МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
В первом разделе пособия представлены исторические источники, характеризующие хозяйственный строй, общественные отношения и систему управления у германских племен с середины I в. до н. э. до конца I в. н. э. За эти 150 лет в жизни германцев произошли значительные изменения, связанные с началом разложения родового строя. Усовершенствовались система земледелия и характер обработки земли, претерпели изменения органы родового строя. Изучение письменных памятников, прежде всего «Записок о Галльской войне» Цезаря и книги Тацита «О происхождении и местожительстве германцев» (или «Германия»), позволяет судить об этих переменах. Как известно, к середине I в. до н. э. германцы уже продвинулись к Рейну и Дунаю, однако их попыткам закрепиться в Галлии помешал Гай Юлий Цезарь (100-44 гг. до н. э.), выдающийся римский полководец и государственный деятель. Ему принадлежит первое описание германцев и их страны: «Записки о Галльской войне» представляют собой обработку военных донесений, ежегодно представлявшихся в сенат. Особенно важны у Цезаря главы 1-3 книги IV и главы 21-23 книги VI, или так называемые «германские экскурсы», из которых, по мнению исследователей, второй является более поздним и достоверным. Впрочем, Цезарю не пришлось основательно познакомиться с внутренней жизнью германских племен, его сведения нуждаются в критической проверке, а объяснения некоторых явлений (например, причин частой смены полей у германцев) вообще неверны. Публий Корнелий Тацит (ок. 54 г. – ок. 120 г.), один из крупнейших римских историков, сообщает сведения о древнегерманских племенах, почерпнутые из бесед с купцами и солдатами, побывавшими в Германии, из отчетов начальников пограничной стражи. Будучи наместником провинции Бельгика (89-93 гг.), он жил в непосредственной близости от Германии. Тацит составил довольно подробный рассказ о германцах: он описал их страну, места расселения, верования, обычаи, общество, способ ведения войны. Тацит считал, что климат и почва Германии были малопригодны для жизни и возделывания. Однако германцы занимались земледелием, хоть и не очень прилежно, с точки зрения римлянина. Большое значение имело скотоводство – скот составлял главное богатство германцев. Скот давал основную часть продуктов питания: сыр, молоко, мясо. Из напитков более всего было распространено пиво. Железный век в Германии начался примерно за четыре столетия до н. э. Он представлен так называемой Ясторфской культурой[14], носители которой, как предполагается, были предками германцев. Однако еще во времена Тацита изделия из железа были большой редкостью. Керамика, как правило, производилась вручную, хотя был известен гончарный круг. Рейнские и дунайские германцы активно торговали с Римской империей. Они продавали рабов, кожи, с Балтийского побережья поступал янтарь. Эти товары обменивались на вино, деньги, бронзовые сосуды, разнообразные украшения, оружие и др. Тацит часто описывает порядки у германцев в категориях римского общества. Надо иметь в виду и то, что историк был настроен оппозиционно по отношению к императорской власти в Риме и стремился противопоставить распущенности римских нравов суровость и простоту нравов германского общества, которые он подчеркивал и в известной степени идеализировал. Свидетельство об одном из первых контактов античного мира с германцами содержится у Страбона (ок. 64 г. до н.э. – 19 г. н.э.), который передал рассказ Пифея из Массилии (ныне Марсель) о путешествии в 4 в. до н. э. на север. Отрывки из «Географии» Страбона содержат сведения о германских племенах, заимствованные из утраченных позднее произведений его современников. Представляют интерес и отрывки из «Естественной истории» Гая Плиния Старшего (ок. 24–79 гг. н. э.), познакомившегося с бытом древних германцев во время похода против них. Свидетельства Плиния помогают установить расселение основных групп германских племен и охарактеризовать образ жизни и занятия германцев. Отметим, что для древних писателей характерно недостаточное знакомство с порядками германского общества (в частности с системой коллективной собственности и совместной обработки земли), стремление изобразить варваров более дикими и воинственными, чем это было на самом деле. Приступая к изучению указанных источников, предварительно следует получить о них общее представление. Для этого можно воспользоваться пособием А.Д. Люблинской,[15] работами О.Л. Вайнштейна[16], В.И. Рутенбурга[17] а также сведениями, содержащимися в рекомендованных изданиях исторических документов[18] и хрестоматиях.[19] Работая с источниками, необходимо тщательно, на основании не только прямых, но и косвенных указаний документов собрать данные, которые относятся к изучаемой теме. Весь этот материал целесообразно сгруппировать по следующим вопросам: 1. Характеристика источников. 2. Развитие производительных сил в хозяйстве древних германцев (система земледелия, скотоводство, ремесло, зачатки обмена). 3. Изменение характера землепользования и эволюции общины. 4. Разложение первобытнообщинного строя и зарождение имущественного и социального неравенства. 5. Военная демократия. Последнему пункту следует уделить особое внимание. Форма организации власти германцев по традиции, идущей от Л.Г. Моргана и Ф. Энгельса, именуется «военной демократией», причем современные отечественные исследователи подчеркивают прежде всего именно властные функции военной демократии (А.А. Горский).[20] В то же время ученые, как западные, так и отечественные, подчеркивают все возрастающую роль знати, как динамичного фактора варварского германского общества.[21] При изучении свидетельств античных авторов следует принимать во внимание не только то, что они нуждаются в критической проверке из-за влияния «субъективного фактора» на их содержание. За последние годы археологи, лингвисты, специалисты по исторической географии и палеоботанике накопили значительный материал, позволяющий пересмотреть традиционные представления, основывающиеся на сведениях письменных источников. Краткая сводка новейших достижений этих наук дана в учебнике по истории средних веков для педагогических институтов.[22] Поэтому следует вначале изучить материал этого учебника, а затем, уже зная, какие данные письменных памятников нуждаются в особенно значительных коррективах, приступить к анализу самих источников. Как это сделать, поясним на примере первой же проблемы, возникающей при изучении этой темы. Известны свидетельства Цезаря о том, что германцы «не особенно усердно занимаются земледелием и питаются главным образом молоком, сыром и мясом». Тацит же сообщает, что «земля занимается всеми вместе поочередно по числу работников...они каждый год меняют пашню, и [все-таки] остается [свободное] поле». Задача заключается в том, чтобы установить, каким ступеням в развитии земледелия соответствуют эти данные. Если бы мы опирались на одни только письменные источники, то могли бы заключить, что образ жизни германцев, описанный Цезарем, является полукочевым, а система земледелия при Таците – залежной (или переложной). Но после знакомства с выводами археологов освещение проблемы приобретает иной характер. Теперь требуется выяснить: 1) можно ли утверждать, основываясь на свидетельствах Цезаря, что германцы занимались преимущественно скотоводством, а не земледелием; 2) можно ли распространять сведения Цезаря об агрикультуре свевов и даже свидетельства Тацита о земледелии германских племен на всю Германию. Иными словами – не достигли ли отдельные племена (или группы племен) более высоких ступеней в развитии земледелия? Изучение археологических материалов позволяет ответить на эти вопросы. Одновременно следует использовать и некоторые свидетельства письменных памятников, например сведения об употреблении удобрений племенем убиев. На занятиях предстоит решить и другую проблему – определить стадию развития родового строя у германцев. У Тацита студенты найдут множество данных о родственных группах, о материнском праве и кровной мести, что поможет нарисовать картину родовых связей у германцев того времени. Наряду с этим важно установить, как совершается распад родовой общины – ячейки первобытнообщинного строя. Известно, что родовая община, в которой существует коллективное пользование землей и совместное производство, сменяется общиной земледельческой, где, при сохранении коллективной собственности на землю, производство ведется уже индивидуально, большими семьями (домашними общинами) на участках, выделенных им в пользование. Таким образом, при изучении данной проблемы необходимо определить, насколько индивидуализировалось земледелие у германцев ко времени Тацита. Разложение родового строя не ограничивалось трансформацией общины, но находило свое выражение и в возникновении имущественного и социального неравенства. Проследить его возникновение – третья задача при работе над этой темой. Решая ее, студент должен обратить внимание не столько на существование уже сформировавшейся прослойки рабов, ибо не они явились в дальнейшем основным источником складывавшегося класса зависимых крестьян, сколько на развитие тех процессов, которые в будущем приведут к формированию господствующего класса и утрате рядовыми германцами равноправия и свободы. Какие это процессы? Одни связаны с зарождающимся новым порядком раздела земли, другие – с эксплуатацией несвободных, третьи – с изменением характера войн. Выяснение вопроса о военной демократии явится одним из средств решения данной задачи. Повышенный интерес римских писателей к воинским способностям врагов римлян сделал сведения о военном деле у германцев особенно многочисленными. Они могут послужить материалом для освещения вопроса о военной демократии. Важно также установить, был ли утрачен в эпоху Тацита прежний характер управления, свойственный родовому строю. К большинству сообщений следует относиться критически, ибо значительная часть письменных известий о германцах не принадлежит очевидцам. Сочинения античных писателей характеризуют, прежде всего, культуру самого Рима, культура же германцев выступает в них сильнейшим образом преломленной и деформированной взглядами и навыками совершенно иной культурной традиции. Трудности, возникающие перед исследователями, заключаются не столько в том, что о варварах сообщались неверные сведения (они могут быть и правильными), но оценка их значения, их компоновка в общей картине, рисуемой античным писателем, всецело определяется установками, менталитетом автора, его историко-культурной концепцией. В этом плане очень важно замечание одного из крупнейших отечественных исследователей истории древнего Рима Г.С. Кнабе[23]: «Тацит хорошо знал жизнь прирейнских племен, и отступления от истины естественнее рассматривать не как ошибки, а как тенденцию, причем, скорее всего сознательную. Описывая обычаи германцев, которые особенно ясно сопоставлялись в глазах читателя с римскими, Тацит стремился дать контрастный материал, оттеняющий определенные стороны жизни римлян. Она не в меньшей степени, чем жизнь германцев, является предметом книги. «Германия» написана как контрапункт римской и германской тем, «мы» и «они», и написана ради него. Он образует ее содержание, ее суть и смысл».[24] Приведенный в пособии подбор текстов источников предоставляет также возможность произвести сравнительную оценку тех сведений, какую дают о древних германцах тексты нарративного – иногда этнографического характера со сведениями, которые можно извлечь из текста повествовательно-исторического плана, т.е. излагающих конкретный ход исторических событий: (напр., материал «Германии» Тацита с материалами его же «Анналов» и «Историй»). Сравнение параллельных текстов различных авторов, повествующих об одних и тех же событиях также может дать материал для некоторых критических выводов. Закрепление изученного материала целесообразно в рамках подготовки докладов на обобщающие темы, такие как: «Общественный строй древних германцев при Цезаре», «Общественный строй древних германцев при Таците», «Общественный строй древних германцев во II-V в. н.э.».[25] Главное внимание при раскрытии вышеуказанных тем следует уделять таким вопросам, как характер и уровень развития производства (в первую очередь – земледелия и скотоводства), форма общины, социальная структура, организация управления. Например: Тема 1. Общественный строй древних германцев при Цезаре. I в. до н.э. (т. наз. «эпоха Цезаря») – характеризуется господством родового строя, родовых общин, находившихся еще на довольно низкой ступени развития производительных сил, весьма подвижных, хотя и не настоящих кочевников, знающих уже плужное земледелие, хотя и весьма экстенсивное, быстро собирающихся в военные отряды для набегов на соседей и грабежей и так же быстро снимающихся со своих мест при приближении сильного неприятеля. Это время первого проникновения германцев в соседнюю Галлию, куда их отдельные отряды (напр., Ариовиста), направляются первоначально по найму самих галлов за плату.[26] К первой теме главным источником является «записки о Галльской войне» Цезаря. Тема 2. Общественный строй древних германцев при Таците. I – начало II вв. н.э. (эпоха Тацита), при сохраняющемся господстве родового строя, поселений родовыми деревнями, сообща владеющими землей и распределяющими ее между крупными родовыми домашними коммунами (так называемые большие семьи), характеризуется уже большей оседлостью, зачатками классов на основе зарождения патриархального рабовладения и выделения родоплеменной аристократии, окружающей себя военными дружинами; в это время складывается военная демократия, соответствующая этой стадии общественного развития.[27] Ко второй теме главными источниками являются «Германия», «Анналы» и «Истории» Тацита. Тема 3. Общественный строй древних германцев во II-V в. н.э. В третьем докладе следует собрать разрозненные данные об изменениях в экономических отношениях, социальной структуре и организации управления у германских племен (готов, франков, алеманов, бургундов и др.) во II-V вв., которые содержатся в произведениях Аммиана Марцеллина, Сидония Аполлинария, Эвгиппия, Зосима, Григория Турского, Иордана, Прокопия и других авторов, а также в римских законах.
I.1.
|