Билет № 18 Направления психологии периода ее развития как самостоятельной науки. Психоанализ. Основные имена. Основные достижения
Феномен бессознательного и психоанализ Тот факт, что психическая жизнь человека разворачивается не только в плане сознания, был зафиксирован еще в монадологии Г. Лейбница. Однако именно в учении 3. Фрейда (1856—1939) фе- номен бессознательного стал основным предметом психологическо- го исследования. Фрейд создал динамическую концепцию психики человека, на формирование которой большое влияние оказала фи- 3 Я-830 alexandrows.narod.ru зическая картина мира, господствовавшая на рубеже XIX—XX вв. (учения об энергиях). Предполагалось, что главную роль в психи- ческой жизни человека играют не ощущения или формы восприя- тия, а мотивы, которые, преломляясь в аффектах, определяют пси- хологический строй жизни личности. Первое систематическое изложение теории Фрейда было пред- принято в книге «Толкование сновидений» (1900). Материалом для исследования Фрейд избрал необычные проявления психики: пси- хопатологические расстройства, сновидения, повседневные ошибки. Фрейд считал, что только через «сбои» в работе психики можно про- никнуть в сферу бессознательного, которая и составляла область его интереса. Фрейд предложил трехкомпонентную модель психики, состоящую из «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» — это сфера неосоз- наваемых влечений человека, которые представляют собой сочета- ние двух базовых психических «энергий»: экспансивных (Эрос) ^раз- рушительных (Танатос). Эти две энергии, которые Фрейд иногда называет «инстинктом жизни» и «инстинктом смерти», стараются реализовать себя не взирая ни на какие внешние обстоятельства. «Сверх-Я» — это своеобразное отражение социального мира в пси- хике человека. Содержание сферы «Сверх-Я» составляют мораль- ные запреты, нормы социального общежития, религиозные установ- ления. В то время как «Оно» рождается вместе с ребенком, «Сверх- Я» развивается постепенно путем воспитания. «Оно» эгоистично, «Сверх-Я» ориентировано на общество. «Оно» и «Сверх-Я» пребы- вают в постоянном напряженном конфликте, который отражает кон- фликт общества и индивида (чтобы жить в обществе, человеку при- ходится ограничивать себя во многих желаниях). Однако ни «Оно», ни «Сверх-Я» не могут проявить себя непосредственно. Свое объек- тивное существование они получают через «Я» (примерно совпада- ющее с сознанием). «Я» ребенка слабо и вначале пытается жить по установлениям «Оно» (поэтому ребенок эгоистичен, капризен, зол), но со временем, постоянно наталкиваясь на противодействие взрос- лых, «Я» приобретает средства для адаптации в социальном мире, и начинает существовать по «принципу реальности». Основными орудиями этой адаптации являются «механизмы психологической защиты» (активно исследовались дочерью Фрейда Анной), с помо- щью которых происходит обуздание «Оно», направление его энер- гии «в мирное русло». «Я» находится под давлением как «Оно» (что проявляется в желаниях, вспышках агрессии, невротических сим- птомах), так и «Сверх-Я» (чувство вины, депрессия, тревога). По Фрейду, гармоничная личность та, которая максимально овладела умением сдерживать порывы «Оно» за счет усиления функции сознания. Фрейд предложил свою концепцию развития личности (см. гл. 10) и описал проблемы, подстерегающие человека на каж- дом из этапов его становления. Среди учеников Фрейда, преобразовавших его концепцию, вы- деляются А. Адлер (1870-1937) и К.Г. Юнг (1875-1961). Адлер, в целом принимая структурную модель психики, разрабо- танную 3. Фрейдом, заменяет крайне абстрактные движущие силы личности Эрос и Танатос на более конкретные. Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой двух основных потребно- стей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в при- вязанности и принадлежности к социальной группе. Центральным для концепции Адлера стало понятие «компенсации». Маленький ребенок переживает свою неполноценность, ущербность по сравне- нию со старшими (отсюда термин «комплекс неполноценности»}. Стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает про- цесс развития человека. По мнению Адлера, именно стремление к сверхкомпенсации, возникающее в ответ на ярко выраженный де- фект, приводит к выдающимся успехам (например, мальчик, кото- рого все дразнят за субтильное телосложение, становится знамени- тым спортсменом). Адлер придерживался мнения, что нормальный человек способен достичь баланса между стремлением к превосход- ству и стремлением к социальной привязанности. Таким образом, человек старается достичь первенства, но в тех областях, которые полезны обществу. Адлер вводит понятие «стиль жизни». Стиль жизни — это уникальный способ, которым индивид преодолевает свой комплекс неполноценности и достигает общности с людьми. Юнг расширил саму модель психики Фрейда. Наряду с индиви- дуальным бессознательным он постулирует наличие коллективно- го бессознательного. В коллективном бессознательном в форме ар- хетипов (от греч. archetipos — первообраз) фиксируется весь опыт человечества. Архетипы наследуются и являются универсальными для всех представителей человеческого рода. Архетипы проявляют- ся в сновидениях, мифах, ритуалах и индивидуальном творчестве. Юнг выделил два вида психологической направленности личности: интровертивную (на внутренний мир) и экстравертивную (на внешний мир) и создал учение о восьми психологических типах. Психологические типы были выделены Юнгом на основе сочетания психологической направленности человека и преобладающей у него психической функции, например интровертивный мыслительный тип или экстравертивный интуитивный тип. Психоаналитический подход в целом оказал огромное влияние на мироощущение XX в. Можно отметить, что психоанализ стал ми- alexandrows.narod.ru ровоззрением современности и проник во все сферы жизни. Для психологической науки, при всей мифологичное™ психоаналити- ческих построений, ценной оказалась переориентация исследова- ний на проблемы мотивации, эмоций и личности.
|