Мой читатель 3 страница
Читатель. Мастер свободно мыслит себе эту цель, он создает ее посредством своего мышления, ибо как существование, так и устройство изделия зависит исключительно от мастера. Так как наукоучителю ни в коем случае не приходится творить сознание, оно существует независимо от него и притом таким, каково оно есть, согласно твоему собственному выражению, то он не может это единство свободно измыслить, ибо реально и без содействия философа существующее многообразие должно ведь и находиться в соотношении с этим единством также без содействия философа. Едва ли он может, как уже сказано, найти это единство путем своего систематического выведения, ибо уже для возможности выведения предполагается это единство. И, наконец, столь же мало может он найти это единство посредством восприятия в действительном сознании, ибо в последнем, согласно предположению, имеется только многообразие, но отнюдь не единство. Тогда как, каким образом прийти к этому единству? Автор. Для тебя достаточно будет принять, что это случилось лишь благодаря счастливой догадке. Он угадывает это единство. Это, правда, дает пока только предположение. И ему приходится начать строить свою систему наудачу. Если при этом исследовании окажется, что все многообразие сознания может быть действительно сведено к этому предположению как к своему единству, то посредством этого, но только посредством этого доказано, что предпосылка его была правильной. Она доказана делом, доказана посредством выполнения системы. Читатель. Пусть и это будет так. Но пойдем еще дальше. Мастеру еще прежде, чем он создает себе понятие об изделии, известны необходимые и неизменные законы механизма, с которыми он считается; связывая многообразие для получения задуманного результата, он знает материалы и их свойства, из которых он хочет образовать многообразие и на неизменность которых он рассчитывает и в своем поня-тии. Точно так же и философу еще до его выведения должны были бы быть известны неизменные законы, согласно которым многообразие сознания привело бы к ожидаемому главному результату, и, если я не совсем ошибаюсь, и материал, который был бы уже определен, согласно этим законам, был бы определен, говорю я, без содействия философа. Останавливаясь пока лишь на первом, т. е. на законах, я спрашиваю, откуда философ получает знание этих законов? Угадывает ли он их также только благодаря счастливой догадке еще раньше, чем становится ясным, что эти законы истинны? Из того, что, согласно им, из многообразия сознания можно вывести предполагаемый главный результат, как и обратно, из того, что, согласно этим законам, получается именно этот результат, вытекает, что предполагаемый результат был правильным. Автор. Ты издеваешься над наукоучением, и с большим остроумием, чем это обычно имеет место. Нет, наукоучение не поступает так, как ты предполагаешь: это был бы явно порочный круг. Оставайся постоянно при выбранном сравнении. Пусть наукоучитель будет мастером, который строит механизм сознания. Последний, однако, уже существует, как он сам утверждает, следовательно, он его лишь изобретает вторично; он, однако, начисто изобретает его, не обращаясь к уже существующему механизму во время своей работы. Но великое различие заключается в том, что изготовитель механического изделия имеет дело с мертвой материей, которую он приводит в движение, а философ — с живой, которая движет себя сама. Он не столько порождает сознание, сколько дает ему возможность порождать само себя у него на глазах. Если сознание подчинено известным законам, то оно, без сомнения, будет определяться ими в этом своем самозарождении; философ при этом будет одновременно наблюдать и законы, несмотря на то что, собственно говоря, его ин тересуют не столько они, сколько исключительно их результат, т. е. совокупное сознание. Читатель. Сознание, которое само себя зарождает и все же не есть действительное сознание, у всех нас имеющееся и всем известное! Автор. Отнюдь нет. Ибо это последнее не порождает себя систематически, и его многообразие обрело связь лишь благодаря простой случайности. Тоже, которое рождается на глазах у философа, является только копией действительного сознания. Читатель. Копия, которая сама себя порождает! Я совершенно перестаю тебя понимать, и я не пойму тебя, прежде чем ты не дашь мне краткого наброска твоего образа действия. Автор. Ну, хорошо. Предпосылка, из которой мы исходим, состоит втом, что последний и высший результат сознания, т. е. то, к чему все многообразие его относится как условие к обусловленному, или как колеса, пружины и цепи в часах к часовой стрелке, есть не что иное, как ясное ^совершенное самосознание,тжое, какое мы в себе сознаем, ты, я и мы все. Я говорю, подобное тому, какое сознаем в себе ты, я и мы все, и, таким образом, согласно вышесделанному замечанию, я начисто отбрасываю все индивидуальное, которое, согласно предпосылке, отныне совсем не должно входить в нашу систему. То, что ты приписываешь только себе, но не мне, также, как и я со своей стороны, следует исключить; разве только, ты приписываешь себе нечто, что не может принадлежать никому другому; точно так же и я, и мы все. Вот это — что совершенное самосознание есть высший и последний результат всякого сознания — является, как сказано, простой предпосылкой, которая ожидает своего подтверждения со стороны системы. От этого самосознания в его основном определении и исходит выведение. Читатель. В его основном определении? Что это значит? Автор. Имеется в виду то, что в нем совершенно не обусловлено каким-либо другим сознанием, то, что таким образом не может быть получено посредством выведения, но из чего, наоборот, должно исходить последнее. Предполагается, что многообразие сознания содержит условия полного самосознания. Но тогда в этом самосознании должно быть дано нечто, что само не было бы обусловлено ничем другим. Это должно быть установлено, и отсюда начинается выведение. Читатель. И каким образом ты находишь это? Автор. Также лишь благодаря счастливой догадке. Но оно, будучи раз найденным, не нуждается в дальнейшем доказательстве, а очевидно само собой. Читатель. Что же имеется в этом установленном, что непосредственно очевидно, если я даже предварительно освобожу тебя от обязанности отдать отчет о самой этой очевидности, этой непосредственнойясности? Автор. Установленное — это абсолютно безусловное и характерное для самосознания. Читатель. Я тебя пойму не раньше, чем ты мне укажешь это непосредственное очевидное, из которого ты исходишь, это абсолютно безусловное и характерное для самосознания. Автор. Это —яйноспгъ (Ichheit), субъект — объект и больше ничего, утверждение субъективного и его объективного, сознания и осознанного как единого; и абсолютно ничего больше, кроме этого тождества. Читатель. Я много раз слышал, что всех вас находили очень непонятными, мало того, смешными именно из-за этого первого пункта, который вы находите совершенно ясным и общепонятным, так как именно с него начинаете все ваши объяснения. Не согласишься ли ты, для того чтобы я мог ответить другим и чтобы это могло стать несколько понятнее для них, дать мне вспомогательные средства; впрочем, без того чтобы ты отклонился из-за этого от своего пути, если только и этот пункт относится уже к действительному наукоуче-нию, а не к предварительному сообщению о нем? А в т о р. Он, во всяком случае, относится к этому сообщению, ибо он и есть тот упомянутый уже выше общий пункт наукоучения и действительного сознания, начиная с которого первое возвышается над последним. Кто хочет получить совершенно ясное понятие об этой науке, должен знать тот пункт, из которого она исходит, и подобное понятие должно быть порождено нашим сообщением. Что же касается, впрочем, тех толков, будто нас не поняли по поводу этого ггункта, то это абсолютно непостижимо, ибо каждый ребенок, который только перестал говорить о себе в третьем лице и называет себя л, уже совершил то, о чем идет речь, и может нас понять. Мне приходится повторить то, что я уже многократно говорил: помысли себе нечто, например, вот эту книгу, которую ты держишь в руке. Ты, без сомнения, можешь осознать эту книгу как то, о чем ты мыслишь, и себя самого как мыслящего эту книгу. Кажешься ли ты себе тождественным этой книге или же нетождественным? Читатель. Очевидно, нетождественным. Я никогда не спутаю себя самого с книгой. А в т о р. И для того, чтобы ты не спутал себя самого, мыслящего, с мыслимым, — необходимо ли для этого, чтобы это была именно книга и притом эта книга? Читатель. Отнюдь нет, я отличаю себя самого от всякого предмета. А в т о р. Ты можешь, таким образом, мысля эту книгу, отвлечься от всего того, благодаря чему ты мыслишь книгу, и именно эту книгу, и обращать внимание исключительно на то, что в этом мышлении ты отличаешь себя, мыслящего, от мыслимого? Читатель. Без сомнения. И я, действительно, когда отвечал на поставленный выше вопрос, — отличаю ли я себя самого от книги, — не обращал внимания ни на что иное, кроме последнего. Автор. Ты, следовательно, отличаешь всякий предмет от себя как мыслящего, и для тебя не существует никакого предмета, кроме данного через это различение и посредством него? Читател ь. Да, так Авто р. А теперь мыслил. Ты можешь, без сомнения, и здесь осознать в себе мыслящего и мыслимое. Распадается ли и здесь для тебя мыслящее и мыслимое, должны ли они и здесь быть чем-то нетождественным? Читатель. Нет; именно поскольку я мыслюсебя са-мого, я есмь мыслящий, ибо в противном случаея бы не мыслил, и в то же время и мыслимое, ибо в противном случае я бы не мыслил себя, а какой-нибудь предмет вроде книги. Автор. Теперь ты и правда в первую очередь мыслил себя, т. е. этого определенного индивида, этого Кая или Семпрония, или как бы ты там ни назывался. Но, без сомнения, ты можешь отвлечься от этих частных определений твоей личности, подобно тому как выше ты смог отвлечься от частных определений этой книги, и обращать внимание исключительно на совпадение мыслящего и мыслимого, подобно тому как выше ты обращал внимание наш: распадение; и ты ведь это действительно и сделал в тот момент, когда ты мне объявил, что в твоем мышлении себя мыслящее и мыслимое совпадают. И, таким образом, в этом совпадении ты находишья в его противоположности к объекту, при мышлении которого мыслящее и мыслимое у тебя распадаются, следовательно, ты находишь существенный характер я, то ославленное чистое я, по поводу которого нынешние философы ломают себе головы в течение многих лет и все еще объявляют его психологическим — пиши, психологическим обманом — и находят его бесконечно забавным10. Читатель. Они, надо полагать, могли думать, что такое чистоея, такая совпадающая и в самой себе замыкающаяся вещь, что-то вроде складного ножа, первоначально должна быть найдена в душе, вроде как вафельная доска форм у кантианцев; они ревностно искали этот складной нож и не нашли ни одного и теперь заключают, что те, кто будто бы его видели, на самом деле обманывались. Автор. Очень может быть. Каким образом ты нашел это совпадение? Ч и т а т е л ь. Таким, что я мыслил себя самого. А в т о р. И другие люди, пожалуй, также мыслят себя самих? Читатель. Без сомнения, если не считать, что они говорят, ничего при этом не думая, ибо все они говорят о самих себе. Автор. Поступают ли они при этом мышлении самих себя так же, как поступал ты? Читатель. Я думаю, да. Автор. Могут ли они также наблюдать этот свой образ действий, подобно тому как ты только что наблюдал свой? . Читатель. Я не сомневаюсь в этом. А в т о р. И если они будут это делать при мышлении самих себя, то они точно так же получат это совпадение; если же они этого делать не будут, то они не получат его: таково наше мнение. Здесь речь идет не о находке чего-то уже готового, а о находке чего-то, что сперва должно быть порождено свободным мышлением. Наукоучение — не психология, психология же сама по себе — ничто. Но теперь я ожидаю от тебя окончательного, решительного ответа: принимаешь ли ты всерьез, что я и другие разумные существа поступают при мышлении самих себя точно так же, как и ты, т. е. считают в этом мышлении мыслящее и мыслимое единым? Читатель. Я не только принимаю это, но и утверждаю, что это совершенно достоверно, и считаю исключение в этом случае абсолютно невозможным. МысльЛ получается только посредством этого образа действий, и сам этот образ действий есть мыслья. Следовательно, каждый, кто себя мыслит, поступает таким же образом. Автор. Скажи, пожалуйста, мой читатель, вникаешь ли ты в мою душу и в душу всех разумных существ, или, если ты в состоянии сделать и это, — обозрел ли ты и перебрал ли ты все разумные существа, дабы утверждать что-либо относительно душ их всех? Читатель. Отнюдь нет. И все же я не могу взять обратно то, что я утверждаю. И вот что: когда я внимательно наблюдаю себя самого, я прихожу к тому, что я утверждаю еще больше, чем было сказано, — я утверждаю, кроме того, что каждый, исходя из себя самого, вынужден утверждать то же самое и в отношении сознания всех других. А в т о р. И как ты дошел до этих утверждений? Читатель. Когда я внимательно наблюдаю себя самого, то нахожу, что с моим образом действий непосредственно связано неотразимое и непреодолимое убеждение, что ни я, ни какое-либо иное разумное существо не сможет поступать когда-либо иначе. Автор. Ты, таким образом, посредством этого своего образа действия предписываешь себе и всем разумным существам закон, и в то же время перед тобой здесь пример упомянутой выше непосредственной очевидности. Но теперь вернемся к нашему замыслу! Это основное и характерное определение самосознания философ находит еще вне своей науки и независимо от нее. Оно не может быть доказано в науке и вообще в качестве положения никак не поддается доказательству. Оно непосредственно ясно. И в качестве основного положения наукоучения оно также не может быть доказано иначе, как только посредством самого дела, т. е. посредством того, что из него действительно можно сделать требуемое выведение. При этом выведении мы поступаем следующим образом. При мышлении самого себя, говорит себе наукоучитель, я поступаю так, как мы только что видели. Не связывается ли с этим моим образом действий другой, так что мы получили бы новую основную черту сознания, а к этой последней, может быть, еще одну черту и т. д., пока не дошли бы до совершенно определенного самосознания и, таким образом, не получили бы систематическое выведение целого? Читатель. Я опять не понимаю тебя. Ты спрашиваешь, не связывается ли что-либо другое, имея в виду, без сомнения, определение сознания? Каким образом оно должно быть связано и в чем? Я, по крайней мере, в только что выполненном мной мышлении себя не сознавал ничего другого, кроме тождества мыслящего и мыслимого. А в т о р. И при этом ты все же, согласно моему требованию и твоему собственному замечанию, отвлекался от кое-чего иного, что ты одновременно мыслил при мышлении себя самого. Но ты должен был это сделать; и наука ни к чему не пришла бы, если бы она приняла опять это обособленное в том запутанном виде, в котором оно находилось. Но даже в той абстракции, посредством которой ты должен был понять свое мышление, с ней связывается нечто, и ты найдешь это нечто, если только достаточно внимательно всмотришься. Не представляется ли тебе, например, это мышление самого себя как переход из какого-то другого состояния в это определенное? Читатель. Это, во всяком случае, так. Автор. Полагаешь ли ты также, что это покажется так и всякому другому и что, если только он внимательно всмотрится, он точно так же найдет это? Читатель. Во всяком случае, я полагаю это, если я внимательно вгляжусь в себя, и предполагаю это у них. Здесь такая же непосредственная очевидность, как и выше. Автор. Таким же образом, с этим явлением — если только мы рассмотрим его надлежащим образом — связывается другое, а с ним, при тех же условиях, и третье; и так наукоучение продвигается шаг за шагом вперед, пока оно не исчерпает всего многообразия сознания и не доберется до целиком выведенного определенного самосознания. Таким образом, в известном отношении наукоучитель сам порождает свою систему сознания, которая, однако, в другом отношении опять-таки порождает сама себя. А именно, первый создает повод и условие самопорождения. В связи с тем, что он мыслит и конструирует то, что он имел в виду, у него возникает нечто другое, чего он ни в коем случае не имел в виду оно возникает с абсолютной необходимостью, сопровождаемое очевидной уверенностью, что точно также оно должно возникать у всех разумных существ. Только первоначальный и первый член своей цепи наукоучитель порождает абсолютно свободным образом. Начиная с этого начального пункта им руководят, но не понуждают его. Каждый новый член, который возникает у него при конструкции предшествовавшего, ему предстоит опять-таки сконструировать свободно, и к этому вновь примкнет новый член, с которым он поступит так же, как с предшествующими; и таким образом у него постепенно получится его система. Здесь, таким образом, в этом связывании одного многообразия с другими проявляются законы сознания, относительно которых ты спрашивал. В конце концов, науко-учителю даже нет дела до понимания этих законов, ему важен исключительно их результат. Читатель. Я вспоминаю, что слышал, будто вас упрекают в следующем: ваша система была бы правильной и последовательной, только если согласиться с вашим основным положением. Как обстоит дело с этим упреком? Автор. Если только не понимать совершенно превратно место и значение как всей системы, так и основного положения и если не расценивать их в таком смысле, в котором они неверны и поэтому никогда не могут быть доказаны, одним словом, если не принимать их как психологические, то требование доказать им основное положение может иметь лишь следующее значение. Допустим, они требуют доказательства нашего права философствовать так, как мы это делаем, а не так, как они это делают. Это их требование может быть отклонено без дальнейших церемоний на том вполне естественном основании, что каждый человек, бесспорно, имеет право заниматься той наукой, какой ему будет угодно. Пусть они считают наше наукоучение особой, им еще не известной наукой; взамен мы также будем считать их философии тем, за что они их выдают. Только в том случае, если бы мы сказали: их философии ничего не значат, — как мы это, действительно, думаем, а также и говорим в подходящем месте, — они бы могли принудить нас к доказательству. Но это доказательство дается в полном и окончательном виде лишь нашим наукоучением в целом. Следовательно, им все же пришлось бы предварительно заняться изучением этой науки, прежде чем они могли бы получить доказательство правомерности этого образа действий. Или же они желают, чтобы это положение в качестве основного положения системы было доказано раньше системы, что само по себе нелепо, или же чтобы истинность содержания этого положения была перед ними раскрыта путем расчленений имеющихся в нем понятий. Это доказало бы, что они не имеют никакого понятия о научности и никакого научного чутья, которые никогда не покоятся на понятиях, но всегда лишь на созерцании непосредственной очевидности. Их тогда пришлось бы оставить в покое, не теряя с ними дальше времени. Читатель. Но я очень опасаюсь, что именно этот последний пункт и есть тот, который их больше всего смущает. Если каждый будет ссылаться лишь на свое созерцание и будет его требовать от всех других, не выводя правильно своего доказательства из понятий, то он сможет утверждать все, что ему только угодно: придется всякое сумасбродство оставлять безнаказанным и открыть настежь двери для всяческой фантастики; так, опасаюсь я, будут они говорить. А в т о р. В этом им никто не может помешать; им также могут верить те, кто подобен им. От них наука совершенно отказалась. Но тебе, мой читатель, несмотря на то что ты остался беспристрастным и не хочешь заняться изучением самой философии и возвыситься до свойственного этой науке созерцания, все же должно быть дано понятие о философии, тебе можно описать на основании других, более легких, примеров природу и возможность этого созерцания. Ты ведь принимаешь, что прямоугольный треугольник совершенно определен двумя сторонами и заключенным между ними углом, или же стороной и двумя прилежащими углами, т. е. что, предполагая данные элементы, к ним должны быть присоединены именно такие другие элементы, какие к ним присоединяются, для того чтобы получился треугольник. Читатель. Я принимаю это. А в т о р. Не опасаешься ли ты, что все же может иметь место случай, в котором дело будет обстоять не таким образом? Читатель. Этого я отнюдь не опасаюсь. А в т о р. А не опасаешься ли ты, что какое-либо разумное существо, которое могло бы понимать твои слова, стало бы отрицать это твое утверждение? Читатель. И этого я не опасаюсь. Автор. Разве ты испробовал это свое положение на всех возможных треугольниках или разве ты опросил все разумные существа, согласны ли они с тобой? Читатель. Как бы я мог это сделать? Автор. Но как же, следовательно, ты приходишь к убеждению, которое должно иметь силу в первую очередь для тебя во всех случаях без исключения, а затем для всех других разумных существ точно так же без исключения? Читатель. Остановимся на первом случае, когда предполагаются две стороны и заключенный между ними угол. Если как следует вглядеться в себя, то картина окажется следующей: я черчу в своей фантазии ка кой-либо угол с конечными сторонами, ведь иначе я и не могу, и замыкаю отверстие между сторонами этого угла прямой линией; нахожу, что возможна только одна прямая линия, которая замыкает это отверстие, что она прилегает под известным наклоном к обеим данным сторонам, составляя известные углы, и что она может прилегать только под этим наклоном. Автор. Но ведь твой произвольно проведенный угол был определенным, имевшим столько-то градусов. Или дело обстоит иначе? Разве ты описал угол вообще? Читатель. Как мог бы я сделать это? Я не в состоянии описать никакого другого угла, кроме определенного, хотя бы я и не знал его меры и не имел намерения знать ее. Благодаря простому описанию он становится определенным углом. А в т о р. И предположенные стороны были также определенными, имевшими известную длину. Ты имел бы, следовательно, право, ибо я уже не говорю о целом ряде других затруднений, сказать: в этом определенном случае, предполагая этот определенный угол иэти определенные стороны, треугольник может быть получен лишь посредством одной возможной стороны, определенной, которая при этом у тебя возникает, и посредством возможной пары углов, определенных, которые при этом возникают. Ибо ничего больше не находится в твоем внутреннем восприятии, которое, очевидно, исходит из определенных предпосылок Ты мог бы попытаться проделать это с другим углом и с другими сторонами и мог бы сказать про них то же самое, если бы в восприятии дело обстояло точно так же, итак далее. Но ты бы никогда не мог распространить это утверждение на те случаи, которых ты не испробовал, и меньше всего мог бы так дерзко и смело говорить о бесконечности всех случаев, которых ты не мог, конечно, исчерпать своими попытками. Не хочешь ли ты поэтому исправить, пожалуй, выражение и ограничить свое утверждение лишь теми случаями, относительно которых ты предпринял свои опыты? Читатель. Внимательно наблюдая себя и вникая внутрь себя, ни в коем случае. Я никак не могу отказаться приписать моему утверждению безоговорочную обязательность без всяких исключений. Автор. Но ты, пожалуй, можешь многочисленные случаи, в которых твое утверждение всегда без исключения оказывалось правильным, произвольно возвысить до всеобщности и ожидать подобных же случаев лишь по аналогии, по привычке, по ассоциации идей или как бы это ни называть? Читатель. Я так не думаю. Для меня вполне достаточно одного опыта, и он меня принуждает ко всеобщему суждению в такой же степени, как и тысяча. А в т о р. Я точно также не принимаю этого всерьез; и это положение о произвольном возвышении многих удавшихся случаев до всеобщности кажется мне принципом абсолютного неразумия. А теперь, мой читатель, разреши мне быть несколько навязчивым, разреши не отпускать тебя прежде, чем ты не отдашь мне отчета, каким образом могла быть посредством описанного выше процесса конструкции треугольника обоснована всеобщность твоего утверждения, от которой ты категорически не хочешь отказаться? Читатель. При всеобщности моего утверждения я, очевидно, отвлекаюсь от определенности угла и сторон, которые я принял в качестве предпосылки и которые я замкнул третьей стороной; так обстоит дело фактически, и это вытекает из простого анализа моего утверждения. Мне пришлось, следовательно, и при конструкции самого треугольника, и при моем наблюдении его, на котором было основано мое утверждение, точно так же отвлечься от этой определенности, только не сознавая этого вполне отчетливо; ведь, помимо того, в заключении должно же находиться необходимым образом все, что было в предпосылке. Но если отвлечься от всякой определенности угла и сторон, то вообще не остается никакого угла или сторон как находящихся перед нами предметов; следовательно, не оставалось бы вообще ничего для моего наблюдения, или — если вы наблюдение чего-либо, находящегося перед нами и данного, называете, как я заметил, исключительно восприятием— не оставалось бы вообще никакого восприятия. Но таккакдолжно оставаться наблюдение и кое-что для него, так как кроме него я не мог бы утверждать ничего, то это остающееся не может быть не чем иным, как только осуществляемым мной проведением линий и углов. Оно, следовательно, и должно было быть, собственно, тем, что я наблюдал. С этой предпосылкой очень хорошо согласуется также и то, что я действительно отчетливо сознаю в себе относительно хода этого процесса. Когда я чертил свой угол, я вовсе не стремился начертить угол, имеющий столько-то градусов, или стороны, имеющие такую-то длину, а лишь угол вообще, стороны вообще. Определенными они стали не вследствие моего намерения, а вследствие необходимости. Когда дело дошло до действительного описания, они получились у меня определенными, и бог знает почему они были определены именно так, как получились. Это лежащее вне и выше всякого восприятия сознание осуществляемого мной проведения линий и есть, без сомнения, то, что вы называете созерцанием. Автор. Это так Читатель. Чтобы обосновать мое всеобщее утверждение, необходимо было бы с этим созерцанием моего конструирования треугольника непосредственно связать абсолютное убеждение в том, что я никогда и ни в коем случасне смогу конструировать иначе; в созерцании, таким образом, я бы понимал и охватывал всю мою способность к конструированию сразу, с единого взгляда, через непосредственное сознание не этого определенного конструирования, но, безусловно, всякого моего конструирования вообще, и притом именно в качестве такового. Таким образом, положение — посредством трех элементов треугольника определены остальные три — значило бы, собственно говоря, следующее: посредством моего конструирования трех элементов определено конструирование мною трех остальных элементов, и всеобщность, которую я утверждаю, ни в коем случае не возникла благодаря подведению многообразия под единство, а, скорее, наоборот, благодаря выведению бесконечно многообразного из схваченного одним взором единства. А в т о р. И вот это положение в его всеобщности ты далее предполагаешь точно также во всеобщем виде и без всяких исключений у всех разумных существ? Читатель. Так я и поступаю. И я не могу отказаться от этого требования всеобщей значимости для всех [разумных существ] точно также, как и от требования всеобщей значимости и относительно всех [треугольников]. Для того чтобы его обосновать, мне необходимо было бы принять, что в этом непосредственном созерцании моего способа действий я созерцал этотмой способ не как способ той или иной определенной личности, какую я как раз и представляю собой, а как способ разумного существа вообще, будучи убежденным, что он абсолютно таков. Созерцание было бы поэтому восприятием образа действий разума вообще, непосредственно само себя конструирующим как таковое и схваченным сразу единым взглядом, и эта общезначимость для всех личностей также не возникла бы благодаря подведению многих под единство, а скорее, наоборот, благодаря выведению бесконечно различных личностей из единства того же разума. Можно уразуметь, как на этом созерцании, и только на нем, основывается непосредственная очевидность, необходимость и общезначимость как относительно всех, так и для всех, т.е. всякая научность. Автор. Ты очень хорошо понял самого себя, и я желал бы, чтобы ты сумел сделать это столь же понятным всем читателям, представителем которых ты являешься. Ты можешь теперь судить сам, какую цену может иметь это возражение против обоснования нашей науки посредством созерцания и в какой степени можно при научном обсуждении считаться с теми, кто его выдвигает. И вот, если на этом созерцании, только что описанном тобой и относительно которого ты доказал, что оно является условием геометрии, если на этом созерцании, но взятом в его высшем отвлечении, и основано наукоучение, изложена вся система его, если оно даже исходит из созерцания в его высшем отвлечении, если это созерцание само для себя, т. е. сам всеобщий разум, воспринимающий самого себя в своем единственном центре и навсегда себя определяющий первый член в этой цепи, если этот разум, воспринимающий именно самого себя как разум, и есть, таким образом, описанное выше чистоея в высшем смысле этого слова, то тогда тебе станет вполне понятно, если ты вообще знаком с литературой нашего времени, почему ученые последней половины XVIII в. совершенно не могли найти в себе это чистое я. В то же время тебе станет понятно, каковы те люди, которые еще хотят выйти за пределы принципа наукоучения, т. е. абсолютного созерцания разума посредством самого себя, и полагают, что они действительно вышли за его пределы.
|