Знаменитая книга «Домострой», один из вариантов которой был написан наставником царя Ивана IV попом Сильвестром, высоко ставит веселье и разнообразные жизненные блага, добытые трудом хороших хозяев. Россияне по «Домострою» любят хорошо закусить и выпить, ходят в гости и стараются не ударить в грязь лицом, принимая гостей. Жена в доме не рабыня, а государыня, полная хозяйка и советница мужа во всех важных делах. Ее даже побить нельзя было, не подумав трижды, в то время как хозяйке советовали, уча детей и слуг: «не имеет слов — так ударить!» Суровый, посвященный в основном труду «Домострой» много внимания уделяет развлечениям хозяйки, советует, как богаче и пригляднее себя людям показать. Культ чистоты и аккуратности в «Домострое» намного важнее церковного благочестия, а о запрете на всякие жизненные удовольствия и речи нет: только бы они не противоречили доброму имени, миру и процветанию семьи.
«Домострой» прославляет дом-крепость, наполненный всяческим изобилием благодаря искусству и трудолюбию хозяина и хозяйки. Обычные яства и пития, одежда и украшения мастеров-горожан, особенно любимых авторами «Домостроя», и не снились нынешним миллиардерам! Самый «небогатый», хуже того — неженатый человек мог поставить нежданным гостям по меньшей мере шесть видов медов, по два вида вина и пива, не говоря уже о вишневом морсе, квасе и прочих недостойных упоминания вещах. Действительно, заезжие иноземцы сходились во мнении, что «российский край чрезвычайно богат». Иностранцы потрясались величине и количеству русских городов (их было более полутора сотен), изобилию, разнообразию, дешевизне всяких товаров, особенно съестных. Немало их вывозилось за границу: только хлебом нашим кормилось пол-Европы.
Хотя многие предметы приличного домашнего обихода — вроде винограда и лимонов — приходилось везти из-за границы, например вина — с Кипра и из Кадикса, позже с Рейна, — торговый баланс был настолько положительным, что почти вся ходившая монета перечеканивалась из денег, оставляемых на Руси иноземными купцами. «Домострой» подчеркивает достоинство свободного человека, созидающего богатство. Хозяин боится только Бога и стремится, чтобы окружающие его стали такими же свободными. Следовало не просто благодетельствовать больным, убогим и узникам, выкупать из рабства должников и отпускать на волю холопов — но помогать им стать хозяевами.
Например, поп Сильвестр рекомендовал читателю свой опыт воспитания сирот, неимущих и холопов. Мальчиков он учил грамоте, иконописанию, книжному делу, серебряному мастерству или торговле. Тем временем жена Сильвестра многих «убогих» девиц и вдов «изучила рукоделию и всякому домашнему обиходу, и, наделив, замуж выдавала, а мужеский пол поженили у добрых людей». Люди, которым они помогли, все «свободны, своими добрыми домами живут». В обществе свободных людей, знающих свою выгоду и берегущих честь, казенные чиновники не требуются — от этой чумы следует бежать, от нее-то и огражден дом-крепость.
Судя по популярности «Домостроя», на Руси много было таких хозяев, которые старательно окружали себя новыми хозяевами. Помимо тяглового населения городов, железных, соляных и прочих промыслов, преизрядная масса крестьян не попала еще в крепостную зависимость от царского дворца, бояр, дворян и монастырей. Свободным было почти все население бывших Новгородских земель и Русского Севера, довольно много черносошных крестьян было даже в окружающем столицу Замосковном крае.
Свободные люди вносили основной вклад в экономическое процветание страны, в коей использовались уже почти все пригодные Для земледелия площади, а купцы и промышленники накопили первоначальный капитал. К примеру, сын Сильвестра купец Анфим мог выделить иностранной компании кредит более чем в тысячу рублей. А на три рубля тогда можно было купить коня!