Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Конкретно-методологические принципы педагогических исследований 11 страница




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

§ 1. Философско-мировоззренческая подготовка специалиста

Понятие о мировоззрении

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры лично­сти является формирование мировоззрения. Мировоззрение пред­ставляет собой целостную систему научных, философских, соци­ально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе дости­жения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наи­более существенных сторон бытия и мышления, природы и об­щества.

Научные знания выступают как часть, сторона, подтвержде­ние диалектического взгляда на мир. Рассматривая научное миро­воззрение как способ осмысления, понимания и оценки объек­тивной реальности, мы обнаруживаем, что оно представляет собой связь между различными знаниями, идеями, понятиями, образу­ющими определенную научную картину мира. В качестве элемен­тов этой системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на оп­ределение человеком своего места в окружающей его социальной и природной среде. Но окружающая человека действительность чрезвычайно многообразна, как многообразны и те отношения, в которых человек находится с миром. И поскольку в своей практи­ческой и познавательной деятельности человек соотносит себя, с какой-то определенной стороной действительности, мир высту­пает перед ним как бы в разных своих проекциях. Соответственно этому и сам человек, как бы проецируя себя на разные стороны мира, выделяет или различает в себе качественно определенные стороны, познает себя в различных аспектах.

В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутренне­го, объективного и субъективного. Субъективная сторона миро­воззрения состоит в том, что у человека формируется не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о са­мом себе, складывающееся в понимании и переживании своего «Я», своей индивидуальности, своей личности.

У человека, достигшего того уровня развития, когда его мож­но назвать личностью, все свойства и качества приобретают опре­деленную структуру, логическим центром и основанием которой

становится мировоззрение. Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений человека к окружающей действительно­сти, научное мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. Благодаря этому формируются мировоззренческие убеждения.

Убеждения есть субъективное отражение объективной реаль­ности, результат усвоения коллективного и индивидуального опыта людей. Как и знание, сознание отдельного человека существует только в связи с сознанием общественным. Отдельные люди усва­ивают («присваивают») знания, накопленные обществом в ходе его истории, в процессе развития общественной практики. Таким образом, воздействие на личность осуществляется прежде всего в процессе утверждения в ее сознании научного знания о природе и обществе.

Но сознание не определяется только знаниями и через зна­ния. Знания должны быть актуальны для человека, т.е. приобрес­ти для него субъективный, личностный смысл. Одни понятия, идеи, нормы могут быть человеку внутренне близкими, а глав­ное, действенными, другие же остаются только словесным зна­нием. Убеждения — это не нечто «знаемое» и «понимаемое», это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности.

Выполняя регулятивную функцию, убеждения определяют весь духовный строй личности — ее направленность, ценностные ори­ентации, интересы, желания, чувства, поступки. Они заключают в себе веление действовать в соответствии с объективными требо­ваниями общественного прогресса, с познанной человеком необ­ходимостью. Пока личность не осознает эти требования как объек­тивную необходимость, она может воспринимать веление должного как навязанное ей извне, чуждое и противное ее стремлениям и умонастроениям. Пока человек пробуждается к деятельности внеш­ней необходимостью, не перешедшей в его внутреннюю потреб­ность, не ставшей его собственной волей, он действует без внут­реннего горения, активности, мобилизации всех ресурсов.

Сознание, на каком бы уровне оно ни находилось, всегда име­ет своим результатом определенную оценку, некое знание дей­ствительности. Это знание может относиться к сфере житейского, обыденного сознания, которое складывается под влиянием тра­диций, настроений, привычек, носящих порой весьма консерва­тивный характер. Оно, это знание, может также функционировать в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, отражающих наиболее существенные, закономерные связи и от­ношения объективной действительности. Речь, таким образом, идет о том, что в реальной жизни существует как стихийное, так и научное мировоззрение.

Рост науки обусловил не только развитие ее теоретического аппарата. Он наложил отпечаток на формы и стиль современного мышления, одна из черт которого — стремление к строгой фак­тической достоверности. Факты действительности становятся фак­тами науки, если они поднимаются до уровня теоретических обоб­щений. Отражая общие и наиболее существенные стороны множества явлений, обобщения служат средством их объяснения и предвидения, дают принципы решения не только тех задач, на основе которых они были выведены, но и всех других, относя­щихся к данной целостности.

Среди мировоззренческих обобщений чрезвычайно важная роль принадлежит методологическим идеям, в которых с наибольшей полнотой и глубиной раскрываются внутренние законы действи­тельности. Отражая не только сущее, но и должное, такого рода идеи выступают одним из механизмов организации и получения научного знания. Поэтому в процессе формирования мировоззре­ния надо уделить особое внимание формированию методологи­ческих понятий, обобщений, идей, характеризующих действитель­ность и ее теоретические основания.

Возрастные возможности овладения мировоззрением

Существует взгляд, согласно которому на начальном этапе обу­чения будто бы можно ограничиться простым накоплением фактов. Между тем уже в начальных классах существует принципиальная возможность раскрывать идеи, дающие знание общих законов, ко­торым подчинено всякое движение и развитие. Пониманию школь­ников вполне доступны некоторые существенные связи и зависи­мости в явлениях природы и общества, носящие мировоззренческий характер. К ним относятся начальные представления о сезонных изменениях в жизни природы, материальном единстве мира и его постоянном развитии, о социальных противоречиях и др. Изучая систематические курсы основ наук, подростки совершают более глубокий анализ предметов и явлений реальной действительности, находят в них черты сходства и различия, взаимной связи и при­чинной обусловленности, устанавливают закономерности и дви­жущие силы исторического процесса, приходят к самостоятель­ным мировоззренческим выводам и обобщениям.

Актуальная потребность подросткового возраста — стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Удовлетворение этой потребности расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы своего индивидуального опыта, дает толчок фор­мированию идеалов и жизненных установок. Вместе с тем для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, не­адекватная самооценка, преувеличенная склонность к подража­нию. В этих условиях важно побуждать учащихся к самостоятель­ной и обоснованной оценке явлений.

В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, определяющей их готовность к усвоению на­учного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Философ­ская направленность мышления, познавательное отношение к действительности, потребность проникнуть в систему «вещей и знаний» создают прочную основу для формирования у старше­классников фундаментальных методологических идей высокого уровня обобщенности, твердых взглядов и убеждений.

С определенных мировоззренческих позиций осуществляется и профессиональное самоопределение, включающее в себя органи­зацию активной пробы сил, первоначальное принятие и усвоение личностью системы ценностей, целей, эталонов, норм и стан­дартов, характеризующих ту или иную профессиональную груп­пу, формирование морально-психологической и трудовой готов­ности следовать своему общественному и гражданскому долгу.

Основные пути и средства формирования мировоззрения учащихся

Человек овладевает целостным представлением о мире, если его система взглядов опирается на единство сознания, пережива­ния, и это значит, что формирование мировоззрения зависит от воздействия на интеллект, волю, эмоции личности, от ее активной практической деятельности.

Интеллектуальный компонент мировоззрения предполагает дви­жение от непосредственного, чувственного отражения действитель­ности к абстрактному, понятийному мышлению. Однако понятий­ное мышление не является конечным пунктом научного и учебного познания — вслед за этим начинается восхождение от абстрактно­го к конкретному. Это возвращение не к исходному, а к конкретно­му — на более высокой ступени развития, когда предмет постига­ется глубоко и всесторонне. При восхождении от абстрактного к конкретному совершенствуется не просто процесс суммирования, нанизывания абстракций друг на друга, а создается синтез, кото­рый означает дальнейшее углубление в сущность явлений матери­ального мира во всех их причинных связях и опосредованиях.

В любом результате аналитико-синтетической деятельности (в понятиях, идеях, теориях) содержатся и знание, и способ дея­тельности. Это разные стороны процесса познания, но ведущая роль в этом процессе принадлежит знаниям. Все это требует разви­вать учащихся в единстве знания и умения мыслить и действовать.

Мировоззрение содержит в себе не разрозненные знания — их систему, которая отражает, насколько возможно, структуру со­временного научного знания, организуется вокруг и на основе методологических идей, теорий и принципов. Усвоенные учащи­мися системы знаний находятся в постоянном движении, соот­

носятся с другими системами, перестраиваются в соответствии с задачами познания и конкретными задачами их применения.

Для того чтобы знания переросли в убеждения, органически вошли в общую систему взглядов, доминирующих потребностей, социальных ожиданий и ценностных ориентации личности, они должны проникнуть в сферу ее чувств и переживаний. Положи­тельное эмоциональное состояние учащихся побуждает их обращаться к своему личному опыту, жизни и деятельности выдающихся уче­ных и общественных деятелей, к произведениям литературы и искусства — ко всему тому, что создает и поддерживает благопри­ятный социально-психологический фон школы.

Готовность и решимость личности достигнуть поставленной цели непосредственно связаны с волей. Она представляет собой несво­димую к интеллекту и чувствам сторону сознания, основной функ­цией которой является регуляция поведения и деятельности. Воля в сочетании с убеждениями и чувствами подводит человека к обо­снованным решениям, действиям и поступкам.

Наряду с интеллектуальным и эмоционально-волевым компо­нентами в состав мировоззрения входит практически-действенный компонент.

Сфера практических действий учащихся может быть достаточ­но широкой. Учебно-трудовая и общественная деятельность во­влекает учащихся в широкий круг социальных отношений, воо­ружает разносторонней информацией, опытом общения. Она не ведет к чисто внешним результатам, а перестраивает внутренний мир школьников, развивает у них потребность активного созида­ния как свойство личности. Недостаточно, чтобы эта деятельность была общественно полезна, нужно, чтобы она удовлетворяла са­мого ученика, соответствовала пусть не полностью, но в главных чертах его личному идеалу. Сформировать общественно значимый мотив — значит превратить объективную цель деятельности в «ре­ально действующий мотив» {А.Н.Леонтьев), сделать внешнее, объективное внутренним достоянием субъекта, вызвать у него по­требность к этой деятельности.

Целостный процесс формирования у учащихся научного ми­ровоззрения обеспечивается благодаря преемственности в обуче­нии, взаимопроникающим связям между учебными предметами. Осуществление межпредметных связей позволяет увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить целостное представ­ление о нем. Особенно большое значение в мировоззренческом плане имеют такие межпредметные взаимодействия, которые дают учащимся возможность всесторонне охватить все свойства и связи изучаемых объектов. К примеру, на основе межпредметной корре­ляции у школьников формируются такие методологические идеи, как единство живой и неживой природы, общность естественно­научных и общественно-исторических основ взаимодействия че­

ловека, общества и природы, единство антропогенеза и социоге-неза и др.

Социальная и профессиональная позиции педагога являются важ­нейшим единством формирования научного мировоззрения. Ус­пех формирования мировоззрения основывается во многом на доверии учащихся к учителю. «Это идеальное юношеское верова­ние, — отмечал Н.А.Добролюбов, — облегчает действия учителя и делает его пример благотворным... Но горе учителю, который неосторожным своим поведением, проявлением своих страстей перед учениками разрушил то обаяние, которым он был окружен в их глазах... Как только нравственное доверие потеряно или по­колебалось хоть несколько, тотчас же и слово учителя теряет свою силу»1.

Только учитель, который всем своим существом принял воз­вышающий смысл науки, передовые идеи века, который сфор­мирован как творческая личность, может быть духовным настав­ником молодежи.

Закон Российской Федерации «Об образовании» подчеркивает светский характер образования в школе. Это особенно актуализи­рует необходимость и ответственность педагогов за формирование у учащихся научного мировоззрения, в то же время уважения к взглядам и чувствам верующих детей и их родителей. Задача шко­лы раскрыть перед ребенком реальность объективного мира, его противоречивость, познаваемость. По мере взросления и дости­жения совершеннолетия воспитанник сам вправе сделать свой мировоззренческий выбор.

§2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности

Цель и содержание гражданского воспитания учащихся

Основная цель гражданского воспитания состоит в формирова­нии гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государ­ственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармониче­ское проявление патриотических чувств и культуры межнацио­нального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными ус­ловиями функционирования общества — особенностями государ-

Добролюбов Н.А. Учитель должен служить идеалом для учеников // Черны­шевский Н. Г., Добролюбов Н.А. Избр. пед. произв. — М., 1995. — С. 145.

ственного устройства, уровнем правовой, политической, нрав­ственной культуры в нем.

Гражданское воспитание предполагает формирование консти­туционных, правовых позиций личности. Выработанные в обще­стве идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа. При этом утвердившиеся идеалы общества принимаются лично­стью как свои собственные. Сформированное гражданское со­знание дает человеку возможность оценивать социальные явле­ния и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.

Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. В западноевропейской античной и класси­ческой педагогике оно связано с именами Платона, Аристотеля, Руссо и др. Если первые связывали проблемы гражданского вос­питания прежде всего с формированием уважения к государству, законопослушания, то последний видел основу гражданского вос­питания в свободном развитии личности, в создании условий для самовыражения. Наиболее полно теория гражданского воспита­ния в зарубежной педагогике была разработана немецким педаго­гом Г. Кершенштейнером, отмечавшим необходимость целе­направленного формирования гражданского воспитания, знания истории государства, политической образованности масс.

В российской педагогике цели и задачи гражданского воспита­ния нашли отражение в трудах А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д.Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, раз­витии национального самосознания, воспитания гражданина.

Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В известной книге В.А.Сухомлинского «Воспитание гражданина» в определенной мере обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспита­нию. Особое место в этой работе уделялось формированию граж­данской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских об­щественных организаций на воспитание гражданственности.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье состав­ляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотиче­скому воспитанию, формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненаси­лия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.

Патриотическое воспитание. Формирование культуры межнационального общения

В Толковом словаре В.И.Даля слово «патриот» означает «лю­битель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечествен-ник или отчизник»1. Патриотизм как качество личности проявля­ется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. Проявлением высокого уровня культуры межнаци­онального общения выступает чувство интернационализма, пред­полагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно проти­вопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме — уважение и солидарность с другими наро­дами и странами.

С содержательной точки зрения патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществ­ляются в процессе: включения учащихся в активный созидатель­ный труд на благо своей Родины; формирования бережного отно­шения к истории отечества, к его культурному наследию, к обы­чаям и традициям народа; воспитания любви к малой родине, к своим родным местам; воспитания готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства, установлению братских, дру­жественных отношений с представителями других стран и наро­дов, изучению обычаев и культуры разных этносов.

Содержание патриотического и интернационального воспита­ния в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помо­щью многообразных форм и методов. Важную роль в патриотиче­ском воспитании играет организация работы по изучению госу­дарственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран. Большое значение в этой работе придается предметам гуманитарного и естественного циклов, при этом каждый школьный предмет обладает своими специфически­ми особенностями, будь то природоведение или историческое чтение в начальных классах, география или литература в старших классах. Изучение природы родного края, его исторического прош­лого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и разви­вает чувство любви к Родине.

Формированию культуры межнационального общения способ­ствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.

Гражданское воспитание предполагает формирование у учащих­ся знаний и представлений о достижениях нашей страны в облас-

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.. 1956. — Т. 3. - С. 24.

ти науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.

Необходимой составной частью формирования патриотического и интернационального сознания является изучение фактического материала о защите нашего отечества, о воинской доблести и сла­ве народов нашей страны. Эта работа наиболее эффективна на уроках литературы, истории, родного и русского языков, во вне­классной воспитательной деятельности.

Правовая культура и предупреждение правонарушений учащихся

Задачи формирования правовой культуры заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личност­ный смысл, стали руководством в повседневном поведении.

Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, все­гда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным цен­ностям. «Дефективность сознания, — отмечал А.С.Макаренко, — это, конечно, не техническая дефективность личности, это де­фективность каких-то социальных явлений, социальных отноше­ний, — одним словом, прежде всего, испорченные отношения между личностью и обществом, между требованиями личности и требованиями общества»'.

Истоки деформации нравственного и правового сознания школьников лежат, как правило, в семье. Вот почему работа с семьями воспитанников — важнейшее условие предотвращения правонарушений среди подростков. Неблагоприятной для форми­рования личности ребенка является семья не только с явной де­градацией ее взрослых членов (пьянство, драки, судимости и пр.), но и та, где за чисто внешним «благополучием» скрывается ат­мосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи лю­бые средства наживы. Это, в свою очередь, сказывается на отно­шении школьников к учебе и труду: постепенно в их сознании формируются пренебрежение к труду, ориентация на «выгодную» работу, подчинение трудовых интересов корыстным либо ложно понимаемым престижным устремлениям. Результатом такого «по­требительского воспитания» чаще всего становится установка на удовлетворение потребностей любыми способами, в том числе и асоциальными. Дети из таких семей обычно отличаются высокой криминальной активностью.

Для подростка более значимо и важно мнение о нем сверстни­ков, чем взрослых — родителей, учителей и т.п. Вот почему так

1 Макаренко А. С. Соч.: В 7 т. - М, 1958. — Т. 5. — С. 567.

важно положительно влиять на мотивы и характер действий не­формальных групп, придавать им общественно ценную направ­ленность.

§ 3. Формирование основ нравственной культуры личности

Основные понятия теории нравственной культуры

Каждый поступок человека, если он в той или иной степени вли­яет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызы­вает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хоро­ший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.

Мораль в прямом значении этого слова понимается как обы­чай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова ис­пользуют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется и в другом значении — как фило­софская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как ос­воена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нор­мами и принципами, можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядоч­ность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дис­циплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуаль­ное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия оп­ределенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не мог­ли бы прийти к единому мнению — хорошо или плохо поступил человек? Правило, имеющее общий характер, т.е. распространя­ющееся на множество одинаковых поступков, носит название нрав­ственная норма. Норма — это правило, требование, определяю­щее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к опре­деленным поступкам и действиям, а может и запрещать иди пре­достерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы — нравственные принципы. Например, нормы отношений в какой-либо профессиональной среде, отношений между представителя­ми разных национальностей регулируются нравственными прин­ципами взаимоуважения, интернационализма и др.

Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватыва­ющие не отдельные отношения, а все области отношений, по­буждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называ­ются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.

Воспринимая требования морали как правила жизни, которые делают человека лучше, благороднее, общество вырабатывает нрав­ственный идеал, т.е. образец нравственного поведения, к которо­му стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.

Моральные нормы, принципы, категории, идеалы принима­ются людьми, принадлежащими к определенной социальной груп­пе, и выступают как форма общественного нравственного созна­ния. Вместе с тем мораль — это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, самобытные представления, чувства, переживания. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием. Усвоен­ные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенные от­ношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе. Со­держание воспитательной работы учителя, классного руководи­теля по формированию нравственной культуры учащихся и составляет формирование названных групп отношений.

Группа отношений к другим людям предполагает воспитание гуманности, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представителям противоположного пола.

Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированно­сти, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпи­мости к несправедливости, стяжательству. Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых, учебных обязанностей, развитии творческих на­чал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда других людей. Отношение к природе состоит в бережном отношении к ней, в нетерпимом отношении к наруше­ниям экологических норм и требований. Формирование основ нравственной культуры школьников осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества.

Воспитание гуманности

Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взгля­дов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отно­шение к окружающей его природной и социальной среде, стро­

ится вокруг одного центра — человека. Если гуманизм — это ос­нова системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистиче­ского мировоззрения. При этом его отношение содержит не толь­ко оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и на­ходят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, составляю­щие содержание гуманистической сущности личности.

Гуманность поэтому не может быть просто чертой личности, это интегральная характеристика личности, включающая комп­лекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Эти свойства проявляются и формируются в сфере человеческих взаи­моотношений, которые могут быть гуманными и негуманными. В гуманных отношениях находят отражение духовные потребно­сти личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым. Именно гуманное отношение к людям определяет гуманистиче­скую сущность личности.

Гуманность представляет собой совокупность нравственно-пси­хологических свойств личности, выражающих осознанное и со­переживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимо­отношений с другими людьми. Она раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; в готовности прийти на по­мощь другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии — умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в то­лерантности — терпимости к чужим мнениям, верованиям, по­ведению.

Воспитание гуманности осуществляется в многообразных ви­дах деятельности, в различных вариантах межличностных отно­шений. Ребенок должен быть включен в сопереживание, соучас­тие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не замечены и не проанализированы педагогом. Пример гуманного отношения учителя к ученикам обладает особой воспитательной силой, он может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Это, однако, не отрицает возможности и необходимости проведения морально-этического просвещения. Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жиз­ненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинно­го и абстрактного, социальной справедливости и несправедливо­сти вводит учащихся в сложный мир человеческих взаимоотноше­







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 542. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.041 сек.) русская версия | украинская версия








Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7