Студопедия — РЕЗУЛЬТАТЫ внедрения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РЕЗУЛЬТАТЫ внедрения






Еще на этапе разработки общей концепции СПбГУП были сформулированы критерии оценки эффективности предпринимаемых действий, которые включали:

а) инновационный характер преобразований в экономической, управленческой, организационно-педагогической и социально-культурной областях жизни вуза;

б) увеличение количественных показателей и качественных параметров экономической, управленческой, организационно-педагогической и социально-культурной деятельности вуза;

в) повышение престижности вуза, свидетельством чего может рассматриваться увеличение числа желающих обучаться в нем, а также общественная оценка, находящая выражение в публикациях об Университете в средствах массой информации;

г) улучшение качества образования, фиксируемое с помощью средств текущего и итогового контроля знаний, независимых экспертных оценок, спроса на выпускников.

д) степень соответствия качественных показателей деятельности вуза государственным образовательным стандартам и международным критериям;

е) развитие материально-технической базы вуза.

Исходя из этих критериев, попытаемся оценить основные результаты реализации разработанной модели гуманитарного вуза на базе СПбГУП.

Организационно-педагогическая деятельность СПбГУП ориентирована на государственные образовательные стандарты. Полная автономия вуза в решении экономических, кадровых, организационных вопросов, сочетается с ориентацией на государственные образовательные стандарты как по формальным критериям, так и по качественным параметрам. В этой сфере свобода руководства вуза в решении организационных, кадровых и иных вопросов принимает по отношению к жестко заданным педагогическим стандартам, оперативно-тактический характер. Максимальная интеграция в государственную систему высшего образования на федеральном, региональном и отраслевом уровнях является принципиальным отличием СПбГУП от других негосударственных вузов России. СПбГУП - первый из негосударственных вузов России успешно прошел аттестационную экспертизу ГК РФ по высшему образованию и получил право на образовательную деятельность и выдачу дипломов государственного образца.

Важно отметить, что СПбГУП не только ориентируется на государственные образовательные стандарты, но он практически единственный из негосударственных вузов, который участвует в лице своих представителей в учебно-методических объединениях (УМО), созданных приказом по ГК РФ по высшему образованию и наделенных функцией контроля за содержанием учебных планов, программ и т.д.

Организационно-педагогические задачи решаются в СПбГУП на основе максимального использования экономических механизмов. В частности, проводимый ежегодно конкурс педагогического мастерства предусматривает материальное поощрение победителей конкурса по ряду номинаций в форме как разовых премий, так и надбавок (до 50% к заработной плате в течение учебного года). Успешно осваивающие учебную программу и активно участвующие в общественной жизни вуза студенты также поощряются в форме именных стипендий ректора, вузовских стипендий (освобождение от оплаты обучения в течение года), факультетских стипендий (освобождение от обучения в течение одного семестра) и т.п. В общей сложности такого рода поощрения и льготы распространяются на 4% студентов дневного отделения. Таким образом, продуманная система материального поощрения позволила повысить как уровень педагогического мастерства, так и активность студентов в освоении учебных программ.

Организационно-педагогическая модель СПбГУП ориентирована на внедрение в учебный процесс обучающих программ и технологий, обеспечивающих «опережающий» характер обучения по отношению к программам и технологиям родственных государственных вузов, выработку инновационного мышления и поведения специалиста - выпускника СПбГУП. В организационно-педагогической модели предусмотрены три стратегических направления, являющиеся приоритетными для подготовки специалиста в СПбГУП: а) внедрение программ и технологий, связанных с новейшими информативными системами; б) углубление практической направленности обучения; в) интеграция в международную систему вузовского образования.

Будучи негосударственным вузом, СПбГУП впервые в России, сохраняя и развивая сотрудничество с государственной системой высшего образования, смог органично связать решение проблем экономико-правового становления вуза с повышением качества подготовки специалистов и выйти на уровень внедрения и использования в учебном образовательном процессе новых информационных, в том числе мультимедиа, технологий, отвечающих мировым стандартам, обойти по этому показателю многие государственные вузы страны.

Углубление практической направленности обучения в СПбГУП достигается активным сотрудничеством с организациями и предприятиями, успешно работающих в новых экономических, правовых, политических условиях, имеющих широкое отечественное и международное признание. При планировании учебного процесса тщательно изыскиваются возможности перенесения части занятий из аудиторий на базовые учреждения. Университет использует в качестве научно-исследовательских баз крупнейшие социально-культурные учреждения Санкт-Петербурга (Муниципальный культурный центр; Государственный музей-заповедник «Царское село»; Институт культурных программ; Международный центр культурного и делового сотрудничества; Театр «Балтийский Дом»; акционерное общество «Варяг»; крупнейшие дворцы культуры и т.д.). Как правило, руководители и ведущие специалисты этих учреждений являются преподавателями Университета.

Учебно-методическая деятельность выпускающих кафедр СПбГУП жестко ориентирована на поиск решений, увеличивающих возможности приобретения практических навыков студентами вуза. Так, в частности, кафедра социально-культурных технологий в качестве формы обучения специальности использует творческие мастерские. Мастерскую менеджеров музейного дела возглавляет заслуженный работник культуры России, директор Государственного музея-заповедника «Царское село» профессор Саутов И.П.

Мастерская менеджеров шоу-программ базируется в Муниципальном культурном центре (Дворец Белосельских-Белозерских), мастерская социальной работы с семьями и детьми группы риска работает на базе детских приютов и других социальных учреждений. В программах работы мастерских на первый план выдвигается развитие личности конкретного студента. Это способствует разрешению противоречия между теоретическим и практическим обучением, включению студентов в реальную социально-культурную практику. Мастерские в определенной степени становятся не только формой организации обучения, но и образом жизни студенческой группы.

Кафедра искусствоведения широко практикует проведение учебных занятий в музеях Санкт-Петербурга (Эрмитаж, Русский музей, дворцы-музеи Павловска, Петергофа). Занятия в музейных залах проводятся преподавателями, имеющими соответствующее базовое образование и многолетний опыт работы. Студенты работают с музейными экспонатами, экспозициями. На кафедрах хореографии и искусствоведения организованы мастер-классы, для проведения которых кафедры располагают планами, списком литературы, списком тем. Мастер-классы проводят отечественные и зарубежные специалисты.

Характер преобразований в области учебно-методической работы диктуется как спецификой самого университета с его социально-культурной и гуманитарной направленностью, так и происходящими в обществе изменениями концептуального, социально-экономического и кадрового характера.

Важно подчеркнуть, что организационно-педагогическое обеспечение модели гуманитарного образования опирается на постоянный научный поиск. Ежегодно в Университете проводятся межвузовские конференции, в которых участвуют ученые многих государственных вузов Санкт-Петербурга, Москвы и других городов. С 1996 года такие конференции СПбГУП проводит совместно с Российской академией образования и Санкт-Петербургским педагогическим университетом им.А.И.Герцена.

Сочетание новых экономических, управленческих, организационно-педагогических технологий позволило существенно улучшить качественный состав профессорско-преподавательского корпуса: количество докторов наук и профессоров за пять лет увеличилось в четыре раза. Ныне в СПбГУП работает свыше 20 действительных членов и членов-корреспондентов РАН, РАО, МАИ, Гуманитарной Академии.

Значительно расширилась научная работа СПбГУП, где сложились и действуют самостоятельные научные школы, признанные в России и за рубежом. Ежегодно проводится свыше 10 научно-практических конференций, ставших заметным явлением научной и общественной жизни России.

С 1995 года реализуется комплексная научная программа “Гуманитарная культура как фактор преобразования России”, которая финансируется из бюджета вуза.

Важно отметить, что университет начинает играть все более заметную роль в культурной и научной жизни города и страны. Так, СПбГУП принял на себя организационное, научно-методическое и финансовое обеспечение разработки “Декларации прав культуры”, идея которой принадлежит Почетному доктору Университета академику Д.С.Лихачеву. Декларация поддержана общественностью и ведущими учеными и рекомендована для рассмотрения на уровне правительства.

СПбГУП поддерживает тесные научные связи с Российской академией наук, Российской академией образования, Международной Академией информатизации, Гуманитарной академией, является коллективным членом Академии высшей школы, Международной академии психологических наук. Стабильные многолетние научные связи сложились у университета с вузами культуры и искусства, Санкт-Петербургским государственным университетом и Российским государственным педагогическим университетом имени А.И.Герцена.

Высокий научный потенциал университета подтверждается международными научными контактами. Установлены творческие и деловые связи с рядом университетов США, Великобритании, Швеции, Финляндии, Израиля, Германии. Университет явился инициатором ряда международных конференций. Намечен ряд перспективных направлений научного сотрудничества с зарубежными учеными по проблемам социальной и культурной деятельности. Достигнута договоренность с Ассоциацией университетов Западных штатов (США) по принятию СПбГУП в ряды ее членов, что позволит осуществлять интенсивный обмен студентами и педагогами. Решением Госкомвуза России университету предоставлено право заключения договоров на подготовку специалистов для зарубежных стран без согласования с Госкомвузом России.

Наиболее развитая система взаимоотношений сложилась с университетами г.Бристоля (Великобритания) и г.Барселоны (Испания) на основе трехстороннего договора о сотрудничестве в области подготовки социальных работников. Договор включает совместную разработку учебных планов, научно-исследовательскую деятельность, обмен преподавателями и студентами, стажировки молодых преподавателей в европейских университетах. Он был включен в общеевропейский проект ТЕМПУС (ТАСИС) и получил финансовое обеспечение.

Высокий международный статус университета подтверждается избранием ряда профессоров университета членами зарубежных академий.

Диссертационная политика университета направлена на разработку и решение фундаментальных проблем в соответствии с профилем гуманитарного учебного заведения и актуальных задач, выдвигаемых современным уровнем науки и практики. Приоритетными научными направлениями являются исследования в области философии, экономики, психологии, культурологии, искусства, истории, права.

Отдельно необходимо остановиться на экономических аспектах эффективности реализации модели СПбГУП. Если в 1991 году основным источником финансирования ВПШК был ВЦСПС, который обеспечивал 77,8% всех средств, а доходы от коммерческой деятельности составляли только 1,5%, то теперь основным источником финансирования стала плата за обучение, которая составляет 95,3% всех средств.

Развитие и укрепление экономических основ деятельности Университета позволило коренным образом изменить стратегию и тактику капитальных вложений. Существенно возросли затраты на приобретение литературы, потребность в которой резко возросла в связи с открытием новых факультетов и специальности, необходимостью обновления фондов из-за старения литературы. Капитальные вложения за годы эксперимента возросли в 1000 раз (в сопоставимых ценах). Основной упор делается на приобретении учебной и научной литературы.

Еще более масштабно выглядит картина, отражающая пополнение компьютерного парка Университета. С 13 ПЭВМ в 1991 году их количество выросло до 250, причем, произошла полная смена устаревшего оборудования.

Университет сумел обеспечить не только текущее самофинансирование, но и долгосрочные инвестиции в учебный процесс и вузовскую науку, развитие материальной базы. Оборудованы малый спортивный зал, библиотечный комплекс, медицинский центр, помещения культурно-бытового и досугового назначения в Доме студента, театрально-концертный комплекс, оснащенный современным свето- и звукотехническим оборудованием, большой спортивный зал, закуплены современные спортивные тренажеры и т.д.

В качестве одного из критериев экономической эффективности модели СПбГУП может рассматриваться создание 500 новых рабочих мест, увеличение числа штатных работников с 400 до 900, при этом свыше 40% составляют места для работников высококвалифицированного труда - профессорско-преподавательского состава, программистов, методистов и др., что можно проследить на гистограмме:

Значительно расширилось влияние СПбГУП в различных регионах России, ближнего и дальнего зарубежья. Открыты филиалы в Красноярске, Севастополе, Москве и Владивостоке. Действуют филиалы университета в Дортмунде (ФРГ) и Праге (Чехия). Особую роль играют филиалы университета в Алма-Ате и Донецке, благодаря которым русскоязычное население имеет реальную возможность получить высшее образование на родном языке.

В качестве показателя социально-культурной эффективности модели СПбГУП можно рассматриватьпревращение СПбГУП из элитарного закрытого учебного заведения в вуз, продолжающий и обогащающий традиции российских университетов как центров культуры, открытых для самых различных слоев населения, осуществляющий просветительные, социально-культурные, гуманитарные функции.

Основными направлениями этой деятельности выступают:

В СПбГУП создан Центр социальной работы, основными направлениями деятельности которого являются:

а) социально-психологическая и социально-правовая помощь населению. В 1993 году бесплатная юридическая помощь оказана 183 жителям города, в 1994 году - 275;

б) проведение комплексных исследований в области социальной работы и социальной защиты граждан;

в) разработка и внедрение целевых программ социальной работы с различными категориями населения (престарелые, инвалиды, дети-дезадаптанты, неполные и многодетные семьи, безработные и др.);

г) просветительная деятельность;

д) социальная диагностика в сфере семьи и ее ближайшего окружения;

е) организация волонтерской деятельности в социальной сфере;

ж) обеспечение практической направленности обучения будущих социальных работников за счет привлечения студентов к осуществлению задач центра.

Сформировались университетские традиции. Их организующей основой выступает университетский праздничный календарь, событийную основу которого составляют мероприятия различного уровня, охватывающие практически все стороны вузовской жизни и знаменующие важные этапы формирования специалиста. Ежегодно проводятся: «День знаний», сопровождающийся торжественным ритуалом на университетской площади и актовыми лекциями ведущих ученых Санкт-Петербурга, «Посвящение в студенты» в зеркальном зале Царскосельского дворца, «День рождения университета», приуроченный к празднику славянской письменности и культуры. Празднование Дня рождения университета включает в себя международную научную конференцию, вручение дипломов почетного доктора выдающимся ученым современности. Наряду с этими наиболее важными событиями, праздничный календарь предусматривает проведение Дней факультетов, студенческих юморин, выпускных актов и т.п. Все эти мероприятия, будучи системно выстроены, содействуют решению важной задачи формирования специалиста гуманитарного профиля, сочетающего в себе профессиональные качества и духовно-нравственные черты.

Подводя итоги, отметим, что реализация инновационной модели гуманитарного вуза на базе СПбГУП показала ее высокую эффективность, проявившуюся в способности к развитию и обновлению в условиях полного самофинансирования; создании значительного числа рабочих мест, существенная доля которых рассчитана на работников высококвалифицированного труда; существенном расширении номенклатуры специальностей и специализаций, отвечающих потребностям рынка труда; коренном улучшении материально-технической базы вуза; оптимальном сочетании свободы в решении управленческих, экономических, кадровых и творческих вопросов с полным соответствием своей деятельности Государственным образовательным стандартам; интеграции Университета в Российскую и мировую системы высшего образования.

В результате пятилетней деятельности Университета в соответствии с новой концепцией образования создана и апробирована модель вуза, дополняющая и обогащающая сложившуюся государственную систему высшего образования, показывающая пути и средства ее развития в условиях рыночной экономики; предложена убедительная альтернатива возникшим в последние годы многочисленным частным, акционерным и другим негосударственным образовательным структурам; доказана возможность успешного развития вуза без привлечения средств госбюджета, способного на базе собственных возможностей содействовать решению важных государственных задач по приумножению интеллектуального потенциала общества, подготовке кадров, отвечающих современным потребностям, созданию новых рабочих мест, обновлению системы высшего образования.

 


заключение

Обобщая достаточно объемный и во многом дискуссионный материал данной монографии, попытаемся выделить те положения, которые концентрируют наиболее важные, на наш взгляд, в методологическом отношении позиции и позволяют еще раз проследить логику проведенного исследования и его основные результаты.

Гуманитарная культура есть прежде всего человекоориентированная составляющая культуры, высшее проявление духовной, идеальной деятельности человека, критерий духовного богатства общества и развития личности, свидетельствующий о степени освоения и реализации человеком своей родовой сущности, мере становления человеческого в человеке. Именно духовный срез индивидуального и общественного бытия исторически, в ходе постепенной дифференциации целых областей духовно-практической деятельности, обособился в некую совокупность специализированных сфер идеального производства - гуманитарную культуру. Этот пласт человеческого творчества составляет вершину культуры, ее духовно-нравственную вертикаль.

Мир гуманитарной культуры - это рефлексируемый срез человеческого опыта и бытия, он живет и сохраняется в языке (вформе категорий, понятий, значений), традициях, преданиях, т.е. в “текстах культуры”, которые фиксируют человеческий опыт, смыслы ценности и идеалы человеческого бытия. Носитель гуманитарной культуры - совокупный общественный субъект. Ее тело уходит в бесконечное прошлое, в текстах и преданиях которого фиксируется вся совокупность духовно-нравственных, художественно-эстетических, политических ценностных ориентаций, потребностей, идеалов, содержатся идеальные модели будущего. Развитые формы человеческого самосознания, вырабатывая идеальные представления о сущем, должном и опредмечиваясь в формах гуманитарной культуры (в религии, философии, искусстве, нравственности), становятся надличностной системой регуляции отношений человека к миру, другим людям, самому себе. Гуманитарная культура олицетворяет проективную сущность человека, его способность выходить за свои пределы в форме целеполагания, проектирования, стремления к идеальному образу мира.

Как форма самосознания культуры и условие формирования духовного мира человека, гуманитарная культура является неотъемлемой, органической частью общественного производства и воспроизводства жизни социально-культурного организма в целом, способом индивидуализации культуры (этноса, нации, народа) и важнейшим условием социализации индивида. Аксиологический пласт гуманитарной культуры получает свое концентрированное выражение в сфере религии, философии, морали. Онтологический срез ее бытования обнаруживается в системе базовых культурных ценностей, в языке, искусстве, в общественной нравственности, нормах, традициях, преданиях. Праксеологический аспект гуманитарной культуры проявляется в идеологии, политике, образовании, которые институционализируют ее ценности и идеалы, создают условия для их практической реализации. Особое место в гуманитарной культуре занимает искусство как универсальный способ художественного освоения человеком мира, с помощью которого человек воспроизводит самого себя в реальной целостности своего природно-социально-культурного существования.

Гуманитарная культура не тождественна духовной культуре. С одной стороны, гуманитарная культура - это часть духовной культуры общества, которая живет в форме текста и выполняет функцию фиксации, хранения и передачи духовного опыта человечества. С другой стороны, духовная культура является той частью гуманитарной культуры, которая интериоризирована субъектом, вошла в сферу его духовной жизни (сознания, самосознания, нравственного переживания). Духовность - это феномен, отражающий конкретный уровень развития личности и общества, который во многом определяется потенциалом гуманитарной культуры, но не равен ей. Если гуманитарная культура - явление устойчивое во времени, то процесс формирования духовности носит сложный и противоречивый характер, сопровождается нередко снижением нравственных критериев и превращается в свою противоположность - бездуховность и нравственную деградацию личности. Формирование духовной культуры личности предполагает присвоение “отчужденного” мира гуманитарной культуры, который не дается человеку практически, в форме явной предметности, - он требует духовных усилий понимания и интериоризации. Овладевая выработанными человеческой историей категориями мышления, ценностями и смыслами, человек распредмечивает надличностную реальность культурного мира и тем самым воспроизводит свою родовую природу и общественно-историческую сущность.

Гуманитарная культура выполняет важнейшие функции в системе “личность - общество”. Тексты гуманитарной культуры обеспечивают процесс наследования, передачи духовных ценностей, социального опыта от одного поколения к другому. Они фиксируют и сохраняют язык нации, картину мира, свойственную тому или иному культурному сообществу, выполняют функцию национального самосознания и культурной самоидентификации все новых и новых поколений. Категории-ценности гуманитарной культуры, фиксируя некое идеальное состояние человека и общества, “охраняют” культуру в целом как надличностное явление, обеспечивают индивидуальное самоопределение личности, они задают жизненные ценности и идеалы (как личностные, так и общественные), способствуют общественному согласию и консолидации человеческих сообществ, выступают специфическим средством познания мира и человека. Пласт гуманитарной культуры содержит в себе ценностно-ориентационные доминанты, составляющие основу и специфику национально-культурной ментальности - духовного пространства непрерывности многих “Я” - народа, доминирующие ценности которого являются своеобразными “линиями притяжения”, преобразующими эмпирическое многообразие национальной культуры в единую системную целостность.

Наиболее концентрированное воплощение ценностно-ориентационной, нормоориентирующей, социально-консолидирующей и индивидуализирующей функций демонстрирует российская гуманитарная культура - в силу ее сущностных специфических черт: антропокосмизма, целостности, синкретичности, экзистенциальности, “онтологического реализма”, соборности. Мировоззренческой основой антропокосмизмароссийской гуманитарной культуры является идея “нравственного Всеединства человека, человечества и Вселенной” которая воплотилась в русской философии, поэзии, музыке, живописи, в науке и нашла продолжение и развитие в концепции ноосферы как высшего единства организации взаимодействия всех уровней бытия - природы, общества и человеческих индивидуальностей. Целостность и синкретичность русской гуманитарной культуры состоит в доказательстве целостного характера истины, которая открывается только соборному сознанию и “цельной” личности, интегрирующей чувственный опыт, рациональное мышление, эстетическую перцепцию, нравственное переживание и религиозное созерцание. Соборность гуманитарной культуры проявляется, во-первых, в ее диалогичном характере, создающем единое ценностное и смысловое поле, в котором существовали и развивались различные сферы гуманитарной культуры - философия, литература, искусство, - развивались во внутреннем родстве, в форме сущностной взаимосвязи, диалога-полемики мыслителей в едином духовном пространстве; во-вторых, в специфических акцентах философской антропологии, трактующей соборность как превращенную форму общественной природы человека, объясняющей назначение и смысл социума в максимальном раскрытии возможностей человеческой индивидуальности. Экзистенциальность гуманитарной мысли характеризуется ее нравственной отягощенностью, постоянным стремлением прорваться к истокам индивидуального человеческого бытия. “Онтологический реализм” русской гуманитарной культуры проявляется в ее особой близости к повседневной жизни людей, в отягощенности “болью жизни” и сосредоточенности на “вечных” вопросах бытия, в стремлении охватить мир в его целостности и всеобщей взаимосвязи.

Охарактеризованные выше черты российской гуманитарной культуры дают основание считать, что данный феномен духовной жизни общества как целостное и системное образование, обладающее качественной определенностью, интегративностью, неким внутренним единством и исторической преемственностью, характерен именно для культуры России.

Востребованность ценностно-ориентационного, нормоориентирующего, социально-консолидирующего и индивидуализирующего потенциалов гуманитарной культуры имеет для сегодняшнего этапа развития российского общества огромное значение. Это обусловлено, с одной стороны, кризисным состоянием духовной жизни российского общества, с другой стороны - несоответствием между огромным человекотворческим потенциалом отечественной гуманитарной культуры и мерой его востребованности. Игнорирование духовных оснований отечественной культуры, отказ от ее мировоззренческих традиций особенно опасны в условиях общественной трансформации.

Специфические черты отечественной гуманитарной культуры, ее функции и соответствующие потенциалы определяются ее антропологической направленностью, а также характеромидеала, который выступает основой личностного самосовершенствования и метафизической проблемой смысла существования России во всемирной истории. Это направление русской мысли, терминологически определившиеся как “русская идея”, объединяет в одну философскую традицию самых разных мыслителей - Вл. Соловьева, Вяч.Иванова, Л.Карсавина, Н. Бердяева, И.Ильина, евразийцев и др. Проблема идеала всегда была центральной в творчестве русских писателей (Ф.М.Достоевский, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой). Проблема идеала занимает центральное место в антропоцентрической модели человека, разработанной в фундаментальных трудах В.С.Соловьева, Н.Ф.Федорова, В.И.Несмелова, Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, И.А.Ильина, Г.П.Федотова, С.Л.Франка, В.В.Розанова, Л.П.Карсавина и других. Работы этих авторов и составляют ядро отечественной гуманитарной культуры - своеобразный культурно-символический архив и идентификационный ресурс нации, невостребованность или разрушение которого неизбежно ведет к расколу общества, экзистенциальному вакууму, утрате смысла существования человека.

Проблема востребованности культурно-идентификационного, ценностно-ориентационного, нормативно-регулирующего и консолидирующего потенциала отечественной гуманитарной мысли особенно актуальна для молодежи, которая наиболее остро и болезненно переживает духовный кризис, обусловленный утратой общественного идеала и разрушением традиционных механизмов культурной преемственности. Основная сфера проявления этого кризиса - процесс социально-культурной интеграции и индивидуализации молодежи, характеризующийся сегодня особым драматизмом.

Исследования показывают, что степень противоречивости социального и индивидуального самоопределения молодого человека существенно снижается в процессе освоения выработанных человечеством всеобщих способов духовно-практической деятельности, определяющих возможности и условия социализации и самореализации человека. Формой накопления, сохранения и проявления этих “идеальных” моделей и способов деятельности выступает гуманитарная культура, которая рассматривается как концентрированное выражение духовной энергии человека и человечества, как совокупность идеальных способов и результатов освоения и преобразования природы, общества, человека.

Возможности гуманитарной культуры в оптимизации процессов социальной интеграции и индивидуализации молодежи определяются ее смыслоориентационным, идентификационным и самореализационным потенциалами, которые обеспечивают гармоничное становление человеческой личности. Аккумулируя исторически выработанные человечеством всеобщие способы деятельности и являясь аксиологическим и семантическим пространством целостного человеческого существования, гуманитарная культура содержит в себе бесконечное множество смыслов и экзистенций, которые актуализируются в новой культурной ситуации в форме индивидуального, “авторского” построения картины мира и человека. “Встречаясь” с текстом культуры, человек целостным образом самопроявляет свою сущность, которая разворачивается и объективируется в процессе диалога.

Потенциалы гуманитарной культуры, востребуя основные составляющие человеческой экзистенции, сущностные силы человека, обеспечивают два взаимосвязанных вектора человеческого становления: сохранение и изменение. Эти сущностные процессы определяют основу личности, которая есть “неизменность в изменении”, “единство во множестве”. Мера освоения выработанных человечеством всеобщих способов духовно-практической деятельности определяет возможности, условия и успешностьсоциально-культурной интеграции и индивидуализации личности.

Социализирующие и индивидуализирующие потенциалы и функции гуманитарной культуры максимально полно обнаруживают себя в процессе социально-культурной деятельности молодежи по усвоению ценностей, норм, идеалов, образов, составляющих духовную суть этой сферы человеческого бытия. Именно в процессе творческой деятельности социализация одновременно предстает и как самореализация индивида в культуре, как процесс интеграции человеческой индивидуальности в культуру и социум.

В этой связи реализация смыслоориентационных, идентификационных, самореализационных потенциалов гуманитарной культуры предполагает сознательное и целенаправленное совершенствование образования как основного социального института, который, с одной стороны, выступает как канал трансляции и развития духовного опыта, с другой - функционально соответствует потребностям индивидуального и социального развития личности, определяя институциональные возможности и условия социализации и самореализации человека.

Исторический опыт развития университета как специфической образовательно-воспитательной системы свидетельствует о том, что смена содержания и моделей образования определяется конкретно-исторической ситуацией, а тип университета выступает своеобразной моделью культуры. Ведущим механизмом смены содержания образования и типа университета является динамичное развитие социокультурной ситуации и реальные противоречия, обусловленные инертностью образовательных систем.

В соответствии с ценностной доминантой, вокруг которой образуется культурная система, можно выделить несколько циклов развития университета как социального института и соответствующих моделей университетского образования: схоластическая (или, точнее, теоцентрическая) образовательная модель; антропоцентристская модель, сместившая образовательные акценты с теологической проблематики на вопросы реального человеческого бытия и по времени совпадающая с эпохой Возрождения; естественно-научная и технократическая модель образования, обусловленная оформлением в конце XVIII века натуроцентристского типа культуры. Сегодня формируется новый тип культуры, вбирающий в себя выдающиеся достижения всех предшествующих культурных эпох (культур космоцентрических, теоцентрических, социоцентрических, техноцентрических и антропоцентрических, каждая из которых обогатила историю мировой культуры уникальным опытом) и получает возможность обретения своей целостности. Современный этап развития культуры пока не имеет адекватной системы образования. Это обусловливает интенсивные поиски оптимальной модели образования и прежде всего - гуманитарного, максимально соответствующей складывающемуся типу культуры и отвечающей на актуальные вопросы современной цивилизации. Сущность четвертого этапа развития университетского образования заключается в разработки такой модели, которая способна востребовать совокупный опыт развития различных культурных систем, творчески интегрировать как европейские, так и восточные традиция образования.

Актуальностьреформирования отечественного гуманитарного образованияобусловлена его важнейшими функциями в сохранении культурной преемственности и духовном развитии личности, а также негативными тенденциями, характерными для современного состояния гуманитарной, духовной культуры российского общества: происходит значительная переориентация общественного сознания с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия, гедонизма; существенно меняется отношение к профессии, труду, к браку, семье; растет разочарование в демократических идеалах и ценностях; снижаются показатели духовной жизни общества; происходит интенсивное разрушение русского языка, которое, в свою очередь, ведет к деформации национальной картины мира. начинает терять позиции гуманитарная интеллигенция, которая традиционно считалась в обществе флагманом личностного развития. Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от подлинной гуманитарной культуры, и прежде всего в сфере нравственности, духовности. В такой ситуации особую значимость приобретает общегуманитарное развитие личности, воспитание подлинной духовной элиты общества - “истинных гуманитариев”, выполняющих функцию сохранения и трансляции лучших достижений отечественной и мировой культуры.

Общие проблемы, характерные как для специального гуманитарного образования, так и для гуманитаризации образовательного процесса в технических и других негуманитарных вузах, обусловлены несоответствием сложившейся в России системы высшего образования новым социально-экономическим и социально-культурным условиям; они связаны с высокой инерционностью высшей школы, обусловившей ее неготовность жить и развиваться в динамич







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 450. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия