Справочный материал. При письме необходимо строго соблюдать нормы правописания (орфографии и пунктуации)
При письме необходимо строго соблюдать нормы правописания (орфографии и пунктуации). Соблюдение этих норм облегчает процесс письменного общения людей, экономит их время при чтении, помогает быстрому пониманию написанного. Наоборот, любое нарушение норм правописания так или иначе мешает читающему сосредоточиться на содержании текста, отвлекает его внимание. Для сознательного владения нормами орфографии необходимо усвоить некоторые особенности русского произношения, уметь соотносить звуковой и буквенный состав слов, правильно выделять значимые части слова, точно устанавливать связи между словами, твердо знать орфографические правила. Практически грамотному человеку необходимо знать по орфографии: - правописание корней и приставок, общее для всех слов; - правописание суффиксов и окончаний (это зависит от части речи, к которой принадлежит слово); - правописание частиц: а) через дефис: -то, -либо, -нибудь, кое-, -таки, -ка; б) раздельное: бы (б), ли (ль), же (ж); в) слитное и раздельное (зависит от части речи): не- и ни-; - правописание предлогов и союзов: а) предлоги: в течение (года) = в продолжение (года ), в отличие, в заключение, вследствие /но: наречие впоследствии /, ввиду /но: иметь в виду, в виду города, в виду неприятеля /, из-за, из-под, по-над, несмотря на = невзирая на; б) союзы: как будто, так как, потому что, оттого что, то есть, тоже = также = и /но: то же самое, одно и то же, в то же время, так же, как /, чтобы /но: что бы почитать? = что почитать бы?/; - правописание наречий; - правописание сложных и составных числительных; - употребление прописной буквы; - правописание сложных слов; - правила переноса слов. Следует постепенно запоминать слова, которые не проверяются правилами. Такие слова нельзя писать наудачу, в случае сомнений необходимо обращаться к орфографическому словарю. Для успешного овладения нормами пунктуации надо хорошо знать: - состав простого предложения (подлежащее, сказуемое, второстепенные член — дополнение, определение, обстоятельство); - состав сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное /главное и придаточное/, бессоюзное сложное); - знаки препинания в простом предложении: тире между подлежащим и сказуемым при пропуске глагола-связки; запятая при однородных членах предложения (двоеточие и тире при наличии обобщающего слова); запятая при обособленных второстепенных членах предложения (определения, приложения, обстоятельства, дополнения); запятая, двоеточие, тире между простыми предложениями в составе сложносочиненного, сложноподчиненного и бессоюзного сложного предложения; знаки препинания при словах, не являющихся членами предложения (вводные слова и предложения, обращения, междометия, слова-предложения ДА и НЕТ); - знаки препинания при прямой речи и цитировании.
Особенности функциональных стилей. Среди многообразия разновидностей употребления языка выделяются две основные: язык разговорный и литературный (книжный), т.е. стили книжные и разговорный. Разговорный язык (разговорный стиль речи) используется обычно в устной форме. Литературный язык, в зависимости от того, где он применяется, имеет несколько разновидностей — стилей: научный, официально-деловой, публицистический и художественный стиль, или язык художественной литературы. Слово стиль происходит от латинского stylus — остроконечная палочка. В древности оно означало заостренную с одного конца и закругленную с другого палочку, стержень, из дерева, металла, кости. Острым концом писали, другим — в виде лопаточки — стирали неудачно написанное, чтобы писать снова. Отсюда выражение: «Чаще поворачивай!», т.е. чаще исправляй, переделывай, переписывай. Слово стиль стало означать качество написанного. Суть владения языком заключается в умении выразить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль речи от другого. Ядром каждого стиля являются общелитературные, стилистически нейтральные средства языка, употребляющиеся в любом из стилей и создающие единство литературного языка. Такими стилистически нейтральными, общелитературными языковыми средствами являются, например, слова лес, поле, пахать, читать, молодой, стальной, один, я, хорошо, и, в и т.п.; подавляющее большинство форм склонения существительных, прилагательных, спряжения глаголов. В области синтаксиса к стилистически нейтральным относятся многие двусоставные предложения с простым согласованным глагольным сказуемым и прямым порядком главных членов. На фоне этого большого пласта общелитературных, стилистически нейтральных языковых средств выделяются слова и формы, более ограниченные по своему употреблению, присущие тому или иному стилю. Так, например, слова надлежащий, нижеподписавшиеся, истец, ответчик, отозвать, устойчивые словосочетания вышестоящие органы, установленный порядок, принимать меры, ставить вопрос и др. регулярно используются в текстах официально-делового стиля и служат его показателями. Прикрепленность языковых единиц (приставок и суффиксов, слов, фразеологизмов, морфологических форм, синтаксических конструкций) к определенной стилевой системе создает их стилистическую окраску (книжную, разговорную или нейтральную). Например, слово доказательство общелитературное, стилистически нейтральное; слово аргумент стилистически ограниченное, книжное; слово брат общелитературное, стилистически нейтральное; братец, братишка стилистически ограниченные, разговорные; формы именительного падежа множественного числа у существительных слЕсари, прожЕкторы стилистически нейтральные, общелитературные, формы этих же слов на -я, -а (слесарЯ, прожекторА) стилистически ограниченные, разговорные. Употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и с целью и условиями общения регулируются стилистическими нормами. Неумелое пользование средствами, закрепившимися в определенном стиле и неоправданно перенесенными в другой, воспринимается как нарушение нормы и даже как явная ошибка. Чтобы не допускать ошибок, необходимо знать основные функциии, сферу применения и жанры каждого стиля речи, стилевые черты и средства их выражения (см. таблицы на стр. 27-29).
Чтобы ваша речь (текст) была яркой, воздействующей на слушателей (читателей), необходимо использовать средства выразительности: тропы, фигуры речи, звукопись. Троп - слово или оборот речи, употребленные в переносном значении (греч. tropos - поворот). В тропе функция образной характер преобладает над функцией номинации (названия). Виды тропов: Эпитет - определение, придающее речи образность, эмоциональность: чистое поле; золотые лучи солнца; янтарный мед; алмазн а я роса; печальная звезда; жуткий скрежет. Метафора - уподобление по сходству, скрытое сравнение (т. е. не выраженное специальными грамматическими средствами): наш командир — о р е л; был пешкой в политической игре; металл в голосе; стрелять глазами; дождь барабанит в окно. Распространенный структурный тип метафоры - генитивнаяметафора(существительное в переносном значении управляет родительным падежом - генитивом): бриллианты росы; серебро седины; море огней; лента дороги. Сравнение - грамматически оформленное сопоставление с другим предметом или явлением: 1) обороты со сравнительными союзами как, словно, точно, будто и др., предлогом подобно, прилагательным подобный и т. п.: Ты ведешь себя как осел; Он действовал четко и точно, словно робот; Капли росы блестят подобно бриллиантам; Прилив поднимает волны, по д о б н ы е горам; 2) сравнительная степень прилагательного или наречия обычно в сочетании с формой родительного падежа существительного: «Гарун бежал быстрее лани» (М.Лермонтов); 3) форма творительного падежа существительного (так называемый творительный сравнения): Заботливыми пчел ами кружились вокруг. Метоними я - перенос названия с одного предмета на другой, смежный: читать Пушкина; город отмечает юбилей; съел целую тарелку. Синекдоха - перенос по количественному соотношению, употребление ед. числа вместо множественного и наоборот: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» Олицетворение - уподобление живому существу: Море смеется; Судьба играет человеком; «И звезда с звездою говорит» (М. Лермонтов). Аллегория - иносказание, передача отвлеченного понятия через конкретный образ: Не должны победить л и с ы и волки (хитрость, злоба, жадность). Ирония - переименование по контрасту, подразумевающее противоположное сказанному: Ну и помог ты мне; «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» (И. Крылов); Да, я смотрю, ты великийФилософ! Гипербола - преувеличение: тысячу раз тебе говорил; сто летс ним не виделись; напугал до смерти. Литота - преуменьшение: в двух шагах отсюда; лошадь величиной с кошку. Перифраза ( или перифраз) - замена названия предмета описательным оборотом: страна фараонов (о Египте); царица ночи (о луне); Грозно зарычал царь зверей (лев); Из чащи на onyшкy вышел лесной великан (лось). Оксюморон - соединение несоединимых понятий: живой труп; красноречивое молчание. Антитеза - сопоставление противоположных понятий: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!» (М..Лермонтов); Неблаговидные дела подблаговидным предлогом (из газеты). Фигуры речи (стилистические фигуры, риторические фигуры) - особые синтаксические построения, усиливающие образно-выразительную функцию речи. Основные фигуры: Параллелизм - сходное построение предложений, самостоятельных или в составе сложного предложения (часто - с использованием антитезы): «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краюродном?» (М. Лермонтов); «Добро радуется чужому счастью, зло - чужому страданию» (В. Дудинцев). Синтаксический параллелизм может сочетаться с лексическим повтором. Наример: Утихает светлый ветер, засыпает теплый ветер». Экспрессивный повтор - стилистически оправданный повтор слов в пределах одного или нескольких предложений: «Это большой труд и большая удача - найти друга и не потерять его» (И. Бестужев-Лада). Анафора - повтор в начале предложений или их частей: «Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством. Клянусь паденья горькой мукой, победы краткою мечтой; клянусь свиданием с тобой и вновь грозящею разлукой» (М. Лермонтов). Эпифора - повтор в конце предложений или их частей: «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно т и туляр ный советник?» (Н. Гоголь); Я всегда это знала, и ты тоже зн ал, мы оба это з н ал и! Симплока - повтор срединной части предложений: «Строем клянусь и полком! Боем клянусь и штыком!» (Е. Благинина). Кольцо, обрамление - повтор в начале и в конце: Счастья тебе желаю, огромного, настоящего! От всей души - счастья! Стык, подхват - повтор, связывающий концовку первой и начало второй фраз или их частей: «Придет оно, большое, как глоток, глоток воды во время зноя летнего» (Р.Рождественский). Градация – расположение слов (словосочетаний, предложений) по нарастающей или по или убывающей. Восходящая градация: Я вас прошу, я очень прошу, я вас умоляю. Нисходящая градация: «Не обошлось без переломов рук и ног, сотрясения мозга, ушибов» (из газеты). Период - многочленное сложное предложение, гармоничное по Эллипсис - пропуск сказуемого, придающий речи динамизм: «Татьяна в лес, медведь - за нею» (А. Пушкин); «Чтобы с каждого окна - флаги! С каждой крыши - фейерверк! Из-за каждого угла - цветы!» (К. Федин). Инверсия - стилистически значимое изменение обычного порядка слов: «Судьбы свершился приговор!» (М. Лермонтов). Парцелляция - разделение одного предложения с помощью точки (или заменяющего ее знака - восклицательного, вопросительного) на несколько частей (две или более) в экспрессивных целях. Парцелляция в пределах простого предложения: Я поехал в город. Купить лекарство; «И снова идешь среди воя собак. Своей. Привычной. Поступью. Тигра» (И. Сельвинский). Базовая конструкция, как правило, представляет собой полное предложение, парцелляты - неполные предложения. Парцелляция в сложноподчиненном предложении присходит в результате отделения точкой придаточной части. Например: «Позже всего стареет голос. Поскольку голос - это инструмент души» (В.Токарева). Парцеллированная придаточная часть обычно является полным предложением, но может быть и неполным. Например: Человек всегда был красив, если его имя звучало гордо. Когда был бойцом. Когда был открывателем. Когда дерзал (из газеты); парцелляты здесь - двусоставные неполные предложения (без подлежащего). Риторический вопрос - вопрос, заданный не с целью получить ответ, а с целью привлечь внимание к явлению: «Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?» (А. Пушкин). Риторическое восклицание - восклицание как специальный прием выразительной речи: «Степи, как вы хороши!» (Н.Гоголь); «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!» (В. Маяковский). Риторическое обращение - эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевленным объектам (часто - в сочетании с риторическим вопросом или Звукопись - совокупность приемов, способствующих усилению звуковой выразительности текста. Аллитерация - повторение однородных согласных звуков: Тише едешь — дальше будешь; «Где он, бронзы звон или гранита грань?» (В. Маяковский); «Черный читает чтец» (М. Цветаева). Ассонанс - повторение одинаковых гласных звуков (часто в сочетаниис аллитерацией): «У наших ушки на макушке, чуть утро осветило пушки и леса синие верхушки - французы тут как тут» (М. Лермонтов). В широком смысле к средствам выразительности, или экспрессивности (ср. лат. expressio - выразительность), относятся все средства, использование которых придает речи эмоциональность, образность. Это синонимы и антонимы, слова с книжной (высокой) или, наоборот, разговорной (сниженной) стилистической окраской, слова с суффиксами субъективной оценки, индивидуально-авторские неологизмы, ряды однородных членов, восклицательные предложения, синтаксические конструкции разговорного стиля, неполные предложения, вопросно-ответная форма изложения и другие экспрессивные лексические и грамматические средства, а также устойчивые единицы - фразеологические обороты, пословицы, поговорки.
|