Тема 3. Виды и техники живописи (2 часа)
Монументальная живопись. Связь монументальной живописи и назначения архитектуры. Связь композиции с архитектурной формой. Сюжетно-жанровые особенности и их связь с архитектурой. Символика и иконография, зависящие от архитектурной формы. Связь выразительности стенописи и технико-технологических особенностей. Особенности фрески: прочность, работа по частям, невозможность исправлений, высветление колорита после высыхания. Выразительные особенности: простота, обобщённость, ясность, связь с плоскостью стены, монументальность. Отличие античной и ренессансной фрески. Роль подготовительных картонов. Особенности мозаики: оптическое смешение цветов, светоотражающие способности, иллюзия «парения», стойкость и яркость цвета. Прочность смальты и проблемы грунта. Разновидности мозаики. Античная мозаика, византийская мозаика. Зависимость блеска от степени шлифовки и от угла расположения элементов мозаики. Русская мозаика 18 в. Мозаика в искусстве модерна и 20 века. Связь с реальным освещением. Витраж и его свойства: связь с эффектами освещения, плоскостность, декоративность, роль контуров. Орнаментальные и фигурные композиции. Связь с цельным образом готического собора. Витраж 20 столетия. Аналитическое задание для всех: сравнить примеры фрески, мозаики и витража с точки зрения художественных задач и формальных особенностей. Станковая живопись и её эволюция от иконы к картине. Независимость от архитектуры, мобильность, приспосабливаемость к интерьеру. Самостоятельность жанров и сюжета вне связи с интерьером. Основы для станковой живописи и их особенности: дерево, холст, медные доски, фанера, картон, бумага, стекло и др. Преимущества и недостатки каждой из основ. Значимость грунта, его гладкости и цвета. Разновидности станковой живописи. Энкаустика и две её разновидности. Темпера и сложность работы с ней. Разновидности темперы. Равномерность высыхания. Наложение, а не смешение красок, способы моделировки. Простота, ясность, строгость классической темперной живописи. «Дисциплинирующее» свойство темперы. Применение в средневековом искусстве и связь технологии с задачами искусства эпохи. Масляная живопись и причины её популярности с к. 15 века. Сохранение цвета и блеска со временем, свобода ритма работы, возможность игры фактуры, разнообразие приёмов, возможность смешения красок. Причины предпочтения масляной техники в период Нового времени. Роль Яна ван Эйка в развитии масляной живописи. Подчёркивание индивидуальности автора, передача реальности и её многообразия. Минусы: потеря эластичности, пожелтение, кракелюры. Классический метод работы живописца и его этапы. Неклассический метод и его появление во 2 пол. 19 века. Аналитическое задание для групп: сравнить примеры темперной и масляной живописи с точки зрения связи техники и задачи мастера. Тема 4. Развитие задач и приёмов живописи (2 часа) Беседа о критериях, с помощью которых можно анализировать живопись.Мировосприятие, изменения в сюжетах, темах, развитие жанров. Конкретное и абстрактное, натуроподобие и условность, видимое и умозрительное. Отношение к временным категориям. Построение пространства. Линейность, плоскостность, объём. Развитие колорита и света. Технические этапы работы. Изменения в сюжетах, темах, развитие жанров. Эволюция формальных приёмов в живописи. Важные параметры: понятия конкретного и абстрактного, натуроподобия и условности, видимого и умозрительного. Отношение к временным категориям. Построение пространства, роль линии, плоскости, объёма, развитие колорита и света, изменение фактуры. Доклассический период. Повествовательность, декоративное начало. Пространственная протяжённость, выраженная комплексность. Отсутствие единства места и времени действия. Отсутствие чётких границ изображения. Место и роль зрителя. Связь с культово-магическими функциями, ориентация на «невидимого» зрителя, разворачивание условного пространства. Роль текста, связанного с пространством изображения. Каноничность и кодифицированные пропорции. Отсутствие жанров. Умозрительное начало. Роль знания о мире, а не его видения. Строгое соблюдение технологий. Первобытное искусство и его связь с плоскостью, контуром, пятном. Узнаваемость прообразов. Магическая задача искусства этого периода. Живопись Древнего Востока и его отношения с категорией времени. Иератичность, плоскостность, условность. Линия, пятно, условность цвета, пространства, масштаба фигур. Причины нереалистической передачи формы. Античность и интерес к и деализации и обобщению. Гражданский пафос. Античный «натурализм». Плоскостное построение пространства. Роль линии. Понятие гармонии, сакральность пропорций. Телесность. Средневековая живопись и её символичность. Линейность, принцип «раскраски» контуров. Условный характер света. Иерархичность. Маргинальность натурных наблюдений, отсутствие конкретики. Декоративность. Живопись Нового времени. Идея зеркала. Преобладание видимого над умозрительным, конкретного над абстрактным. От обозначаемого – к изображаемому. Натуроподобие. Интерес к античности. Важность научных открытий, изучение природы. Зрительные иллюзии как основа для живописных приёмов. Единство места и времени действия или сочетание нескольких эпизодов истории в одном произведении. Роль прямой перспективы. Интерес к передаче объёма. Ориентация на зрителя, эстетическое начало. Секуляризация культуры. Ренессанс и интерес к нормативному. Возникновение картины вместо иконы. Характеристика картины как явления. Подражание природе и её исследование. Типизация. Отделение портрета как жанра. Зарождение исторической живописи. Понимание истории как условности, отсутствие конкретики. От локального цвета к более сложному тональному. Возрастание роли цвета в композиции. Этапы работы над произведением. Появление академизма. Аналитическое задание для групп:сравнить иконы и картины с точки зрения взаимосвязи эпохи и используемых техник.
Живопись 17 и 18 века. Появление жанровой структуры. Конкретизация, бытовое начало. Психологизм. Категория живописности. Интерес к современности. Динамизация, проблема передачи времени. Многомерность пространства и времени. Постепенное развитие понятия непрерывности. Субъективность. Всё большая утончённость. Соединение света и цвета. Развитие фактуры. «Век разума» и теория прогресса, интерес к исторической точности. Живопись 19 века – от романтизма к постимпрессионизму. Изменение концепции времени. Эмоциональные категории. Историзм и научность. Переход к новым принципам видения в к. 19 в. Новые методы работы. Скорость работы, этюдность. Интерес к передаче сиюминутного. Отказ от натуроподобия. Отказ от прямой перспективы и структурности Выстраивание форм и объёмов цветом. Использование чистого цвета. пространства. Психология восприятия цвета и его символизм. Слияние рисунка, колорита, линии, тона. Включение зрителя в достраивание образа. Живопись 1-й трети 20 века и разрушение иерархии, повествовательного начала, фигуративности. Интерес к психологическому воздействию языка форм. Фовизм, экспрессионизм, кубизм. Отказ от передачи иллюзий зрения. Разрушение формы с целью большей выразительности, эмоциональности, универсальности. Демиургическое начало. Включение зрителя в пространство живописи. Поиски с целью возвращения к истокам искусства. Абстрактное искусство. Авангард и выход за пределы станковой живописи к объекту. Аналитическое задание для самостоятельной работы с последующим обсуждением: выявить основные формальные категории, важные для воздействия на зрителя, на примере произведений посл.четв.19-первой трети 20 вв. РАЗДЕЛ III. Графика как вид искусства
|