Студопедия — Часть 4. Тренинг креативности[20]
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Часть 4. Тренинг креативности[20]






Тренинг креативности [20]

Введение

Все лучшее, что делается нами Весенней созидательной порой, Творится не тяжелыми трудами, А легкою искрящейся игрой.

П. Губерман

Современный мир меняется стре­мительно... И на учебе, и на рабо­те, и в быту человек раз за разом сталкивается с новыми ситуация­ми, в которых велика степень не­определенности, нет заранее из­вестных способов действий, га­рантированно ведущих к успеху В этой части книги описывается методика проведения психологи­ческого тренинга креативности, призванного помочь научиться справляться с такими ситуациями, опираясь на свои творческие способности.

Чтобы внести ясность в дальнейшее изложение материала, отме­тим ключевые идеи, на которых базируется программа тренинга.

- Главных проявлений креативности два.

1. Возможность продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, при недостатке информации, когда нет заранее известных способов действий, гарантированно веду­щих к положительному результату.

2. Возможность создавать какой-либо продукт, обладающий но­визной и оригинальностью.

♦ Поле для проявления креативности - это не только виды дея­тельности, традиционно относимые к творческим (рисование, иг­ра на сцене и т. п.), но и любые жизненные ситуации, в которых присутствуют новизна и неопределенность.

♦ Креативность - это не единичная способность, а комплекс осо­бенностей интеллекта и качеств личности, а также общая жизнен­ная позиция человека. Она не сводится ни к какому-то единично­му психологическому качеству, ни к специальным творческим способностям (художественным, музыкальным и т. п.).

♦ Креативность неспецифична, она не связана жестко с конкрет­ными видами деятельности и может активизироваться в самых разных ситуациях. Ее тренировка в каком-то одном виде деятель­ности ведет к тому, что она начинает ярче проявляться и в других видах.

♦ Креативность той или иной степени свойственна всем людям, а не является уникальным психологическим качеством, «печатью ге­ния». Конечно, степень ее выраженности существенно различает­ся, однако у большинства людей она вполне достаточна, чтобы творчески подходить к решению жизненных проблем. Если этого не случается, то проблема обычно не в отсутствии творческих способностей, а в их недостаточной «настройке», неумении ими пользоваться.

♦ Креативность управляема и развиваема - ее можно активизиро­вать и тренировать, в том числе и посредством специально смоде­лированных игровых ситуаций. Предлагаемая программа как раз и выступает способом такой тренировки.

Сначала речь идет о том, как в психологии понимается сущность креативности, описываются ее личностные и интеллектуальные предпосылки, проявления и закономерности развития. Затем дается описание программы психологического тренинга, направленного на развитие креативности, «настройку» и активизацию наших творче­ских способностей. Упражнения этого тренинга описаны с позиции ведущего, в роли которого может выступать не только психолог, но и другой специалист: учитель, преподаватель вуза, социальный ра­ботник, а также студент психолого-педагогических специальностей. В предложенном варианте тренинг рассчитан на уровень восприятия старшего подросткового и юношеского возраста, однако програм­ма весьма гибкая и не имеет жестких «привязок» к возрасту, поэто­му опытному специалисту не составит труда адаптировать ее для работы с аудиторией младших подростков или, наоборот, взрослых людей.

Если же вы не планируете быть ведущим тренинга, а читаете эту главу, желая развить собственную креативность, программа тоже принесет вам пользу. Большинство предлагаемых упражнений мож­но выполнять и индивидуально, активизируя и совершенствуя собственный творческий потенциал. Осмыслить жизненный опыт, полученный при выполнении этих упражнений, помогут коммента­рии, раскрывающие их психологический смысл, а также вопросы для обсуждения и размышления, приведенные в каждом из них.

Креативность и ее развитие

Первая ступень всякого творчества есть самозабвение.

М. Пришвин

Сущность креативности

Понимание сущности творчества и лежащих в его основе способно­стей - вопрос, по которому существует множество разноречивых психологических, педагогичес ких и философских теорий, мнений и концепций. Не претендуя на полноту изложения, обсудим неко­торые психологические аспекты, которые наиболее важны для пони­мания сущности предлагаемой программы развития креативности (от англ. create - творить, создавать),

Творчество в широком смысле рассматривается как деятельность в ситуации неопределенности, направленная на получение результа­тов, обладающих объективной или субъективной новизной. В этом плане оно не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к «творческой», как рисование, сочинение музыки или стихов, игра на сцене и т. п. Оно проявляется, когда при­ходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия чет­ких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий.

Креативность как система творческих способностей рассматрива­ется в психологии в нескольких ракурсах. Под ней понимают:

♦ характеристику интеллектуальной сферы (Айзенк, 2004);

♦ самостоятельное качество мышления, не сводимое к интеллекту в его традиционном понимании (Gilford, 1967; Пономарев, 1988);

♦ систему личностных качеств (Олах, 1968).

Кроме того, некоторые исследователи стоят на позиции, что твор­ческих способностей как таковых не существует, а поведенческие проявления, рассматриваемые в качестве творческой активности (по­ведение, которое не предопределяется внешней стимуляцией, а пред­ставляет для личности самоценность), предопределяются другими факторами: ценностями, мотивацией (Маслоу, 1999). Несмотря на различия во взглядах авторов па то, что именно служит главной пси­хологической составляющей креативности, во всех подходах данный феномен связывается с созданием чего-то нового для личности или для общества. Это потенциальная склонность к разностороннему мышлению, чувствованию и действию, позволяющая выстраивать продуктивное поведение в ситуациях новизны и неопределенности.

Существуют различные определения креативности, в которых ак­цент может делаться:

♦ на продукты, создаваемые благодаря ей: креативность как спо­собность порождать нечто новое, необычное, оригинальное;

♦ процессы: креативность как особая разновидность творческого мышления, высокоразвитое воображение, эстетическое мировос­приятие и т. д.;

♦ личностные качества, креативность как открытость новому жиз­ненному опыту, независимость, гибкость, динамичность, ориги­нальность, самобытность личности;

♦ внешние условия: креативность как способность продуктивно действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности, где отсутствуют заранее известные алгоритмы, гарантированно ведущие к успеху.

Так или иначе, иод креативностью понимается некая противопо­ложность обыденности, стандартности, конформности (податливо­сти внешнему влиянию).

Способности, с психологической точки зрения, - это предпосылки к успешному освоению какой-либо деятельности, дающие возмож­ность освоить ее с максимальным «выходом» в пересчете на трудозатраты, т. е. своеобразный аналог физического понятия «коэффициент полезного действия» применительно к освоению человеком деятель­ности. Под творческими способностями мы будем понимать харак­теристики, которые позволяют продуктивно осваивать деятельность, направленную на получение результатов, обладающих новизной.

Существует ряд интеллектуальных характеристик, служащих предпосылками того, что человек, оказавшись в подходящих для это­го условиях, легко освоит деятельность, позволяющую ему создавать нечто новое. Но это еще не означает, что он будет систематически ис­пользовать эти возможности в ситуациях профессиональных и быто­вых затруднений. И, более того, сделает творчество своим стилем жизни. Для этого необходимы минимум еще две составляющие:

♦ Сочетание личностных качеств, при котором человеку комфорт­но в ситуациях изменений, неопределенности.

♦ Собственный выбор человека, в соответствии с которым он нахо­дит ситуации изменений, неопределенности приемлемыми для себя, не стремится сделать свою жизнь полностью предсказуемой. Кроме того, проявления креативности тесно связаны с эмоцио­нальными факторами, особенностей межличностного взаимодейст­вия и мотивационной атмосферы, побуждающей к проявлению твор­ческих способностей.

Таким образом, креативность включает:

1) интеллектуальные предпосылки творческой деятельности, позво­ляющей создавать нечто новое, ранее неизвестное (творческие способности в узком смысле этого понятия), а также предвари­тельный набор знаний п умений, необходимых для того, чтобы это новое создать;

2) личностные качества, позволяющие продуктивно действовать в си­туациях неопределенности, выходить за рамки предсказуемого, проявлять спонтанность;

3) «метатворчество» - жизненную позицию человека, подразумеваю­щую отказ от шаблонности, стереотипности в суждениях и дейст­виях, желание воспринимать и Создавать нечто новое, изменяться самому и изменять мир вокруг себя, высокую ценность свободы, активности и развития.

«Итак, креативность предстает как ансамбль характеристик, имею­щихся у каждого человеческого существа, характеристик, способных развиваться и дающих возможность их владельцу думать независи­мо, гибко, с воображением. Каковы бы ни были различия, которые можно установить, креативность свойственна всем индивидам...» (Донсон, 1997, с. 65). В целом, креативность можно определить как комплекс интеллектуальных и личностных характеристик, позво­ляющих человеку продуктивно действовать в ситуациях новизны, неопределенности, неполноты исходных данных и отсутствия четко­го алгоритма решения проблем.

Интеллектуальные предпосылки креативности

Когда на голову Ньютона упало ябло­ко и вдохновило его на развитие об­щей теории тяготения, оно ударило по объекту, наполненному информацией. Р. Солсо. Когнитивная психология.

Согласно концепции Дж. Гилфорда и Э. Торренса, креативность рас­сматривается как самобытная разновидность мышления - так назы­ваемое дивергентное («расходящееся, идущее в разных направлени­ях») мышление, которое допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Такое мышление противопоставляется конвергентному («сходящемуся»), направленному на поиск единственно правильного решения на осно­ве анализа множества предварительных условий (Дружинин, 1999, с. 183-188). Дивергентное мышление не ориент ируется на известное или подходящее решение проблемы, а проявляется в том случае, ког­да проблема еще не раскрыта и неизвестен путь ее решения.

Дж. Гилфорд выделял, в частности, такие компоненты креатив­ности.

1. Способность к обнаружению и постановке проблем.

2. Беглость - способность к генерированию большого числа идей.

3. Гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи, от­носящиеся к различным смысловым категориям.

4. Оригинальность - способность выдвигать нестандартные, ред­кие идеи.

5. Способность усовершенствовать объекты или идеи, добавляя детали.

6. Способность к решению проблем на основе анализа и синтеза ин­формации.

Креативность, по мнению Е. Торренса, связана с обостренным восприятием недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т. п. (цит. по: Туник, 2004). К этой концепции близка и точка зрения Э. Де Боно (1997), говорившего при рассмотрении проблем творче­ства о латеральном («боковом») мышлении, направленном на поиск путей решения проблемы «на периферии познания», путем макси­мального расширения видения проблемного поля и отыскания не­очевидных вариантов действий.

Приведем обобщенную сравнительную характеристику разновид­ностей мышления, соответствующих традиционному, академическому интеллекту и ориентированных на творческий поиск (рис. 8 и 9).

Завершающая стадия -

выбор верного варианта решения проблемы, отсечение всех остальных

Стадия сбора информации -

варианты анализируются, критически оцениваются, ошибочные отсекаются, число альтернатив сокращается

Начальная стадия -

предполагаются различные варианты способов решения проблемы

Завершающая стадия -

критическая оценка предложенных вариантов, выбор наиболее приемлемых

Стадия сбора информации -

максимальное расширение видения проблемного поля, генерирование идей о других возможных способах решения проблемы (без критической оценки этих идей)

Начальная стадия -

число видимых способов решения проблемы относительно невелико. Задача - собрать дополнительную информацию, позволяющую расширить представления об этих способах

Рис. 9. Дивергентное («творческое») мышление

 

Традиционное мышление Творческое мышление
Ориентировано на правильность, корректность порождаемых идей Ориентировано на «плодови­тость» - порождение большого числа идей, даже если не все из них корректны и осуществимы
Целенаправленно, движется в за­данном направлении Возможно «движение ради движе­ния» без четкой цели
Аналитично, внимание уделяется комплексу деталей Синтетично, ориентировано на ин­туитивное «схватывание» проблем­ной ситуации в се целостности
Последовательно, требует правиль­ности каждого шага. При ошибке на одной из стадий общий резуль­тат тоже оказывается ошибочным. Осуществляется сразу в нескольких направлениях, не всегда последова­тельно. Ошибки в конкретных шагах не обязательно ведут к ошибочности общего результата
Поиск решений ведется в наиболее вероятных направлениях, сначала проверяются очевидные гипотезы Поиск решений ведется в неочевид­ных, представляющихся маловероят­ными направлениях, «на перифе­рии» нашего познания
Активно используется отрицание - идеи, признанные ошибочными, ис­ключаются из дальнейшего поиска Использование отрицания избегает­ся, ведется поиск путей интеграции любых альтернатив, даже представ­ляющихся взаимоисключающими
При верности исходных данных и корректности алгоритма решения проблемы гарантирован конечный результат Результативность имеет вероятност­ный характер
Продуктивно в ситуациях опреде­ленности, при наличии полных ис­ходных данных и способов решения проблемы, когда точно известно, ка­кой результат требуется получить Продуктивно н ситуациях неопреде­ленности, при неполных исходных данных, когда способы решения проблемы и требуемые результаты известны в недостаточной степени

 

Нет никаких оснований утверждать, что творческий интеллекту­альный поиск в целом лучше традиционного. Просто они эффективны в различных условиях. Наиболее существенное преимущество «тради­ционного» интеллектуального поиска по сравнению с творческим со­стоит в том, что он гарантированно приводит к достижению приемле­мого результата. Но это возможно лишь при нескольких допущениях.

- Проблема или задача в принципе имеет единственно правильное решение или четко ограниченный круг верных решений.

- Известен алгоритм решения данной задачи.

- Имеются полные и верные исходные данные для ее решения.

Очевидно, что далеко не все реальные жизненные и профессио­нальные задачи и проблемы, с которыми сталкивается человек, соот­ветствуют этим допущениям. Скорее, им четко соответствует их меньшинство, особенно если приходится действовать в быстро из­меняющихся ситуациях. Особенно это касается суждения о полноте и верности исходных данных: при столкновении с какими бы то ни было жизненными проблемами мы почти всегда вынуждены дейст­вовать в ситуациях, когда известные нам сведения заведомо непол­ные, да и в достоверности той информации, которая нам доступна, нельзя быть полностью уверенным. А коль скоро это так, «традици­онный» интеллект отнюдь не гарантирует, что проблема будет реше­на адекватно, даже если мы точно знаем, как именно ее решать.

Между тем большинство учебных задач, которые человек трени­руется решать в школе, а потом и в вузе, построены таким образом, что вполне соответствуют указанным допущениям и решаются в со­ответствии с конвергентной стратегией интеллектуального поиска. Может быть, именно в этом состоит одно из объяснений того факта, что многие отличники, прекрасно справляющиеся с учебными зада­чами, оказываются беспомощными при попытках решить реальные, подстерегающие их как на работе, так и в других жизненных обстоя­тельствах. Ведь при этом задействуются разные стратегии интеллек­туального поиска.

При традиционном мышлении требуется верность, правильность каждого шага в решении проблемы. Если где-то совершена ошибка, то и конечный результат окажется неверен. В качестве примера мож­но привести решение математических и физических задач: очевидно, что если на каком-то из этапов мы допускаем ошибку и не замечаем этого, то при совершении последующих действий ошибка никуда не исчезнет, а, скорее всего, наоборот, будет лишь увеличиваться. Конеч­ный результат, естественно, тоже окажется неверным.

В творческом же мышлении ошибочность какого-то конкретного шага не обязательно ведет к некорректности общего результата. Так происходит потому, что это мышление протекает сразу по несколь­ким направлениям, представляет собой своего рода «сетевой поиск» решения проблемы, поэтому даже если некоторые его направления оказываются тупиковыми, это еще не означает неудачу в целом. Более того, есть основания утверждать, что желание быть все время правым, боязнь ошибок - серьезные барьеры, препятствующие творческому поиску. «Предпочтительней иметь множество идей, пусть какие-то из них будут ложными, чем постоянно ощущать себя правым при дефиците ярких мыслей» (Де Боно, 1997, с. 115). При творческом мышлении нам важно не то, насколько верны те или иные элементы информации, а то, насколько окажется полезным опре­деленное их сочетание, позволит ли оно увидеть проблему в новом, необычном ракурсе, разглядеть возможные способы ее решения. Идеи оцениваются скорее не с позиции верности/неверности, а с позиции функциональности, применимости в конкретных условиях.

«Задача мышления - прийти не столько к правильному, сколько к эффективному решению. Эффективность в конечном счете подра­зумевает и его правильность, но между этими двумя понятиями су­ществует одно немаловажное отличие. Быть во всем правым - зна­чит, не позволить себе ни разу ошибиться. Быть эффективным - значит, оказаться наконец правым только на самом последнем этапе» (Де Боно, 1997, с. 114).

Особенностью мышления, протекающего в соответствии с твор­ческой стратегией, служит «расширение объема незнания» на на­чальных этапах работы над проблемой. При традиционном мышле­нии чем дальше человек продвигается в работе над задачей или проблемой, тем более определенной она для него становится. При творческом же, начиная работать над проблемой, он видит больше вариантов ее решения - получается, что степень неопределенности для него возрастает.

Приведем пример: подросток, впервые всерьез задумавшийся о сво­ей будущей профессиональной карьере, знает, в среднем, о существо­вании 20-30 профессий. Подойти к решению этой жизненной задачи с позиции традиционного мышления означало бы начать критически оценивать эти известные профессии, отвергать те из них, которые чем-то не подходят, и остановиться на наиболее подходящей. Мно­гие молодые люди так и поступают. Этот путь прост, но не очень ре­зультативен - ведь профессий на самом деле тысячи, а выбор реально осуществляется из гораздо меньшего числа, большинства возмож­ных вариантов карьеры подросток просто не видит.

Подойти к проблеме выбора профессии творчески - значит, сначала ознакомиться с максимальным числом профессий, потом определиться с критериями, по которым будет осуществляться вы­бор, и только после этого перейти к критической оценке вариан­тов. Данный путь эффективнее, однако и гораздо сложнее, ведь выбор в конечном итоге приходится делать не из нескольких десятков, а из сотен и тысяч вариантов. Аналогичная ситуация возникает при по­пытках творчески решить и другие жизненные задачи.

Естественно, нет оснований утверждать, что люди всегда прибега­ют к одной и той же стратегии мышления, хотя предпочтение какой- то из них может быть выражено довольно ярко. Это связано не толь­ко с опытом обучения, но и с более глубокими, психофизиологиче­скими различиями (в частности, к творческому мышлению более склонны «иравополушарные» люди, у которых выше активность именно правого полушария головного мозга). Один и тот же человек может мыслить в одних ситуациях традиционно, а в каких-то иных - творчески. Именно такой вариант, когда человек способен гибко ме­нять стратегию решения в зависимости от особенностей стоящей перед ним задачи, наиболее адаптивен. «Есть люди, которые одинаково хоро­шо владеют и тем, и другим способами мышления. Особенности мыш­ления человека в данный момент определяются требованиями задачи, поэтому можно наблюдать, как один и тот же человек переключается с конвергентного способа на дивергентный» (Айзенк, 2004, с. 344).

Задача предлагаемого тренинга - не научить человека творчески мыслить всегда и везде, а научить видеть ситуации, где необходимо такое мышление, и пользоваться им по мере необходимости.

Творческий процесс включает ряд этапов, на которых оказыва­ются востребованы различные интеллектуальные характеристики. Одним из первых, еще в 1926 г., Г. Уоллес выделил четыре этапа творческого процесса, которые с тех пор стали считаться классиче­скими и в том или ином виде просматриваются во всех более совре­менных классификациях.

1. Подготовка: осознание проблемы, начальные попытки найти ее решение. Здесь более востребовано логическое мышление, позво­ляющее обнаружить пробелы в имеющихся знаниях.

2. Инкубация: временное откладывание проблемы, когда человек за­нимается другими делами и не делает непосредственных попыток решить проблему, но на бессознательном уровне продолжает ис­кать ее решение.

3. Озарение: решение проблемы возникает внезапно, как бы ниотку­да, и чаще всего в те моменты, когда человек даже не думает над данной проблемой. На этой стадии, как и на предыдущей, вообра­жение важнее творческого мышления.

4. Проверка возникшего решения. Она, как и подготовка, осуществ­ляется преимущественно с опорой на.традиционное, логическое мышление.

Приведем в качестве примеров еще две во многом сходные клас­сификации этапов творческого процесса.

1. Этапы творческого процесса (Донсон, 1997, с. 66-67).

- Постановка проблемы. Этот этап предполагает предваритель­ные знания в той области, в которой ставится проблема, общую «ориентировку» в ней, т. с. обращение к уже известной инфор­мации, поиск «пробелов» в знаниях.

- Анализ данных.

- Мобилизация информации: формулирование на ее основе но­вого видеиия проблемы. Этот этап может завершаться интуи­тивным «озарением» - инсайтом.

- Оценка.

2. Е. Торренс выделял в творческом процессе такие этапы.

- Восприятие проблемы.

- Поиск решения.

- Возникновение и формулировка гипотез.

- Проверка гипотез и, при необходимости, их модификация.

- Получение результата.

Креативное решение проблемы обычно происходит благодаря феномену инсайта - внезапного интуитивного «озарения», понима­ния сути ситуации в новом ракурсе. Пожалуй, наиболее известный исторический пример такого рода - ситуация, когда Архимед, не­жась в ванне, внезапно понял, что вытесненное им из нее количество воды равно его собственному весу, что побудило его издать знамени­тый крик «Эврика!» В современной психологин выделяют несколь­ко механизмов, в соответствии с которыми может происходить инсайт (Sternberg & Davidson, 1982; цит. по: Айзсик, 2004).

♦ Селективное кодирование - понимание того, что именно из мно­жества имеющейся информации имеет ключевое значение.

♦ Селективное комбинирование - понимание того, как нужно со­единить фрагменты информации, чтобы получить новое, неожи­данное решение проблемы.

♦ Селективное сравнение - постижение взаимосвязей текущей про­блемы с чем-то уже известным, решение по аналогии.

«Селективное кодирование осуществил Александр Флеминг. Он за­метил, что бактерии вблизи заплесневевшего препарата прекращали свою жизнедеятельность, и благодаря этому открыл пенициллин. Селективное комбинирование совершил Чарльз Дарвин. Отдельные факты о естественном отборе были ему известны задолго до того, как он создал свою теорию происхождения видов. Селективное сравне­ние помогло Кекуле. Ему приснилась змея, кусающая себя за хвост, и когда он проснулся, то понял, что змея символизировала молеку­лярную структуру бензола» (Айзенк, 2004, с. 346-347).

Отметим еще два аспекта, которые важны для понимания сущно­сти креативности как разновидности мыслительного процесса и адек­ватного использования психологических технологий ее развития.

В творческом процессе стадии генерации идей и их критиче­ской оценки разделены во времени. На первой и второй стадиях ди­вергентного мышления основная задача - путем сбора недостающей информации и генерирования идей максимально расширить поле видения проблемной ситуации и возможных путей выхода из нее. Традиционное же мышление выполняет прямо противоположную задачу - оценивание имеющихся в поле зрения вариантов и исключе­ние тех из них, которые являются противоречивыми, нереализуемы­ми или не соответствующими еще каким-либо принятым критериям оценивания. В этом плане критика, ведущая к сужению и конкрети­зации видения проблемного поля, прямо противоположна сути на­чальной стадии творческого процесса. Именно поэтому практически во всех технологиях развития креативности на стадиях предвари­тельного сбора информации и особенно генерации идей исключают­ся не только критические, но и вообще любые оценочные суждения.

В основе творчества лежит процесс рекомбинации - представ­ления в новых, необычных сочетаниях уже известных элементов знания, образов и т. д. Даже в самых новаторских продуктах творче­ского труда действительно оригинальных элементов, которым нель­зя найти аналогии в известном или сделанном ранее, обычно совсем немного. Оригинальность этих продуктов проявляется не в том, что нет аналогов их составным частям, а в том, что части находятся в но­вых сочетаниях, представлены в необычном контексте. Поэтому не следует недооценивать важность предварительно набранных знаний, умений, жизненного и профессионального опыта как необходи­мой (но не достаточной) предпосылки для творчества. Во-первых, эти знания, умения и элементы опыта выступают базой для реком­бинации. Во-вторых, доведенные до автоматизма базовые умения позволяют освободить сознание для решения задач собственно твор­ческого плана. Кроме того, в ряде случаев без необходимых умений и навыков творческие идеи просто не могут быть воплощены в ре­альность (трудно представить талантливую картину, созданную художником, не умеющим смешивать на палитре краски для получе­ния нужных ему оттенков). Однако предварительные знания долж­ны касаться именно отдельных элементов создаваемого продукта деятельности, но не того, в каких сочетаниях окажутся эти элементы и как именно должен выглядеть готовый продукт. Потом задейству- ется воображение - познавательный процесс, позволяющий созда­вать новые образы, которых не было в прошлом жизненном опыте, на основе констелляций - выстраивания новых отношений элемен­тов между собой.

Специалисты по психологии творчества отмечают, что в его осно­ве лежит синтез логического мышления и воображения (Лук, 1978). Эти процессы не взаимоисключающие, а взаимодополняющие, но их роль неодинакова на разных этапах творческого процесса. «Самое существенное отличие воображения от остальных форм психиче­ской деятельности человека заключается в следующем: воображение не повторяет в тех же сочетаниях и и rex же формах отдельные впе­чатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений» (Выготский, 2000, с. 807).

Креативность и качества личности

Если я и видел немного дальше, чем другие, то только потому, что стоял на плечах гигантов.

И. Ньютон

Качество личности, в значительной степени способствующее резуль­тативному творчеству, - это открытость новому опыту. Оно входит в так называемую большую пятерку (big five) черт личности, обосно­ванность выделения которых многократно подтверждалась в иссле­дованиях, выполненных в различных социокультурных условиях. Это качество выражается в готовности воспринимать и осваивать то новое, что появляется в окружении человека, а при возникновении противоречий между реальностью и системой представлений о ней менять систему представлений, не искажая восприятие реально­сти. Кроме того, открытые новому опыту люди характеризуются любопытством, даже некоторой игривостью. При изучении биогра­фий людей, достигших значительных успехов в художественном или научном творчестве, очень часто обращает на себя внимание то, что окружающие характеризуют их как больших детей. Это одно из внешних проявлений высокой степени открытости новому опыту. Такое состояние плохо совместимо со скепсисом, излишней праг­матичностью и серьезностью. Именно поэтому психолого-педагоги­ческие технологии развития креативности обычно имеют игровой характер, подразумевают действие понарошку, «как будто».

Помимо отказа от привычных мыслительных образов, гибкости, умения искать необычные ассоциации, творчество требует толерант­ности по отношению к неопределенности (Кинг, 2005, с. 4). Креа­тивные люди комфортно чувствуют себя в ситуациях, когда отсут­ствует исчерпывающая информация, нет точных правил действия, не вполне ясны перспективы дальнейшего развития событий. Те же, у кого креативность выражена слабо, переживают в таких ситуациях сильный дискомфорт и тревогу, стремятся избегать их.

Как уже было сказано, нередко отмечаются внешнее сходство творческих людей с большими детьми, их игривость, впечатление, что они так никогда и не становятся взрослыми, «не склонны вос­принимать происходящее слишком серьезно и сохраняют свою есте­ственную спонтанность» (Кинг, 2005, с. 9).

Отметим еще некоторые личностные черты, присущие творче­ским людям (Олах, 1968).

- Независимость - личностные стандарты для них выше стандар­тов группы, оценки и суждения отличаются неконформностью.

- «Открытость ума» готовность поверить своим и чужим фан­тазиям, восприимчивость к новому и необычному.

- Высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым си­туациям, конструктивная активность в этих ситуациях.

- Развитое эстетические чувство, стремление к красоте.

Еще одно личностное качество, важное для того, чтобы творче­ский потенциал человека оказался реализованным, - ассертивность (от лат. assertorius - утвердительный) (Каппони, Новак, 1995). Она характеризует готовность человека делать все по-своему, даже ес­ли это идет вразрез с мнением и примером окружающих, уверен­ность в себе, неподатливость манипуляциям, склонность к свободно­му самовыражению.

При обследовании одаренных детей были обнаружены такие их характеристики («Одаренные дети...», с. 265-266):

- способность рисковать;

- дивергентное мышление;

- гибкость в мышлении и в действиях;

- быстрота мышления;

- способность выдвигать оригинальные идеи;

- богатое воображение;

- умение воспринимать неоднозначные вещи;

- эстетические ценности;

- развитая интуиция.

На основе обобщения большого количества признаков, характе­ризующих творческую личность, было выделено 12 их групп (Davis, 1995, с. 426, с изм.).

- Осознанность - восприятие самого себя как человека творческо­го, способного создавать что-то новое.

- Оригинальность - гибкость в идеях и мыслях, находчивость, го­товность оспаривать предположения, действовать исходя из прин­ципа «А что, если?».

- Независимость - уверенность в себе, управление своим поведе­нием на основе внутренних ценностей и критериев, умение про­тивостоять внешним требованиям.

- Склонность к риску - готовность пробова ть что-то новое, даже ес­ли это может привести к неблагоприятным последствиям, устой­чивость к неудачам, оптимистичность.

- Энергичность - поглощенность действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем».

- Артистичность - выразительность, эстетические интересы.

- Заинтересованность - широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов.

- Чувство юмора - игривость.

- Тяга к сложности - интерес к непонятному и таинственному, тер­пимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовмес­тимого.

- Непредубежденность - восприимчивость к новому, к другим точ­кам зрения, либеральность.

- Потребность в одиночестве - самосозерцательность, рефлексив­ность (склонность к самоосознанию), способность работать одно­му, наличие внутренних потребностей, которые обычно не рас­крываются перед окружающими.

- Интуитивность - проницательность, возможность видеть неяв­ные связи и отношения, наблюдательность.

Следует отметить, что не всякая креативность, даже в сочетании с личностными качествами, способствующими ее проявлению, при­водит к тому, что человек создает творческие продукты деятельно­сти, обладающие потребительскими качествами. Возможен вариант, когда креативность остается «вещью в себе», проявляющейся толь­ко в области мечтаний, никак не связанных с реальностью. В связи с этим психологи говорят о «наивной» и «культурной» креативности (Юркевич, 1996). В первом случае это некая «сырая» способность создавать что-нибудь новое, имеющаяся у большинства детей, но чаще всего ослабевающая по мере взросления. Во втором - спо­собность к продуктивному творчеству, основанная как на опыте, так и на интеллектуальных способностях.

Большинство людей более комфортно чувствует себя в знакомых и поддающихся контролю ситуациях, когда точно понятно, как сле­дует действовать, чтобы получить тот или иной результат. Когда та­кие люди оказываются в новой, необычной ситуации, они испытыва­ют дискомфорт и тревогу. У них возникает потребность выйти из ситуации или структурировать се, превратить в понятную и предска­зуемую. Фактически, такое структурирование в большинстве случаев сводится не к тому, что видоизменяется сама ситуация (что во мно­гих случаях в принципе невозможно), а к тому, что меняется ее вос­приятие. На нее «накладывается», зачастую без достаточных на то логических оснований, какой-то прошлый жизненный опыт, имею­щийся у человека стереотип и т. п. В результате она начинает вос­приниматься как более структурированная и предсказуемая, чем есть на самом деле. С одной стороны, человек на основе стереотипа или аналогии с какой-то другой ситуацией предполагает, к каким по­следствиям она приведет (и такие предположения далеко не всегда оказываются обоснованными). С другой стороны, такое восприятие создает у него своеобразную «зашоренность», препятствует возмож­ности увидеть новые способы повлиять на эту ситуацию, варианты ее исходов и т. п.

Это соответствует шаблонному, нетворческому мировосприятию. Ситуации новизны и неопределенности для его носителя диском­фортны, а поведение в них в большинстве случаев строится не впол­не адекватно.

К. Роджерс (1994) сформулировал два главных психологических условия, способствующих созидательному творчеству.

1. Психологическая безопасность, достигаемая за с







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 1618. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия