Студопедия — Давайте еще раз перечитаем его письмо.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Давайте еще раз перечитаем его письмо.






 

 

...

Наша компания друзей – не самая приятная, у нас как будто постоянные разборки, кто главный. Если ты забавный или дружишь с забавным челом – все норм. Я хотел быть смешным и перестарался: на любую мою шутку стали отвечать «не смешно». К середине восьмого класса стоило мне открыть рот, как меня тут же затыкали: не смешно. Ребята специально не смеялись. Тогда и стало по-настоящему одиноко; с глазу на глаз друзья притворялись, будто им жаль, что так получается, но уже на следующий день вновь примыкали к компании, дразнили меня и даже раскрывали всем тайны, которые я им доверил. Я весь год психовал, и это еще больше их забавляло.

Джек, 14 лет

 

Сторонний наблюдатель может легко ошибиться, предположив, будто широкий круг (подлых) друзей – залог популярности, а значит, и счастья. Это не так. Куда лучше иметь одного хорошего друга, с которым можно быть самим собой, нежели целую толпу, состоящую из Мозга и его приспешников. Правда, тут для вас, как для родителя, возникает проблема: вы можете даже не знать, как поступают с Джеком его дружки. Увидите вы только последствия: сын на ровном месте будет переживать, грубить и хамить вам и остальным братьям/сестрам. «На ровном месте» люди себя так не ведут – у агрессии и страха всегда есть причина, просто вы о ней не знаете. В подобной ситуации «ближайшие» друзья вызывают у мальчика чувство отчуждения.

 

...

Ребята вообще не любят рассказывать родителям о друзьях и общении с ними, так что Джек, наверное, будет копить переживания в себе, пока, наконец, не подыщет себе других друзей, не замкнется окончательно или не совершит какую-нибудь глупость.

Брайан, 16 лет

 

Как вызвать Джека на разговор? Когда будете готовы, не забудьте: он боится, что вы осудите его приятелей, а его самого посчитаете слабаком: ведь он по-прежнему общается с ребятами, которые поступают с ним подло. Во-первых, скажите нечто вроде того, что я уже предлагала: «У всех бывают проблемы с друзьями, и если хочешь поговорить – я готов(-а) тебя выслушать». Во-вторых, если Джек вдруг начнет вести себя агрессивнее, спросите: нет ли причины для такого поведения. Вам эта самая причина или же способ, которым Джек преподносит свои проблемы, могут показаться тривиальными или глупыми. Не надо субъективных оценок. В-третьих, когда сын расколется, и вы произнесете волшебную фразу: «Мне очень жаль, что так получилось, спасибо за откровенность, давай подумаем, как тебе поступить», он сразу же напряжется. Для него «поступить» хоть как-нибудь – плохая идея. Нельзя заставить Джека постоять за себя. Если честно, ему может сделаться даже хуже.

Когда мне надо разговорить мальчиков, я предоставляю им такой выбор: «Можешь не обращать на проблему внимания или разобраться с ней. Игнорируя ее, ты даешь знать ребятам, что не возражаешь против дурного обращения. Однако на самом деле ты возражаешь, и в конце концов какая-нибудь мелочь доведет тебя до ручки, над тобой станут смеяться еще больше. Рано или поздно придется открыто об этом заявить». Когда мальчики понимают, что необходимо хоть что-то сказать, они становятся куда разговорчивее… или до конца своих дней позволяют остальным вытирать о себя ноги. Вот как можно их разговорить при помощи СПОРа.

На случай, если сын все же сам обратится к вам, предлагаю сценарий идеального развития событий:

 

...

Остановиться и сориентироваться:Он приглашает Мозг к себе в гости, чтобы сыграть в любимую видеоигру.

Джек: Можешь решить проблему с «не смешно»?

Друг: Зачем? Всем нравится.

Джек: Чувак, просто помоги мне. Давай мне договорить, если я хочу что-то сказать.

Друг: Ну ладно.

Джек: Чувак, я серьезно. Ты просто не понимаешь, каково мне. Был бы на моем месте – понял бы.

Друг: Ладно.

 

Заметьте: я не предлагаю Джеку менять тему, потому что собеседник поднимет его на смех. Однако Джеку надлежит мысленно закрыть диалог, чтобы подумать о том, с чем он хочет (или не хочет) покончить.

 

...

ОСТОРОЖНО – МИНА!

Ваш сын когда-нибудь обращался к вам с жалобой на брата или соседского мальчика? Отвечали ли вы ему словами типа: «Нет, он славный мальчик из хорошей семьи» или: «Ты знаешь, у него дома проблемы…»? Слушайте ребенка. Он рассказывает об отношениях с обидчиком, о своих переживаниях. Да, у агрессора могут быть проблемы дома, но вам-то не обязательно иметь с ним дело. Ваш сын сам с ним разберется, потому что в таком деле куда важней его собственный опыт общения с ребятами. Взгляните на ситуацию глазами ребенка: станет ли он обращаться к вам за советом/помощью, если вы априори прощаете его обидчика?

 

МОЙ РЕБЕНОК СЛИШКОМ НЕЖНЫЙ. КАК СДЕЛАТЬ ЕГО СИЛЬНЕЕ?

У разных мальчиков разный порог терпимости. Повышенная чувствительность может быть вызвана множеством факторов: обстановка в семье (например, его третируют братья/сестры), дефицит социальных навыков – он не умеет правильно понимать мотивы чужих поступков или же просто глубоко переживает происходящее. Эти проблемы я рассмотрю подробнее в главе «Ничейная земля», а сейчас предлагаю разобраться с ними в общих чертах. Не запрещайте ребенку переживать, если его обидели: он сам в ответе за свои чувства. Этого никакими словами не изменить. Впрочем, если он легко выходит из себя или ему тяжело забывать обиды, то и дразнить его будут чаще остальных, и сверстники вряд ли станут за него заступаться.

Вы должны принять сына таким, какой он есть, одновременно с этим принимая, что ему нужна помощь в выработке терпимости к нападкам других детей. Не надо с ним сюсюкаться. Надо его учить. Побуждайте мальчика осмысливать чувства, отстаивать свои права в разговорах с обидчиками, а после делайте разбор «удачных полетов». Зачастую дети вязнут и путаются в своих переживаниях, как в сетях, им словно трудно дышать. Ваша задача – ослабить сети. Чем легче ребенку двигаться, тем он увереннее в своих силах.

Принципиально важно и то, как вы об этом говорите с сыном. Не надо поучений вроде: «Просто попытайся, дай людям шанс узнать тебя, ты ведь молодец». Мальчикам кажется, что лучше сработает вот такое: «Мне жаль, что так вышло. Думаешь, он намеренно обидел тебя? Как ты это понял?» Потом, в зависимости от его возраста и степени зрелости, прочитайте вместе с ним – или дайте ему самому прочесть – отрывок о трех типах «дразнения». И пусть он решит, как именно его обидели.

НАБЛЮДАТЕЛИ Взрослые любят рассуждать о том, как важно очевидцам предотвращать жестокость. Однако побуждая детей быть храбрыми, мы редко задумываемся над тем, смогли бы мы сами вмешаться и защитить слабого. Высказаться в чью-то защиту – как минимум неудобно, потому-то многие из нас любым способом убедят себя, что вмешиваться не стоит. Мы отводим взгляд и притворяемся, будто ничего не происходит. Мы «соблюдаем нейтралитет», то есть нам либо страшно, либо мы поддерживаем обидчика. Мы смеемся, убеждая себя в пустяковости происходящего. Или же встаем на сторону агрессора, потому что безопаснее поддерживать того, у кого больше силы.

Вот несколько простых фактов, которые вашему сыну надлежит знать, окажись он в роли очевидца:

1. Когда-нибудь ты станешь свидетелем унижения. 2. Никто не рождается храбрым и способным дать отпор. Это всегда неприятно и тяжело. Стоять и смотреть – неправильно; правильно – признать, что ситуация сложная.

3. Для тех, кто решает вмешаться в конфликт, существует риск попасть под влияние авторитета одного из участников или стать жертвой симпатий. Если агрессор твой друг и/или имеет высокий социальный статус, ему проще простить недостойное поведение. Если жертва нападок достает всех или не имеет большого влияния в социуме, опять же проще оправдать агрессию или свалить всю вину на жертву. Однако в идеале расстановка сил не должна влиять на суждения. Опираться следует на факты.

 

...

ОСТОРОЖНО – МИНА!

Не говорите: «Почему ты сразу не сказал? Зачем тянул?», да еще обвинительным тоном. Даже если у вас нет желания винить ребенка, у него создастся именно такое впечатление. Если вы и правда хотите получить ответ, то, выждав несколько часов, спросите: «Эй, слушай, я тут поразмыслил над тем, что ты сказал… У тебя, я так понимаю, была причина повременить с признанием, да?»

 

ЕСЛИ ВАШ СЫН – НАБЛЮДАТЕЛЬ

ПОДХОД:

Предположим, у вашего сына Марка есть друг Энди из второго класса, которому в радость унижать других ребят. Марк любит общаться с ним один на один. Но вот дети перешли в средние классы, и все становится сложнее. Марк рассказывает, как Энди – его друг-задира – в школе сфотографировал одноклассника Майкла, когда тот нагнулся подобрать упавший телефон. И пока ребята возвращались на автобусе, Энди успел разослать всем это фото. Марк в общих чертах обрисовывает, какой Энди вредный.

Вот что вам надо спросить для начала: «Что значит – вредный?»

Марк объясняет.

«Ты прав, Энди вредный, особенно по отношению к Майклу. Спасибо, что рассказал. Тебе, наверное, трудно говорить такое о друге, но я благодарен тебе за честность. Теперь давай подумаем, как с этим быть».

Вот сценарий идеального развития событий:

 

...

Марк: Зря ты сфоткал Майкла в дурацкой позе и разослал снимок ребятам.

Энди: Чего это зря?! Прикольно же!

Марк: Майклу так не показалось, он расстроился.

Энди: Что же он мне сам не сказал?

Марк: Ты бы тогда его вообще засмеял.

Энди: Если бы он так со мной поступил, я бы не жаловался. И кстати, ты не меньше моего ржал над фоткой.

Марк: Я этим не горжусь и, вообще, боялся возразить. Короче, завязывай с этим.

Энди: Ладно, больше не буду, но ты понимаешь, что ведешь себя как педик?

Марк: Я педик, потому что прошу тебя прекратить унижать ребят? Думай, что хочешь.

Друзья возвращаются к игре.

 

Марк должен уяснить несколько важных моментов. Первое: когда Энди напоминает, мол, ты ржал со всеми, – это такой стратегический ход, призванный заставить Марка ощутить вину, которую он пытается вменить Энди. Принципиально важно, чтобы мальчики сознавали: посмеявшись над человеком сейчас, позже еще можно исправиться. Фраза типа: «Что же он мне сразу не сказал?» – это тоже финт, призванный выставить жертву слабаком. Ваша задача – напомнить Марку, что у Энди нет права решать, как Майкл отреагировал на шутку. К тому же если жертва не ты сам, отмахнуться от упреков куда проще. И наконец, последнее – надо подчеркнуть, как, наградив Марка эпитетом «педик», Энди попытался его заткнуть. Опять-таки, Марку надо помнить, что Энди вот так запросто не согласится с обвинением. Ему и просто-то слышать тяжело, как друг его обвиняет, не говоря уже о том, чтобы проявить зрелость и признать правоту Марка. К слову сказать, много ли взрослых отличаются от Энди своим поведением в подобных ситуациях?

ПОДСТРЕКАТЕЛЬСТВО Подстрекательство – это когда один мальчик разжигает конфликт между двумя другими, сплетничая и распространяя ложь за их спиной. Думаете, так только девочки поступают? Нет. Скажем, два мальчика дружат, потом ссорятся из-за какого-то пустяка и расходятся. Не то чтобы они официально рвут связи, просто держатся друг от друга на расстоянии. Тут-то и появляется подстрекатель, который каждому из них начинает нашептывать ложные сведения о том, что сказал/сделал другой. Дружба остается в подвешенном состоянии, ребята не спешат разбираться с проблемой.

ДОРОГОЙ, НЕМЕДЛЕННО ИЗВИНИСЬ! Видели ли вы когда-нибудь, как мама/папа призывают сына извиниться, и тот выдавливает покаянную фразу? Как родитель смущенно улыбается и пожимает плечами – ведь он сделал все от него зависящее.

Ваш сын может извиниться и перед вами, и перед посторонним – однако неискренне. Мальчикам свойственно так поступать – не только потому, что они видят лицемерие общественных деятелей, но и потому, что родители и учителя принуждают их извиняться, совершенно не понимая, насколько это контрпродуктивно и как глупо при этом выглядят они сами.

Мальчик принесет искренние извинения, лишь почувствовав, что непременно должен это сделать. Нередко потребность сохранить лицо заставляет их извиняться настолько тонко и завуалированно, что некоторые этого просто не замечают (кроме самых близких приятелей). Сторонний наблюдатель даже не поймет, какая глубина чувств и какие сигналы заложены в сдержанных фразах и жестах. Например, если юноша хочет простить кого-то, ему проще выразить это через поступок: поделиться едой, предложить что-нибудь, передать мяч или похвалить на игровой площадке. Если оба участника ссоры – геймеры, то желающий извиниться приглашает друга поиграть.

 

...

Если я хочу извиниться, то во время игры в баскетбол непременно говорю тому, кого обидел: «Классный бросок», или: «Здорово играешь». Да, это не прямое «Прости», но друг-то понимает, что я имею в виду.

Рик, 13 лет

 

 

...

Мы можем просто идти по коридору, и я как бы невзначай говорю: «Вот я сглупил», и друг поймет, о чем я.

Эл, 16 лет

 

Впрочем, иногда мальчики не желают извиняться, и тут вам как родителю следует выступить образцом для подражания и показать, что значит искренне просить прощения.

У подлинных извинений есть четыре характеристики: 1) признание, что у всех есть право на чувства и собственную точку зрения (нельзя говорить человеку, что он принимает оскорбление «слишком близко к сердцу»); 2) правильная интонация голоса, сообщающая, что тебе вправду жаль; 3) понимание, какую боль ты причинил человеку, и желание принять ответственность; 4) стремление подкрепить слова действием.

Примеры того, как надо просить прощения: «Мне очень жаль, что я так сказал. Я перегнул палку и даже не подумал, как сильно тебя заденет мой поступок».

Фальшивое извинение, напротив, представляет собой смесь высокомерия, глупости и неискренности. Вот как его можно распознать: 1) неискренний тон голоса, подкрепляемый усталыми вздохами и закатыванием глаз; 2) извиняющийся стремится выставить жертву слабаком за то, что та требует извинений («Ну, если ты от этого почувствуешь себя мужиком, то ладно, извини», или: «Прости, если обидел»); 3) извиняясь, лжец манипулирует жертвой, чтобы добиться от нее желаемого («Прости, пожалуйста. Не мог бы ты просто все забыть?»).

Как ваш сын поступит с ложными извинениями, зависит от того, как он относится к извиняющемуся. Если это кто-то посторонний, ему будет неприятно слышать ложные признания вины и он запомнит, что человек не искренен в своих словах. Другое дело, если у сына с притворщиком устоявшиеся отношения. Если это друг (или кто-то ближе), и он периодически переступает через других, а потом кое-как извиняется для отмазки, то вашему сыну в какой-то момент придется поговорить с ним о таком поведении. (Не забывайте: умелая ложь требует от человека отличных социальных навыков и ума, так что сын, скорее всего, имеет дело с Мозгом или Правой рукой). Если сын вызвал притворщика на разговор, то я могу предложить вот такую схему диалога.

 

...

Притворщик: Вот уж не думал, что ты такой неженка!

Ваш сын (объясняет): Если честно, твои извинения кажутся мне неискренними. Поправь, если я ошибаюсь.

Притворщик (саркастично): Ошибаешься, я очень даже искренен.

Ваш сын (подтверждает): Говори то, что думаешь, или не говори вовсе.

 

Если извиниться следует вашему сыну, не вытягивайте из него ложных признаний: так он просто соскочит с крючка и не научится извиняться искренне. Надо показать пример – либо сразу, на месте, когда ваш сын кого-то обидел, либо после, когда вы обсуждаете возможные последствия проступка. Если все происходит на месте, а сын извиняться не хочет, подойдите к обиженному им мальчику и скажите:

 

...

От имени своего сына прошу прощения за его поступок. Если есть еще какие-то проблемы, вот мой номер телефона – звони, не стесняйся.

 

Если вы обсуждаете случившееся после, скажите вот что:

 

...

Ты разочаровал меня, не пожелав извиниться. Я понимаю, что и ты считаешь себя жертвой, но это не отменяет нанесенной тому мальчику обиды, и за нее надо попросить прощения. Извиниться по-настоящему. И потому я сейчас отправлю e-mail/поговорю с тем мальчиком и его родителями по телефону/схожу к ним и извинюсь за тебя.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 304. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия