Средства перехода
Агнес использовала целый ряд известных приемов, чтобы скрыть от нас определенную информацию. Особенно активно она использовала эвфемизм — превращая то, о чем она говорила, в нечто значительно более привлекательное, ценное и приятное, чем это было в действительности. Приведу несколько примеров: данное Агнес описание своей первой работы, на которую она устроилась после возвращения из Мидвест-сити, мало чем отличалось от пустого словоблудия. «О, все было просто великолепно»; «Это была лучшая работа в моей жизни»; «Все были так милы; обстановка была такой дружеской»; «Я до сих пор переписываюсь со всеми девушками с той работы»; «Все было очень весело»; «Все просто излучали дружелюбие и радость». В своем рассказе Агнес обошла описание конкретных должностных обязанностей. Когда мы стали настаивать, она заявила, что «вообще» не находит их интересной темой для беседы. Кроме того, как мы заметили, Агнес акцентировала женский аспект своей биографии и всячески избегала упоминания того, что воспитывалась как мальчик. Еще один способ утаивания информации состоял в том, чтобы говорить общими фразами, использовать намеки или осторожные, безличные ссылки и безличные предложения. Мы пришли к пониманию того, что именно это делала Агнес, когда в нашем представлении была «уклончива». Еще один излюбленный прием заключался в том, чтобы притвориться несведущей в теме разговора или отрицать, что нечто сказанное ранее действительно было сказано. Когда обсуждение того, о чем ей не хотелось говорить, становилось неизбежным, Агнес использовала то, что мы назвали «легализмами». Она отвечала и утверждала, что отвечает на буквальный смысл слов и вопроса. Либо, если я предлагал ей вспомнить, что она говорила ранее, она настаивала на дословном восстановлении сказанного. Одним из излюбленных приемов было прежде чем дать ответ позволить другим людям, и во многих случаях мне самому, взять инициативу в свои руки и посмотреть, куда это все приведет. Агнес давала возможность окружающим внушать ей ответы, ожидаемые на ими же заданные вопросы. Порой Агнес выдавала себя, интересуясь в разговоре, «нормальный» ли, с моей точки зрения, она дала ответ. Во многих ситуациях, когда у нее было достаточно информации, она заранее планировала варианты развития событий и определяла условия выбора одной или другой линии поведения еще до осуществления выбора. Например, думая о том, как уклониться от медицинского обследования, если врач заявит о необходимости осмотреть половые органы, Агнес заранее рассмотрела различные варианты обоснования отказа. Она сказала: «Меня никогда не осматривал врач, и надеюсь, этого никогда не случится». Я спросил Агнес, как, по ее мнению, отреагировал бы врач, если бы она не позволила ему осмотреть ее половые органы. «Думаю, он бы зафиксировал это как нечто вроде идиосинкразии», — ответила она. Когда это было возможно, и особенно когда речь шла о важных выигрышах и риске, Агнес заранее продумывала ситуацию. Она пыталась заранее разузнать о рискованных ситуациях. Например, ей очень хотелось попасть на государственную службу, однако она боялась, что медицинский осмотр при приеме на работу в государственные органы будет очень тщательным. Она вспомнила, что хозяин квартиры, которую она снимала, пожарный, должен был проходить эту процедуру, и попыталась узнать у него подробности. Агнес хотела уклониться от объяснения своих опасений по поводу прохождения процедуры обследования; «Он не понимал, о чем я в действительности расспрашиваю его относительно моей проблемы. Я задавала вопросы как бы между прочим. Я говорила что-то вроде — тебе нужно было пройти медицинское обследование, правда? Он отвечал — да. Я говорила: в самом деле? И что это за обследование? Серьезное? Они пытались узнать, насколько ты благополучен? Нет, отвечал он, все было не так серьезно. Это было не очень глубокое обследование». Агнес особенно хорошо удавалось предоставлять информацию, которая мешала собеседнику предположить, что Агнес воспитывалась как мальчик. «Откровенно говоря, я не хочу, чтобы кто-то меня проверял. Проверял, я имею в виду, выяснял мое прошлое... Не думаю, что это возможно, конечно, если они не выяснят что-то о том времени, когда я была моложе, но...» Поэтому при устройстве на работу Агнес уклонялась от предоставления информации, которая бы побудила работодателя «проверить» ее. Она описала процедуру заполнения анкеты при приеме на работу следующим образом: «На вопрос "Делали ли вам серьезные операции?" я всегда отвечаю "Нет". "Есть ли у вас какие-либо физические недостатки?" Я всегда отвечаю "Нет". "Не будете ли вы против тщательного медосмотра?" Я всегда отвечаю "Нет". Я говорю, что не имею ничего против, поскольку если бы я отказалась, это отметили бы в анкете и, возможно, потребовали бы объяснений. Поэтому я стараюсь этого избегать, чтобы не привлекать к себе внимание. Если бы я начала делать что-то подобное, то, наверное, оказалась бы в гораздо худшей ситуации. Я имею в виду, тогда было бы труднее найти работу и всякое другое в том же духе. В любом случае, не думаю, что мне стоит быть откровенной в таких вопросах». Агнесс так резюмировала свою позицию: «Мне нужно постоянно немножко привирать, но это ложь во спасение, и я думаю, что она... она необходима и должна быть необходима, чтобы достичь результатов». В одних случаях эта ложь во спасение была заранее продумана, в других — становилась импровизацией. Что касается ответов на вопросы анкет при устройстве на работу, они отличались некоторыми особенностями: 1) Агнес выбирала те ответы, которые, по ее мнению, не должны требовать дальнейших объяснений; 2) ответы хотя и содержали ложные сведения о ней, по сути были ответами, подходящими для типичной машинистки, какой себя преподносила Агнес, ответами, создающими ожидания, которые она надеялась оправдать при приеме на работу; 3) Агнес полагалась на свою способность сымпровизировать удовлетворительное объяснение для любых обнаруженных несоответствий. Агнес хорошо знала и чутко реагировала на конвенциональные ожидания в чрезвычайно широком круге повседневных ситуаций, с которыми ей приходилось сталкиваться: «я всегда сознаю», что может произойти. Присущее Агнсс сознание обыденной, ничем не примечательной работы социальных структур, а также ее заинтересованность и готовность рассматривать их как основания для своих собственных действий придают действиям Агнес «манипулятивный» оттенок. Используя формулировку Парсонса, отдавая себе отчет в присущих ситуациям стабильных вероятностях, Агнес очевидно придавала наибольшую значимость полю «адаптации». Перед Агнес неизменно стояла задача исключения смешивания атрибутов естественной женщины с альтернативными атрибутами мужчины, гомосексуалиста и т. п. Особенно часто ощущение двусмысленности возникало в разговорах Агнес с врачами и со мной. Агнес все время порывалась «исправить», «вывести из заблуждения» собеседника, замечания которого могли быть достаточно нейтральны, но воспринимались Агнес как намеренные или ненамеренные, неприятные для нее инсинуации, намеки на то, что она ненастоящая женщина, «фрик», гомосексуалист, ненормальная и т. п. Единственно верным выбором, безусловно, была естественная женщина. Агнсс постоянно настаивала на том, чтобы я «правильной ее понял». Не раз она утверждала, что я заблуждаюсь, мотивируя это тем, что основной смысл искажается неверным подтекстом. Например, я как-то проанализировал некоторые материалы, в которых Агнес рассказывата о своих впечатлениях от жизни со своей приятельницей в Лос-Анджелесе и от их первых совместных вечеринок. Агнес сказала: «Мне казалось, что окружающие воспринимали меня как совершенно нормальную и естественную, и это вызвало естественное чувство удовлетворения от того, что меня так воспринимают». — «Ты имеешь в виду, что к тебе относились как к женщине?» — обобщил я. «Не как к женщине. Ко мне относились совершенно нормально, не видя во мне ничего необычного», — ответила Агнес. Когда бы в разговоре с Агнсс я ни использовал выражение «вести себя как женщина», в ответе в том или ином варианте присутствовала тема: я и есть женщина, но другие бы неправильно поняли, если бы узнали, как меня воспитывали или что у меня находится между ног. Требование, чтобы я говорил об Агнес как о нормальной женщине, сопровождалось еще одним требованием: «Я хочу, чтобы вы правильно меня поняли». Например, «Я не испытывала уверенности, поскольку я должна была вести себя нормально. Я не могла вести себя иначе». Или дело было не в том, что первая вечеринка с приятельницей была «особенно приятна». Я охарактеризовал это событие как особенно приятное, на что получил резкий ответ: «Что вы имеете в виду? Это не было особенно приятно. Я сказала, что впервые в жизни веселилась, вышла в свет, развлекалась... Ничего особенно приятного. Все было, я бы сказала, естественно/» Еще один момент, который волновал Агнес в связи с ее желанием, чтобы я все правильно понимал, был связан с моими записями. Однажды она спросила, что я записываю и, по-видимому, была смущена тем фактом, что беседы с ней фиксировались, хотя дискомфорт исчез 12-2588 уже через четыре-пять сеансов. Подумав немного, Агнес, казалось, согласилась на ведение записей, сказав: «Конечно, вы всегда можете вернуться к своим записям и что-нибудь исправить в них. Каким бы умным ни был человек, он может неправильно понять слова другого, если они сказаны без надлежащих разъяснений. Сказанное может иметь отношение к делу. Наверное, другие врачи захотят послушать эти разговоры и там, где есть что-то подобное, они могут... использовать это». Наконец, Агнес буквально не позволяла мне «неправильно понимать» объясняемые ею «причины» и «мотивы» своих действий. Она также стремилась сохранить контраст между своей биографией и планами на будущее и тем, как они могли предстать в художественной литературе, играх, притворстве, маскараде, предположениях, простом теоретизировании и т. п. Возможно, Агнес сама ощущала, что дальнейшие интерпретации будут связаны между собой событиями прошлого, установленными в обоюдно известной истории ее взаимодействия с тем или иным человеком, и, конечно, в особенности в истории взаимодействия с врачами и с Биллом, Во взаимодействии с нами возможность «неправильного понимания» создавала не только риск неблагоприятного решения в связи с операцией, но и благодаря установленным доверительным отношениям угрозу предательства. В наших с нею беседах Агнес неоднократно подчеркивала, что «беззаботность», под которой она подразумевала демонстрирование непринужденности, была результатом тренировок. Она не раз говорила о выработанной «беззаботности». «Все выглядит так, будто ты очень беззаботна, но когда следишь за тем, что происходит вокруг, это нельзя назвать беззаботностью». Агнес подчеркивала важность демонстрирования непринужденности при сохранении внутренней бдительности. Когда я заметил: «То есть, хотя может казаться, что ты непринужденна, в действительности это не так, ты не чувствуешь себя непринужденно. Ты это имела в виду?» — она ответила: «Не совсем. Я чувствую себя непринужденно в том смысле, что я чувствую себя нормально, естественно и тому подобное, но я сознаю... что я... должна быть осторожна. Но не забывайте, при этом я остаюсь нормальной девушкой», — добавила она. Как тактику, сопутствующую отработанной беззаботности, Агнес упомянула стремление избегать каких бы то ни было тестов и, когда это возможно, заранее оценивать трудность и шансы на успех в выполнении теста, который ей могут предложить. Агнес явно старалась уклониться от любых испытаний, которые, по ее мнению, могла не пройти.
|