Ответ спиритуалистов
В дискуссиях на эту тему затрагиваются, как правило, спорные вопросы как спиритуалистической, так и технократической структур мышления. В связи с тем, что согласно спиритуалистическому мышлению (организм) община немыслима как структурное образование, спиритуалисты по праву заявляют: "Нельзя управлять общиной как организмом!" Спиритуалистов-экстремистов вполне удовлетворяет такой ответ. Наряду с ними существует категория христиан (их большинство), представители которой не совсем согласны с этим утверждением и пытаются действовать в соответствии со своими принципами. Однако суть их действий до сих пор остается неясной. Спиритуалисты не принимают всерьез теологический самоанализ и в любой ситуации готовы сослаться на "тайну Господа". Ответ технократов Так как технократы признают существование общины как организации, в их представлении процесс развития общины должен быть управляемым. Однако никто из них до сих пор не отважился произнести этого утверждения. Тогда как на практике этот процесс однозначно считается управляемым, теория утверждает обратное. В конечном итоге утверждения как спиритуалистов, так и технократов сводятся примерно к одному: "Несмотря на то, что мы никак не может повлиять на процесс роста общины, тем не менее мы должны что-либо предпринять!" Такого рода парадоксы в действительности являются последствиями сравнения ошибочных структур мышления с тем, о чем написано в Библии. Ответ представителей течения естественного роста общины Представители этого течения зачастую ссылаются на слова Павла, с помощью которых Апостол попытался выразить связь человеческого и Божественного: "Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог" (1 Кор. 3:6). Из этих слов совершенно ясно, что каждый крестьянин может "делать", а что нет. Он может сажать, поливать, собирать урожая. То, что он не может — это "взрастить". Одновременно с этим он знает, от его работы зависит урожай. Из этого следует, что мы не в состоянии повлиять на количественный рост общины. Наша работа должна быть направлена на то, чтобы соотнести организационный полюс общины с Божьими принципами таким образом, чтобы органический полюс мог свободно и беспрепятственно развиваться. Именно в этом заключается значение стратегического принципа, лежащего в основе процесса роста общины.
Почему прагматизм заводит в тупик "Прагматики задают себе вопрос: как можно принести хороший плод, не тратя сил на посадку дерева." В таблице, помещенной справа, я постарался изобразить три существенных различия между процессом естественного роста общины и "классическое точкой зрения на рост общины". Как мы уже видели, наш принцип не основывается на философии, включающей в себя организационную парадигму. Мы также уже подчёркивали, что в рамках естественного роста общины цели её построения намечаются в области качества, а не количества. В этой главе я хотел бы рассмотреть третий отличительный признак, имеющий прямое отношение к первым двум, а именно: естественный рост общины исключает прагматический метод, и вместо него придерживается принципиального образа действий. Прежде чем приступить к критике прагматизма, необходимо понять, почему этот мотив проходит красной нитью через все важные литературные произведения на тему рост общины. Против чего же выступают представители этого течения — против широко распространенной в христианстве идеологии, согласно которой мы не имеем права спрашивать о результатах наших поступков. Некоторые, правда, употребляют слово "прагматический", подразумевая под ним совершенно другое понятие. Представителей течения роста общины всегда интересовал вопрос: "Каков будет результат наших действий?" Такая постановка вопроса вполне правомерна, потому что так задавать вопросы учил нас сам Иисус Христос.
|