Студопедия — Джером Клапка Джером – писатель юморист
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Джером Клапка Джером – писатель юморист






Джером Клапка Джером (1859-1927) – английский писатель, автор множества романов, пьес, рассказов, в которых с добродушным юмором, нередко с налетом сентиментальности, повествуется о невзгодах незадачливых обывателей.

Произведения Джерома Клапки Джерома являются не только «источником радости», под их внешним комизмом скрывается ироничный взгляд писателя на современную английскую действительность. Перед читателем раскрывается нелепость и абсурдность веками устоявшихся норм морали, правил поведения и бытового уклада великой Англии. Его произведения в целом представляют собой своеобразную картину жизни страны, написанную человеком остроумным, блестяще владеющим стилем юмористическим и ироническим одновременно [31, c.3-4].

Следует отметить, что писатель знал быт ремесленников, городских служащих. Его любимым образом главного героя является разоренный мелкий буржуа, который надеется вернуть потерянное, разбогатеть, уверенный в обязательном вознаграждении за свои добродетели и страдания.

Самым известным произведением писателя стала повесть «Трое в одной лодке, не считая собаки» («Tree Man in a Boat (То Say Nothing of a Dog)», 1889). Впервые оно было опубликовано в 1889 году, и с тех пор почти ежегодно переиздается большими тиражами в Англии и Америке. В шутливом предисловии к изданию 1909 года писатель говорит, что сам он не находит в своей книге достоинств, которые могли бы объяснить столь необычный успех. И далее он пишет: «Я печатал книги, казавшиеся мне гораздо умнее, и книги, казавшиеся мне гораздо смешнее. Однако читатели упорно предпочитают помнить меня как автора повести «Трое в лодке, не считая собаки» [31, c.6].

Наряду с романами, повестями и пьесами, произведения малой прозы позволяют проследить творческую эволюцию писателя от чисто комических произведений до социально заостренных, поднимающих вопросы морали, нравственного выбора. Добродушный юмор, свойственный новеллам и эссе из сборников «Досужие мысли досужего человека» («The Idle Thoughts of an Idle Fellow» 1890), «Еще досужие мысли» («The second Thoughts of an Idle Fellow» 1898), «Наброски лиловым, голубым и зеленым» («Scetches in Lavender, Blue and Green» 1897), характерен и для юмористических повестей этих лет [31, c.11]..

С годами меняется мировоззрение писателя, в связи с чем становится иной тональность его произведений разных жанров. Романы Джерома Клапки Джерома «Поль Келвер» («Paul Kelver» 1902), «Они и я» («They and I» 1909), «Энтони Джон» («Anthony John» 1923), пьесы «Жилец с третьего этажа» («The Passing on the Third Floor Back» 1908), «Три патриота» («Three patriots» 1915), «Мужчина из Девила» («Man of Devil» 1925), как и новеллы 1900-1920 годов «Праздные мысли» («Idle Ideas in 1905» 1905), «Ангел, автор и другие» («The angel, and the Author, and Others» 1908), «Мальвина Бретонская» («Malvina of Brittany» 1916) психологичны, затрагивают важные нравственные проблемы, показывают внутренний мир героев, в них нет ничего от искрометного юмора, свойственного раннему творчеству писателя [30].

Личность писателя, его творчество, манера написания, выбор тех или иных стилистических средств неоднократно становились вопросом изучения многих исследователей. В связи с чем, считаем целесообразным обозначить степень исследования тех или иных аспектов деятельности Джерома Клапки Джерома в научных трудах, статьях, различных публикациях, в том числе и критике современников Джерома.

Анализ различных периодических изданий, популярных во второй половине ХІХ – начале ХХ века показал, что очень часто объектом неодобрения со стороны критики и читателей становились пьесы и рассказы Джерома Клапка Джерома. Например такие, как («Barbara», 1886), «Успех Прюд» («The Prude's progress», 1895), «Мак Хаггис» («The Mac Haggis», 1897). Интересным представляется мнение редакторов английского журнала «Панч», в котором Джерома презрительно называли «Аггу К. Аггу». В журнале неоднократно подчеркивалось принадлежность автора к низшему сословию, представлялось, что Джером Клапка Джером является «угрозой английской литературе» [30].

В начале XX века (10-е - 20-е годы) о Джероме Клапка Джероме появляются критические статьи в историях литературы на английском, немецком, французском языках. Но в основной своей массе работы ориентированы на биографические данные о писателе и включают список его произведений [54, c. 156].

Также личность писателя изучалась в работах английского критика и К. Кернаган в книге «Знаменитости» («Celebreties», 1923 г.).

Первая монография о Джероме К. Джероме была написана в 1928 году А. Моссом - другом и биографом писателя. А. Мосс цитирует выдержки из писем Джерома Клапки Джерома Р. Стивенсону, М. Твену, А. Конан Дойлю, отзывы на отдельные произведения, отрывки из его дневниковых записей, воспоминания людей, знавших Джерома, анализирует творчество писателя с точки зрения стиля, что обусловило структурное деление его монографии: «Джером-драматург», «Джером-юморист», «Джером - серьезный писатель».

В 1930 году была написана монография В. Гуткесса «Джером Клапка Джером. Его жизнь и творчество» («Seine Personlichkeit und literarische Bedeutung»), в которой была предпринята попытка рассмотреть творчество Джерома на фоне литературно-исторических явлений эпохи, а также рассмотрены стилистические особенности новелл и эссе писателя [54, c. 190].

Во второй половине ХХ века интерес к произведениям Джерома Клапки Джерома также остается высоким. В это время свои научные исследования его творчеству посвятили болгарский исследователь П.Тодоров и американский профессор университета Пасифик Р. Форо, написавший монографию «Джером Клапка Джером» (Faurot M.R. «Jerome К. Jerome» 1974) [55, c. 134]..

Специфика юмора Джером Клапки Джерома стала предметом изучения Э. Пирсона, который в своих статьях отмечал, что писатель не принадлежал к так называемой школе «благовоспитанных» юмористов, вызывая у читателей не просто улыбку, а неудержимый смех [55, c. 134-137].

Также о своеобразии юмора Джерома Клапка Джерома писали в своих очерках и статьях такие исследователи, как В. Джонстон «Современный юмор Англии» (1894), критик В. Притчетт в 1964 году, американский автор юмористических новелл П. Врайес, М.Грин «Другой Джером К. Джером» («The Other Jerome K. Jerome», 1984) в 1984, Дж. Конноли в 1982 году в «Критической биографии» («Jerome: a criticalbiography», 1982). Юмор и дидактика, считает Дж. Конноли, составляют два полюса всех произведений Джерома [54, c. 179].

Важно отметить, что принято различать два основных вида или типа юмора - юмор положений и юмор характеров. Писатель, в произведениях которого преобладает юмор положений (таким писателем был Джером), подметив в своем герое какую-то одну черточку, строит вокруг нее целую серию забавных происшествий. Каждое из них непременно должно быть связано с этой черточкой (которая сама по себе далеко не всегда бывает смешной), вытекать из нее естественно и непринужденно, иначе комизм превратится в бездушное, механическое рассмеивание.

Юмор характеров более психологичен и в то же время менее остер сюжетно. Автор создает комический характер, смешной во всех своих сторонах и проявлениях, и тогда источником комизма оказывается уже не ситуация, а сам герой, одно воспоминание о котором вызывает у читателя улыбку [12].

Из современных отечественных исследователей считаем важным выделить диссертацию Н. Садомской «Типология малых жанров в прозе Джерома Клапки Джерома 1885-1916», в которой одной из задач ставилось выявить специфику «джеромовского» юмора, приемов создания комического [30].

В 1988 году появилась монография Ж. Маргулис «Творчество Джерома Клапки Джерома и развитие реализма на рубеже XIX-XX веков» (1988). Материалом для исследований в ней послужили драматургия и романы английского юмориста [31].

Концептуальный характер носит статья А. Гозенпуда, предпосланная повести «Трое в лодке, несчитая собаки» (1977), содержащая детальный разбор средств достижения комического в произведениях Джерома Клапка Джерома.

Некоторые из положений, выдвинутые А. Гозенпудом, мы находим в статье другого критика - С. Маркиша, написанной в 1957 году [55, c. 15].

Творчеству Джерома посвящены также статья другого отечественного ученого М. Урнова (1970) и обстоятельна статья А. Зверева «Насмешливый Джером» (1983). А. Зверев, единственный среди российских исследователей, кто обращается к функции иронии в творческой манере Джерома.

Отдельные аспекты творчества Джерома представлены в своей монографии «Преемственность в развитии литературы» А. Бушминым.

Таким образом, анализ критической литературы, посвященной писателю, показал, что расхождения исследователей, критиков, литературоведов и стилистов в оценке творчества Джерома Клапки Джерома весьма существенны и противоречивы. Многие аспекты его творчества так и остаются неисследованными.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 2501. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия