В нем легко воплощается дух новой жизни и новых откровений. Он всегда готов поддержать независимую государственную политику, органически против тех, кто унизительно толкает страну на сомнительный путь развития, чаще всего по западным рецептам.

Однако нельзя исключать и возможность белоруса переходить на крайности. В экстремальных условиях он способен быть грубым, становиться бесконтрольным и неудержимым, переходить грань и выходить на необузданное подчинение внешним факторам, за рамки присущей ему самобытности, духовной независимости. Важно целенаправленно делать все необходимое, чтобы стряхнуть с него пассивность, разбудить в нем мужественные силы и способность действовать в соответствии с логикой жизни.

Он ревностно относится к вопросам социальной справедливости, равенства всех перед законом независимо от положения в обществе, финансового, материального состояния. Для него неприемлемы и трудно воспринимаемы всякие ущемления и даже нововведения в вопросах платной медицины, образования, необоснованной поддержки отдельных категорий граждан, тем более, если для этого нет веских оснований.

Важно также иметь в виду, что сегодня в составе белорусского народа есть люди и иных национальностей, которые хорошо понимают и воспринимают государственную идеологию, находят свою достойную нишу среди белорусов; поэтому идеология, в которой нуждается общество, белорусский народ, не может замыкаться в национальные рамки.

В целом ныне необходимы глубокое осмысление происходящего, вера в разум, в смысл человеческой истории, в человеческую свободу, в возможность преобразования личности на разумных началах, в перспективу своей страны, в светлое будущее своих детей и внуков, в примирение человечества на разумной и взаимоприемлемой основе.

Вопросы семинара.

1. Понятие государственности и ее становление на белорусских землях – составная часть национально-государственной идеологии.

2. Социокультурные идеалы и базисные ценности – важнейшая составляющая идеологии белорусского государства.

3. Белорусская национальная идея – духовная основа идеологии государства.

4. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства.

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 423. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия