Жизненные обстоятельства
Обстоятельства Агнес были примечательны тем, что арена событий прошлого и будущего увязывалась с часами и датами и регулировалась ими. Ее будущее было датированным будущим, в частности, потому, что ее настоящие действия и обстоятельства были наполнены предвосхищением избавления от «ее проблемы», которое должно было произойти к некому конкретному моменту. То, что долгие годы этот момент не был установлен, ни в коей мере не умаляет определенности этого будущего, несмотря на то что конкретная календарная дата оставалась неизвестной. Посредством специфического поведения Агнес должна была не только освоить эту арену, но и установить свою нравственную ценность. Для нее нравственно достойный человек и «естественная, нормальная женщина» были тождественны. При выполнении работы, в любовных делах, стремлении выйти замуж, выборе приятелей, регулировании отношений с друзьями и родственниками из Нортвест-сити задача достижения статуса нормальной естественной женщины должна была быть реализована в конкретный срок, в конкретные временные рамки, к конкретному моменту. Наверное, ни в чем это не проявлялось так ярко, как в ссорах, предшествовавших признанию перед Биллом, а также в проблемах с заживанием нового влагалища, ставших центральным моментом в постоперационной депрессии. Агнес вновь и вновь оценивала себя, постоянно сравнивая ожидаемые и реальные результаты, стараясь достичь соразмерности и стабильности различий между ними. Агнес прилагала большие усилия к тому, чтобы путем концептуальной репрезентации и практического освоения поставить под контроль как можно больше сфер жизни. Ожидания в тех сферах жизни, которые для людей, в большей мере способных воспринимать свою нормальную половую принадлежность как нечто само собой разумеющееся, не были связаны с критической оценкой и анализом «знаний категории здравого смысла» общества, для Агнес были делом активного и критического размышления, а результаты этого размышления были связаны с высшими уровнями ее иерархии планов. Содержание биографии и планов на будущее было жестко структурировано в соответствии с его значимостью в отношении к достигнутому статусу естественной женщины. Агнес действительно было трудно найти такую область, которая бы не могла путем несложных умозаключения стать значимой в отношении поставленной цели. Агнес была щепетильна в своем отношении к личному прошлому, настоящему и будущему. Она рассуждала следующим образом: я пережила ужасные годы в старших классах, в детстве у меня не было друзей, меня воспитывали как мальчика, у меня такое лицо и такая грудь, я назначаю свидания и провожу время с подругами так же, как это делают нормальные девушки, я потеряла семнадцать лет из-за того, что окружающие не понимали, что мой пенис — это ошибка природы, и отказывались что-либо предпринимать, поэтому я заслуживаю статуса, который, к несчастью, мне приходится требовать. Для Агнес вероятность отношения к себе как к естественной, нормальной женщине была вероятностью нравственного порядка. Она оценивала свои шансы в категориях достойности и виновности. Ей было неприятна мысль, что перечень подобных факторов может охарактеризовать лишь вероятность того, что она «женщина». В отношении ее прошлого и ожидаемого подтверждения ее претензий исправление ее состояния носило характер нравственной необходимости. Ей был нужен некий план и некое объяснение того, что уже случилось, а также того, чем все закончится. Агнес было трудно воспринимать что-либо в его отношении к «ее проблеме» как случайность. В происходящем она стремилась отыскать закономерности и разумные основания. Происходящее вокруг Агнес содержало в себе в качестве инвариантных свойств способность реально или потенциально повлиять на нее и поддаться ее влиянию. Назвать это эгоцентризмом было бы серьезной ошибкой. Для Агнес убежденность в том, что она правильно и реалистично понимает закономерности происходящего вокруг нее, подразумевала уверенность в том, что ее оценки подлежат проверке без отказа от значимости того, что она знала, того, что она воспринимала как факт, предположение, догадку и иллюзию вследствие особенностей ее организма и социальных позиций в реальном мире. Повседневные события и причинно-следственные взаимосвязи между ними отнюдь не представляли для Агнес теоретического интереса. Возможность иного вйдения мира, «просто посмотреть, куда все это приведет» — специфическое абстрагирование от релевантностей и их переструктурирование, широко используемое учеными-теоретиками, — была для Агнес лишь забавой; как она выразилась, «пустыми словами». Когда ей предлагали посмотреть на мир несколько иначе, предложение оказывалось равносильным призыву участвовать в чем-то угрожающем и невыносимом. Агнес нисколько не стремилась активно изменять «социальную систему». Напротив, она видела выход в приспособлении к ней. Настрой Агнес никак нельзя назвать революционным или утопичным. Она не служила какому-то «делу» и избегала таких «дел» в отличие от многих гомосексуалистов, пытающихся переучить враждебное окружение, найти в нем свидетельства того, что оно не таково, каким представляется, а содержит в скрытом виде те же типы, по отношению к которым оно действует враждебно и осуждающе. Вызов системе был для Агнес бессмысленным риском. Она хотела попасть в систему. Просто «комитет по проверке полномочий» совершил ошибку. Время играло особую роль, конституируя для Агнес значимость настоящей ситуации. Что касается прошлого, мы отмечаем у Агнес явную тенденцию к историзации, созданию и презентации социально приемлемой биографии. Мы уже отмечали тот факт, что выбор, кодирование и логическое упорядочивание различных элементов привело к созданию биографии, которая была настолько последовательно «женской*, что мы остались без ответа на ряд важных вопросов. Два года напряженной деятельности в роли женщины позволили Агнес получить богатый опыт, который использовался в процессе историзации. Отношение Агнес к собственной истории требовало постоянного пересмотра тянущегося за нею шлейфа событий прошлого в поиске фактов, подтверждающих и укрепляющих ее нынешнюю ценность и нынешние устремления. Агнес прежде всею была человеком с историей. Или, точнее, она умело, последовательно и тенденциозно занималась иеторизацией. В плане будущего обращает на себя внимание то, что ожидания Агнес были ожиданиями определенной временной последовательности событий. В этом отношении существовал трудновыносимый «зазор». Именно хронологические характеристики служили для Агнес источником информации о событиях. События не могли «просто происходить». Они происходили с определенной скоростью, имели определенную продолжительность, этапы, и именно на это обращала внимание Агнес как на параметры их смысла и признаки, позволяющие понять, «каковы они на самом деле». Агнес мало интересовали события как таковые, вне их временных характеристик, таких как скорость, продолжительность, этапность. Отличительной чертой «реализма» Агнес было то, что она воспринимала окружающее с ожиданием запланированной последовательности событий. Нас поразила точность и объем памяти Агнес. Во многом это впечатление происходило из той легкости, с какой она датировала события и восстанавливала их четкую хронологию. Подобная ориентация была призвана придать событиям прошлого и ожидаемого будущего статус средств достижения цели, а актуальному опыту — целенаправленный характер. С почти удивительной легкостью настоящее положение дел, воспринимаемое как нечто само собой разумеющееся, могло трансформироваться в одну из проблематичных возможностей. Даже незначительные отклонения от того, что ожидала и на что рассчитывала Агнес, могло иметь для нее чрезвычайно положительные или о1грицательные последствия. Агнес достигла в лучшем случае нестабильной рутинности повседневной деятельности. Можно было бы предположить, что ее заинтересованность в практической проверке, рассудительность, расчетливость и т. п. сопровождались использованием объективных норм для оценки точности и реалистичности своих решений, т. е. что она знала, что говорила, и что ее заявления соответствовали действительности. Однако это было не так. Агнес не оценивала точность и реалистичность своих решения на основании объективных, логических правил. Ее правила доказательности носили значительно более социально детерминированный характер. Их можно резюмировать следующим образом: я права или не права в зависимости от того, кто со мной согласен. Проверяя и констатируя различия между тем, что она называла «подлинными фактами», и тем, что она считала «лишь видимостью», она ориентировалась прежде всего на мнение лиц, превосходящих ее по статусу. Быть правой или ошибаться означало для Агнес быть по существу правой или неправой. В вопросах, касающихся шансов на реализацию права на статус естественной, нормальной женщины, Агнес редко прибегала к понятию меры неправоты. Для нее правильность оценки событий была связана с возможностью подтверждения общественностью в том смысле, что другие люди, по типу сходные с нею (т. е. нормальные женщины), воспринимали бы эти события точно так же, как она. Агнес не доверяла характеристике, если ее смысл оказывался специфичен, индивидуален в ее отношении, и опасалась подобной интерпретации как нереалистичной. Желая подчеркнуть реальность событий — опасаясь догадок и не доверяя им, — Агнес настаивала на том, что реальными являются события, могущие быть подтвержденными лицами, оказавшимися в сходных обстоятельствах. В сходных обстоятельствах означало в положении нормальной женщины. Хотя Агнес допускала, что в мире есть люди с такими же, как у нее, проблемами, не с ними и не с нормальными женщинами существовало взаимопонимание, основанное на взаимозаменяемости позиций. «Никто, — утверждала Агнес, — не может по-настоящему понять, через что мне пришлось пройти». Оценивая объективность своих представлений о себе и других людях, Агнес прежде всего считала и старалась воспринимать как нечто само собой разумеющееся то, что она нормальна, что она как все.
|