МОЛИТВЕ.
Господь сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже». Мы должны непрестанно молиться — призывать Бога, чтобы Он дал нам силы на борьбу с грехом. Молитва — это беседа с Богом, она надежная наша спутница в обители рая. Вот такую молитву надо приобрести и хранить ее в своем сердце. А для этого надо просить Бога, чтобы Он дал ее. Силы человек черпает и в чтении Слова Божия. Когда мы молимся, мы беседуем с Богом, а когда читаем Св. Писание, Господь беседует с нами, открывает Свою волю, как нам жить и спасаться. Православный христианин обязательно должен читать Св. Евангелие, ибо оно дает человеку просвещение ума, души и сердца. «Душа от Писания разумевает, что есть добро и что есть зло», — говорит преп. Серафим Саровский. Когда мы читаем светскую книгу, то душа невольно воспринимает дух того человека, который воплотил в книге свои страсти; начитавшись таких книг, мы и сами становимся страстными, больными душой; ум наш помрачается, теряет чистоту и целостность А когда мы читаем Св. Евангелие, со страниц его потоком льется благодать, и душа наша воспринимает дух Христов, а Христос есть идеал совершенства, идеал смирения, Он приведет нас к вечной жизни, к вечной радости. Говорят, что те, кто читает Библию, сходят с ума. Да, так оно и есть, только надо понять это правильно: человек, читая Библию, усваивает дух Христов и сходит со светского ума на духовный, т. е. начинает нормально, правильно мыслить. Обязательно читайте Евангелие! Нет его — достаньте. Достаньте и молитвослов и молитесь; читайте, с благоговением стоя перед иконами, утренние и вечерние молитвы. Приучите себя: не прочту вечерних молитв — не лягу спать; не прочту утренних — не буду есть. Непрестанно, не торопясь, с покаянным чувством надо читать молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Когда мы читаем ее, освящается воздух и тело, и злые духи боятся приблизиться к нам; нас окружает как бы огненное кольцо, через которое они не могут переступить. Эта краткая молитва, удобная и спасительная, предохраняет человека от греховной порчи, от колдунов и чародеев. «Всем христианам должно заниматься молитвой Иисусовой с целью покаяния и призывания Господа на помощь, заниматься со страхом Божиим, и верою, с величайшим вниманием к мысли и словам молитвы, с сокрушением духа», — пишет епископ Игнатий Брянчанинов. Вот пример, говорящий о силе Иисусовой молитвы. Однажды шел скорый поезд. Вдруг машинист видит: далеко впереди стоит монах и машет рукой: остановись! Машинист остановил поезд; оказалось, что шпалы разобраны; еще немного, случилась бы авария. Пути починили, и тогда вспомнили о монахе: где же он? Решив, что он вошел в поезд, пошли по вагонам. И вот видят, в одном вагоне сидит монах и перебирает четки: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». «Это ты поезд остановил?» — спрашивают его. «Нет, что вы!» — «А кто же?» — «Не знаю». И пассажиры подтвердили, что он никуда не выходил, все время сидел в вагоне. Что же произошло? По молитвам монаха Господь послал ангела в его образе, и он предотвратил несчастье. Очень полезно и спасительно читать также молитву «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». По преданию св. отцов 8-го века, тот, кто со вниманием, не торопясь, читает по 150 раз в день эту молитву, находится под особым покровом Матери Божией. Когда мы обращаемся к Богу в молитве и Он не сразу исполняет наши прошения, это означает, что либо они для нас не полезны, либо Он, как любящий Отец, хочет, чтобы мы подольше с Ним были. Господь любит нас, и Ему радостно, когда Его чада с Ним беседуют. Ведь если бы Он сразу исполнил наши просьбы, мы тут же бы забыли о Нем. В нашу обязанность входит непрестанно молиться и трудиться. Рыбак перевозил на лодке одного «вольнодумца». Отплыли от берега, пассажир торопил рыбака: «Быстрее, опаздываю на работу!» И тут увидел, что на одном весле написано «Молись», а на другом «Трудись». «Зачем это?» — спросил он. «Для памяти, — ответил рыбак,— чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться». — «Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться, — «вольнодумец» махнул рукой, — это не обязательно. Никому это не нужно!» — «Не нужно?» — переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «Молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте. «Вот видишь, какой труд без молитвы? На одном месте кружимся, никакого движения вперед!» Так и в житейском море: чтобы переправиться на тот берег, в вечную блаженную жизнь, нужны два «весла»: молитва и труд. Мы должны молиться друг за друга: взявшись за руки, помогая друг другу, поддерживая, идти по спасительному пути. Преп. Серафим Саровский, который проводил на земле святую жизнь, достиг такого духовного совершенства, что мог силой своей молитвы освобождать души из ада. Однажды к нему пришла женщина и стала рыдать: «Батюшка, дорогой, помолись за моего сына, он умер без покаяния». Преподобный, считая себя грешником, отказывался, но мать все-таки упросила его, и он вырвал душу этого юноши из пасти ада. Особенно нужна молитва умершим. Покойника нельзя поминать водкой и вином; не в водке нуждается он, а в молитве. Усопшие сами за себя молиться не могут, они ждут наших молитв. Больше всего душа нуждается в них первые 40 дней, пока она проходит мытарства и совершается частный суд. Поэтому, когда кто-то из наших близких отойдет в тот мир, надо во всех, сколько это возможно, храмах заказать сорокоуст — поминовение на 40 дней, каждый день подавать на панихиду, поминать на Псалтири, давать милостыню и просить помолиться за эту душу. Так, постоянно поминая, с помощью Церкви, можно вымолить душу из ада. Церковь не молится только за самоубийц; самоубийство — это страшный, смертный грех, хула против Духа Святого, трусость и малодушие. Церковное правило говорит: молиться можно только за тех самоубийц, которые покончили с собой в невменяемом состоянии, то есть бессознательно. Если же человек, даже и психически больной, покончил с собой сознательно, молиться за него нельзя. В одном из писем святогорца Серафима есть такой рассказ. Афонский монах поведал ему, что заставило его приехать на св. гору. «Когда я жил в России, в Бога я верил, но в церковь ходил редко и посты соблюдал не всегда; в основном жил нерадиво. Но было угодно Господу, чтобы явился Ангел и повел меня куда-то темными смрадными туннелями; до слуха моего доносились стоны, вопли, крики людей. С каждым шагом они становились все громче. И вдруг мы вышли на открытое место, где стояли огромные огненные печи, из них и доносились эти крики. Огонь вихрем вился вокруг печей. Вдруг Ангел вошел в одну из Них и вытащил человека, закованного в цепи. Он весь, с головы до ног, был черным; Ангел прикоснулся к его раскаленным оковам, и цепи тотчас упали с рук и ног. А когда прикоснулся к телу, гарь, как шелуха, вся слетела с него; Ангел надел на человека белые одежды, и лицо его просияло небесной радостью. Я спросил, отчего произошла с ним такая перемена, и Ангел сказал: «Этот человек ходил в церковь 2—3 раза в год, посты соблюдал, но непостоянно, только первую и последнюю неделю, креста не носил, утренние и вечерние молитвы не читал, перед и после еды тоже не молился, выпивал, курил, занимался блудом и на исповеди грехи не открывал, утаивал, отделываясь «словом, делом, помышлением», причащался в осуждение — и умер без покаяния. И вот получил по делам своим. Но родственники у него чисто православного духа: после его смерти они усиленно молились, подавали каждый день на литургию, на панихиду, читали Псалтирь о упокоении его души, давали милостыню, и по молитвам Церкви Господь послал меня освободить эту душу из ада. Так знай, — обратился Ангел ко мне, — что и твое место здесь, в этих печах, если не изменишь свою жизнь». Вот что поведал афонский монах святогорцу Серафиму. Мы, живущие на земле, должны не забывать этот пример. Многие из нас находятся на таком же пути, на каком был тот монах, и чтобы нам не попасть туда, где находятся нераскаянные грешники, — исправимся, пока есть время. Ведь за нас некому будет помолиться. 10. КАК ДОЛЖЕН ПРОВОДИТЬ ХРИСТИАНИН СВОЙ ДЕНЬ? Утром, когда мы еще отдыхаем, возле нашего ложа уже стоят — с правой стороны Ангел, а с левой бес. Они ждут, кому мы начнем служить в этот день. А начинать день надо так. Проснувшись, сразу оградить себя крестным знамением и вскочить с постели, чтобы лень осталась под одеялом, а мы очутились в святом углу. Затем сделать три земных поклона и обратиться к Господу с такими словами: «Господи, благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня на предстоящий день, благослови меня и благослови этот день и помоги провести его в молитве, в добрых делах и сохрани меня от всех врагов видимых и невидимых». И тут же начинаем читать молитву Иисусову. Умывшись и одевшись, встанем в святом углу, соберемся с мыслями, сосредоточимся, чтобы ничто не отвлекало нас, и начнем утренние молитвы. Кончив их, прочитаем главу из Евангелия. И тут же прикинем, какое доброе дело можем сделать сегодня своему ближнему... Пора идти на работу. Тут тоже надо помолиться: перед тем, как выйти за дверь, произнести такие слова свят. Иоанна Златоуста: «Отрицаюсь тебе, сатана, гордыни твоей и служению тебе, и сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь», осенить себя крестным знамением, а, выйдя из дома, незаметно перекрестить дорогу. По дороге на работу, да и за любым делом, надо читать молитву Иисусову и «Богородице Дево, радуйся...» Если же мы занимаемся домашним хозяйством, прежде чем готовить пищу, окропим все продукты святой водой, а плиту зажжем свечкой, которую зажжем от лампады. Тогда и еда нам будет не во вред, а на пользу, в укрепление не только телесных, но и душевных сил, особенно если мы будем готовить, непрестанно читая Иисусову молитву.
|