Рост общины собственными усилиями
Итак, что же означают слова "Рост общины собственными усилиями"? Посмотрите внимательно на картинку, на которой изображена тележка с квадратными колесами, доверху нагруженная круглыми. Эту тележку пытаются привести в движение 2 человека, что требует от них большой затраты времени и сил. Для меня данная иллюстрация является не просто карикатурой. Это пророческое описание состояния отдельных частей общины Иисуса Христа. Община движется вперед, однако этот процесс происходит очень медленно. В чём причина? Может быть, в сильном ветре, дующем прямо в лицо? Или в крутой горе, по которой приходится тащить тележку? Такие ответы часто соответствуют истине. Нам, христианам, зачастую в лицо дует сильный, порывистый ветер или крутая дорога, ведущая в гору, осложняет путь, по которому движется наша община. Однако эта иллюстрация наглядно показывает, что суть проблемы лежит в другом. Изменение внешних условий не может устранить все существующие препятствия. На этом примере наглядно показано, что Бог, со своей стороны, предоставляет нам все средства, необходимые для построения общины. Проблема состоит в том, что мы их просто не используем. Вместо того, чтобы прибегнуть уже к готовым методам, данным нам Богом, мы пытаемся изо всех сил тащить общину на собственных плечах. Именно этот процесс я называю "технократией общественного роста". Это не значит, что оба человека, изображённых на иллюстрации, являются малодуховными людьми. Их конечная цель — привести в движение общину — вполне понятна и оправдана. Однако методы, которые они используют для достижения этой цели, не соответствуют Божьему плану.
"Биотическая" альтернатива В основе этой книги лежит несколько иной подход к вопросу о построении общины. Процесс роста церквей мы называем "естественным" или "биотическим". Слово "биотический" означает ничто иное, как новое открытие закономерностей жизни (греч. "bios"), что значит привести в действие автоматические механизмы роста, с помощью которых Бог строит свою общину, вместо того, чтобы попытаться это сделать, полагаясь на собственные усилия. Краткое содержание пяти основных частей книги: в первых 4-х частях рассматриваются ответы на 4 основополагающих вопроса, касающихся построения общин. В 5-ой части обсуждается практическая роль 4-х элементов роста общин. Что означает понятие естественный рост общины"? "При составлении планов развития общины зачастую ориентируются только на плоды, а не на корни, благодаря которым они возникают." Почему процесс построения общины, который мы рассматриваем как альтернативу технократическому мышлению, называется "естественным ростом общины"? Слово "естественный" означает учиться у самой природы. Это значит учиться у Божьего творения, что в свою очередь подразумевает учиться у Бога-Творца. Чтобы нагляднее продемонстрировать этот принцип, я зачастую использую на семинарах фотографию, которую Вы видите в правом верхнем углу страницы. На ней показана закономерность органических процессов роста. Большинство авторов, описывающих рост общин, согласились бы со мной в том, что эта закономерность лежит также в основе роста общин. Однако некоторые популярные концепции являются недостаточными по своей глубине. Они значительно далеки от реальности, которая сокрыта глубоко под землей. Эту реальность определяют следующие факторы: состав почвы, темпы роста корней, функция червей. Возникает вопрос, почему происходит рост растений, изображённых на фотографии? Потому что заранее намечены определенные цели роста, ограниченные временными рамками: "До июня 1997 г. длина моего стебля должна увеличиться на 30 см"? Может быть, именно в этом кроется тайна роста. Тем самым, я хочу обратить Ваше внимание на то, что невозможно получить исчерпывающий ответ на поставленный вопрос до тех пор, пока мы не перестанем игнорировать реальное положение вещей.
Не является ли это "естественной теологией"? Далеко не все теологи однозначно рассматривают закономерность, наблюдаемую в природе как парадигму теологического мышления, на что есть определенные причины. Этот метод, для обозначения которого в теологическом языке используется термин "theologia naturalis", становится в высшей степени проблематичным, как только речь заходит о теологии в узком смысле слова, а именно о познании Бога. В конечном итоге все сводится к иллюзии, собственными силами познать Бога — без Иисуса Христа, без креста, без откровения. Хочется подчеркнуть, что говоря о естественном росте общины мы никак не имеем в виду процесс познания Бога. Прежде всего мы стремимся постичь принципы, лежащие в основе построения церкви. Исходя из вышесказанного, я считаю, что использование принципов творения является в этой связи не только правомерным, но и крайне необходимым. Примечательно, что в Новом Завете часто встречаются притчи, в которых приводятся примеры из природного мира. Как правило, эти притчи рассказывает сам Иисус, чтобы с их помощью показать закономерности, лежащие в основе Божьего царства: например, притча о полевых лилиях, всходах, растущих как бы сами по себе, горчичном зёрнышке, дереве и его плодах, законах посева и сбора урожая. Некоторые толкователи Библии объясняют частое использование таких примеров тем фактом, что слушатели Иисуса в основном были сельскими жителями, поэтому образный язык был им наиболее понятен. Однако я считаю такое объяснение недостаточным. Если бы Иисус жил на земле в наши дни, то маловероятно, что он стал бы использовать в своих притчах примеры из области компьютерной техники ("Царство Божие подобно программному обеспечению: информация, которая вводится в компьютер, автоматически выводится в обработанном виде"). Такого рода технократические примеры не отражают сущности жизненных процессов.
Учиться у "полевых лилий" Биотический принцип особенно показательно описан в Евангелии от Матвея в 6-ой главе 28-м стихе: "Посмотрите на полевые лилии, как они растут". Значение греческого слова "ка1а-mathete", переведённого на русский язык как "посмотрите", в греческом языке гораздо шире. Эта форма слова образована от глагола "manthano", что означает "учиться", "осматривать", "исследовать". Если в греческом языке приставка "Kata" стоит в на-ч:1лс какого-либо глагола, изначальное значение слова зачастую приобретают усилительный оттенок, что в данном конкретном случае означает: "тщательно изучать", "досконально исследовать", "рассмотреть до мельчайших подробностей". Что же мы должны так тщательно изучить? Очевидно, что речь здесь идёт не о красоте лилий, а о механизмах их роста.
Органический рост: некоторые программы развития общины недостаточны по своей глубине. При их составлении зачастую ориентируются на плоды, а не на корни, благодаря которым они возникают. Ключ - "биотический потенциал" При изучении Божьего творения и его функциональных механизмов всегда наталкиваются на явление, называемое учёными "биотическим потенциалом". Согласно определению из области экологии под биотическим потенциалом подразумевается "свойственная организму или виду способность размножаться и воспроизводить себе подобных". Основная функция кофейной машины заключается не в воспроизводстве новых кофейных машин, а в варке кофе. Совершенно другая картина наблюдается в природном мире, творении Божьем: кофейное дерево плодоносит кофейными зёрнами, из которых, в свою очередь, вырастают новые кофейные деревья. На этом примере показана сущность принципа, заложенного Богом в своё творение, поэтому он носит название божественного принципа творения. При рассмотрении естественных процессов необходимо обратить особое внимание на биотический потенциал. Несоответствие биотического потенциала росту, происходящему в естественных или лабораторных условиях, в области экологии называется "резистентностью окружающей среды". Наша задача заключается в том, чтобы сократить до минимума резистентность окружающей среды и направить процесс роста в естестненное русло.
|