Методология гуманитарных наук
Герменевтика (теория и методика истолкования текстов) – ключевая дисциплина и методология гуманитарных наук.
3 х-ки объекта исследования: 1) гуман науки исследуют индивидуальное и уникальное; когнитивные интересы гум наук не могут быть сведены к объяснению в явлений на основе универсальных законов. 2) для гум наук так же важно как и отношение «внутреннее-внешнее», являются взаимосвязь «часть-целое». Индивид – часть целого. Важные задания гум наук – «ситуатизирование» частей в контексте и рассмотр частей на основе контекстов. 3) гум н должны понимать человека в качестве и субъекта и объекта. Как объект – человек – создание, кот должно быть объяснено с пом социальных условий, окружения. Как субъект – создатель собственного окружения и как творец, кот управляет своими действиями, она является творческим субъектом.
Методология:
1) это система наиболее общих методов, применяемых в той или иной сфере деятельности;
2) это учение о системе методов (общая теория методов).
Учение о методологии (методах) разрабатывается философией.
Специфика методов социально-гуманитарных наук.
Так, в социально-гуманитарных науках результаты наблюдения в большей степени зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок, ценностных ориентаций и других субъективных факторов.
Предложенные В. В. Ильиным следующие правила (принципы), характерные, по его мнению, исключительно для социально-гуманитарного познания:
1) Принцип терпимости: этическая толерантность к продуктам научного творчества, легализация здорового плюрализма, восприимчивость к аргументам, отсутствие идиосинкразии (изменения чувствительности) к инакомыслию.
2) Принцип условности: понимание относительности собственных результатов, того, что возможны более адекватные решения.
3) Принцип аполитичности: эпистемологическая реалистичность, автономность, самодостаточность, система запретов на использование идеологем, мифологем, утопий, ориентаций на предрассудки.
4) Принцип антиактивизма: деятельная, политическая абсистенция (уклонение, отсутствие). Назначение теоретика — объяснять, а не изменять мир.
5) Принцип гуманизма: общество — средство, человек — цель.
Своеобразными методами, подходами и принципами, характерными для социально-гуманитарного познания. Выступают: Анализ документов Методы опроса Анкетирование Интервью Метод монографический Биографический метод Проективные методы Тестирование Метод социометрии Игровые методы Иконография
Методология:
1) это система наиболее общих методов, применяемых в той или иной сфере деятельности;
2) это учение о системе методов (общая теория методов).
Учение о методологии (методах) разрабатывается философией.
Специфика методов социально-гуманитарных наук.
Так, в социально-гуманитарных науках результаты наблюдения в большей степени зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок, ценностных ориентаций и других субъективных факторов.
Предложенные В. В. Ильиным следующие правила (принципы), характерные, по его мнению, исключительно для социально-гуманитарного познания:
1) Принцип терпимости: этическая толерантность к продуктам научного творчества, легализация здорового плюрализма, восприимчивость к аргументам, отсутствие идиосинкразии (изменения чувствительности) к инакомыслию.
2) Принцип условности: понимание относительности собственных результатов, того, что возможны более адекватные решения.
3) Принцип аполитичности: эпистемологическая реалистичность, автономность, самодостаточность, система запретов на использование идеологем, мифологем, утопий, ориентаций на предрассудки.
4) Принцип антиактивизма: деятельная, политическая абсистенция (уклонение, отсутствие). Назначение теоретика — объяснять, а не изменять мир.
5) Принцип гуманизма: общество — средство, человек — цель.
В этих науках различают: простое (обычное) наблюдение, когда факты и события регистрируются со стороны, и соучаствующее (включенное) наблюдение, когда исследователь включается, «вживается» в определенную социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события «изнутри».
В психологии применяются такие специфические формы наблюдения, как самонаблюдение (интроспекция) и эмпатия. Самонаблюдение (интроспекция) (лат. — смотрю внутрь) — осознанное систематическое наблюдение за действиями собственной психики с целью выявления ее особенностей. Для преодоления субъективизма самонаблюдение должно сочетаться с внешним наблюдением («со стороны»). Примеры использования интроспекции как способа познания и регуляции жизни дают многие восточные учения, ориентированные на самосовершенствование человека, Эмпатия (от лат. — чувствование, проникновение) — способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки, т. е. это проникновение в переживания других людей. Эмпатия — восприятие внутреннего мира другого человека как целостное, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, сопереживание его духовной жизни.
Разновидность включенного наблюдения - этнометодология – результаты описания и наблюдения социальных явлений и событий дополнить идеей их понимания. Широко применяется находит в этнографии, социальной антропологии, социологии и культурологии.
Этнометодология претендует сегодня на новую теорию социального познания, в которой онтологический и методологический аспекты очень тесно переплетаются. Их трудно разделить, потому что понимание выступает и на стороне объекта познания как основа взаимодействия, и на стороне субъекта познания (исследователя) как способ постижения этой основы социального бытия, т. е. как своеобразное понимание понимания.
Специфика этнометодологического подхода - ориентирует исследователя на изучение сугубо духовных явлений культуры, выражая социальную реальность через значение слов, понятий, суждений и т. п., отождествляя ее с практикой языковой коммуникации. Методы познания этой практики и представляются в качестве основных средств познания социальной реальности. Последняя же предстает как онтологизация значений (смыслов) слов и она конструируется в ходе речевой коммуникации.
Социальные экспериментыкоторые способствуют внедрению в жизнь новых форм социальной opгaнизации и оптимизации управления обществом.
Объект социального эксперимента - определенная группа людей, является одним из участников эксперимента, с интересами которого приходится считаться, а сам исследователь оказывается включенным в изучаемую им ситуацию.
В психологии для выявления того, как формируется та или иная психическая деятельность, испытуемого ставят в различные экспериментальные условия, предлагая решать определенные задачи. При этом оказывается возможным экспериментально сформировать сложные психические процессы и глубже исследовать их структуру.
Такой подход получил в педагогической психологии название формирующего эксперимента. Это метод активного воздействия на испытуемого, способствующий его психическому развитию и личностному росту. Активное воздействие экспериментатора заключается главным образом в создании специальных условий и ситуаций, которые: инициируют появление определение определенных психических функций позволяют целенаправленно их изменять и формировать.
Кроме формирующего в психологии выделяют естественный, лабораторный, экспериментально-патологический и некоторые другие виды экспериментов.
Своеобразной формой социального эксперимента является социальная инженерия, большой вклад в разработку которой внес британский философ и социолог К. Поппер. Развитием социальной инженерии является социальное проектирование, широко распространенное в современной социологии.
Социальные эксперименты требуют от исследователя строгого соблюдения моральных и юридических норм и принципов. Здесь (как и в медицине) очень важно требование — «не навреди». Главная особенность социальных экспериментов — в «способности служить орудием проникновения в тайники интимно человеческого».
Широко применяется сравнительный (компаративистский) метод, с учетом специфики их предмета, в психологии этот метод реализуется в двух вариантах:
а) Сопоставление различных групп по возрастам деятельности и другим параметрам — метод поперечных срезов. Поперечные срезы — это совокупность данных о человеке на определенных стадиях его онтогенеза (младенчество, детство, юность и т. п.), полученных в исследованиях соответствующих контингентов.
б) Многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени — лонгитюдный метод (лат. Long - длинный). Длительное систематическое изучение одних и тех же испытуемых позволяет определить возрастную и индивидуальную изменчивость фаз жизненного цикла человека. Лонгитюд широко применяется при изучении возрастной динамики, преимущественно в детском возрасте (особенно близнецов).
В социально-гуманитарных науках кроме философских и общенаучных применяются специфические средства, методы и операции, всецело обусловленные особенностями предмета этих наук.
Идиографический метод — описание индивидуальных особенностей единичных исторических фактов и событий; диалог («вопросо - ответный метод»); понимание и рациональное (интенциональное) объяснение; ценностный подход («отнесение к ценностям») (Риккерт, Вебер).
Своеобразными методами, подходами и принципами, характерными для социально-гуманитарного познания. Выступают: Анализ документов Методы опроса Анкетирование Интервью Метод монографический Биографический метод Проективные методы Тестирование Метод социометрии Игровые методы Иконография
1. Анализ документов, который позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Анализ документов может быть качественным («проблемный поиск», тематические обобщения) и количественным (контент – анализ, основанный на идентификации «поисковых образцов» и их подсчете).
К числу документов относятся письменные источники-тексты в любой форме; статистические данные; иконографические изображения (кино, фото и т. п.); фонетические документы (радио, телевидение, магнитофон и т. п.); информация в машиночитаемой форме (дискеты, компакт-диски и т. п.),
Качественный анализ направлен на полное, всеобъемлющее выявление содержания документов. Основной недостаток анализа этих документов — субъективизм — во многом преодолевает формализованный (количественный) метод изучения документов (контент-анализ). По некоторым данным, около 80% разведывательной информации в мире «вычерпывается» с помощью контент-анализа открытых СМИ.
2. Методы опроса — основаны на высказываниях людей с целью выявления их мнений по каким-либо проблемам. Все разнообразие указанных методов сводится к двум основным формам. Анкетирование — опрос по специальным анкетам, содержащим конкретные вопросы. Интервью — целенаправленная, заранее запланированная беседа с опрашиваемым (респондентом) «лицом к лицу».
В зависимости от источника (носителя) первичной информации различают опросы массовые (где таким источником выступают представители различных социальных групп) и специализированные. Носители информации в последних — высокопрофессиональные компетентные в определенной области лица (эксперты). Поэтому специализированный опрос называют экспертным опросом (методом экспертных оценок).
Разновидностью последнего является метод групповой дискуссии, который, обеспечивая глубокую проработку имеющейся информации, разных точек зрения по данной проблеме, тем самым способствует выработке адекватного в данной ситуации ее решения. Существует целый ряд форм организации групповой дискуссии. Наиболее известный из них — «мозговой штурм», метод активизации творческого мышления в группе.
Метод опроса особенно широко применяется в социологии и социальной психологии.
3. Метод монографический (греч. monos — один, единственный и grapho — пишу) — метод, состоящий в том, что данную проблему или группу проблем тщательно и со многих сторон анализируют на одном социальном объекте («случае»), после чего делают гипотетический вывод от этого объекта к более широкой области сходных объектов. Названный метод требует максимально полного описания данного случая как характерного, типичного.
4. Биографический метод — один из методов исследования субъективной стороны общественной жизни индивида, основанный на так называемых личных документах, в которых кроме описания определенной социальной ситуации содержится также личный взгляд пишущего.
Разновидностями биографического метода являются автобиография и просопография, т. е. создание коллективных биографий. Иначе говоря, это выявление определенного круга лиц, их дат жизни, социального происхождения, образования, места жительства, рода деятельности, религии и т. п. Например, группы императоров, президентов, Нобелевских лауреатов, спортсменов, звезд шоу-бизнеса и т. п.
5. Проективные методы (в психологии) — способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности. Эти методы позволяют «проявиться личности вовне» и сделать выводы о тех или иных ее «склонностях», о специфике ее психологического развития.
Наиболее известными и давно применяемыми проективными методами являются метод чернильных пятен Роршаха и методика фрустрации Розенцвейга. В первом случае выявляется связь между продукцией воображения и типом личности, во втором—реакции индивида в ответ на травмирующую (фрустрирующую) ситуацию. (Фрустрация — это состояние, вызванное переживанием неудачи, крушением планов.) Проективные методы широко применяются и в современной социологии.
6. Тестирование (в психологии и педагогике) — стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить некоторые личностные характеристики (знания, умения, память, внимание и т.п.). Выделяют три основные группы тестов — тесты интеллекта (знаменитый коэффициент IQ), тесты достижений (профессиональных, спортивных и др.) и тесты способностей — как общепсихологических (сенсорных, моторных и др.), так и специальных (математических, художественных, музыкальных и др.). При работе с тестами очень важным является этический аспект: в руках недобросовестного или некомпетентного исследователя тесты могут принести серьезный вред и моральный урон личности.
7. Метод социометрии — применение математических средств к изучению социальных явлений. Чаще всего применяется при изучении «малых групп» и межличностных отношений в них (например, выявление «лидеров» группы, отношений формальных и неформальных, конфликтных и неконфликтных и т. п.). Метод социометрии позволяет выявить реальную позицию человека в коллективе по различным признакам.
При всей важности процессов математизации и компьютеризации не следует забывать пределов применимости этих формальных методов в социально-гуманитарных науках. Целый ряд явлений живой жизни» они охватить не в состоянии. Особенно это относится к внутреннему опыту личности, к «абсолютно-интимному ее ядру» (А. Шюц), к числу таких ее глубинных структур сознания, как воображение, фантазия, интуиция, неосознанные чувства и др.
8. Игровые методы — применяются при выработке управленческих решений — имитационные (деловые) игры и игры открытого типа (особенно при анализе нестандартных ситуаций). Среди игровых методов выделяют психодраму и социодраму, где участники проигрывают соответственно индивидуальные и групповые ситуации.
В современной культуре значение игры как важной области деятельности и жизни» существенно возросло. Нидерландский культуролог Й. Хейзинга в работе «Человек играющий» показал, что игра относится к сущностным характеристикам человека наряду с разумностью и созидательной способностью. Культура возникает и развивается в игре, имеет игровой характер. Мыслитель распространяет категории игры на процесс понимания текста, картины, спектакля и т. п.
Опираясь на идеи Хейзинги, Гадамер рассматривает игру как «способ бытия самого произведения искусства». Утверждая «священную серьезность игры», немецкий философ высшей ее ступенью, «завершением», «преобразованием ее в структуру» (т. е. достижением ею идеального состояния) считал искусство. А последнее, по его мнению, — один из важных способов постижения
9. Иконография (греч. — изображение, образ и описание) — систематическое изучение и описание изображений каких-либо (чаще всего — религиозных и мифологических) сюжетов или лиц, истолкование их смысла, символики, атрибутов, характерных особенностей. В искусствознании иконография — описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персоналий или сюжетных сцен — преимущественно в средневековом искусстве с его символикой.
Мы рассмотрели лишь некоторые из методов социально-гуманитарных наук (их сколь-нибудь четкой классификации пока еще не существует).
5. Природа научного знания: идеалы и критерии научности. Структура ответа: Особенности научного знания Идеалы Критерии научности
Уивер: з этапа научного познания: организованная простота, класс механика неорганизованная сложность, класс. статистич физика с нач 20в. - организованная сложность - мир - множество разнородных сфер реальности, связанных др с др, но не сводимых др к др. Научная картина мира
Структурное сходство теорет моделей в разл отраслях науки - позволяет строить единую науку; структурное сходство теоретич моделей в разл научн дисц.
Осн задачи общей теории систем по Берталанфи: форм общ принципов и законов систем независимо от их специфики, природы составляющих элем и отнош м/у ними, установл путем анализа биол, социальн, бихевиоральных объектов точн законов в нефизич обл знаний. создание основы для синтеза совр научн знания в результ выявления изоморфизма (подобия формы) законов, относящ к различным сферам реальности.
Синергетика - построение общей теории самоорганизации неустойчивых, динамических систем, катастроф и хаоса. Принцип пекаря - как слоеное тесто, умножение самого на себя. Хакен, Пригожин, Колмогоров, Курдюмова и др. Главное отличие: переход от исслед. условий равновесия систем к анализу неравновесных необратимых состояний сложных систем.
Выросшая из движения биологич мысли общая теория систем значительно расширила сферу воздействия биологии на картину мира. Биология вскрывает взаимодейст. стр-р, ф-ций, протекающ на разных уровнях организации, обратная связь между процессами и стр-рами, эволюционное изменение систем - не укладывалось в принцип логики науки.
Теория систем Берталанфи - новая картина мира пртивостоящая физикалистической - фактор организации как как фундамент признак живого стал исходным принципом при создании общей теории систем. "для того, чтобы понять организованную ценность, нужно знать как компоненты, так и отношения м/у ними"
На смену механистической картине мира движения по раз и навсегда определенным траекториям, пришла картина мира как сложного переплетения разнообразных процессов, неоднозначности рез-тов взаимодействия элементов, стохастического поведения(эф-ты памяти?), нелинейного, динамического взаимовлияния стр-р, функций и частей.
3 типа систем (по Б-фи): реальные, выводимые из наблюд., соответствующие объективной природе; концептуальные - логика, математик; абстрактные - концепт. сист. имеющ эквивалетн в природе. Выделяют 6 критериев научности знаний: системность знания - научные знания всегда имеют систематический, упорядоченный характер; целевой - всякая научное знание является результатом поставленной научной цели; деятельностный - научное знание всегда выступает итогом деятельности ученых по реализации поставленной научной цели; рационалистический - научное знание всегда основывается на разуме (в традициях Востока утвердился приоритет интуиции как сверхчувственного восприятия действительности); экспериментальный - научные знания должны быть подтверждены экспериментально; математический - к научным данным должен быть применим математический аппарат.
Знания, накопленные людьми, имеют три уровня: обыденный, эмпирический (опытный) теоретический (уровень научного знания). Особенности научного знания
Научное знание — знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами (абстрагирование, анализ, синтез, вывод, доказательство, идеализация, систематическое наблюдение, эксперимент, классификация, интерпретация, сформировавшийся в той или иной науке или области исследования ее особый язык и т. д.). Важнейшие виды и единицы научного знания: теории, дисциплины, области исследования (в том числе проблемные и междисциплинарные), области наук (физические, математические, исторические и т. д.), типы наук (логико-математические, естественно-научные, технико-технологические (инженерные), социальные, гуманитарные). Их носители организованы в соответствующие профессиональные сообщества и институты, фиксирующие и распространяющие научное знание в виде печатной продукции и компьютерных баз данных.
Знание не следует отождествлять с истиной. Всякая истина есть знание, но не всякое знание есть истина, знание может существовать и в форме заблуждения.
Знание характеризует обладание человеком определенной информации и частичную осознанность этой информации.
Знание в форме заблуждения – это информация о том, чего нет в действительности, но что человек мыслит или представляет как существующее.
Неправомерно отождествлять истинное и научное знания. Наука, ориентируясь на получение объективного истинного знания, включает в себя множество ложных идей.
Также неистинным (недоказанным) является гипотетическое научное знание, теоремы, парадоксы... за счет гипотетического, парадоксального знания, требующего дополнительной проверки и уточнения, развивается наука.
Истина может существовать не только в виде научного знания, но и во вненаучной форме (наука лишь один из способов постижения мира. Все виды знания как элементы духовной культуры равноценны и одинаково необходимы для понимания природы познавательной деятельности человека): обыденное знание (основано на повседневном опыте, согласовано со здравым смыслом, констатирует и описывает факты) – основа всех других видов знаний мифология (единство рационального и эмоционального отражения действительности. В мифологическом знании присутствуют данные наблюдений об окружающем мире, но не осмысливаются рациональным образом. Отражает НЕ столько действительность, а переживания людей по поводу действительности. В первобытном социуме обеспечивало стабильность, трансляцию значимой информации в поколениях. Так человек структурировал и моделировал реальность, познавая ее. Первоначальная мифологическая классификация послужила основой возникновения рациональных форм сознания – философии и науки) религия (знание связано с верой в сверхестественное; является эмоционально-образным отражением действительности. Р – внутренне интегрированная система верований, чувств и действий, направленных на установление отношений со сверхъестественным. Акцент на вере, а не на доказательстве и аргументации. Результаты формулируются в конкретных, наглядно-чувственных образах. Р – предлагает верить, переживать, сопереживать, а не размышлять и делать выводы. Не предполагает критики, проверки; является совокупностью абсолютных для нее ценностей, норм, идеалов. Но развитая религиозная система обладает умопостигаемой мировоззренческой доктриной. Р представляет собственную версию картины мира.) искусство (художественное знание – не стремится быть обоснованным и доказательным; форма существования – художественный образ; главная особенность худобразов – самоочевидность и убедительность независимо от доказательства. Допускается и приветствуется вымысел, следовательно образ мира, созданный искусством условен. Вымысел используется чтобы выразительнее представить какое-то объективное знание о реальности. Интересует не столько природная, сколько культурная и человеческая реальность, которая в науке отражена ограниченно. Задача науки – вывести общие и необходимые закономерности; задача искусства – сохранить и предъявить единичное и особенное и через них сказать об общем. Искусство, опираясь на собственные средства, стремится осмыслить уникальное как квинтэссенцию реальности. Познание – не главная функция искусства.) философия – главная особенность философского знания – его рационально-теоретическая форма. В отличие от науки, дающей частные ответы на частные вопросы, философия дает развернутый ответ на мировоззренческие вопросы, и поэтому ценностная составляющая принципиально неустранима из философского знания. На стадии формирования философское знание было тесно связано с научным.
В античности философией назывался весь комплекс теоретических знаний, из которого затем выделились различные частно-научные дисциплины.
В современной философии существую разделы, которые непосредственно связаны с научным знанием.
Философия, так же как и наука, имеет направленность на сущность (эссенциалистскую), в ней приветствуется логическая аргументация и доказательность выдвигаемых положений.
С наукой философию сближает опора на рационально-теоретические методы исследования, выработка достоверных, общезначимых положений и принципов.
И в науке, и в философии знание выражается в рациональной форме в виде понятий, суждений и умозаключений.
Однако, в отличие от философского, научное знаниене носит мировоззренческого характера, нака ничего не говорит человеку о его жизненных, экзистенциальных (способы человеческого существования, категории человеческого бытия) нуждах.
Особенности знания рациональность (главная)- новые сведения о реальности формулируются и выражаются в виде непротиворечивых принципов и законов. объективность - постижение действительности как можно более полно и точно, по возможности исключая субъективизм. объяснительный характер - не только констатация факта, но и его объяснение. доказательность - обоснование своих положений (роднит с философией), но имеют место: гипотезы, парадоксы и недоказанные теоремы. системная организованность - все данные науки упорядочены в теориях и концепциях, которые согласуются друг с другом и с доминирующими в ту или иную эпоху мировоззренческими представлениями о бытии, человеке, возможном и невозможном и т.д.
Структура – ключевое понятие при системном подходе. Базируется на понятии системы. Структура есть способ взаимодействия элементов системы.
Элементы научного знания(структурные компоненты) факты (должны быть установлены); закон (совокупность схожих фактов) – есть всеобщая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь между сторонами явления, применительно к которому этот закон устанавливается; научная проблема – всегда связана с какими-либо противоречиями, которые обнаруживаются в действии практически любого закона; гипотеза – предположительное знание, направленное на объяснение проблемы; методы (анализ, синтез, индукция, дедукция); теория – высшая форма организации научного знания, которой при помощи системы законов более-менее полно объясняется та или иная сторона объективного мира; научная картина мира – это обобщенное представление, образованное совокупностью наиболее общих знаний всех существующих на конкретный момент наук; философские основания науки; нормы (образцы, эталоны) научного исследования; уровни научного познания: эмпирическое и теоретическое знание.
Уровни научного знания: эмпирический уровень теоретический уровень метатеоретический уровень подуровень общенаучное знание подуровень философских оснований науки. Идеалы научности
Идеал научности – система познавательных ценностей и норм, интерпретация которых зависит от широкого социокультурного контекста. Это нормы объяснения и описания знания, его обоснованности и доказательности, структуры и организации. Однако все эти нормы имеют определенную социокультурную нагруженность.
Структура идеала научности как пирамида когнитивных ценностей (требования научности): Истина как высшая познавательная ценность - вершина пирамиды (применительно к науке это требование приобретает конституирующий характер лишь в сочетании с рядом до известной степени формальных признаков). Ряд универсальных (но минимальные требования научности, значимые для всех областей научного познания во все исторические периоды.) требований - основание пирамиды: предметность (наличие специально выделенной предметной области); проблемность (наличие фиксируемой проблемной ситуации, познавательной цели); обоснованность (наличие рациональных оснований, аргументов и стремление к полноте, развернутого обоснования); интерсубъективная проверяемость (принципиальная возможность проверки научных аргументов любым субъектом, имеющим соответствующую подготовку); системность (упорядоченность знания, согласно принципам).
Эти требования относительно стабильны, но получают различную конкретную интерпретацию в разных предметных областях, в разных социально-исторических контекстах. Они являются необходимыми признаками научности, существенными характеристиками научного знания и выполняют роль критериев, т.е. позволяют отличать, хотя бы в первом приближении, научное знание от познавательных феноменов иного рода. Вопрос о критериях научности знания - по каким признакам выделяются научные знания из всей сферы знаний, включающей и ненаучные формы знания - является существенным для любой науки, любого научного исследования. Однако ни один из этих критериев, ни все они вместе, взятые в совокупности, не являются достаточными для разграничения научных и ненаучных познавательных феноменов.
Каждый признак в отдельности не формирует науку: истину включает и не наука; интерсубъективным может быть и «всеобщее заблуждение»; признак системности, реализованный обособленно от других, обусловливает лишь «наукообразность», видимость обоснованности и т.д. И только одновременная реализация этих признаков в том или ином результате познания в полной мере определяет научность знания.
Рассмотрим подробнее.
Истинность знания - соответствие его познаваемому предмету. Всякое знание должно быть знанием предметным, т.к. не может быть знания «ни о чем». Однако истинность свойственна не только научному знанию. Она может быть свойственна и донаучным, практически-обыденным знаниям, мнениям, догадкам и т.п. В гносеологии различаются понятия «истина» и «знание».
Научное знание - не просто сообщается об истинности того или иного содержания, но приводятся основания, по которым это содержание истинно (например, результаты эксперимента, доказательство теоремы, логический вывод и т. д.).
Поэтому в качестве признака, характеризующего истинность научного знания, указывают на требование его достаточной обоснованности. В отличие от недостаточной обоснованности истинности других модификаций знаний. Поэтому принцип достаточного основания является фундаментом всякой науки: всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. Его формулировка принадлежит Г. Лейбницу: «Все существующее имеет достаточное основание для своего существования».
Системность. Системность характеризует различные формы знания. Она связана с организованностью и научного, и художественного, и обыденного знания. Системная организованность научного знания обусловлена его особенностью: такой обоснованностью, что порождает несомненность в истинности его содержания, ибо имеет строгую индуктивно-дедуктивную структуру, свойство знания рассудочного, полученного в результате связного рассуждения на основе имеющихся опытных данных.
Интерсубъективность - свойство общезначимости, общеобязательности для всех людей, всеобщности научного знания (в отличие от индивидуального мнения, характеризующегося необщезначимостью, индивидуальностью). В этом случае между истиной научного знания и истинами других его модификаций проводится следующее разграничение.
Более подробная классификация критериев научности
Виды критериев научности (более полный): универсальные (рассмотрели выше), концептуальная связанность дисциплинарные логические критерии научности знания: непротиворечивость полнота независимость аксиом Эмпирические критерии научности: подтверждаемость опровергаемость Экстралогические и неэмпирические критерии научности: простота красота эвристичность когерентность - заключается в утверждении, что все существующее находится во взаимосвязи Практика как критерий научности
|