Несмотря на то, что классическая триада позднего гестоза остается основой клинической картины этого заболевания, ни одно осложнение беременности не бывает таким различным по клиническим проявлениям, как поздний гестоз. На клиническом проявлении гестоза отражаются индивидуальные особенности организма беременной, сопутствующие фоновые заболевания. Эти факторы в ряде случаев затрудняют своевременное распознавание гестоза, правильную оценку длительности и тяжести течения, затрудняют прогноз, и не случайно из-за многоликости гестоза R.S. Goodlin (1989) назвал его «great imposter» («великий обманщик»).
Для более полноценной оценки течения гестоза наряду с определением клинических проявлений необходима комплексная лабораторная диагностика, призванная выявить нарушения функции всех жизненно важных органов, возможные на фоне гестоза.
Даже традиционные лабораторные данные (анализ крови) могут быть информативными. Установлено, что при физиологически протекающей беременности происходит постепенное увеличение объема циркулирующей крови (ОЦК), что обеспечивает адекватное кровообращение в растущей сосудистой сети беременной матки («третий круг кровообращения»). Общий прирост ОЦК к моменту родов достигает 1000-1200 мл и происходит за счет увеличения объема плазмы (ОП) – на 800-850 мл, и в меньшей степени – за счет глобулярного, т.е. эритроцитарного объема (ГО). Неравномерный прирост ОП и ГО приводит к относительному снижению в III триместре беременности числа эритроцитов, концентрации гемоглобина (110-120 г/л) и венозного гематокрита (до 36%). За счет аутогемодилюции происходит и снижение осмолярности крови (270-280 мосм/л).
На фоне позднего гестоза вследствие недостаточного увеличения ОЦК (гиповолемия) наблюдается гемоконцентрация (увеличение показателя гемоглобина более 125 г/л и венозного гематокрита более 37%), что может создавать ошибочное впечатление о кажущемся благополучии в состоянии глобулярного (эритроцитарного) объема. Отмечается также и увеличение показателя осмолярности (более 280 мосм/л).