Принципы описания и анализа на примере живописи Нового времени (4 часа)
Цель занятия – научиться интерпретировать формальные характеристики во взаимосвязи с эпохой, образом, задачей художника на примере западноевропейской живописи 16-19 вв. Занятие проводится в форме выступлений студентов с докладами в залах музеев Москвы и последующего обсуждения.
Темы докладов: Доклад 1. Сравнительный анализ “Мадонны с младенцем” Л.Кранаха Старшего (ок. 1520) и “Мадонны с младенцем” школы Перуджино (ГМИИ) Доклад 2. Сравнительный анализ картин П.Класа “Завтрак” 1646 г. и А. де Переда-и-Сальгадо «Натюрморт с часами» (1652) из ГМИИ. Доклад 3. Сравнительный анализ картин К.Лоррена "Похищение Европы" (1655) и К.Коро "Воз сена" (1865-70) из ГМИИ.
Контрольные вопросы 1. Какие жанры являются определяющими для живописи? 2. В какой последовательности анализировать картину и от чего эта схема зависит? 3. Роль объема, линии, цвета, света в формообразовании произведений живописи. 4. Какие вспомогательные вопросы раскрывают тему пространства в картине? Основная литература Анализ и интерпретация художественного произведения искусства. Учебное пособие для вузов/ Ред. Н.А. Яковлева. М.:"Высшая школа", 2005. —551 с. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств: проблема эволюции стиля в новом искусстве /Г. Вельфлин; пер. с нем. А. А. Франковского; вступ. ст. Р. Пельше. - М.: Изд-во В. Шевчук, 2002. - 289 с. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства / Б. Р. Виппер. - М.: АСТ-Пресс книга, 2004. - 366 с. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / С. М. Даниэль. - М.: Искусство, 1990. - 221 с. Дмитриева Н. Изображение и слово/ Н. Дмитриева. - М.: Искусство, 1962. – 314 с. Дополнительная литература Данилова И.Е. О категории времени в живописи кватроченто/И. Е. Данилова// Данилова И. Е. Искусство средних веков и Возрождения: Сб. статей. – М.: Советский художник, 1984. – С. 75-90. Данилова И.Е. О композиции итальянской картины Кватроченто/И. Е. Данилова //Советское искусствознание- 73.– М., 1974. - С.164–184. Данилова И.Е. Проблема жанров в европейской живописи: Человек и вещь. Портрет и натюрморт / И. Е. Данилова. - М.: РГГУ, 1998. - 100 с. Данилова И. Е. Слово и зримый образ в европейской живописи от Средних веков до XX века / И. Е. Данилова. - М.: РГГУ, 2002. - 60 с. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи/ И.Е. Данилова. - СПб.: Искусство-СПБ, 2005. - 291 с. Даниэль С. М. Картина классической эпохи: Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века/ С. М. Даниэль. - Л.: Искусство. 1986. - 199 с. Даниэль С.М. Сети для Протея: Проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве/С. М. Даниэль. Рос. ин-т истории искусств. - СПб.: Искусство, 2002. - 304 с.
Доклассическое искусство и его принципы на примере русской иконы (4 часа) Цель занятия — обучение пониманию специфики описания и анализа иконы с точки зрения формы, задачи и символа. Занятие требует тщательной подготовки, знания терминологии и основ понимания иконы. Темы докладов: 1. Доклад 1. Описание и анализ иконы “Благовещение Устюжское” (30–40-е гг. 12 в.) (ГТГ) 2. Доклад 2. «Троица» А. Рублёва и псковская икона «Троица» 16 в. из ГТГ.
Контрольные вопросы 1. Какова специфика задач условной передачи пространства и света в иконе? 2. Каковы характерные черты религиозно-символического восприятия цвета в древнерусской иконе? 3. Роль канона для древнерусской живописи. Основная литература Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения: (Условности древнего письма)/ Л.Ф. Жегин. - М.: Искусство,1970. - 232 с. Дополнительная литература Алпатов М.В. Краски в древнерусской живописи/М.В. Алпатов. - М.: Изобразительное искусство, 1974. – 116 с. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи/Б.В. Раушенбах. - М.: Наука, 1975. - 184 с. Тарабукин, Н. М. Смысл иконы/ Н. М. Тарабукин. — М.: Изд-во Правосл. Братства Святителя Филарета Московского, 1999. — 224 с. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках: вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи /кн. Е. Н. Трубецкой. - М.: Белый город, 2006. - 419 с. Успенский Б. А. Семиотика искусства: Поэтика композиции. Семиотика иконы. Статьи об искусстве/ Б. А. Успенский. - М.: Языки русской культуры, 1995. - 357 с. Флоренский П.А. Обратная перспектива /Свящ. П.А. Флоренский// Флоренский П.А. Соч. в 4-х тт. Т. 3. - М.: Мысль, 1999. — С.46–98.
|