Студопедия — МЕНИПП ИСТИННЫМ НОСИТЕЛЯМ КОТОМКИ 6 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МЕНИПП ИСТИННЫМ НОСИТЕЛЯМ КОТОМКИ 6 страница






16 менее подвержена разным бедствиям». — «Да, это правда, клянусь Зевсом, — сказал тот, — но ведь я бегаю быстрее всех эллинов». — «Но никак не быстрее зайцев и оленей, — возразил Диоген, — а ведь имен­но эти животные, бегающие быстрей всех, они-то трус­ливей всех других; они боятся и людей, и собак, и орлов и ведут самую разнесчастную жизнь. Неужели ты не знаешь, что быстрый бег — признак трусости? Как раз те животные, которые бегают быстрее всех, они же и самые робкие.

17 А Геракл, например, был тяжел на ногу, не мог пешком догонять злодеев и потому носил с собой лук и стрелы, чтобы поражать ими бегущих. «Но, — воз­разил победитель, — Ахилла поэт называет и быстро­ногим, и храбрейшим». — «А почему ты думаешь, — сказал Диоген, — что Ахилл был таким быстроно­гим, — он, который не мог догнать Гектора30, хотя гонялся за ним весь день?»

18 «И тебе не стыдно, — продолжал он, — гордиться тем, в чем ты отстаешь от самых слабых животных? Я думаю, что ты даже и лисицу не сможешь обогнать. Насколько же ты обогнал своего соперника?» — «На самую малость, Диоген; именно это и есть самое уди­вительное в моей победе». — «Вот как, — ты, значит, оказался счастливее его только на какую-нибудь пядь?» — «Да, ведь мы все отборные бегуны». — «Ну, скажи, а насколько быстрее вас пролетают над стади-

19 оном жаворонки?» — «Так ведь они крылаты». — «Следовательно, — сказал Диоген, — если самое быс­трое существо в то же время превосходит всех других, то, пожалуй, лучше быть жаворонком, чем человеком. Тогда нечего жалеть соловьев и удодов за то, что они из людей превратились в птиц, как рассказывают нам


мифы»31. — «Но я ведь человек, — возразил побе-

20 дитель, — и из всех людей самый быстроногий — я». — «И что же из этого? Может быть, у муравьев один бегает быстрее другого; разве они восхищаются им? Не показалось ли бы тебе смешным, если бы кто-нибудь стал восхищаться муравьем за то, что он быст­ро бегает? А если бы все бегуны были хромыми, то стоило ли бы тебе особенно похваляться тем, что ты, хромая сам, обогнал других хромых?»

Говоря так, Диоген обесценил само состязание в беге в глазах многих слушателей и заставил победите-

21 ля уйти огорченным и присмиревшим. Так он оказы­вал не раз немалую пользу людям: если он встречал кого-нибудь, кто гордился пустяками и не хотел слу­шать никаких разумных доводов по самому нестояще­му делу, Диоген понемногу сбивал с него спесь и освобождал его хотя бы от малой частицы его неразу­мия; так же врач, делая прокол в опухшую часть тела, заставляет опухоль опасть,

22 Однажды во время беседы Диоген увидел, как два коня, связанные вместе, начали брыкаться и лягать друг друга; вокруг них стояла и глазела на них целая толпа, пока один из коней не сорвался с привязи и не обратился в бегство. Тогда Диоген подошел к тому, который остался на месте, увенчал его и провозгласил победителем в ляганье. Ответом на это был всеобщий хохот и шум, Диогеном многие восхищались, а над участниками состязания насмехались. Говорят, что не­которые зрители даже совсем ушли, не поглядев на состязание, в особенности те, которые жили в плохих помещениях или вовсе не имели пристанища.

X. Диоген, или О слугах

l Как-то раз, когда Диоген шел из Коринфа в Афи­ны, он встретил по дороге своего знакомого и спросил его, куда он идет; спросил он его, однако, не так, как обычно спрашивают люди, желающие показать, что они не относятся равнодушно к делам своих друзей; но, едва выслушав ответ, они уже бегут дальше; Дио­ген же ставил вопросы, как делают врачи, расспраши­вая больных о том, что они намерены делать, — они ставят вопрос, чтобы потом дать им добрый совет: одно они приказывают делать, другое — запрещают. Так и


 

 

 


Диоген стал спрашивать этого человека о том, что он делает.

2 Тот ответил: «Я иду в Дельфы попросить совета у божества. Но когда я шел по Беотии, от меня сбежал мальчишка-раб, сопровождавший меня, и я возвраща­юсь в Коринф32; может быть, я найду этого мальчишку там. Тогда Диоген возразил, как всегда, очень серьез­но: «Как же ты, чудак ты этакой, думаешь, что ты сумеешь воспользоваться советом божества, раз ты не сумел использовать раба? Не кажется ли тебе, что это последнее дело гораздо легче и менее рискованно, чем первое, особенно для тех, кто не умеет ничем пользо­ваться, как следует? Да и чего ты, собственно, добива-

3 ешься, разыскивая этого мальчишку? Разве он не был скверным слугой?» — «Да, конечно, очень даже сквер­ным. Хотя я не сделал ему никакого зла и даже при­близил его к себе, он все-таки сбежал». — «Очевидно, он считал тебя дурным хозяином; если бы ты казался ему хорошим, он бы не покинул тебя». — «Но, Дио­ген, может быть, он и сам был дурным». — «Итак, — сказал Диоген, — он, считая тебя дурным, сбежал, чтобы ты не причинил ему какого-нибудь вреда; а ты считаешь его дурным и все же разыскиваешь его, — очевидно, тебе очень хочется, чтобы он тебе навредил;

4 разве дурные люди не причиняют вреда тем, кто ими владеет или кто пользуется их услугами, будут ли это фригийцы или афиняне, свободные или рабы? Ведь да­же если кто считает свою собаку непригодной к делу, то он не станет ее искать, если она сбежит от него; напротив, он выгонит ее вон — пускай убирается! А те, кто отделается от дурного человека, ничуть не ра­дуются этому, а начинают хлопотать, оповещать своих друзей, пускаются сами в путь, тратят деньги, лишь бы снова заполучить беглеца.

5 А ты думаешь, от скверных собак бывает больше вреда, чем от дурных людей? Скверные собаки загуби­ли одного Актеона33, да и то потому, что они были бешеные, а сколько народа погибло от дурных людей, и не сосчитать, — и частные лица, и цари, и целые города; одни — от слуг, другие — от воинов и при­дворных копьеносцев, третьи — от мнимых и ложных друзей, немало погибло и от руки сыновей, братьев и

6 жен; неужели же это не удача, если удастся избавить­ся от дурного человека? Надо ли его искать и гоняться


за ним? Ведь это все равно, что, освободившись от недуга, начать его искать и стараться снова как бы внедрить его в свое тело».

Знакомый Диогена ответил: «То, что ты говоришь, Диоген, пожалуй, и верно; но трудно не попытаться отметить тому, кто тебя обидел; рабу этому я ничего худого, как видишь, не сделал, а он посмел бросить меня; ведь он у меня никакой работы, какую обычно выполняют рабы, не делал, а сидел, бездельник эта­кий, дома, ел и пил и не имел никаких обязанностей,

7 кроме как сопровождать меня». — «И ты полагаешь, сказал Диоген, — что ты справедливо поступал с ним, кормя его, бездельника и неуча? Ты же еще больше портил его; ведь лень и безделье больше всего другого губят людей неразумных. Он совершенно правильно решил, что ты его портишь; и хорошо сделал, что сбе­жал, очевидно, чтобы взяться за работу, а не испор­титься вконец, бездельничая, зевая и объедаясь, а ты ведь, по-видимому, считаешь пустячным проступком то, что ты портишь человека. Разве не следует сбежать именно от такого человека, как ты, как от самого зло­стного врага и злоумышленника?»

8 «А что же мне теперь делать? При мне ведь нет другого слуги?» — «А что ты сделаешь, если у тебя неудобная обувь, которая натирает ногу, а другой у тебя нет? Неужто ты не снимешь ее, как можно ско­рее, и не пойдешь босиком? А если эта обувь сама развяжется, неужто ты не завяжешь ее потуже и не стянешь ногу покрепче? Как босые иногда ходят быст­рее, чем те, у кого жмет обувь, так же многие, не имея слуг, живут легче и имеют меньше неприятностей, чем

9 те, у кого их много. Посмотри-ка, сколько хлопот у богачей; одним приходится заботиться о своих заболев­ших слугах; им нужны врачи и сиделки — ведь рабы обычно не очень-то следят за собой и не берегутся, если захворают, отчасти по неразумию, отчасти пото­му, что они думают — если что-нибудь с ними случит­ся, то от этого больше вреда будет их господину, чем им самим; другим богачам приходится каждый день сечь своих рабов, заковывать их в цепи; третьим — гоняться за беглыми рабами. Не могут они ни уйти из

10 дома, когда им вздумается, ни дома они покоя не ви­дят; а смешнее всего то, что иногда они обслужены хуже, чем бедняки, у которых вовсе нет рабов.


 

 

 


Богачи похожи на сороконожек — я думаю, ты ви­дал их; у них ужасно много ног, но они самые медлен­ные из всех ползающих. Разве ты не знаешь, что от природы тело каждого человека устроено так, что он может обслуживать себя сам? Ноги у него — для ходь­бы, руки — для работы и для заботы о других членах тела, глаза — чтоб видеть, уши — чтоб слышать; к u тому же и желудок ему дан такого размера, что чело­веку не нужно больше пищи, чем он может добыть себе сам; и он вмещает как раз столько, сколько чело­веку нужно и полезно для здоровья. Рука, на которой больше пальцев, чем положено природой, слабее; че­ловек с такой рукой считается калекой; если у него лишний палец, то он и другими пальцами не может пользоваться, как следует; также если у кого-нибудь будет много ног, много рук, много желудков, то — клянусь Зевсом — это нимало не придаст ему силы для труда; ничуть не легче будет для него добывать себе все то, что ему нужно, а, напротив, гораздо труд­нее и неудобнее.

12 Теперь тебе надо будет доставать пищу только для себя одного, продолжал Диоген, а прежде — для дво­их; если заболеешь, придется заботиться только о себе, а прежде пришлось бы ухаживать и за другим боль­ным. Если ты останешься один в дому, то тебе нечего бояться, что ты сам у себя что-нибудь украдешь, а если заснешь, то нет опасности, что раб натворит ка­ких-нибудь бед, если не заснет. Прими во внимание еще вот что: если ты женат, то жена не будет считать нужным заботиться о тебе, раз у тебя есть в доме раб; к тому же она, конечно, будет ссориться с ним, то бездельничать и приставать к тебе с жалобами; а те-

13 перь ей будет не на кого жаловаться и она сама станет больше заботиться о тебе. Где есть раб, там и дети портятся, становятся ленивыми и надменными, раз есть кто-то, кто их обслуживает и на кого они могут смотреть свысока; если же их предоставить самим себе, то они будут мужественней и сильней и с самого де­тства научатся заботиться о родителях».

«Но, Диоген, я сам беден, и если мне не следует держать раба, то я продам его». — «И ты не посты­дишься, — сказал Диоген, — во-первых, обмануть по­купателя, продавая ему негодного раба? Ведь ты либо должен скрыть правду, либо ты не сможешь его


и продать. Кроме того, если человек продаст плохой плащ или какое-нибудь орудие, или животное, больное и непригодное к работе, то ему придется взять продан­ное обратно, тогда ты ничего не выгадаешь; а если тебе удастся кого-нибудь обмануть и он не заметит недо­статков твоего раба, неужели ты не боишься тех денег, которые ты выручишь? Возможно ведь, что ты купишь еще худшего раба, если наткнешься на продавца, ко­торый окажется похитрей тебя, покупателя; а может быть, ты используешь эти деньги на что-нибудь, что тебе повредит: деньги далеко не всегда приносят поль­зу тем, кто их приобрел; от денег люди претерпели гораздо больше бед и больше зол, чем от бедности, особенно если у них нет разума.

15 Ты, очевидно, не постараешься приобрести то, что может научить тебя из всего извлекать пользу и пра­вильно устраивать все свои дела? Ты будешь добивать­ся не ума, а денег и владения землей, конями, кораблями и домами? Ты сам станешь их рабом, они принесут тебе много огорчений, заставят тебя много и напрасно трудиться, и ты проведешь всю жизнь, хло­поча то о том, то о другом, а пользы ни от чего не

16 увидишь. Разве ты не замечаешь, насколько беспе­чальнее, чем люди, живут звери и птицы? Жизнь для них слаще, они здоровее и сильнее людей, и каждый из них живет столько времени, сколько ему положено, хотя у них нет ни рук, ни человеческого разума. Но вместо этого и многого иного, чего им недостает, у них есть одно величайшее благо — они не имеют собствен­ности».

«Да, пожалуй, Диоген, я предоставлю своему рабу идти, куда ему угодно, разве что я случайно натолк­нусь на него». — «Клянусь Зевсом, — возразил Дио­ген, — это все равно, как если бы ты сказал: не стану я искать эту брыкливую и лягающуюся лошадь, но если она мне попадется, то я подойду к ней поближе, чтобы она меня хорошенько лягнула».

17 «Ну ладно, оставим это дело. А почему ты не хочешь, чтоб я воспользовался указанием божест­ва?» — «Что? Я отговариваю тебя воспользоваться его указанием, если ты способен к этому? Вовсе не это я сказал, а вот что: очень трудно и даже невоз­можно использовать указание бога или человека или даже пользоваться своими собственными силами,


 

 

 


справиться, если не умеешь; а попытаться что-то де­лать, не умея, — вот это хуже всего. Или ты дума­ешь, что человек, не умеющий обращаться с конями, много пользы от них получит?» — «Конечно, нет». — «А если применить силу, то не столкнешься ли скорее с ущербом, чем с пользой?» — «Ты, коне-

18 чно, прав». — «Вот еще один пример. Если кто-ни­будь не умеет обращаться с собаками, может ли он получить от них пользу? Разве пользоваться чем-ни­будь не значит ли получить от этого пользу?» — «Пожалуй, что так». — «Следовательно, никто из тех, кто понес ущерб, не пользуется тем, что ему наносит вред?» — «Нет, не пользуется». — «Разве тот, кто пытается пользоваться собаками, не имея на то необходимых знаний, не расплачивается за это?» — «Разумеется, расплачивается». — «Значит, он и в самом деле не использует их, ибо нет ис­пользования без пользы, и притом дело обстоит именно таким образом не только тогда, когда имеют­ся в виду собаки и кони, но и быки, и мулы.

И вот что, пожалуй, самое удивительное: без над­лежащего опыта нельзя управиться даже с ослом и

19 бараном. Разве тебе не известно, что одни получают доход, а другие — только ущерб от занятия овцевод­ством и эксплуатации ослов?» — «Конечно, знаю». — «Не ясно ли, что как раз неопытные люди несут убытки, а специалисты получают пользу и от ослов, и от свиней, и от гусей, и от любого другого животного». — «Видимо, так». — «Вот именно. Разве то же самое нельзя сказать и обо всем остальном? Может ли на кифаре играть человек, не обученный музыке? Даже когда он только пробует играть, само его неумение уже вызывает смех, не говоря о том,

20 что он портит инструмент и рвет струны». — «Что еще скажешь?» — «Если кто-нибудь захочет играть на флейте, не будучи флейтистом, и с этой целью явится в театр, не забросают ли его в наказание камнями, а флейту он и сам в ту же минуту слома­ет? А если кто станет за кормовое весло, не умея править, разве он не пустит тотчас же корабль ко дну, погубив себя и пассажиров? Разве дело обстоит иначе? Принесут ли пользу копье и щит трусам и неумехам? Разве при первом же испытании они не погубят не только свое оружие, но и самих себя?»


«Я согласен с тобой, Диоген, но пока ты бесконечно задаешь вопросы, солнце успеет закатиться». — «А не

21 лучше ли слушать полезные слова до самого захода солнца, чем без толку идти вперед? Значит, во всех тех случаях, когда ты не умеешь чем-либо пользовать­ся, нельзя быть уверенным в исходе дела; а чем важ­нее та вещь, которую ты хочешь использовать, тем больше вреда при неумелом обращении она может принести. Уже не думаешь ли ты, что с конем можно обращаться так же, как с ослом?» — «Что ты? Конеч­но, нет». — «А можно ли обращаться с богом так же, как с человеком?» — «Об этом даже говорить не стоит, Диоген», — ответил собеседник. «Итак, существует ли такой человек, который может пользоваться чем-ни­будь, не будучи с ним знаком?» — «Что ты имеешь в виду?» — спросил он. «Тот, кто не знает человека, не

22 может пользоваться услугами этого человека. Это ведь невозможно. И тот, кто не знает самого себя, не мо­жет, пожалуй, пользоваться даже самим собой». — «Кажется, ты прав». — «Должно быть, ты слышал уже о надписи в Дельфах: " Познай самого себя" 34?» — «Конечно». — «Не ясно ли, что бог предписывает за­ниматься этим всем как не познавшим самих себя?» — «По-видимому, так». — «Но ведь и ты, должно быть, один из них?» — «Почему же нет?» — «Разве ты уже познал себя?» — «Мне кажется, что не познал». — «Но если ты сам не знаешь, что ты есть, то, значит, не знаешь, что такое человек, а не зная этого, ты не способен пользоваться другим человеком. Не будучи в состоянии пользоваться человеком, ты в то же время пытаешься пользоваться услугами бога, что, по обще­му мнению, во всех отношениях значительно сложнее и труднее первого».

23 «Ты что же думаешь, — продолжал Диоген, — Аполлон говорит по-аттически или на дорийском наре­чии? Разве у людей и богов один и тот же язык? Они ведь настолько отличаются друг от друга, что даже река Скамандр в Трое на их языке называется Ксан-фом35. Птицу «кюминдис» они называют «халкида», а некую местность, расположенную за чертой их города, троянцы называют Батиейя, а боги — «Могила Мири-ны»36. Из-за различия в языках возникает и неясность оракулов, которые многих ввели уже в заблуждение.

24 Для Гомера, должно быть, имело смысл отправиться к


Аполлону в Дельфы, ибо он знал два языка, если, конечно, не все вообще, и притом не кое-что, вроде тех, кто, заучив два-три слова по-персидски, по-ми-дийски или ассирийски, обманывают несведущих.

А ты не боишься того, что боги говорят одно, а подразумевают другое? Вот что, например, рассказыва­ют о знаменитом Лае37, который стал возлюбленным Хризиппа38; он пришел в Дельфы и спросил у бога, обзавестись ли ему детьми. Оракул ответил, чтобы тот не имел детей, а если уж появится ребенок, то следует

25 от него избавиться39. Лай же был настолько неразумен, что не понял двойного смысла, скрытого в словах Аполлона, и родил и воспитал сына. Впоследствии он и сам погиб, и весь свой дом погубил, так как был не способен «пользоваться» богом40. Ведь если бы он не услышал этого оракула, то не бросил бы Эдипа, и

26 последний, выросший в доме, не убил бы Лая, зная, что он его сын. Слышал ты, верно, и то, что рассказы­вают о лидийском царе Крезе41, который, полагая, что более всего следует повиноваться богу, пересек реку Галис, лишился своего царства, сам попал в плен и едва не сгорел живьем.

Думаешь, ты мудрее Креза, человека, обладавшего огромным богатством и повелевавшего таким множест­вом людей, дружившего с самим Солоном и многими

27 другими мудрецами? Тебе, конечно, известна также история Ореста и ты видел трагедии, в которых он в припадке безумия порицает бога, будто тот посовето­вал ему убить собственную мать42. Не считаешь ли ты, что Аполлон мог предписать кому-нибудь из спраши­вавших его содеять что-либо дурное или позорное? Но, как я уже сказал, не будучи в состоянии «пользовать­ся» богом и тем не менее пытаясь сделать это, люди потом обвиняют не самих себя, а божество.

Если ты последуешь моему совету, сказал Диоген, то будешь осторожен и постараешься сперва познать самого себя, а потом, когда ты уже сам станешь разум­ным, тогда и иди к оракулу, если сочтешь это необхо-

28 димым. Но я уверен, что тебе не понадобится никакой оракул, если у тебя будет свой разум, Подумай-ка, например, оракул прикажет тебе правильно читать и писать, а ты не знаешь грамоты — ведь ты не сможешь сделать, как он велит; а раз ты знаешь буквы, то ты и без веления божества будешь писать и читать, как сле-


дует. Также и во всяком другом деле: если тебе дадут совет делать что-то, чего ты делать не умеешь, ты не сможешь это выполнить. И жить правильно ты не смо­жешь, если не подумаешь сам, как это сделать, хотя бы ты надоедал Аполлону своими вопросами каждый день, а он занимался бы только тобой одним. А имея разум, ты и сам сообразишь, что тебе надо делать, и как43.

29 Есть, правда, еще одна сторона вопроса, о которой я забыл сказать, когда речь шла об Эдипе. Он не от­правился в Дельфы за оракулом, а встретился с Тире-зием и, получив от него прорицание, только по причине своего неразумия претерпел великие бедствия. Он узнал, что женился на своей матери и она родила ему детей. После этого, может быть, следовало бы луч­ше скрыть этот факт от фиванцев, но Эдип, во-пер­вых, широко его обнародовал, а затем стал негодовать и громко кричать, что он отец и брат своих детей, а матери своей он муж и сын.

30 Однако петухи вовсе не негодуют в подобной ситу­ации. Не делают этого и собаки, и ослы, и даже персы, которые слывут самыми благородными в Азии. Вдоба­вок ко всему Эдип сам ослепил себя, а потом, слепой, скитался повсюду, будто не мог этого делать, сохранив зрение».

Тогда в ответ на эти слова возразил собеседник: «Ты, Диоген, изображаешь Эдипа самым тупым из лю­дей, эллины же, напротив, считают, что хотя не было на свете более несчастного человека, однако не было и

31 более мудрого. Ведь только он один смог разгадать загадку Сфинкса»44. На это Диоген рассмеялся. «Если бы только разгадал! — воскликнул он. — Не слыхал ли ты, что это сам Сфинкс подсказал ему ответ: " Че­ловек"? Эдип же сам не мог сказать, что есть человек, так как не знал. Произнося слово " человек", он думал, что отвечает на вопрос. Точно таким же образом, ког­да спрашивают: " Что есть Сократ? " — отвечающий ничего иного сказать не может, кроме как назвать имя " Сократ". Я по крайней мере слышал, как кто-то ут­верждал, что Сфинкс — это символ невежества, кото­рое как раньше, так и теперь наносит вред беотийцам45. Это оно не позволило им что-либо по­знать, ибо они самые невежественные из людей. И хотя находились люди, сознававшие свое неразумие, однако Эдип, считая себя самым мудрым, думал, что


он избежал гибели от Сфинкса и убедил в этом осталь­ных фиванцев, тем не менее погиб самым злосчастным образом. Таким образом, невежды, убежденные, что они мудрецы, гораздо несчастнее всех остальных. Та­ково и племя софистов».

МАКСИМ ТИРСКИЙ

ПРЕДПОЧИТАТЬ ЛИ КИНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ?

1 Я хочу тебе по примеру мудрого лидийца1 расска­зать сказку; но в этой сказке должен говорить я, а не лев или орел, или — еще более бессловесные, чем они, — деревья. Да, здесь надо говорить мне.

Некогда был Зевс, были небо и земля; обитателями неба были боги, а питомцев земли — людей — тогда еще на свете не было. И вот призывает Зевс Прометея и приказывает ему населить землю простыми живо­тными, по своему образу мыслей более всего близкими богам; а тело их должно быть нежным, прямым и со­размерным; у них должен быть приветливый взгляд, ловкие руки и твердая поступь.

И вот повинуется Прометей Зевсу, создает людей и населяет ими землю. Когда они обрели бытие, то не­тяжкой оказалась для них жизнь; ведь пищу им щедро доставляла земля; были у них луга пышные, горы куд­рявые и плодов достаток — все, что земля охотно до­ставляет, пока еще ее не тревожат пахари.

Нимфы предоставляли им чистые источники и про­зрачные реки, всякую влагу в изобилии и неиссякаемые родники. Жар солнца разливался по их телам умерен­но, вливая в них бодрость, а ветерки, веявшие над рекой в летний зной, навевали им прохладу, освежая тело. Спорить им было не о чем, так как они жили в полном довольстве, получая все без всякого труда.

Мне кажется, что и поэты ближе всего стоят к этой нашей сказке, рассказывая в сокровенной форме о жиз­ни, какой она была во времена Крона, царя богов, — о жизни без войн, оружия, без охраны, о жизни мирной, без распрей, здоровой и не знающей нужды. И Гесиод, как кажется, именно эту жизнь называет золотым ве­ком2, поступая подобно нашей сказке.


2 Но оставим сказку, и пусть из нее возникнет ра­зумное слово: сравним теперь один образ жизни с дру­гим, век, бывший прежде, с последующим — назвать ли его «железным» или как-нибудь иначе, — когда люди стали делить землю между собой; они разрезали ее, обнеся оградами и стенами, и каждый захватил себе какую-нибудь часть; свои тела они стали облекать в мягкие одежды, ноги обматывать кожами и обвивать золотом то шею, то голову, то пальцы, надевая на себя красивые блестящие оковы; они строили дома, снабжая их засовами, воротами и преддверьями; они начали мучить эту землю, отыскивая в ней металлы, разрывая и копая ее. Даже море они не оставляли в покое, они построили ему на беду суда — для войны, для перево­зок, путешествий и торговли. Не удержали они своих рук и от воздуха, — даже ему они причинили вред, вылавливая стаи птиц при помощи птичьего клея, сил­ков и других разнообразных хитростей.

Они не жалели прирученных животных за их сла­бость, не отступали перед дикими зверями из страха, но набивали свой желудок при помощи кровопролития, убийства и всяческого осквернения. Постоянно ища но­вую пищу для своих страстей, с презрением отвергая все прежнее, они гонялись за наслаждениями и терпе­ли бедствия, стремясь к богатству; они всегда считали то, чем владели, хуже того, чего им недоставало, а то, что приобрели, ценили меньше того, что надеялись захватить. Они боялись нужды, а насытиться никак не могли; они страшились смерти, но о жизни не заботи­лись; боялись болезней, но не воздерживались от всего, что порождает болезни; подозревали одних, но сами строили козни против большинства; страшные для без­оружных, трусливые перед вооруженными, они нена­видели тиранию, а сами жаждали стать тиранами; они порицали все позорное, но от позорных дел не воздер­живались; перед удачей они преклонялись, но добле­стью не восхищались; о несчастьях они сокрушались, но пороков не избегали; при успехе становились де­рзки, при неудачах нерешительны; мертвых они счи­тали счастливыми, но цепко держались за жизнь; ненавидели жизнь, но боялись смерти; затевали войны, а соблюдать мир не умели; в рабстве покорные, при свободе наглые, при народном правлении необуздан­ные, при тирании'робкие, они страстно желали иметь


детей, но об уже рожденных нисколько не заботились; они молились богам, ожидая от них помощи, и прези­рали их, не веря в их кару; боясь богов наказующих, они в то же время приносили ложные клятвы, как будто богов вовсе не существует.

3 Итак, если такие распри и такой разлад вторглись в этот, второй, образ жизни, то какому же из них мы должны присудить победную награду? Какой из этих двух образов жизни нам следует назвать естественным, простым и вполне свободным и какой — неестествен­ным, стесненным, достойным сожаления и преиспол­ненным несчастий?

Так вот, пусть муж от каждого из двух веков явится на суд нашей речи, и она вопросит обоих, и прежде всего представителя первого образа жизни, того, кто наг, обездолен и неискусен, — гражданина и обитателя всего мира3 — вопросит, нарисовав ему образ жизни другого, хочет ли он сохранить за собой свою прежнюю пищу и свободу или, обретя наслаждения при втором образе жизни, получить вместе с ними и всевозможные горести. После него пусть выступит другой, пусть ему представит она образ жизни и свободу его предшествен­ника, пусть спросит, выберет ли он свой прежний образ жизни или захочет переменить его и как бы пересе­литься в жизнь другого — в жизнь мирную, свободную, не знающую нужды и беспечальную. Кто из двух ста­нет перебежчиком? Кто добровольно променяет свой образ жизни на образ жизни другого?

4 Какой человек столь неразумен, кто так любит зло, кто столь злополучен, что из любви к ничтожным и эфемерным наслаждениям, сомнительным благам и об­манчивым надеждам, из любви к непрочным счастли­вым случайностям не захочет отправиться в путь и переселиться в жилище истинного блаженства? Особен­но если он знает, что он должен благодаря этому изба­виться от многочисленных зол, которые крепко слились со вторым образом жизни; разве не осудит он этот образ жизни, полный скорби, жалкий и несчастный?

Я, со своей стороны, пожалуй, сравню теперь оба эти образа жизни: этот, будто бы столь великолепный и разнообразный, я сравню с жестокой тюрьмой, в мрачной глубине которой томятся несчастные люди; ноги их закованы в крепкое железо, вокруг шеи у них тяжелая цепь, а на обеих руках висят ужасные оковы;


они грязны, находятся в постоянной тревоге и стенани­ях. Но со временем и от ежедневной привычки они даже там находят себе радости: иногда напиваются допьяна в своей тюрьме, орут песни, набивают желу­док, предаются любви. Но не наполняет это спокойст­вием никого из них: всего они страшатся, ни во что не верят и помнят постоянно о своих несчастьях. Так, в каждой тюрьме можно услышать одновременно и пени и песни, и стенания и пеаны.

Далее, я сравню другой образ жизни с человеком здоровым, живущим светло и чисто: его ноги и руки не связаны, он свободно поворачивает шею, поднимает взоры к солнцу, видит звезды, различает день и ночь, спокойно ожидает прихода времен года, чувствует ды­хание ветра и наслаждается чистым и вольным возду­хом; его я сравню с человеком, который обходится без наслаждений, а вместе с тем и без оков, кто не пьян­ствует, не предается любовным страстям, не набивает свой желудок, не стенает, не поет хвалебных гимнов, не распевает песен, не плачет и не наедается до ожи­рения, но лишь настолько, чтобы жить с легким и необремененным желудком.

Какой из этих двух образов жизни надо признать счастливым? Какую жизнь счесть достойной сожале­ния? Какую избрать? Неужели ту жизнь, неразлуч­ную с тюрьмой и ненадежную? Неужели мы дадим обольстить себя горьким и жалким удовольствиям, в которых

Вместе смешались победные крики и смертные стоны? 4







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 751. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия