Технологии видеосъемки
Базовые технологии съемки включают:точка съемки, движение камеры, последовательность киноповествования, выбор объектива, освещение на натуре и в павильоне, монтаж, звук в рекламном ролике. 1. Точка съемки. Съемочный период может идти параллельно с монтажным, поэтому, говоря об одном, неизбежно упоминаешь о другом. В маленьких съемочных группах роль оператора очень ответственна, так как ему часто приходится выступать и в качестве режиссера, уметь быстро реагировать на меняющуюся ситуацию. События, которые фиксирует оператор, динамично разворачиваются у него на глазах. В этих случаях он сам выбирает точки съемки, решает, когда начинать и когда ее заканчивать. Как универсальный специалист, он отвечает за то, чтобы снятый им материал легко монтировался, чтобы уже во время съемки были предусмотрены плавные монтажные переходы от одного плана к другому. Способность мысленно представить эпизод и каждый его план в той последовательности, в какой они появятся на экране, – важнейшее профессиональное качество режиссера и оператора. Рассмотрим вопрос изменения точек съемки. Сцены в фильме должны сменяться в логической последовательности: эпизод следовать за эпизодом, один ряд планов – за другим, представляя собой связное повествование. Как правило, оператор снимает большое количество разных планов. Меняя позиции съемочной камеры, собирая сюжет из отдельных кусков, оператор во многом копирует деятельность человеческого мозга, наши зрительные впечатления в реальной жизни. Следует помнить, что нельзя совершать необоснованные прыжки с одной точки на другую. Сцена, состоящая из ряда планов, оставит впечатление единого целого только в том случае, если она будет визуально логично выстроена. Слишком резкое изменение положения камеры, изменение угла съемки способно внести путаницу. Нужно следить за тем, чтобы зрители не утратили связи с увиденным прежде. Если произойдет переход с общего плана на деталь, на которой прежде не акцентировалось внимание, то зритель может растеряться, потому что утрачена логическая нить повествования. Необходимо сохранять у зрителя ощущение «географии» пространства, в котором происходит действие. 2. Движение камеры. Любое перемещение съемочной камеры должно подчиняться определенным законам. Если предполагается горизонтальное панорамирование либо движение камеры по вертикали, либо то и другое вместе, то незадолго до начала движения камеры и ненадолго после окончания движения изображение должно оставаться статичным. Это же правило действует при использовании объектива с переменным фокусным расстоянием, наездах на объект и отъездах от него. Другими словами, камера на мгновение замирает на месте, а затем движется, потом снова замирает. Этот закон применим при любой съемке. Тогда при монтаже переход на следующий план будет выглядеть естественным. Надо помнить, что для зрителя неприятен переход от статичного плана к следующему, снятому в движении, и наоборот. Столь же важно, чтобы в начале и конце движения камера фиксировала внимание на чем-то, представляющем безусловный интерес для зрителя. Оператор должен всегда точно знать еще до начала съемки, когда камера начнет двигаться и когда остановится. Заметим, что при наездах и отъездах, равно как и при съемках объективом с переменным фокусным расстоянием, важно, чтобы кадр был интересным не только по содержанию, но и выразительным по композиции. Движение по направлению к объекту должно начинаться с общего плана, строго продуманного с точки зрения композиции, и завершаться в достаточной близости от объекта, чтобы зритель мог рассмотреть детали. Нужно также иметь в виду еще одно обстоятельство. Если снимается панорама слева направо, то не совсем уместно тотчас акцентировать внимание на другой панораме, снятой в противоположном направлении. Те же правила относятся к перемещению камеры вверх и вниз. Не стоит злоупотреблять наездами и отъездами, постоянным метанием камеры в разные стороны. Малейшее перемещение или колебание камеры, зафиксированное во время съемки, при просмотре отснятого материала будет очевидно. Держать видеокамеру в руках неподвижно практически невозможно. Как бы ни старался оператор, при съемке изображение все равно подрагивает. Если обстоятельства позволяют, лучше применять штатив. Если штатива нет, как опору можно использовать парапет набережной, выступ стены, ограды, перила или дерево, на которое можно опереться плечом. При съемке с рук желательно задерживать дыхание. Готовясь к съемке, оператор обдумывает, как будет варьировать фокусное расстояние, применять разные углы зрения, ракурсы. Особенно тщательно снимаются крупные планы. Насыщение кадра элементами, полными значения, вынесение на первый план интересных деталей, изменение точек съемки, наблюдение камеры сверху и снизу за происходящим в кадре – все это помогает сделать экранное изображение живым. Слишком большое число общих и укрупненных средних планов, органически не связанных с сюжетом, сделает фильм слабым и посредственным. 3. Последовательность повествования. Снимая планы, между которыми нет временного разрыва, нужно придерживаться определенных правил. Персонажи, предметы в кадре должны находиться в одном и том же положении. Для того чтобы перейти со среднего плана на крупный в момент нужно снять действие дважды: первый раз на среднем плане и второй – на крупном. Когда к этапу монтажа накоплено достаточное количество планов одной мизансцены, режиссер может выбрать наиболее удачный момент перехода с одного плана к следующему. 4. Выбор объектива. Большинство современных видеокамер оснащено одним универсальным объективом с переменным фокусным расстоянием. С изменением фокусного расстояния меняется и характер изображения. Объективы с разным фокусным расстоянием дают и различное восприятие перспективы. Телеобъектив полезно применять в том случае, когда необходимо сократить перспективу изображения и создать впечатление тесноты, скученности предметов на экране. Снимая такой оптикой удаляющиеся или приближающиеся объекты, можно добиться эффекта замедленного движения, ибо масштабы движущегося объекта будут изменяться гораздо медленнее, чем при съемке нормальным объективом. С помощью телеоптики удается получить и трюковые кадры. Телеобъектив незаменим и при съемке пейзажей, например, захода солнца. Это будет впечатляющее зрелище! Он увеличит видимые масштабы небесного светила, создаст перспективу, близкую к естественной. При съемке такого кадра обычным объективом: солнце будет казаться совсем маленьким! Иной характер носят кадры, снятые широкоугольной оптикой – объективами с фокусным расстоянием короче нормального. В таких случаях на трансфокатор надевают насадку, и на экране создается эффект преувеличенной линейной перспективы. Широкоугольник незаменим при съемке в тесных помещениях, когда необходимо вместить в кадр большое пространство. Комната, снятая таким объективом, кажется гораздо большей, чем в действительности. При съемке пейзажей широкоугольная оптика позволяет усилить воздействие на воображение и чувства зрителя, создавая развернутые широкие и светлые панорамы, вызывая ощущение необъятности просторов. Широкоугольная оптика очень удобна для так называемой ракурсной съемки – умышленного перспективного сокращения предметов. Невысокое здание, снятое широкоугольником снизу, кажется гораздо выше, чем в действительности. Движение объекта под углом к кинокамере, снятое широкоугольником, словно ускоряется, поскольку при этом более резко изменяются масштабы передвигающегося предмета. Оптические приборы также различаются по характеру фотографического рисунка. Есть объективы, рисующие «жестко», преувеличенно резко, сухо, а есть «мягкие», которые придают изображению «теплый» лирический характер. Подавляющее большинство объективов работает довольно жестко. Если у оператора ограничен выбор, то предпочтение нужно отдать жестко работающей оптике. Резкорисующий объектив можно заставить «работать» мягко, а из «мягкого» сделать «жесткий» невозможно. Изменить характер рисунка можно оптическими насадками. Помещая перед объективом насадки из тонких сеток, можно менять резкость изображения, добиваться разных эффектов – тумана, воздушной дымки. 5. Освещение на натуре и в павильоне. Современному оператору приходится производить видеосъемку как при естественном, так и при искусственном освещении. В обоих случаях свет выполняет две функции. Первая – освещение, нужное для получения нормальной экспозиции, так как без достаточной освещенности снимать технически невозможно. Вторая функция света – создать необходимый эффект, соответствующий символике кадра и идее фильма. Умение управлять светом и тенью – это большое искусство, так как с их помощью выявляются форма, рисунок, тон и фактура снимаемого предмета. Солнце – основной источник естественного освещения. От его положения на небосклоне, от времени суток и состояния погоды зависит, как будут освещены объекты. По высоте солнца над горизонтом можно разделить дневную часть суток на периоды: сумерки – солнце находится ниже горизонта; восход и закат – солнце на высоте 0-15 °; дневное время – высота солнца 15-60 °; период зенита – высота солнца более 60 °. Если свет падает под углом 30-60 °, то одинаково освещены как горизонтальные, так и вертикальные плоскости. Когда солнце находится в зените, освещены горизонтальные поверхности предметов, а вертикальные находятся в тени. В сумерки ярче всего будет освещен участок неба над горизонтом. Во время восхода и на закате пейзаж освещается низко направленным светом, который приобретает оранжево-красный оттенок. Объекты отбрасывают длинные тени, ярко выражены светотеневые контрасты. Оператор должен научиться выбирать время съемок на натуре в соответствии с поставленными художественными задачами. Условия освещения при съемке на натуре зависят и от погоды: яркой, солнечной или пасмурной, туманной. В принципе при естественном свете можно снимать в любое время дня, при любой погоде и условиях освещения. Если у оператора есть возможность подготовиться, обдумать последовательность действий, тогда можно заранее наметить не только точки съемки и продумать композиции кадров, но и выбрать время, когда условия освещения будут наиболее благоприятными. Здания лучше снимать в полдень, когда архитектурные формы подчеркнуты контрастом света и тени. В облачную погоду рассеянный свет создает наиболее благоприятные условия для портретных съемок. Правильный выбор времени суток, погоды и условий освещения при съемке на натуре помогает получить выразительные и эффектные кадры. Поэтому очень часто в дополнение к естественному освещению используют искусственные источники света. Как правило, солнечный свет образует на лицах людей глубокие тени, которые подчас мешают отчетливо видеть глаза, сглаживают, изменяют фактуру кожи. В этих случаях пользуются расcеивателями, например, марлевой сеткой, натянутой на раму, тогда тени получаются мягкими, а изображение – не столь контрастным. Подобного эффекта добиваются и применением отражателей-подсветов. С их помощью уменьшается контраст, смягчаются тени на лице. Для освещения целых сцен недостаточно одного фронтального осветительного прибора, потому что в его свете лица выходят плоскими. Где свет, должна быть и тень. Не слишком глубокая, для видео — едва заметная, но моделирующая портрет. Поэтому для совершенной съемки в помещении требуется несколько прожекторов. В качестве прожекторов удобно использовать фотоосветители-рефлекторы на прищепке, в которых используются обычные лампочки. Лампы накаливания или приборы направленного света применяют для подсветов, а чаще для получения особых световых эффектов, имитации времени суток и световых условий, усиления светового фона. Осветительные приборы делятся на две основные группы: приборы рассеянного и направленного света. С их помощью во время съемок можно получить: основной рисующий свет; заполняющий свет; контровой свет; фоновый свет; моделирующий. Основной рисующий свет создает светотени, повышает контраст. Заполняющий – обеспечивает проработку деталей (без него не обойтись при съемке портрета крупным планом). Контровой – очерчивает контур объекта, отделяя его от фона. Моделирующий – подчеркивает объем и форму, детали лица и костюма. Фоновый свет необходим для освещенности фона. Приборы должны освещать объект под углом примерно 45 градусов, именно так мы обычно видим людей. При работе с цветным видео одной из основных задач является решение светового контраста. Исходя из практики, допустимо максимально контрастное соотношение 4:1, за исключением случаев, когда требуются специальные эффекты. Если это соотношение можно довести до 3:1 или даже до 2:1, то качество цветного изображения повысится. Снимая в интерьерах, мы часто сталкиваемся с тем, что дневного света, проникающего в помещения через окна, бывает недостаточно. Поэтому приходится прибегать к искусственному освещению. Использование трех и более источников света открывает перед оператором неограниченные возможности во время таких съемок. Более сложной является съемка со смешанным освещением на цветное видео. Когда съемочная площадка может быть освещена одновременно искусственным и естественным светом, оператор должен попытаться использовать один вид освещения. Если дневного света недостаточно, стоит организовать искусственное освещение. Но это не всегда возможно. В таком случае следует поставить синие фильтры на приборы с лампами накаливания, что даст приемлемое сочетание искусственного света с естественным. 6. Место съемки. Процесс съемки может происходить: на натуре; в интерьере; в экстерьере; в павильоне. Где интерьер – не оборудованное специально для кино-фото съемки помещение. А экстерьер – место где «интерьер» переходит в «натуру» например: (человек выходящий из дверей здания; человек, поднимающийся по трапу). Место съемки выбирается в зависимости от сюжета рекламного ролика, времени года, погоды, величины рекламного бюджета. Большое значение при съемке играет время суток. Классификация времени съемки: 1) Натура. День. 2) Натура. Ночь; 3) Натура. Утро – солнце только встало – низкое солнце. 4) Натура. Вечер – солнце садится – низкое солнце. 5) Режим – то короткое состояние природы, когда происходит закат или восход солнца, с небольшим «захлёстом». Сумерки. Варианты съемки: стационарная камера (статичная), панорамирующая со штатива камера, панорамирование с движением (камера на тележке) и т.п.
|