Johnny: Yes, sir, they lie still.
Здесь используются два приема его построения: многозначность и омонимия. Например, слово lie здесь имеет два значения – лгать и лежать, эти слова омонимы, так как первые формы глаголов совпадают. Еще одним приемом, который использовался при построении этого примера является многозначность, так как слово still имеет два значения: 1) тихо, смирно 2) все еще. При помощи этих приемов и создается очень короткий, но вместе с тем смешной анекдот. Так на вопрос отца: Do you know what happens to liars when they die? Сын отвечает: Yes, sir, they lie still. Что может значить: 1) они лежат тихо и 2) они все еще лгут. Конструкции со смещенными членами предложения могут использоваться авторами для создания различных оттенков комического эффекта: от юмора, доброго смеха, до сарказма, или смеха циничного, злого. В следующем примере употребление конструкции со смещенным определением способно вызвать юмористический эффект: Lady Constance left the room, and a deep masculine silence fell [23, c. 18]. ...How would it be if we slid into the dining-room and thrash the whole thing out quietly over a thoughtful steak or something? [23, c. 18]. Комический эффект в данном примере не представляет собой насмешку над недостатками людей, здесь имеет место юмор, который «порождается некоторым благосклонным добродушием» [23, c. 142]. Метафорические выражения типа boil the ocean (буквально: вскипятить океан) «сделать что-то амбициозно» - являются результатом неожиданного соотнесения признаков, связанных с конкретной действительностью, с признаками абстрактной действительности и представляют собой гиперболизированные метафоры [5]. Таким образом, можно прийти к выводу, что комическое – это социально-психологическое явление, которое начало активно изучаться еще древнегреческими философами, особенно Аристотелем, и имело две концепции определения: философскую и психологическую. Не смотря на различие подходов к изучению комического, практически все исследователи пришли к одному и тому же выводу, что категория комического связана либо с естественными (то есть появляющимися независимо от чьего-либо намерения) событиями, объектами, явлениями жизни, в основе которых лежат какие-либо значимые противоречия, либо с сознательным конструированием некой системы явлений или понятий с целью передачи одной из комедийных оценок явлений действительности. Комическое может иметь как позитивную, так и негативную окраску. Так как комическое существует на уровне человеческого сознания, то его форма и место воплощения могут быть разнообразными, в том числе и на культурно-эстетическом уровне (художественные произведения, искусство, живопись, драматургия). Особенность комического заключается в том, что существуя именно на ментальном уровне человеческого сознания, это явление имеет разное содержание у разных групп людей, национальностей, народов. Комическое искусство способно выявлять комический потенциал не только общеупотребительных, эмоциональных слов, но и терминов, терминологических слов и сочетаний. Важным условием приобретения лексическими единицами комической окраски является комическая среда, неожиданная связь слова в тексте с другими словами и выражениями. Как показывают современные социологические исследования, комический эффект играет важную роль в отношении культуры в целом, это проявляется в том, что он способен с одной стороны разрушать традиции, а с другой – сохранять и поддерживать существующую систему, что может быть рассмотрено как деструктивная и конструктивная функции комического.
|