Мифологические сюжеты
Исследователи давно заметили, что при чрезвычайном многообразии национальных мифов целый ряд основных мотивов в них повторяется. Большинство мифов строится на базе авантюрных и бытовых сюжетов. Среди наиболее популярных мотивов и тем мифологического мышления следует выделить следующие: • о борьбе с чудовищами и злодеями (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Минотавр); • о мачехе и падчерице (Золушка); • о мудрой и верной жене (Пенелопа, Василиса Прекрасная); • о чудесных предметах и существах (скатерть-самобранка, ковер-самолет, золотое руно, волшебное кольцо, Золотая Рыбка, Конек-горбунок, Сивка-бурка); • о сотворении мира (космогонические мифы); • о появлении человека (антропогенические мифы); • о появлении богов (теогонические мифы); • о колдовстве и шаманизме, черте, дьяволе (мотив состязания и преодоления); • о родстве человека со зверями, растениями (антропоморфические сюжеты); • о пугале, чучеле (различные вариации на тему «ужастиков»); • о спасителе; • о борьбе сил добра и зла. В качестве примера ограничимся лишь иллюстрацией использования двух последних мотивов в мифах. В программе «Зеркало» был упомянут прием представления А. Лебедя в Красноярске, когда сначала выходит ведущий с писклявым голосом, после которого появляется генерал с басом, усиливаемым микрофоном. Этот прием контраста в данном случае сознательно конструируется. В восприятии массового сознания «громкий» голос сразу становится «командирским», как принято в армии (еще не потерявшей необходимого уровня доверия населения), да и предвыборные плакаты А. Лебедя показывали его как специалиста по кризисными ситуациям. Кстати, М. Горбачев в том же духе объяснил неприятие А. Лебедя коммунистами: «Лебедь будет отбирать голоса у коммунистов. Люди отдадут голоса тому, кто сможет круто изменить ситуацию». Следует обратить внимание на ключевое в этом контексте слово «круто», которое показывает, что и сам Горбачев так же воспринимает образ А. Лебедя. В 1996 году на самом престижном в мире Каннском фестивале рекламы был удостоен Золотого Льва и приза прессы ролик режиссера Тарсема «Добро против зла» с бюджетом в 17 миллионов франков. Сюжет таков: силы зла противостоят силам добра на одном из самых популярных спортивных зрелищ — футбольном матче. Игра происходит на античном стадионе. Силы зла предельно выразительны, но абстрактны. Силы добра представлены «командой мечты», ведомой легендарным Эриком Кантаной. Добро, обутое в бутсы с логотипом «Шке», одного из мировых лидеров по производству спортивной одежды и обуви, разумеется, побеждает. В отдельную категорию можно выделить военные, исторические, политические и этнические мифы. К политическим следует отнести мифы о формах государственности — имперских, тоталитарных, социалистических, либерально-демократических. К мифам этническим следует отнести тех из них, которые обращены к национальному самосознанию, культурной идентификации и др. Мифологическая основа распознается в абсолютном большинстве кассовых фильмов. В советском и новом русском кино это «Человек-амфибия», «Баллада о солдате», «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы», «Москва слезам не верит», «Особенности национальной охоты», «Любить по-русски», «Принцесса на бобах» и т.д. В западном — это прежде всего сериал об агенте 007, Джеймсе Бонде. Сосредоточим внимание именно на этом сериале, так как он позволяет наиболее наглядно проиллюстрировать тезис о мифологической основе кассовых фильмов. Композиционное построение сериала, подобно плутовским и приключенческим романам, тяготеет к бесконечному наращиванию числа однотипных эпизодов. Джеймс Бонд — это современный фольклор. А в фольклоре, несмотря на многообразие его национальных моделей, основные мотивы повторяются. Живучесть подобных архетипов можно проиллюстрировать, сравнивая приключения западного Бонда и русского сказочного героя: герой сказки отправляется в путь, чтобы спасти принцессу, — Бонд получает задание спасти человечество; герою сказки противостоят Баба-Яга, Змей Горыныч, иная нечисть — Бонду противостоит демонический маньяк или злодей, лелеющий злодейские планы планетарного масштаба; герою сказки в помощь есть ковер-самолет, сапоги-скороходы, Серый Волк— для Бонда пожилой джентльмен Кью в своей лаборатории изобретает всевозможные технические выручалочки; героя сказки в его приключениях не обходит беда — Бонд также оказывается в руках злодея, противостоящего ему; торжество героя сказки кончается женитьбой на принцессе — в финале Бонд всегда оказывается в любовных объятиях. Это сравнение наглядно демонстрирует единство мифологического фундамента и иллюстрирует тезис о том, что в фольклорных образах человек всегда моделировал и интерпретировал окружающий его мир. В этом смысле любой мифологический герой, и Бонд в том числе, есть собирательный образ не только своих прямых создателей, но и зрителей. По Юнгу это и есть «коллективное бессознательное». В начале 90-х, на заре становления частного предпринимательства в России, первой по-настоящему действенной рекламой стал сериал печальной памяти АО «МММ», основанный на глубинных архетипах национального менталитета. Среднестатистический житель страны почти что на генетическом уровне считывал, расшифровывал и воспринимал информацию, передаваемую ему героями, подобными Лене Голубкову, Марине Сергеевне, «просто Марии», действовавшими под девизом «У МММ нет проблем». Секрет был в том, что авторы сериала, эксплуатируя привычные образы русской сказки, создавали созвучный архетипу в массовом сознании образ тридесятого царства с героями, как бы исполняющими обязанности Иванушки-дурачка, Емели, Сивки-бурки, Щуки-исполнительницы желаний. Да и печальный конец пирамиды АО «МММ» наводит на мысль о пушкинской Золотой Рыбке, которая в соответствии с сюжетом сказки и законами реальной жизни в конце концов «кинула» всех любителей дармовых чудес, оставив их у разбитого корыта. И сколько еще подобных мифологических финансовых пирамид есть и будет в дальнейшем! Миф, сказка как формы иносказаний стали моделями для современной рекламы. В классическом случае с героем по имени Леня Голубков явственно ощущается отзвук русских пословиц: «На дураках мир держится», «И глупый умного одурачит», «Дураку счастье, а умному Бог даст». То же самое в случае с рекламными текстами типа: «Пап, а пап, мы тут сидим, а денежки идут...» Фирма «Ситроен» долгие годы была одним из лидеров автомобилестроения, а ее рекламный логотип украшал Эйфелеву башню. Основой ее рекламы стал миф о совершенстве. «Новая модель «Ситроена» упала к нам с небес, поскольку она изначально представлена как сверхсовершенный объект. <...> Модель DS-19 — «богиня» (аббревиатура произносится так же, как слово «deesse» — «богиня»), обладает всеми признаками объекта, ниспосланного свыше. <... > Оттого наибольший интерес в ней вызывают не материалы, а сочленения. <... > Как известно, гладкая поверхность всегда является атрибутом совершенства». В 1992 году Золотого Льва в Каннах была удостоена реклама автомобиля BMW. Здесь эффект достигался за счет движения капли по совершенным формам женского тела. Тот же принцип использовали авторы ролика о японской автомодели «Lexus», в 1993 году вошедшего в ежегодную коллекцию лучших видеороликов Музея современного искусства в Нью-Йорке. Здесь использовали шарик, поразительно ровно катящийся по автошвам. Главный тезис всех этих реклам: технологическая форма автомобиля — нечто прекрасное, почти нереальное, с мифическими свойствами идеального тела, то есть само совершенство. Мифы о живой и неживой природе относятся к числу наиболее древних. На заре человечества люди наделяли объекты и явления природы человеческими качествами. Поэтому привлекательные для потребителя свойства животных и растений широко используются создателями пиар-рекламы. Яркий пример эффективности этого приема — один из наиболее известных рекламных слоганов: могучего и стремительного тигра нефтекомпания «Эссо» предлагала автовладельцам «посадить в свой бензобак». Мастеру американской рекламы Лео Бэрнетту принадлежит целый сноп подобных идей: «Котенок Моррис», «Тунец Чарли», «Тигренок Тони». На упаковках сигарет «Camel» изображен верблюд. Этот «корабль пустыни» — намек на тайну восточного происхождения табака. А желтый цвет пачки — это символ Востока. Выносливости верблюдов соответствовал и самый популярный в истории этой марки слоган: «Я прошел бы милю за «Camel». Среди других подобных популярных мифологических персонажей рекламы — муравей Volkswagen, кролик Minolta, зебра Chinzano, бык Maggi. Мифы и брэнды — неотъемлемая часть пиар-деятельности. Было время, когда американцы с настороженностью воспринимали рекламу мыла «Ivori». Сегодня почти каждый из них знает мифологизированную историю о том, как свела судьба иммигрантов Вильяма Проктера и Джеймса Гембла. Один занимался изготовлением свечей, другой был мыловаром. Они никогда бы не встретились, если бы не женились на двух сестрах, чей отец убедил зятьев стать партнерами. Так было положено начало одной из крупнейших в мире компаний Ргосter & Gamble, являющейся правообладателем более 300 брэндов — товарных знаков. Свои «легенды» имеют все крупнейшие транснациональные компании: «Дженерал электрик», «Дженерал Моторс», IВМ, «Майкрософт», «Сони» и др. В создаваемых и культивируемых легендах стараются показать чистоту помыслов отцов-основателей и руководителей фирм, реализуя завет основателя «Дженерал электрик», выдающегося изобретателя Томаса Эдисона: «Самое главное богатство фирмы — ее доброе имя!».
|