КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Примерные варианты контрольных работ Контрольная № 1. Связь формальных приёмов и задачи станковой живописи Цель данной контрольной работы заключается в выработке у студентов навыков описания и анализа станковой живописи, выявления связи формы и смысла образа. В ходе контрольной студентам предлагается 2 произведения станковой живописи для сравнения и анализа. Ответ должен содержать развёрнутые тезисы сравнительного анализа, выявлять приёмы художников и понимать суть образа. Для подготовки к данной контрольной необходимо изучить материал лекций и дополнительную литературу из списка, приведённого в программе. На работу отведено 2 академических часа. Работа проводится по двум вариантам. Примерный вариант контрольной № 1: Студентам одновременно показываются 2 репродукции картин А.Сислея «Улица Прансесс в Лувесьенне» (1873, частная коллекция) и П. Сезанна «Дома у дороги» (ок. 1881, ГЭ) и предлагается сравнить их с точки зрения формальных приёмов (композиционная схема, пространство, светотень, цвет, фактура) и образной структуры. Контрольная № 2. Техники монументальной живописи и их возможности. Цель данной контрольной работы заключается в том, что студенты выявляют связь техник монументальной живописи и их художественных возможностей. Предлагается 2 произведения для анализа. Ответ студента должен показывать понимание взаимосвязи техники, технологии и образа, который воспринимает зритель. Для подготовки к контрольной необходимо использовать тексты лекций и дополнительную литературу из списка, приведённого в программе. Работа длится 4 академических часа и проводится по 2 вариантам. Примерный вариант контрольной № 2: Сопоставляются два произведения – мозаика «Распятие» (1 четв. 11 в.) в монастыре Осиос Лукас в Фокиде и «Распятие» Джотто ди Бондоне (1310-е гг.) в Капелле дельи Скровеньи (Падуя). Их сравнительный анализ позволяет выявить как специфику живописных техник, так и художественные задачи в рамках отдельных исторических периодов.
Контрольная № 3. Роль линии и тонального пятна в рисунке Цель контрольной состоит в выявлении разницы двух подходов в графике – линейного и живописного, на примере рисунков разных эпох. Тем самым выявляется как связь линейного и живописного принципа с эпохой, так и связь самих этих принципов с задачами мастера. Также студенты могут проследить развитие от вспомогательной функции рисунка к его самостоятельности и изменение использования технико-технологических особенностей в данном виде рисунка. Для подготовки к контрольной необходимо использовать тексты лекций и дополнительную литературу по графике. Работа длится 2 академических часа и проводится по 2 вариантам. Примерный вариант контрольной № 3: Студентам предлагаются для сопоставления 2 произведения: «Святое семейство» Рафаэля (ок. 1500-1510, перо коричневым тоном на бумаге, Лилль, Дворец изящных искусств, Кабинет рисунков) и «Поклонение волхвов» Дж.-Б. Тьеполо (ок. 1730-1740, перо и кисть коричневым тоном, отмывка коричневым тоном по подготовительному рисунку черным мелом, Берлин, Гравюрный кабинет). В результате анализа проводится сравнение двух принципов в рисунке, один из которых основан на линии, второй – на тоновом пятне.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Список литературы Основная литература Учебная литература Анализ и интерпретация художественного произведения искусства. Учебное пособие для вузов/ Ред. Н.А. Яковлева. М.:"Высшая школа", 2005. —551 с. Курсовые и дипломные работы. Методические указания для студентов факультета истории искусства/ Сост. Э.Н. Волкова. – М.: РГГУ, 2006. – 20 с.
Научная литература Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств: проблема эволюции стиля в новом искусстве /Г. Вельфлин; пер. с нем. А. А. Франковского; вступ. ст. Р. Пельше. - М.: Изд-во В. Шевчук, 2002. - 289 с. Волков Н. Н. Композиция в живописи/ Н. Н. Волков. - М.: Искусство, 1978. – 263 с. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства / Б. Р. Виппер. - М.: АСТ-Пресс книга, 2004. - 366 с. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги: Древний мир. Средневековье. Возрождение. XVII век / Л. И. Владимиров. - М.: Книга, 1988. - 310 с. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги: Учеб. пособие для студентов вузов/ Ю. Я. Герчук. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 317 с. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства: учеб. пособие / Ю. Я. Герчук. - М.: Учеб. лит., 1998. - 203 с. Гомбрих Э. История искусства/ Э. Гомбрих.- М.: АСТ, 1998. - 688 с. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / С. М. Даниэль. - М.: Искусство, 1990. - 221 с. Дворжак М. История искусства как история духа/М. Дворжак; пер. с нем. А.А. Сидорова, В.С. Сидоровой, А.К. Лепорка. — СПб.: Академический проект, 2001. — 336 с. Дмитриева Н. Изображение и слово/ Н. Дмитриева. - М.: Искусство, 1962. – 314 с. Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения: (Условности древнего письма)/ Л.Ф. Жегин. - М.: Искусство,1970. - 232 с. Тэн И. Философия искусства. Живопись Италии и Нидерландов/ И. Тэн. - М.: Изобразительное искусство, 1995. - 160 с. Фаворский В.А. О рисунке. О композиции/ В.А. Фаворский. - Фрунзе, 1966. – 77 с.
Дополнительная литература Учебная литература Остен Р. фон дер. Композиция. Шестнадцать уроков для начинающих авторов/ Р. фон дер Остен, Дж. Э. Райнкинг, Э.У. Харт. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 464 с. Оформление письменных работ: метод. указания /Сост. Р.Б. Казаков; Рос. гос. гуманит. ун-т, Ист.-архив. ин-т, Каф. источниковед. и вспомогат. ист. дисциплин, Науч. б-ка, Науч.-практ. центр «Эвристика». 2-е изд., испр. - М.: РГГУ, 2005. - 48 с. Уильямс Дж. М. Стиль: десять уроков для начинающих авторов/ Дж. М. Уильямс; пер. с англ. А. Станиславского. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 328 с. Бут Уэйн К. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов/К. Бут Уэйн, Г. Дж. Коломб, Дж. М. Уильямс. – М. Флинта: Наука, 2004. – 360 с. Эко У. Как написать дипломную работу: Гуманитарные науки: Учебно-методич.пособие./У.Эко. Пер.с итал. Е. Костюкович. 2-е изд. -М.: Книжный дом "Университет", 2001. – 238 с.
Научная литература Алпатов М.В. Истолкование живописных произведений//Творчество, 1980, № 10. -С. 15-21. Алпатов М.В. Краски в древнерусской живописи/М.В. Алпатов. - М.: Изобразительное искусство, 1974. – 116 с. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. Зап.-европ.искусство. Русское и сов.искусство: Избранные искусствоведческие работы/М.В. Алпатов. - М.: Сов. художник, 1979. – 286 с. Андроникова М.И. Об искусстве портрета/ М.И. Андроникова. - М.: Искусство, 1975. - 326 с. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие/ Р. Арнхейм; сокращ. пер. с англ. В. Н. Самохина; общ. ред. и вступ. ст. В. П. Шестакова. - М.: Прогресс, 1974. - 392 с. Батракова С.П. От Сезанна к Пикассо. Художник 20 века и язык живописи/С.П. Батракова.- М.: Наука, 1996. - 176 с. Богемская К.Г. Пейзаж. История жанров/ К.Г. Богемская. - М.: Аст-Пресс, 2002. - 256 с. Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. (Изображение вещи в живописи XVIII - XX вв.)/ И.С. Болотина; сост. А.В.Щербаков. - М.: Советский художник, 1989. - 192 с. Большаков М. В. Декор и орнамент в книге/ М. В. Большаков. - М.:Книга,1990. - 160 с. Бычков В.В. Эстетическое значение цвета в восточно-христианском искусстве/ В.В. Бычков // Вопросы истории и теории эстетики/ Ред. М.Н. Афасижев. - М.: Изд. МГУ, 1975. - С.32-56. Виппер Б.Р. Несколько тезисов к проблеме стиля/ Б. Р. Виппер // Творчество, 1962, № 9. - С. 11-13. Виппер Б. Р. Проблема времени в изобразительном искусстве/ Б. Р. Виппер // 50 лет ГМИИ им. А.С.Пушкина: Сб. ст. / Ред. Б. Р. Виппер. - М.: Изд-во Академии художеств, 1962. – С. 134- 150. Виппер Б. Р. Проблема и развитие натюрморта /Б. Р. Виппер. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 382 с. Виппер Б. Р. Статьи об искусстве/ Б.Р. Виппер; вступ. ст. Т. Н. Ливановой; Ин-т истории искусств МК СССР. - М.: Искусство, 1970. - 176 с. Волков Н. Н. Цвет в живописи/ Н. Н. Волков. - М.: Искусство, 1965. - 196 с. Габричевский А. Г. Морфология искусства/ А.Г. Габричевский; сост. и примеч. Ф. О. Стукалова-Погодина; общ. ред. А. М. Кантора. - М.: Аграф, 2002. - 864 с. Герман М. Ю. Модернизм. Искусство I половины XX в/ М. Ю. Герман. — СПб.: Азбука-классика, 2008. — 480 с. Герчук Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства: учеб. пособие / Ю. Я. Герчук. - М.: Мособлупрполиграфиздат, 1994. - 175 с. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей. О Гансе фон Маре/А. Гильдебранд; пер. Н. Б. Розенфельда, В. А. Фаворского: предисл. А. В. Васнецова - М.: Изд-во МПИ, 1991. - 137 с. Грегори Р.Л. Разумный глаз/ Р.Л. Грегори; пер. с англ. А. И. Когана. 2-е изд. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 240 с. Данилова И.Е. О категории времени в живописи кватроченто/И. Е. Данилова// Данилова И. Е. Искусство средних веков и Возрождения: Сб. статей. – М.: Советский художник, 1984. – С. 75-90. Данилова И.Е. О композиции итальянской картины Кватроченто/И. Е. Данилова //Советское искусствознание- 73.– М., 1974. - С.164–184. Данилова И.Е. Проблема жанров в европейской живописи: Человек и вещь. Портрет и натюрморт / И. Е. Данилова. - М.: РГГУ, 1998. - 100 с. Данилова И. Е. Слово и зримый образ в европейской живописи от Средних веков до XX века / И. Е. Данилова. - М.: РГГУ, 2002. - 60 с. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи/ И.Е. Данилова. - СПб.: Искусство-СПБ, 2005. - 291 с. Даниэль С. М. Картина классической эпохи: Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века/ С. М. Даниэль. - Л.: Искусство. 1986. - 199 с. Даниэль С.М. Сети для Протея: Проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве/С. М. Даниэль. Рос. ин-т истории искусств. - СПб.: Искусство, 2002. - 304 с. Даниэль С.М. Термин и метафора в интерпретации живописного произведения/ С.М. Даниэль // Советское искусствознание. Вып. 20. - М., 1986. - С. 255-269. Зингер Л. С. О портрете: Проблемы реализма в искусстве портрета/ Л.С. Зингер. - М.: Сов. художник, 1969. - 464 с. Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета/Л.С. Зингер. - М.: Изобразительное искусство, 1986. - 328 с. Искусство рисунка: Сб. статей и публикаций/ сост. Г. В. Ельшевская. - М.: Советский художник, 1990. - 368 с. (Галерея искусств). Кларк К. Пейзаж в искусстве/К. Кларк; пер.с англ. Н.Н.Тихонова.- СПб: Азбука-классика, 2004.- 302 с. Котанджян Н.Г. Цвет в изобразительном языке средневековой живописи/Н.Г. Котанджян // Советское искусствознание - 77, вып. 1.- М.,1978. - С.75-100. Кристеллер П. История европейской гравюры XV - XVIII века/ П. Кристеллер; пер. с нем. А. С. Петровского. - М. — Л.: Искусство, 1939. —518 с. Лазарев В.Н. Старые европейские мастера/В.Н.Лазарев. – М.: Искусство, 1974. - 359 с. Лапин А.И. Основы композиции//Лапин А.И. Фотография как…/А.И. Лапин. - М., 2003. – С. 18-165. Лиманская Л.Ю. Оптические миры: эстетика зрения и язык искусства/Л.Ю. Лиманская. - М.: РГГУ, 2008. – 351 с. Ляхов В. Н. Искусство книги: Графика на выставке и в книге/ В.Н. Ляхов - М.: Советский художник, 1978. - 222 с. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. Очерки о языке живописи/ Л.В. Мочалов. - М.: Советский художник, 1983. – 376 с. Немировский Е.Л. Возникновение книгопечатания в Москве. Иван Федоров/Е.Л. Немировский.- М.: Книга,1964. – 404 с. Немировский Е.Л. Мир книги с древнейших времен до начала ХХ века/Е.Л. Немировский. - М.: Книга, 1986. – 288 с. Немировский Е.Л. Рождение книги/Е.Л.Немировский, Б.С. Горбачевский. - М.: Советская Россия, 1957. - 225 с. Панофский Э. Перспектива как "символическая форма"; Готическая архитектура и схоластика / Э. Панофский; пер.: И.В. Хмелевских, Е.Ю. Козиной, Л.Н. Житковой. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 334 с. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства: Статьи по истории искусства/Э. Панофский; пер. с англ. В.В. Симонова - СПб.: Акад. проект, 1999. - 393 с. Попова О.С. Свет в византийском и русском искусстве 12-14 в./ О.С. Попова// Советское искусствознание -77, вып.1- М., 1978. - С.75-100. Пунин Н.Н. Русское и советское искусство. Избранные труды о русском и советском изобразительном искусстве/ Н.Н. Пунин. - М.: Советский художник, 1976. – 262 с. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительного восприятия/ Б.В. Раушенбах. - СПб.: Азбука-классика, 2001. - 312 с. Раушенбах Б. В. Пристрастие/ Б.В. Раушенбах. - М.: Аграф, 1997. - 432 с. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи/Б.В. Раушенбах. - М.: Наука, 1975. - 184 с. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи: Очерк основных методов/ Б.В.Раушенбах; отв. ред. Прокофьев В.Н.; АН СССР ВНИИ искусствознания МК СССР. - М.: Наука,1980. - 288 с. Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы/ Б.В. Раушенбах. М: Наука, 1986. – 256 с. Ревалд Д. История импрессионизма/ Д.Ревалд; пер. с англ. П.Мелковой; ред. М.А.Бессонова. - М.: Республика, 1999. – 415 с. Ревалд Д. Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена/ Д.Ревалд; Пер. с англ. П.Мелковой; ред. М.А.Бессонова. - М.: Терра-Книжный клуб; Республика, 2002. – 464 с. Ротенберг Е. От канона к стилю/ Е. Ротенберг// Вопросы искусствознания. -1994.-№ 2-3. - С. 175-187. Сапего И. К вопросам анализа произведения изобразительного искусства/ И. Сапего// Искусство.-1972.-N 10. - С. 35. Сидоров А. А. Древнерусская книжная гравюра/А. А. Сидоров. М. — Л.: Академия наук СССР, 1951. — 396 с. Сидоров А.А. Рисунки старых мастеров/ А. А. Сидоров. - Л.: Лениздат, 1989. – 247 с. Сидоров А. А. Русская графика начала ХХ века: Очерки истории и теории/ А. А. Сидоров - М.: Искусство, 1969. - 252 с. Соколов М. Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи 15 – 17 веков: Реальность и символика/ М. Н. Соколов. - М.: Изобразительное искусство, 1994. – 290 с. Соколов М.Н. Интерьер в зеркале живописи/М. Н. Соколов. - М.: Советский художник, 1986. – 228 с. Тарабукин Н.М. Смысловое значение диагональных композиций в живописи/ Н.М. Тарабукин // Труды по знаковым системам. Т. VI: Сб. науч. статей в честь Михаила Михайловича Бахтина (к 75-летию со дня рождения)/ Отв. ред. Ю. М. Лотман; Уч. зап. Тартуского гос. ун-та, вып. 306. - Тарту: ТартГУ, 1973. - С. 472–481. Тарабукин Н.М. Проблема пространства в живописи/ Н.М. Тарабукин; предисл., подг. текста и коммент. А.Г.Дунаева // Вопросы искусствознания. – 1993. -№1.– С.170—208; 1993. -№2/3. – С. 245—264; 1993. -№4. – С. 334—366; 1994. -№1. - С. 311-359. Тарабукин, Н. М. Смысл иконы/ Н. М. Тарабукин. — М.: Изд-во Правосл. Братства Святителя Филарета Московского, 1999. — 224 с. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках: вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи /кн. Е. Н. Трубецкой. - М.: Белый город, 2006. - 419 с. Тугенхольд Я. А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства: Избранные статьи и очерки/Я.А. Тугенхольд; сост. Т.П.Каждан - М.: Сов. художник, 1987. - 320 с. Турчин В. Рама — пространство —картина/ В.С.Турчин// Декоративное искусство, 1971, № 8. - С.32-39. Успенский Б.А. Поэтика композиции / Б. А. Успенский. - СПб.: Азбука, 2000. - 347 с. Успенский Б. А. Семиотика искусства: Поэтика композиции. Семиотика иконы. Статьи об искусстве/ Б. А. Успенский. - М.: Языки русской культуры, 1995. - 357 с. Фаворский В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре/ В. А. Фаворский; сост. и вступ. ст. Е. С. Левитина. - М.:Книга,1986. - 240 с. Фаворский В. А. О художнике, о творчестве, о книге/ В. А. Фаворский; cост. и автор вступ. ст. Е. С. Левитина. - М.: Мол. гвардия, 1966. - 128 с. Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII - начала ХIХ века /А.А. Федоров-Давыдов. - М.: Центрполиграф, 2005. - 492 с. Феррье Ж.-Л. Краткая история живописи от Ренессанса до наших дней в 30 картинах/ Ж.-Л. Феррье. - М.: Рипол Классик, 2004. – 384 с. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. Курс лекций, прочитанных во ВХУТЕМАСе/П.А. Флоренский. - М.: Прогресс, 1993. - 324с. Флоренский П. А. Избранные труды по искусству / Свящ. П. А. Флоренский; сост. игум. Андроник (А.С. Трубачев) и др. - М.: Изобразительное искусство, 1996. – 332 с. Флоренский П.А. Обратная перспектива /Свящ. П.А. Флоренский// Флоренский П.А. Соч. в 4-х тт. Т. 3. - М.: Мысль, 1999. — С.46–98. Хофман В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы/ В. Хофман; пер. с нем. А. Белобратова; ред. И. Чечот и А. Лепорк. – Спб.: Академический проект, 2004 – 560 с.
|