Студопедия — Е годы XX века Период открытого кризиса: 10 в - 30-е гг. XX в
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Е годы XX века Период открытого кризиса: 10 в - 30-е гг. XX в






 

 

Общая характеристика состояния зарубежной психологии в период открытого кризиса (начало 10-х - середина 30-х к годов XX в.)

В истории зарубежной психологии в период ее существования как самостоятельной науки выделя­ется этап, который называют открытым кризисом. Этот период является чрезвычайно важным. Он от­мечен деятельностью таких выдающихся психологов, как М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер, К. Левин, Дж. Уотсон, 3. Фрейд, В. Дильтей, Э. Шпрангер и дру­гих. Они выступили с критикой основ той психоло­гии, которую застали к началу своей деятельности. Однако они не ограничивались только критикой. На основе интенсивных экспериментальных исследова­ний, предпринятых ими в различных областях, они выдвинули новые программы, меняющие понимание предмета и методов психологического исследования или вносящие достаточно существенные изменения в трактовку психологических процессов. Эти про­граммы выросли в различные и борющиеся между собой направления — бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, «понимающая» психология. Их попытки пре­одолеть механистический атомизм, антиисторизм, субъективизм, интеллектуализм старой психологии и построить психологическую систему, свободную от этих недостатков, и составили содержание этого пе­риода.

Вопросу о кризисе посвящено большое число кри­тических работ как у нас, так и за рубежом1. Однако ори-

1 Среди них следует особо выделить исследование Л.С. Вы­готского «Исторический смысл психологического кризиса» (1926, впервые опубликовано в 1982 г. в изд.: Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1 — М., 1982.), в котором впервые с марксистских по зиций даются анализ и критическая оценка основных направ­лений зарубежной психологии периода кризиса (см.: Ярошев­ский М.Г., Гургенидзе ГС. Л.С. Выготский — исследователь про­блем методологии науки / Вопр. философии. — 1977. — № 8. — С. 91 —105; см. также: Выготский Л.С. Современные течения в психологии //Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М, 1960; Рубинштейн С.Л. Основы общей психоло­гии. — М., 1946. — Гл. III; Он же. Проблемы психологии в тру­дах К. Маркса и философские корни экспериментальной пси­хологии // Проблемы общей психологии. — М., 1973; Он же. Махизм и кризис психологии // Принципы и пути развития психологии. — М., 1959; Анцыферова Л.И., Ярошевский М.Г. Раз­витие и современное состояние зарубежной психологии. Часть вторая. — М., 1974; Ярошевский М.Г. История психологии. — М., 1976. Гл. 12; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Лич­ность. — М., 1975; Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М., 1976). Из зарубежных исследований, посвященных периоду от­крытого кризиса, см.: Biihler К. Die Kriese der Psychologie. 1 Aufl. — Berlin, 1927.

2 Биографические справки написаны доктором психол. на­ук А.Н. Ждан.

3 Гальперин П.Я. Введение в психологию. — С. 14.

 

гинальные исследования, переведенные в 20-х годах, к настоящему времени стали труднодоступны, к тому же переводились далеко не все работы. Хрестоматия ста­вит целью представить материал из оригинальных ра­бот зарубежных психологов периода кризиса в качестве учебного пособия по этому важному разделу курса «Ис­тории психологии»2.

Согласно исследованиям Л.С. Выготского, Л.С. Ру­бинштейна, П.Я. Гальперина, М.Г. Ярошевского, Л.И. Анцыферовой, кризисное состояние характерно для зару­бежной психологии практически на всем протяжении ее существования и является следствием ее методоло­гических основ. «История этой классической буржуаз­ной психологии свидетельствует о том, что уже вскоре после завершения общей конструкции ее сторонники стали испытывать сомнения в ее научной состоятель­ности. Сомнения затрагивали разные стороны систе­мы, но в конечном счете роковым для нее оказался воп­рос о возможности объективного исследования явлений сознания»3.

Однако события, развивавшиеся на всем протяже­нии кризисного состояния психологии, не были одно­родными, и в зависимости от них в этом процессе мож­но выделить следующие периоды:

1. Период возникновения кризисной ситуации: третья четверть XIX в. — первое десятилетие XX в.

2. Период открытого кризиса: начало 10-х — сере­дина 30-х годов XX в.

3. Период «затухания» борьбы школ: с конца 30-х годов XX в. по настоящее время.

Первый период отмечен многочисленными отступ­лениями от традиционной эмпирической ассоциани-стической интроспективной психологии — в экспери­ментальном и теоретическом плане — и в то же время отсутствием какой-либо принципиально новой боль­шой психологической теории. Наиболее распростра­ненным направлением в европейской психологии во второй половине XIX в. была система В. Вундта. Реша­ющим обстоятельством, которое обеспечило этой си­стеме господствующее положение, явилось введение в психологию экспериментального метода: Вундт стал признанным «основателем экспериментальной пси­хологии»4. Теоретические идеи, на которых базирова­лась психология Вундта, с самого начала отличались двойственностью. Вундт разделил всю психологию на две области: «физиологическую психологию», объектом изучения которой являются простейшие психические процессы, а методом —психофизиологический экспе­римент, и «психологию народов» — область высших психических функций, основанную на изучении про­дуктов, «порождений человеческого духа» (Вундт) — языка, мифов, обычаев и т. д. В его системе эклектиче­ски сочетались механицизм и волюнтаризм, психоло­гический атомизм и идеи творческого синтеза, физио­логическая обусловленность психических процессов и собственно духовная причинность. Введя в психологию эксперимент, Вундт ограничил возможности его при­менения областью элементарных процессов. К тому же сам эксперимент, перенесенный в психологию из по­граничных областей — физиологии органов чувств, психофизики и психометрии, сохранил свойственный этим областям физиологический характер, лишь допол­ненный данными самонаблюдения.

Однако вскоре после возникновения эксперимен­та наблюдается процесс его проникновения практиче-

4 Ланге Н.Н. Психология // Итоги науки.— Т. VIII.— М., 1914.— С. 47.

 

 

ски во все области психологии. Вместе с тем экспери­мент меняет свой характер: из психофизиологическо­го, каким он был по преимуществу у Вундта, он превра­щается в собственно психологический (Эббингауз, вюрцбургская школа и др.).

Развитие эксперимента сопровождалось быстрым накоплением новых фактов, которые требовали новых те­оретических обобщений. В Европе наряду с психологией Вундта и в полемике с ней рождается психология актов Ф. Брентано, австрийская школа (Эренфельс, Мейнонг, Витасек и другие), психология функций К. Штумпфа, вюр-цбургская школа психологии мышления и др. В Америке наряду с психологией Э. Титченера, продолжающего идеи В. Вундта, большое влияние получили система В. Джемса и выросший на ее основе функционализм (в различных его вариантах), объективные направления в исследова­ниях на животных (Э. Торндайк). Яркую картину этого периода в развитии зарубежной психологии далН.Н. Лан-ге: «В этом огромном и новом движении, при явном раз­рушении прежних схем и еще недостаточной определен­ности новых категорий, при, так сказать, бродячем и хаотическом накоплении новых терминов и понятий, в ко­торых даже специалисту не всегда легко разобраться, мы получаем такое впечатление, будто самый объект науки — психическая жизнь — изменился и открывает перед нами такие новые стороны, которых раньше мы совсем не заме­чали, так что для описания их прежняя психологическая терминология оказывается совершенно недостаточной.

При этом, однако, обнаруживается вторая характер­ная черта новых психологических направлений, на ко­торую мы указали выше: крайнее разнообразие течений, отсутствие общепризнанной системы науки, огромные принципиальные различия между отдельными психоло­гическими школами. Все признают ассоцианизм и сен­суализм недостаточными, но чем заменить прежние, столь простые и ясные, хотя и узкие психологические схемы —на это каждая " школа" отвечаетпо-своему. Ны­не общей, т. е. общепризнанной, системы в нашей науке не существует. Она исчезла вместе с ассоцианизмом. Психолог наших дней подобен Приаму, сидящему на развалинах Трои»5.

 

5 Ланге Н.Н. Психология // Итоги науки. — Т. VIII. — С. 110.

 

Во втором периоде, собственно периоде «открыто­го кризиса», возникают новые теоретические направ­ления, пришедшие на смену сложившимся к этому вре­мени концепциям, в целом не выходящим за рамки традиционной интроспективной ассоцианистической психологии. Этот период начинается с выступления би­хевиоризма в 1913 г.

Третий период характеризуется упадком направ­лений периода открытого кризиса, смешением одних направлений с другими, размыванием четких границ между ними, появлением новых психологических кон­цепций, таких, как, например, гуманистическая, в том числе экзистенциальная психология (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Оллпорт, Р. Мей, В. Франкл), когнитив­ная психология (У. Найсер, И. Линдсей, Д. Норман и другие). Он начинается с середины 30-х годов нашего века и продолжается по настоящее время.

Такая хронология кризиса позволяет рассматри­вать период начала 10-х — середины 30-х годов XX в. как особый и относительно самостоятельный этап в раз­витии психологии. Каковы были условия, причины, те­оретическая сущность и результаты этого периода?

Можно говорить о трех группах условий, в контек­сте которых возник и развивался острый кризис в пси­хологии. Это, во-первых, общественно-исторические, в частности культурно-исторические, условия; во-вто­рых, обстановка в философии и в науке; в-третьих, си­туация внутри психологии, внутренние процессы, при­ведшие ее к кризису.

Кризис в психологии наметился в сложной исто­рической обстановке, когда в буржуазном обществе произошло дальнейшее обострение противоречий, обусловленное переходом его к имперализму. В этот период в развитии капиталистического общества про­исходят глубокие экономические и социально-полити­ческие сдвиги. Они выразились в росте мирового про­изводства и вместе с тем в качественных изменениях в экономике, политике и идеологии капиталистических стран. Это развитие процесса концентрации капита­ла и господства монополий и финансовой олигархии; агрессивная внешняя политика, выражавшая борьбу за перераспределение колоний и рынки сбыта, при­водящая к империалистическим войнам, среди которых мировая война 1914—1918 гг. явилась первым из величайших социальных потрясений XX в.

Писатель и гуманист С. Цвейг в своей книге «Вче­рашний мир. Воспоминания европейца» художествен­но и вместе с тем точно изобразил войну как катастро­фу, которую невозможно согласовать с разумом и справедливостью. Он назвал ее порой «массового ду­ховного помешательства»6, раскрыл губительные по­следствия разбуженной ею в людях ненависти, жесто­кости, слепого национализма. Углубление и обострение противоречий капитализма, которые являются резуль­татом господства монополий и финансовой олигархии, привели к образованию массовых политических дви­жений, течений и партий; к усилению борьбы между разными общественными группами и классами и преж­де всего между буржуазией и рабочим классом, роль которого как революционного класса неуклонно возра­стает. Вместе с этим происходит процесс превращения буржуазии из прогрессивного класса в консерватив­ный и даже реакционный. Естественно, что это обсто­ятельство нашло свое отражение в больших изменени­ях в области идеологии. Вскоре после окончания первой мировой войны как продукт перерождения буржуазной демократии и реакции на социалистическую револю­цию 1917 г. в России и революционный подъем в ряде европейских стран складывается фашизм.

Литературу и искусство затопляют многообразные антиреалистические течения, полные мистических мо­тивов, настроения страха и отчаяния. Сложность и противоречивость социальной ситуации, разочарова­ния в прежних «добропорядочных» нормах буржуаз­ной морали, оживление волюнтаристических взглядов на общество и историю приводили буржуазную интел­лигенцию к ложным представлениям о человеческой личности, к неверию в духовные ценности человека, вы­ливались в проповедь господства «природного», био­логического начала в человеке. Рушится господствовавшая до конца XIX столетия патриархальная мораль. Как

 

6 Цвейг С. Вчерашний мир. Воспоминания европейца // Цвейг С. Статьи, эссе. Воспоминания европейца. — М., 1987.— С. 318; см. также: Юнг К.Г. Проблема души современного чело­века //Филос. науки. — 1989. — № 8. — С. 114—126.

 

вспоминает С. Цвейг в уже упомянутой книге, роман «Мадам Бовари» был публично запрещен французским судом как безнравственный, а романы Э. Золя во вре­мена его молодости считались порнографическими. Пе­риод начала XX в. ознаменовался революцией нравов. С. Цвейг назвал его «зарей Эроса». В науке новое отно­шение к проблеме отношений между полами нашло свое разрешение у Фрейда, а созданный им психоанализ ста­новится одним из основных течений в психологии XX столетия.

В философии наиболее распространенными тече­ниями в этот период были позитивизм в форме махизма и эмпириокритицизма, интуитивизм А. Бергсона, не­мецкая идеалистическая философия жизни, феномено­логия Гуссерля.

В Германии возрождается философия индивидуа­лизма, истоки которой восходят к идеями М. Штирнера и Ф. Ницше. Был выдвинут лозунг «пробуждение индивидуума в сосредоточении личного» как протест против отождествления человека с рабочей силой и догматического социализма с его идеалом равномер­ного распределения материальных благ. Продолжа­лось большое влияние волюнтаристических идей А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше. Все эти фи­лософские направления, конечно, очень разные. Но их объединяет общая черта: они утверждают ограничен­ность человеческого познания, приходят к заключе­нию, что деятельность разума имеет лишь вспомога­тельное значение. Наука может дать лишь картину неживой природы. Выдвигаются идеи об иррацио­нальных инстинктивных способах познания, которые якобы превосходят разум, логическое же мышление не может проникнуть в сущность жизни. По оценке Дж. Бернала, «в результате социальных затруднений в конце XIX в. стал воскрешаться антиинтеллектуа­лизм, нашедший свае выражение в философских тео­риях Сореля и Бергсона. Инстинкт и интуиция стали расцениваться как нечто более важное, чем разум... Ра-зум отвергается как устаревшее понятие...»7. Так ре­альные противоречия между личностью и обществом философски осознавались как результат извечной не-

 

7 Бернал Дж. Наука и общество. — М., 1953. — С. 119.

 

совместимости биологической природы человека с мо­ральными требованиями любого общества. Это при­водило к оправданию социальной несправедливости, конфликтов, преступлений, войн, невозможности ус­тановления нормальных человеческих отношений. Все эти течения западной философии представляют собой разные попытки философского осмысления экономи­ческих и политических реалий, научных достижений и теологических представлений, мироощущения чело­века, ввергнутого в коллизии XX в. Они оказали суще­ственное влияние на психологию. Многие психологи последовали за философией Маха в своей методоло­гии. Как отмечает М.Г. Ярошевский, «несмотря на фик­тивность махистских решений, их влияние испытало большинство психологических школ капиталистиче­ского Запада»8. По оценке известного американского историка психолога Э. Боринга, под влиянием Маха находились Кюльпе и Титченер, гештальтпсихология и бихевиоризм.

В конце XIX — начале XX в. были сделаны фун­даментальные открытия в физике, химии и других на­уках. В.И. Вернадский говорил о взрыве научного творчества в этот период. «Он отличается тем, что од­новременно почти по всей линии науки в корне меня­ются все основные черты картины космоса, научно построяемого»9.

Открытие электронной структуры материи, измене­ния представлений о времени и пространстве вызвали необычайный эффект в мышлении ученых и привели не­которых физиков к заключению об «исчезновении» ма­терии, неправомерно интерпретировались как свиде­тельство того, что современные научные исследования опровергают открытия, сделанные в науке в предшест­вующие периоды.

В действительности то описание материи, которое дается новейшей физикой, не опровергает старой фи­зики. Оно меняет прежние ограниченные понятия о материи, свидетельствует о более глубоком ее позна­нии. Факт бесконечного развития научного знания

 

8 Ярошевский М.Г. История психологии. — М, 1985. — С. 310.

9 Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. — М., 1981. — С. 235.

 

пришел на смену представлению о науке как о застыв­шей системе знаний. Глубочайшие изменения идей, возникновение новых понятий о материи в физике, хи­мии, учение о симметрии, брожение идей в астроно­мии одновременно с ростом физико-химических наук привели к изменению в понимании положения чело­века в научно создаваемой картине мира. В. И. Вер­надский говорил о глубочайшем изменении наук о че­ловеке и о их смыкании с науками о природе как об одном из результатов роста физико-химических наук, этого перелома научного понимания космоса.

В такой ситуации в области философии и науки пси­хология в начале 10-х годов XX в. вступила в период открытого кризиса. Его источником явились запросы практики, необходимость ответить на которые привела как к осознанию недостаточности прежних классиче­ских взглядов, развиваемых эмпирической интроспек­тивной ассоцианистической психологией, так и к появ­лению новых направлений исследований и новых концепций. Как и в естествознании, открытый кризис в психологии явился свидетельством развития этой на­уки. Преобразование представлений о природе и раз­витии психики и сознания на основе и в результате мощного развития собственно психологического экс­перимента, приложения психологических знаний, в том числе экспериментальных методов, к различным обла­стям науки и практики — медицинской, педагогиче­ской, области производства, транспорта, торговли, во­енного дела и др., развитие объективных исследований в детской психологии и в зоопсихологии способствова­ли возникновению ряда новых направлений. Каждое из них открывало противоречия в теоретических осно­вах старой психологии, казавшихся до этого бесспор­ными. Эти выступления были свидетельством недоста­точности имеющейся психологической теории, которая покоилась на ложно основанном субъективно-идеали­стическом представлении о психике. Собственно в этом и состояла причина кризиса психологии. «Кризис со­временной психологии, — говорил Л. С. Выготский, — приведший к понятию о двух психологиях (психологии объяснительной и психологии описательной.— А. Ж.), в сущности говоря, есть кризис ее методологических основ и является выражением того факта, что психология как наука в своем фактическом продвижении впе­ред в свете требований, предъявляемых ей практикой, переросла возможности, допускавшиеся теми методо­логическими основаниями, на которых начинала стро­иться психология в конце XVIII и начале XIX в.»10.

Таким образом, в обстановке бурного развития экс­периментальной психологии, накопления богатого фак­тического материала, не соответствующего старым дог­мам о сознании и психофизическом параллелизме, психология подошла к кризису своих исходных пози­ций и прежде всего концепции сознания. Требовалось решительное изменение исходных принципов и пред­ставлений. Основным содержанием периода открытого кризиса и было возникновение новых психологических направлений, оказавших и продолжающих оказывать большое влияние на современное состояние психологии. Как мы уже отмечали, это были бихевиоризм, психоана­лиз, гештальтпсихология, французская социологическая школа, «понимающая» (описательная) психология. Каждое из этих направлений выступило против тради­ционной психологии, основы которой были заложены еще в XVII в. Декартом и Локком и которая сохранила свои наиболее существенные черты на протяжении XVIII—XIX вв. (11) Отвлекаясь от второстепенных или ча­стных моментов, основными чертами этой психологии можно считать следующие.

1. Психика отождествляется с сознанием.

2. Область сознания противопоставляется остальным явлениям действительности и отделяется от них «пропа­стью». Возникает проблема соотношения психического как идеального мира с материальным миром (психофи­зическая проблема) и, в частности, психического с физи­ологическим (психофизиологическая проблема).

3. Субъективный метод интроспекции считается един­ственным прямым методом в исследовании сознания.

4. Сенсуалистический атомизм и, как следствие это­го, механицизм.

5. Индивидуализм, изучение явлений сознания в пределах индивидуального сознания, которому они не­посредственно даны.

 

10 Выготский Л.С. Развитие высших психических функ­ций. — М., 1960 — С. 474.

" См. об этом статью Э. Боринга в настоящем издании.

 

6. Бытие психики исчерпывается ее непосредствен­ной данностью, переживаемой в сознании. Феномены, выступающие в переживании субъекта, выдаются за адекватную и полную картину сознания.

Каждое из новых направлений выступало по пре­имуществу против одного из этих моментов. Фрейд разрушил представление, в соответствии с которым психическое отождествлялось с сознанием, а психо­логия объявлялась наукой о содержании сознания. Он подверг анализу факты бессознательной психической деятельности и ее проявлений в поступках здорового и больного человека, в сновидениях и неврозах; он го­ворил о глубинном строении психики, в котором со­знание занимает лишь внешний, поверхностный слой. Тем самым Фрейд поставил под сомнение и возмож­ности самонаблюдения. Поэтому главной задачей для него стало найти приемы, открывающие область бес­сознательного; позволяющие проникнуть к бессозна­тельным слоям психики. В общей форме эта задача ре­шалась Фрейдом путем анализа сновидений, ошибок повседневной жизни (описок, оговорок, очиток, зате-ривания и т. п.), невротических симптомов и затем по­следующего их истолкования (в значительной мере по аналогии с содержанием и символикой сказок, мифов, острот из фольклора и т. п.). Однако хотя методы Фрейда и имеют дело с объективными феноменами, споры о научности и доказательности психоаналити­ческих интерпретаций не утихают до настоящего вре­мени.

Бихевиоризм сформировался на основе острой критики субъективности предмета классической психологии и метода интроспекции. Бихевиоризм тре-иовал объективного подхода не к явлениям созна­ния, непосредственно недоступным объективному наблюдению, а к поведению. Бихевиоризм в ост­рой форме выдвинул проблему объективности в пси­хологии.

Французская социологическая школа выступила против индивидуализма ассоцианистической психологии с идеями о первично социальной природе человеческой психики и о ее качественном изменении в процессе исторического развития общества. Другую интерпретацию эти идеи (о зависимости психики от общества) нашли в духовно-научной психологии В. Дильтея и затем Э. Шпрангера. Но, подобно предста­вителям социологической школы, они рассматривали сознание человека в отрыве от его реальной практиче­ской деятельности. По мнению Дильтея и Шпрангера, изучение сознания невозможно с помощью объясняю­щих методов, сложившихся в естествознании, в част­ности экспериментального метода Вундта. Для психо­логии как одной из наук о духе Дильтей предлагает особый научный метод, который он обозначил как «по­нимание» целостного по своей природе сознания пу­тем его отнесения к объективным общественным явле­ниям и видам человеческой деятельности: искусству, науке, экономике и т. д. Хотя по методу эта психология воскрешает спекулятивные направления в психологии, она внесла в зарубежную психологическую мысль но­вую большую идею историзма.

Против сенсуализма и атомизма ассоцианистиче-ской психологии выступила целостная психология — большое течение, имеющее ряд вариантов (описатель­ная психология тоже является одним из направлений це­лостной психологии). Особенно плодотворное влияние имела берлинская школа гештальтпсихологии. Ее выда­ющиеся представители М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коф-фка, К.Левин «...создали учение о мышлении и воспри­ятии, основанное на большом количестве конкретных. фактов»12, разработали основы экспериментального под­хода к проблемам аффектов, воли, потребностей.

Общую характеристику разных направлений пе­риода кризиса дал Л. С. Выготский. Прослеживая судь­бу каждого из них, он показал, что «...в начале каждого направления стоит какое-нибудь фактическое откры­тие... Мы имеем дело с новым фактическим материа­лом, который приносится в психологию каждым новым направлением»13. Так, Фрейд установил бессознатель­ные причины ряда психических явлений. Бихевиоризм возник на базе фактов из области экспериментальной зоопсихологии, которые предположительно открывали возможность столь же объективного подхода и к чело-

 

12 Выготский Л.С. Развитие высших психических функ­ций. — С. 479.

13 Там же. — С. 461.

 

веку. Факты специфических верований так называе­мых примитивных народов привели к представлениям об историческом развитии психики. Точно так же и опи­сательная психология обратила внимание на связь со­знания с явлениями культуры, под влиянием которых оно реально формируется. Затем на базе этих фактов, каждая группа которых дает материал лишь для отдель­ной главы психологии, какписалЛ. С. Выготский, каж­дое направление строило целую общепсихологическую теорию и в ряде случаев (гештальтпсихология, психо­анализ) даже претендовало на значение универсальной концепции и мировоззрения. Однако — и это стало ис­торическим фактом — выполнение роли общепсихоло­гической теории оказывалось не по силам каждому из этих направлений, и поэтому неизбежно наступал сле­дующий этап в жизни этих направлений, когда они бы­ли вынуждены — за счет чистоты своей концепции — ассимилировать идеи других направлений. После 1925 г. начинается спад бихевиоризма. После переезда основоположников в США (середина 30-х годов) геш­тальтпсихология перестает существовать как самосто­ятельное направление, происходит ее слияние с бихе­виоризмом. Фрейдизм претерпел преобразование в ряде неофрейдистских теорий.

Процессу распада этих направлений способство­вала их взаимная критика, которая помогла быстрее об­наружить внутренние противоречия, свойственные каждому из них (абсолютизация частных наблюдений, недостаточность экспериментов, неадекватная теоре­тическая интерпретация их результатов).

Такова судьба направлений, возникших в период открытого кризиса в психологии. Общий итог этому пе­риоду подвел Л. С. Выготский. «Беря все направле­ния, — писал он, — в их исторических границах, во всем том, что они были призваны сделать и что они могли завершить, оставаясь сами собой, я хотел указать на их внутреннюю ограниченность и невозможность выйти за пределы кризиса, преодоление которого все эти направления ставят своей задачей. Очевидно, круг этого кризиса очерчен таким образом, что он вытекает из са­мой природы того методологического основания, на котором развивается психология на Западе; поэтому внут­ри себя он не имеет разрешения. Даже те попытки, которые исходят из идеи разрешения кризиса и преодоления тех тупиков, к которым он привел, на самом деле не преодолевают тех трудностей, к которым при­вели психологию механицизм и витализм. И если бы им представилась возможность в течение 10 лет вести разумное исследование, то через Юлет оно снова при­вело бы в тупик уже на более высоком фактическом ос­новании, под другим названием, тупик, который будет переживаться неизмеримо трагичнее и острее, по­скольку он будет иметь место на более высокой ступе­ни науки, где все столкновения и противоречия оказы­ваются более острыми и неразрешимыми»14. Слова эти сбылись: и сегодня психология продолжает находить­ся в состоянии кризиса.

Перечисленные направления представляют собой разные варианты общепсихологической теории, при­шедшей на смену традиционной. Споры между ними также свидетельствуют о разногласиях по ряду принци­пиальных вопросов. Однако, несмотря на эти различия, рассматриваемые направления глубоко «связаны меж­ду собой!»15. Все они исходили из старого понимания со­знания. Оно и было той догмой, которая довлела над ни­ми и не позволяла пробиться к научному пониманию сознания. Конечно, требование бихевиоризма отбросить сознание выглядит очень радикальным решением. Но, как это хорошо показал С. Л. Рубинштейн, требование Уотсона исключить сознание из предмета изучения пси­хологии само определялось декартовским —интроспек-тивным — пониманием сознания, в то время как задача состояла в преобразовании этого понимания сознания. Другие направления внесли лишь некоторые новые ас­пекты в понимание сознания, обогатили наши представ­ления о сознании и его процессах, о его движущих силах. Так, высоко оценивая исследования гештальт-психологии, Выготский писал: «Но если мы возьмем вещи в историческом плане и попытаемся вскрыть по­следние основания теории, если мы очертим круг исто­рических возможностей теории, а не то, что сделано на протяжении 10— 12 лет, тогда мы должны будем указать, что сторонники гештальтпсихологии с точки зрения ис-

 

14 Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — С. 480—481.

15 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973. — С. 90.

 

торического пути науки не были способны преодолеть механицизм и витализм по-настоящему»16. То же отно­сится и к другим направлениям. Выготский указывал на их внутреннюю ограниченность и неспособность выйти за пределы «кризиса, преодолевание которого все эти направления ставят своей задачей»17.

Таким образом, несмотря на попытки преодолеть де-картовско-локковское понимание предмета и метода пси­хологии, которые предпринимались выдающимися пред­ставителями зарубежной психологической науки, им самим — как по линии теории, так и в эксперименталь­ном плане — не удалось освободиться от такого понима­ния, и сама борьба велась с его позиций. «Эта концепция психического определила все, в том числе и резко враж­дебные интроспективной психологии системы. В своей борьбе против сознания представители поведенчества — американского и российского — всегда исходили из того его понимания, которое установили инстроспекциони-сты... Вместо того чтобы в целях реализации объектив­ного подхода к психическим явлениям перестроить инт­роспективную концепцию сознания, поведенчество от­бросило сознание, потомучто ту концепцию сознания, ко­торую оно нашло в готовом виде у своих противников, оно приняло как нечто непреложное, как нечто, что можно либо взять, либо отвергнуть, но не изменить»18.

Новые теории периода кризиса представляли со­бой попытки перестроить психологию, оставаясь на ба­зе старых представлений о природе психики и созна­ния. Ноещев 1926 году Л.С. Выготский проницательно писал: «...построение единой психологии на почве ста­рых психологических допущений невозможно. Самый фундамент психологии должен быть перестроен»19.

Изменить понимание сознания, объяснить ус­ловия порождения и функционирования сознания — нот в чем состояла задача. Ее решение требовало новых теоретических ориентиров. Именно по этому пути пошло разрешение кризисных проблем в оте-

 

16 Выготский Л.С. Развитие высших психических функ­ций. — С. 479.

17 Там же. — С. 480.

18 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.— С. 21—22.

19 Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — С. 481.

 

чественной психологии. В 20-е — 30-е годы, когда осу­ществлялась эта работа, в силу тех специфических ус­ловий, в которых развивалась наука в советский период, преимущественное (к тому же официально одобряемое) развитие получило то ее направление, которое осущест­влялось на основе марксизма. Начиная от общих указа­ний о том, что «научная психология ориентируется на марксизм» (П.П. Блонский, 1920), переходя затем к со­знательной задаче построения марксистской психоло­гии (К.Н. Корнилов, 1923) и от нее —к конкретной психо­логической программе «исторической человеческой психологии» на основе принципов марксизма (Л.С. Вы­готский, 1925—1934) и теории деятельности (С.Л. Рубин­штейн, 1934; А.Н. Леонтьев, 1940), советская психология реально «...открыла Маркса для мировой психологиче­ской науки»20. В настоящее время в отечественной науке продолжаются дискуссии, в которых всесторонне обсуж­дается опыт перестройки психологии на основе марк­сизма. В них раскрываются как положительные резуль­таты его внедрения в психологию (принципы социальной обусловленности сознания человека, историзма и неко­торые другие), так и анализируются фундаментальные ограничения, коренящиеся не только в марксистских идеях как таковых, но в представлении о них как един­ственной основе подлинно научной психологии21.

Концепции и школы, возникшие в период открыто­го кризиса, продолжают оказывать большое и плодотвор-ное влияние на современные исследования. В то же вре­мя данные в них решения основных психологических проблем претерпели глубокие преобразования. Эти пре­образования явились результатом накопления фактиче­ского материала, его систематизации и теоретического анализа и особенно — расширения их использования в различных сферах социальной практики, прежде всего в психотерапии, обучении.

Доктор психологических наук А.Н. Ждан

 

200 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Ле­онтьев А. Н. Собр. соч.: В 2 т. — М., 1983. — Т. 1. — С. 103.

21 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии: Учебное пособие для высшей школы. — М., 1994. Гл. 4.; Зинчен-ко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки рос­сийской психологии. — М., 1994.

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 4213. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия