предметный указатель
[1] См. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993; Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. - СПб., 1994; Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995. Каган М.С. Философия культуры. - СПб, 1996; Иконникова С.Н. История культурологии. Идеи и судьбы. - СПб, 1996; Круглова Л.К. Основы культурологии. - СПб, 1995; Культурология сегодня: основы, проблемы, перспективы. - М.,1993; Культурология. ХХ век. Антология. - М.,1994. [2] Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996. [3] Каган М.С. Философия культуры. - СПб, 1996. [4] Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. - М., 1996, - С.24. [5] Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М., 1994. [6] Тасалов В.И. Между культурой и некультурой. Характеристика основных форм культурного процесса //Информкультура: Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. -М.,1994. - Вып.10.
[7] Тасалов В.И. Между культурой и некультурой. Характеристика основных форм культурного процесса //Информкультура: Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. -М.,1994, вып.10. -С. 68. [8] В этой связи лозунг “вначале накормим человека, а потом возьмемся за культуру” порочен в своей сути - низкий общекультурный уровень, снижая “планку” мастерства, с неизбежностью ведет к разрушению экономики, промышленности (низкое качество производства товаров), политики, искусства, общественной нравственности. [9] Тасалов В.И. Указ соч. - С.70.
[10] Тасалов В.И. Указ соч. - С.64. [11] Т.В.Любимова. Будущее - это истина прошлого. // Экология культуры. -М., НИИ Культуры. 1991 [12] Т.В.Любимова. Указ. соч. [13] См.: Е.К.Быстрицкий. Личность в мире культуры: философско-онтологический подход. Дисс....докт. филос. наук. - Киев, 1992. [14] Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. -М., 1994. [15] При анализе культурных систем ценностно-ориентационный срез культурного бытия фиксируется таким понятием как национально-культурная ментальность. - См. Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии. - СПб: Изд-во СПбГУП, 1996.
[16] Каган М. С. О понятии “гуманитарная культура” и роли гуманитарности на современном этапе истории человечества. // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб, 1996. - С.100. [17] Выжлецов Г.П. Аксиология культуры - СПб., 1996. - С.128. [18] См.Каган М.С., Указ. соч. -С.214. [19] Каган М. С. О понятии “гуманитарная культура” и роли гуманитарности на современном этапе истории человечества. // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб, 1996. - С.100-101.
[20] См.Каган М.С. Указ соч. [21] Касевич В. Б. Семантика. Синтаксис. Морфология. — М., 1988. — С. 15. [22] Филиппов К. А., Асимметрия культурных концептов и языковое выражение. // День науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов. - СПб, 1996. - С. 397. [23] Арутюнова Н. Д. Истина: фон и коннотации // Логический анализ языка: Культурные концепты. — М., 1991. — С. 3 [24] Там же, — С. 30 [25] Филиппов К. А. Указ. соч. [26] Флоренский П.А. У водораздела мысли. // Соч. в 2-х т. Т.2. М., 1990. С.287. [27] Федоров Ю.М. Сумма антропологий. Расширяющаяся вселенная абсолюта. Автореф. дисс....докт. филос. наук. - Тюмень, 1995. [28] Новиков А. И. Русская философия и духовный мир человека постиндустриального общества. // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб, 1996. - С.146. [29] См.: Вл.Соловьев. Оправдание добра. [30] См.: С.Н.Булгаков. Два града; П.Флоренский. Общечеловеческие корни идеализма. [31] Бердяев Н.А. Самопознание. - Л., 1991. - С. [32] Бакунин М.А. Избр. филос. соч. и письма. - М., 1987. С.271. [33] Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии - СПб, 1996. [34] Скворцов Н.Г. Этничность и трансформационные процессы //Этничность. Национальные движения. Социальная практика. - СПб., 1995. - С. 15. [35] Там же. - С.17. [36] См. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? - СПб, Петрополис, 1994; Акулилин В.Н. Философия всеединства. - Новосибирск, 1990; Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. - СПб., 1996. [37] Русский космизм и ноосфера. Ч. 1. - М., 1989. - С.3-4. [38] Сагатовский В.Н. Указ. соч. - С.147-150. [39] Бердяев Н.А. Самопознание. - Л., 1991. - С.358 [40] Лосский Н. 0. История русской философии. М., 1991. - С. 470-471. [41] См. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. - СПб., 1996. [42] Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. - С.215. [43] Степун Ф.А. Указ. соч. - С.224. [44] Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. - С. 2-7. [45] Бердяев Н.А. Самопознание. - Л., 1991. - С.217-218. [46] Барабанов Е.В. Россия - Запад: взгляд издалека. // Вопр. философии - 1991. - №10. - С.59. [47] Моторин А. Лирический прилив //Новый мир - 1992 - №9. - С.223. [48] Бердяев Н.А. Самопознание. - Л., 1991. - С.362. [49]Лебедев А.Б. Духовное производство: сущность и функционирование (социально-философский аспект). – Казань, 1991. [50] Бердяев Н.А. Самопознание. - Л., 1991. - С.361. [51] Там же. [52] Там же. - С.363. [53] Там же. - С.361 [54] Там же. - С.351-352 [55] Там же. - С. 354 [56] Лебедев А.Б. Духовное производство: сущность и функционирование (социально-философский аспект). – Казань., 1991. [57] Соловьев В.С. Собр.соч. В 10 т. СПб, 1911-1914.,Т.3. - С.382. [58] Кабыща А.В., Тульчинский М.Р. Сравнительный анализ социологической литературы на русском и английском языках. // Социс, 1996, №3. [59] В.Ш.Сабиров. Русская идея спасения. - СПб., 1996. - С.4. [60] Бердяев Н.А. Самопознание. - Л., 1991. - С.359-360. [61] См. Лебедев А.Б. Духовное производство: сущность и функционирование /социально-философский аспект/. – Казань, 1991. [62] См. Лебедев А.Б. Указ. соч. [63] См. Вл. Соловьев. Русская идея; Вяч.Иванов. 0 русской идее. Родное и вселенское; Л.Карлавин. Восток, Запад и русская идея; Н. Бердяев Русская идея. Основные проблемы русской мысли Х1Х века и начала ХХ века. Судьба России; И.Ильин. 0 русской идее (в цикле статей “Наши задачи”); Федотов Г.П. Судьба и грехи Росси: Избранные статьи по философии русской истории и культуры; Флоренский П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия. У водоразделов мысли и др. [64] Содержание метафизики всеединства довольно полно раскрыто в отечественной философской мысли. Наиболее основательный труд по данной проблеме - монография В.Н.Акулинина Философия всеединства: от В.С.Соловьева к П.А.Флоренскому. - Новосибирск, 1990. [65] Булгаков С.Н. Трансцендентальная проблема религии. // Вопросы философии и психологии. 1914, Кн.125. - С. 753. [66] Трубецкой С.Н. Собр. соч. Т. 2. - С. 235. [67] Там же. Т. 1. - С. 153. [68] Там же. - С. 765. [69] Соловьeв В.С. Собр. соч. в 10 т. Т. 10. - С. 243. [70] Булгаков С.Н. Указ соч. - С. 750.
[72] Там же. - С. 332. [73] См.: Аникулин В.Н., Указ. соч. [74] Голубинский Ф.А. Лекции по философии. М., 1884. Вып 1. - С. 74. [75] Трубецкой Е.Н. Метафизические предположения познания: опыт преодоления Канта и кантианства. - М., 1917. - С. 331. [76] Булгаков С.Н. Указ соч. - С. 774. [77] Трубецкой Е.Н. Указ. соч. - С. 332. [78] См.: Соловьев В.С. Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. - С. 414-415. [79] Булгаков С.Н. Указ соч. - С. 751. [80] Там же, - С. 767. [81] См. Акулинин В.Н. Указ соч. [82] См.: Соловьев В.С. Собр. соч. в 10 т. Т. 5. - С. 414-415.
[83] Бердяев Н.А. Самопознание. - Л., 1991. - С.365. [84] Бердяев Н.А. Самопознание. - Л., 1991. - С.373-374 [85] Бердяев Н.А. Самопознание. - Л., 1991 -С.353 [86] Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. - Берлин, 1922. - С. 65. [87] Там же, - С. 65. [88] См.: Эрн В.Ф. Меч и Крест: Статьи о современных событиях. М., 1915; Трубецкой Е.Н. Смысл войны. М., 1914. Вып. 1. - С. 19. [89] Бердяев Н.А. Самопознание. Л., 1991. - С.208-209. [90] Трубецкой Е.Н. Воспоминания. София, 1921. - С. 67. [91] См.: Акулинин В.Н. Указ. соч. [92] Бердяев Н.А. Самопознание. - Л., 1991. - С.349 [93] Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея. СПб., 1922. - С. 56. [94] Соловьев В.Л. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1988. - С. 696. [95] Эрн В.Ф. Г.С.Сковорода. М., 1912. - С. 20-21. [96] Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. СПб., 1996. - С 9. [97] Бердяев Н.А. Самопознание. - Л., 1991. - С.343 [98] Там же. - С.344. [99] Акулинин В.Н. Указ. соч. [100] Там же. [101] Соловьев В.С. Письма: в 4 томах. - СПб, 1909. - Т. 3. - С. 38-39. [102] Там же. Т. 2. - С. 352. [103] Бутиков Г.П. Музей русского культового искусства. // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб., 1996. - С.126. [104] См.: Лебедев А.Б. Духовное производство: сущность и функционирование (социально-философский аспект). – Казань, 1991. [105] Бердяев Н.А. Самопознание. - Л., 1991. - С.346. [106] Бердяев Н.А. Самопознание. - Л., 1991. - С.355 [107] Бердяев Н.А. Самопознание. - Л., 1991. - С.365. [108] Там же. - С.375. [109] Там же. - С.385 [110] Там же. - С.344. [111] Там же. - С.355 [112] Новиков А. И. Русская философия и духовный мир человека постиндустриального общества. // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб., 1996. - С.147. [113] Шубкин В.Н. Молодое поколение в кризисном обществе. // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб., 1996. - С.120-121.
[114] Бердяев Н.А. Самопознание. - Л., 1991. - С.352. [115] Более того, все, что подчиняется рефлексии и существует в вербализированной форме, ограничено влиянием предыдущего, а, следовательно, обращение к любому тексту гуманитарной культуры несет в себе элемент преемственности (Г.Гадамер). [116] Иванов В.Г. Роль духовной культуры в развитии самостоятельности мысли личности. // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб., 1996. - С.113. [117] Хабермас Ю. Понятие индивидуальности. // Вопросы философии. - 1989. - №2. - С.38. [118] См.: Г.Гадамер. Истина и метод. -М., [119] Бердяев Н.А. Самопознание. - Л., 1991. - С.209. [120] Соколов Э.В. Культура и личность. М., 1972. - С.97. [121] Борев Ю.Б. Эстетика. - М., 1978. - С.132-150. [122] Столович Л.Н. Указ. соч. - С.104-105. [123] Каган М.С. Социальные функции искусства. Л., 1978. - С.13. [124] Каган М.С. Человеческая деятельность. М.,1974. - С.53.
[125]Медушевский В. Как устроены художественные средства музыки?//Эстетические очерки. Вып.4. М.,1977. - С.80. [126] Резников Л. Гносеологические проблемы семиотики. Л., 1964. - С.19. [127] Отец Георгий (Чистяков). Служение церкви обществу в России сегодня (спорные проблемы). // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб., 1996. - С.130.
[128] Каган М.С. Философия культуры. - СПб, 1996. [129] Там же. [130] См. Лебедев А.Б. Духовное производство: сущность и функционирование (социально-философский аспект). – Казань, 1991. [131] Никитин В. А. К представлению об исторических циклах университетского образования. // Вопросы методологии, 1991г., №2. - С. 67. [132] Там же. [133] Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982. - С.13. [134] Декларация 44-й сессии Международной конференции по образованию. Женева, 7 октября 1994г., ED/BIE/CONFINTED 44/5 Prov Rev. Тедеско Х.К. Современные тенденции образовательных реформ. Материалы первой сессии Международной коммиссии по образованию для XXI века. ЮНЕСКО., 1993, 24 марта. [135] Нейл Смелзер. Социология. М., 1994. [136] Цейкович К.Н. Система образования в Великобритании. М., 1989. Обзорн. инф. НИИВШ, Вып.2. [137] Нейл Смелзер. Социология. М., 1994. [138] Кагерманьян В.С., Цеснек Л.С. и др. Научно-техническое образование: сущность, состояние и перспективы развития. М.,1992. Обзорн. инф. Вып.1. [139] Университет Сока, Токай. Поиск, 1994, № 25. [140]Чурьянов Ю.Д. Основные направления подготовки инженерно-технических кадров во Франции. М.,1994, Обзорн. инф. НИИВО, Вып.2. [141] Тартарашвили Т.А. Роль и значение гуманитарного образования в подготовке специалистов инженерного технического профиля (опыт вузов США). М.,1991. Обзорн. инф. НИИВО, Вып.6. [142] Тартарашвили Т.А. Особенности организации учебного процесса и сочетания научно-технической и гуманитарной подготовки специалистов инженерно-технического профиля в Калифорнийском технологическом институте. М., 1992. Обзорн. инф. НИИВО.Вып.5.
[143] Матюхин В.А. Преодоление кризисных явлений в системе образования США (1980-1990г.г.): методология и результаты. М.,1995, Обзорн. инф. НИИВО, Вып.1. [144] Тартарашвили Т.А. Роль и значение гуманитарного образования в подготовке специалистов инженерного технического профиля (опыт вузов США). М., 1991. Обзорн. инф. НИИВО, Вып.6. [145] Матюхин В.А. Преодоление кризисных явлений в системе образования США (1980 1990 г.г.): методология и результаты. М.,1995, Обзорн. инф. НИИВО, Вып.1. [146] Чурьянов Ю.Д. Основные направления подготовки инженерно-технических кадров во Франции. М.,1994, Обзорн. инф. НИИВО, Вып.2. [147] Тарасюк Л.Н. Развитие системы образования в Канаде. М., 1993. Обзорн.инф.НИИВО.Вып.1. [148] Матюхин В.А. Взаимосвязь высшего образования и трудоустройства выпускников вузов в развитых европейских странах. М.,1993, Обзорн. инф. НИИВО, Вып.4. [149] Матюхин В.А. Указ. соч. [150] Русинов Ф. О системном развитии высшего экономического образовании. Высшее образование в России. 1995, № 4. - С.821. [151] Барблан А. Иерархия знания. «Alma mater», 1994, №3. [152] Матюхин В.А. Преодоление кризисных явлений в системе образования США (1980-1990г.г.): методология и результаты. М.,1995, Обзорн. инф. НИИВО, Вып.1. [153] Агеенко Е.В. Реформы системы образования в новых землях ФРГ /под ред. академика А.И.Галагана. М.,1994.Обзорн.инф. НИИ ВО.Вып.3. [154] Барблан А. Иерархия знания.» Alma mater», 1994, №3. [155] Матюхин В.А. Преодоление кризисных явлений в системе образования США (1980-1990г.г.): методология и результаты. М.,1995, Обзорн. инф. НИИВО, Вып.1.
[156] Чернушенко В.А. Гуманитарная культура —между прошлым и будущим.// День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб., 1996. - С.103-104. [157] Было опрошено 6037 респондентов в 38 городах и селах пяти регионов - Московском, Пермском, Краснодарском, Челябинском, Красноярском. [158] Однако подлинное искусство, отмечает Ю.У.Фохт-Бабушкин, и сегодня, несмотря на все катаклизмы нашей жизни, способно сыграть весомую роль в становлении личности. Общее снижение уровня вкуса населения служит одним из проявлений падения духовности общества, но не означает свертывания социальных возможностей искусства. Связь между развитым художественным вкусом и духовным потенциалом человека была и в начале 1980-х годов весьма значительной, равняясь при расчете по коэффициенту Юла 0,91, ныне она стала даже еще чуть сильнее — 0,93. Следовательно, состояние художественной культуры народа — это лакмусовая бумажка состояния общества. [159] Лисовский В.Т. Мифы и реальность (духовный мир человека). // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб., 1996. - С.149-150. [160] Чернушенко В.А. Гуманитарная культура —между прошлым и будущим. День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб, 1996. - С.102. [161] См.: Тощенко Ж.Т. Эволюция социальных настроений периода рыночных преобразований. // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб, 1996. - С.91. [162] Шубкин В.Н. Молодое поколение в кризисном обществе. //День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб, 1996. - С.120.
[163] См. Вербицкая Л.А. Культура речи и культура общения; Колесов В.В. Вторжение подлого стиля и разрушение ментальности путем заимствований; Чернушенко В.А. Гуманитарная культура —между прошлым и будущим. // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб., 1996. - С.55. [164] См.: Колесов В. В. Вторжение подлого стиля и разрушение ментальности путем заимствований. // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб., 1996. - Ñ.402-404. [165] Фохт-Бабушкин Ю. У. О некоторых тенденциях в духовной жизни российского общества. // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб., 1996. - C.77. [166] Чанбарисов Ш.Х. Формирование советской университетской системы. М., 1988. - С. 135. [167] Покровский М.Н. Воспоминания о Ленине. М., 1993. - С. 21. [168] СУ. 1921. № 19. Ст. 111.
[169] Бюллетень Главпрофобра. 1921. № 35. - С. 10-11. [170] Сиверцева Н.Л. Высшая школа России: особенности послереволюционной реформы. // Социс., 1994, №3. - С.73. [171] Там же. [172] КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов. М., 1970. Т.2. - С. 392. [173] Там же. - С. 393. [174] Там же. - С. 395-396. [175] Там же. Т. 3. - С.158. [176] Чанбарисов Ш.Х. Указ. соч. - С.146. [177] Там же. [178] Бах А.Н. Эпоха развернутого построения социализма // Фронт науки и техники. 1932. №1. - С. 9-10. [179] ВАРНИТСО. 1929. № 4. - С. 1-2. [180] Там же. [181] Чанбарисов Ш.Х. Указ. соч. - С.171. [182] Фохт-Бабушкин Ю. У. О некоторых тенденциях в духовной жизни российского общества. // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб., 1996. - С.77-78. [183] Чулаки М.М. Хранители огня. // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб, 1996. - С.84. [184] Курьер Юнеско. 1988. Июнь. С. 34. [185] Положение детей в мире. 1990 г. // ЮНИСЕФ. - С. 83. [186] Лисовский В. Т. Мифы и реальность (духовный мир человека). // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб., 1996. - С.151. [187] В.Г.Иванов в этой связи отмечает, что необходимость овладения гуманитарной культурой для специалиста в любой сфере деятельности как в широком постоянно подчеркивается не только специалистами-гуманитариями, но и представителями точных и естественных наук и выдающимися деятелями техники (К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, И.М.Губкин, Н.И.Вавилов, А.А.Ухтомский, А.Л.Чижевский, А.Н.Туполев, С.В.Илюшин, А.Н.Колмогоров), которые видели в гуманитарной культуре способ расширения кругозора, обогащения мысль и возвышения человеческого духа. Высокий уровень гуманитарной культуры формирует способность всестороннего исследования объекта, преодолевает узость, ограниченность и зацикленность на одном в отрыве от многообразия связей и опосредований, избавляет от синдрома “профессионального идиотизма”. - См.: Роль духовной культуры в развитии самостоятельности мысли личности.// День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб., 1996. - С.110-111.
[188] Чупров В.И., Колесников А.Н. Образовательный статус молодежи в России. М., 1992. - С. 9. [189] Кинелев В.Г. Об итогах работы высшей школы в 1994 году и основных направлениях ее деятельности в 1995 году. // Высшее образование в России, 1995, №1. - С. 7-28. [190] Там же. [191] Чупров В.И., Колесников А.Н. Указ. соч. - С.20. [192] Школа в обновляющемся обществе. Москва - Ульяновск, 1992. [193] Шадриков В. Структурно-содержательные реформы и качество образования. // Высшее образование в России, 1996, №1. - С.65.
[194] Суровов М.В. Проблемы адаптации науки, культуры и образования к рыночным условиям. // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб., 1996. - С.210. [195] Суровов М. В. Проблемы адаптации науки, культуры и образования к рыночным условиям. // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб., 1996. - С.211. [196] Скороварова Л. П. Гуманитарная составляющая образования. // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб., 1996. - С.195. [197] Н.Вулих, О культурологической подготовке студентов в контексте времени. // Высшее образование в России, 1995, №4. - С.67-70.
[198] Кинелев В.Г. Указ. соч. [199] Бестужев-Лада И. В. Четыре условия гуманизации образования. // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб., 1996. - С.172. [200] См. статьи И. В. Бестужева-Лады, А. П. Беляевой в сборнике “День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб., 1996. [201] Бестужев-Лада И.В. Указ. соч. [202] Беляева А.П. Формирование гуманистических ценностей на основе культурологических концепций.//День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб., 1996. - С.184. [203] См. Новые стратегии гуманитарного образования в меняющемся мире. Материалы научной конференции. - СПб., 1995. - С. [204] Авторы выделяют в теоретико-концептуальной структуре построения гуманитарно-ориентированного базиса следующие компоненты: 1.Этико-гуманистический компонент, предусматривающий усиление внимания к проблемам общечеловеческого, социокультурного значения, к анализу моральной и социальной ответственности будущих специалистов за последствия своей профессиональной деятельности. 2. Историко-корреляционный компонент, направленный на активизацию использования принципа историзма в преподавании с учетом синхронно-корреляционных связей и зависимостей между развитием всех видов деятельности и познания в истории человеческого общества, что предусматривается использованием предлагаемой нами расширенной концепции историзма в преподавании и ее конкретизацией в разработке различных учебных курсов как естественнонаучного, так и гуманитарного характера. 3. Философско-методологический компонент, предусматривающий выявление и всестороннее использование философского анализа содержания различных теоретических положений, способов согласования концептуальных структур с физической реальностью, широкое использование активных методов формирования философских основ мировоззрения. 4. Интегративно-культурный компонент, основанный на расширении спектра практического использования межпредметных связей на уровнях научной и историко-культурной межпредметной синхронизации и межпредметной корреляции. 5. Гуманитарно-гностический компонент, выражающийся в использовании наряду с естественнонаучными и гуманитарных методов познания и исследования в процессе обучения. Имеется в виду обучение образному, визуальному мышлению, переводу с объективного внешнего языка на внутренний язык образно-концептуальных моделей действительности, усиление внимания к ценностно-смысловому содержанию получаемого знания, а также преемственность в методологии гуманитарных, естественных и технических наук. 6. Социально-презентативный компонент, предусматривающий корреляцию содержания учебных программ с современным уровнем научно-технического знания, политическими, социальными, экономическими реалиями общества на национальном и планетарном уровнях. 7. Эколого-деятельностный компонент, направленный на актуализацию внимания на экологических аспектах будущей профессиональной деятельности студентов, а также и развития цивилизации в целом. 8. Эстетико-эмоциональный компонент, предусматривающий необходимость усиления эмоционального аспекта обучения и его эстетической направленности за счет широкого использования произведений художественной литературы, музыкального и изобразительного искусства, иллюстрирующих смысл, эстетическую и общекультурную значимость изучаемых явлений и законов. 9. Креативно-развивающий компонент, выражающийся в последовательной замене информативных методов обучения концептуально-аналитическими, способствующими переводу студента из объекта обучения в субъект деятельности, что создает условия для творческого самовыражения личности и обеспечивает креативный уровень образования. -См.: Белогуров А., Елканова Т. Общегуманитарный базис современной системы образования. (Попытка концептуально-теоретической модели). // Высшее образование в России, 1995, №4. - С.67-69. [205] Речь идет о системе образования, включающего специальности и отрасли знаний, входящие в перечень Госстандарта РФ; обеспечивающего подготовку специалистов для системы общего и профессионального образования, включая среднее специальное и высшее образование; подготовку специалистов-гуманитариев для академической и вузовской науки, различных отраслей и сфер экономической, культурной и социально-политической жизни общества. [206] Ковалева А.И. Кризис системы образования. // Социс., 1994., №3. - С.81. [207] Пуляев В.Т. Гуманитарная культура и современное общество: целостность, самопознание, самоорганизация. // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб., 1996. - С.93.
[208] См. Кожинов В. В. Указ. соч; Трагичность человеческого существования отмечается Н.А.Бердяевым: “Личность есть боль. Героическая борьба за реализацию личности болезненна. Можно избежать боли, отказавшись от личности. И человек слишком часто это делает. Быть личностью, быть свободным есть не легкость, а трудность, бремя, которое человек должен нести. От человека сплошь и рядом требуют отказа от личности, отказа от свободы, и за это сулят ему облегчение его жизни. От него требуют, чтобы он подчинился детерминации общества и природы. С этим связан трагизм жизни” - См.: Бердяев Н.А. Самопознание. Л., 1991. - С.354
[209] Шишкина Л.С. О концепции педагогики целостного развития. // Преемственность поколений: диалог культур. Материалы международной научно-практической конференции. - СПб., 1996. - Вып.2. - С.262. [210] Каждый выпускник средней школы, не говоря уже об университете, имеет представления о наиболее сущностных историко-философских концепциях, выдающихся деятелей отечественной истории (в США — о Джефферсоне, Эмерсоне, Дьюи, в Китае — о Конфуции, во Франции — о Паскале, Декарте, Конте и т.д.). [211] Новиков А. И. Русская философия и духовный мир человека постиндустриального общества. // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб., 1996. - С.148.
[212] См.: П.Г.Щедровицкий. Истоки культурно-исторической концепции Л.С.Выготского. - С.9. [213] См.: Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1934. [214] См.: Ильин И.А. О новом человеке. // Слово, 1993, № 1-2, 3-4. [215] Схожую идею разрабатывал и Н.А.Бердяев: “Человек не может определить себя лишь в отношении к миру и другим людям. Тогда он не нашел бы в себе силы возвыситься над окружающим миром и был бы его рабом. Человек должен определять себя прежде всего в отношении к бытию, его превышающему, в отношении к Богу. Лишь в обращении к Богу он находит свой образ, возвышающий его над окружающим природным миром. И тогда только находит он в себе силу быть творцом в мире” - См. Бердяев Н.А. Самопознание. - Л., 1991. - С.350.
[216] Иконникова С.Н. Культурное пространство и возрождение России. // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб., 1996. - С.117. [217] У автора была идея обозначить университетское образовательное пространство категорий “университетская субкультура”. Хотя термин не получил поддержки у коллег, наличие специфической культурной общности в Университете, включающей педагогов, студентов, сотрудников является объективным фактом. [218] В этом смысле начало культуры и происхождение религии по времени совпадают. Сотворение надличностных и внеприродных сил - идеальных образов, замещающих реальность и являющихся основой для поклонения, подражания и самоусиления - это первый шаг культуры на пути конституирования духовно-нравственных основ человеческого бытия. [219] См.: Молодежь: будущее России. - М.,1995. [220] И эта несостоятельность опровергается всей гуманитарной культурой России. В.Кожинов в этой связи приводит строки Пушкина: “Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...”, Тютчева: “Счастлив, кто посетил сей мир В его минуты роковые...”, Есенина: “...Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси”. И в романе “Тихий Дом” сотканном вроде бы из одних бедствий и страданий, предстает все же полноценное человеческое бытие, которое немыслимо без драматизма и трагедийности. - См.: Кожинов В. В. О противоречии жизни и современной педагогики. // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб., 1996. - С.73-74. [221] Истинное представление о драматической сущности человеческого бытия воплощено не только в русской, но и в других великих литературах мира —в гомеровских поэмах, в шекспировских драмах, в принадлежащих уже к нашему времени художественных мирах Фолкнера или Гарсия Маркеса. [222] В.Коржинов в этой связи отмечает, что человеческое бытие не может не быть трагедийным уже хотя бы потому, что каждого из людей ожидает смерть, и каждый из них знает об этом. [223] Кожинов В.В. Указ соч.
[224] Саутов И. П. Гуманитарная культура — формирование личности. //День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Спб., 1996. - С. [225] Существует точка зрения, что научно-образовательные трансферы - один из эффективных механизмов адаптации науки, культуры и образования к рыночным условиям. Организация таких структур позволит резко увеличить научно-образовательный потенциал, задействовать всю совокупность его ресурсных составляющих, эффективно использовать достижения педагогической науки. См.: Суровов М.В. Проблемы адаптации науки, культуры и образования к рыночным условиям. // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. - СПб, 1996. [226] В.Г.Иванов отмечает, что на пробуждение мысли воспитанника ориентировались великие педагоги Востока и Запада (“сократическая беседа”, “вопросы к учителю” у Конфуция, парадоксальные приемы у наставников “дзен-буддизма”, игровой метод у Эразма Роттердамского и Яна Амоса Коменского, “проблемные ситуации” у Руссо и Дистервега). Ценность самостоятельности подчеркивал в XVI веке М.Монтень: “Мы умеем сказать с важным видом: “Так говорил Цицерон” или “Таково учение Платона о нравственности” или “Вот подлинные слова Аристотеля”. Ну а мы-то сами, что мы скажем от своего имени? Каковы наши собственные суждения? Каковы наши поступки? А то ведь это мог бы сказать и попугай... Я предпочитаю самостоятельно ковать себе душу, а не украшать ее позаимствованным добром”. Поощрение самостоятельности мысли всегда было императивом деятельности классиков русской педагогики (Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского, П.Ф.Лесгафта и В.Н.Шацкого, А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского). О важности воспитания самостоятельности мысли студента писали Н.Е.Жуковский, В.В.Шулейкин, Е.В.Тарле, А.А.Смирнов и др. [227] Проблематизации подлежит, практически, любой образовательный материал. Например, профессор ГУПа В.Г.Иванов в преподавании дисциплины “Этика” использует такие методы как проблемные лекции, практикумы, на которых решаются теоретические и практические задачи, индивидуальные письменные работы студентов с опорой на междисциплинарные связи. Каждый студент получает для работы текст (один из разделов трудов классиков философии), который он должен проанализировать по следующей схеме: суть работы; наиболее значимое (с точки зрения студента) суждение и почему оно показалось наиболее значимым; в чем он согласен, а в чем не согласен с автором и почему; что видит спорного, дискуссионного; насколько актуальна эта работа; что оказалось непонятным и почему. Кроме того, при чтении курса этики искусствоведам в основу самостоятельного задания ставится вопрос о связи этики и художественной литературы. Студенты могут обратиться к творчеству русских поэтов XIX—XX веков и выбрать самостоятельно любое стихотворение, поэму, цикл стихотворений и ответить на вопрос: какие моральные проблемы затронуты в этом произведении, насколько они (с точки зрения студента) существенны, согласен он или нет с нравственной позицией автора? На семинарах рассматриваются этические аспекты творчества классиков мировой и отечественной литературы — Шекспира и Гете, Рабле и Байрона, Пушкина и Лермонтова.
[228] Система нравственных ценностей включает в себя ориентации на: коллективизм как основной принцип поведения; труд как основную сферу самореализации человека; семью как наиболее оптимальную форму союза между мужчиной и женщиной; самореализацию как основную жизненную цель; выполнение своего нравственного долга; свободу; любовь, как высшую ценность; гуманное отношение к другим. Система политических ориентаций состоит из ориентаций на: самореализацию себя как субъекта политических отношений; социализм как более гуманный общественный строй по сравнению с капитализмом; демократическую форму правления; приоритет общечеловеческих ценностей перед классовыми; интернационализм; защиту суверенитета и независимости родины. Система ориентаций в сфере права включает в себя ориентации на: реализацию себя как субъекта права; соблюдение норм права. Система художественно-эстетических ориентаций состоит из ориентаций на: реализацию себя в творческой деятельности; на ценности высокого искусства (народного, современного и классического). Система мировоззренческих ориентаций слагается из ориентации на определенный тип мировосприятия. - см.: Шендрик А.И. Духовная культура молодежи как объект социологического исследования. Дисс....докт. филос. наук. - М. 1991.
[229] В среднем в развитых странах на цели образования выделяется около 10% национального дохода. В США, где система образования по праву считается самой коммерциализированной, государство покрывает из бюджета порядка 65-70% ее финансовых потребностей. [230] Макконнелл К., Брю С. Экономика: принципы, проблемы и политика: Реферат-дайджест учебника. М.,1993. - С.134. [231] О государственной политике в области высшего образования. М.: Изд-во Мин-ва науки, высшей школы и технической политики в России. 1992. - С. 28-29. [232] Учительская газета. 1994. №4. - С.12. [233] См.: Известия. 1994. 28 дек. [234] Российские вести. 1994. 18 янв. [235] Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития. Проект доклада правительству РСФСР. М.: Изд-во Мин-ва образования РСФСР, 1991. - С. 32.
|