Студопедия — Эвритмия как видимая речь 10 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Эвритмия как видимая речь 10 страница






Edel sei der Mensch,

Hilfreich und gut!

Denn das allein

Unterschiedet ihn

Von allen Wesen,

Die wir kennen.

Heil den unbekannten

Hoehern Wesen,

Die wir ahnen!

Ihnen gleiche der Mensch;

Sein Beispiel lehr' uns

Jene glauben.

 

Благородным пусть будет человек,

Приходящим на помощь и добрым,

Потому что это единственно

Отличает его

От всех существ,

Которых мы знаем.

Слава неизвестным

Высоким сущностям,

Которых мы чуем!

Пусть уподобится им человек.

Его (их) пример пусть научит нас

Верить в них.

 

Я буду говорить стихотворение, а вы будете делать жесты, движения, которые делали вчера в круге. И, двигаясь со своими жестами-движениями по кругу, вы будете изображать соответствующие звуки, когда они будут встре­чаться в тексте и относиться к вам. Вы увидите, что это выйдет еще красивее.

Denn unfuehlend

Ist die Natur:

Es leuchtet sie Sonne

Ueber Boes' und Gute,

Und dem Verbrecher

Glдnzen, wie dem Bester,

Der Mond und die Sterne.

Wind und Stroeme,

Donner und Hagel

Rauschen ihren Weg

Und ergreifen,

Vorueber eilend,

Einen um den andern.

Auch so das Glueck

Tappt unter die Menge,

Fasst bald des Knaben

Lockige Unschuld,

Bald auch den kahlen

Schuldigen Scheitel.

 

Потому что бесчувственной

Является природа,

Солнце светит

И злому и доброму,

И преступнику

Блещут, как лучшему из людей,

Луна и звезды.

Ветер и реки

Гром и град

Шумят, идя своим путем,

И хватают,

Спеша мимо,

Того или другого.

Также и счастье

Врывается в толпу,

Хватает то мальчика,

Кудрявого и невинного,

То лысый череп грешника.

 

И вот, если только вы будете относиться со вниманием к этим упражне­ниям, то увидите: именно благодаря тому, что мы черпаем из настоящего, из действительного кругового движения и из духовного жеста, что именно бла­годаря этому отдельные звуки проявляются на соответствующем фоне, кото­рый их целиком одухотворяет.

То, что я вам говорю, чрезвычайно важно, главным образом, для тех, которые уже (до известной степени) умеют эвритмизировать и достигли той ступени, которая им приблизительно дает возможность сделать то, что, на­пример, было представлено в «Ученике чародея». Тогда мы имеем, в доста­точной мере, законченное, завершенное исполнение. Когда вы достигаете в эвритмии примерно этой степени навыка, тогда дальнейшая задача состоит в том, чтобы делать много упражнений в том направлении, на которое мы сей­час ступим. Ибо, благодаря тому, что вы будете упражняться в указанных вам вчера жестах, движениях и переходах этих жестов-движений в отдельные звуки, вы приобретете большую и, вместе с тем, необходимую гибкость в образовании звуков.

Посмотрите, как это прекрасно, когда «Козерог» так обрамляет звук! Пусть ваши звуки исходят из ваших жестов, а затем возвращайтесь обратно к жесту, тогда вы получите жест, обрамляющий букву. Иначе говоря, звук по­ставлен эвритмически правильно, когда он приблизительно (я говорю нарочно это слово «приблизительно») вырастает из этого жеста и может снова воз­вратиться в этот жест. Необходимо, конечно, чтобы это движение делалось по-возможности бегло.

Чрезвычайно много выиграете вы не только в отношении исполнения (об этом я еще буду говорить) но и в отношении обучения, если все сказанное будете выполнять в сольной эвритмии или в дуэтах, трио и т.д. Тут задача будет состоять в следующем. Возьмем Козерога; если он один, и ему будет сказано, что он должен выразить какое-нибудь стихотворение в согласных, опуская гласные, он должен тогда, сходя со своего места и кратчайшим путем отыскивая место в зодиакальном круге, место где находится соответствующий согласный звук, и там сделать его. При переходе от одного к другому он должен делать только тот жест, который соответствует следующему звуку. Эти вещи важны, главным образом, потому, что эвритмическое благодаря им действительно постепенно переходит в человека, потому что эти жесты по­строены в расчете на существо человека. Таким образом, мы получаем воз­можность строить формы (эвритмические формы стихотворения) так, чтобы возникла не только внутренняя закономерность у каждого отдельного испол­нителя, но определялось также отношение одного исполнителя к другому (если их несколько) или к пространству.

Ну, сегодня мы еще, конечно, будем в состоянии воспроизвести что-либо помимо того, что вы сами получили, помимо того звука, который вам дан. Мы позволили себе, однако, встать не лицом к публике, а лицом к центру, чтобы можно было видеть того, кто в соответствующем месте делает согласный. И тогда тот, кто до этого делал согласный (гласные мы пока оставим), движется по направлению к месту следующего согласного и делает ему навстречу его собственное движение. Видите, как прекрасно это выхо­дит.

Двенадцать стоящих во внешнем круге следят теперь внимательно за сво­ими звуками. Первый, кто получит звук, делает его. Затем вы (тот, кто дви­жется) следите за следующим согласным и двигаетесь по направлению к тому, у которого этот согласный. Тот, в свою очередь, тоже следит и проделывает ее перед вами. И тогда вы лицом к лицу с ним делаете тоже эту согласную. Вы увидите, что получится очень красивое движение.

В дальнейшем, однако, надо это делать без того, чтобы кто-нибудь стоял перед вами. Надо это делать так, как если бы на этом месте перед вами было видение и вы видели бы эти движения у этого видения.

Я совсем медленно прочту коротенькое стихотворение, а вы его выполни­те. Другие остаются стоять, все это проделает фрейлейн С:

Ach, ihr Goetter! grosse Goetter!

(c R дело обстоит так, что R — как Б.)

In dem weiter Himmel droben!

Gaebet ihr uns auf der Erde

Festen Sinn und guten Mut:

O, wir Hessen euch, ihr Guten,

Euren weiten Himmel droben!

 

Ах! Вы, Боги! Великие Боги!

В далеком небе наверху!

Даруйте нам на Земле

Твердый разум и твердость духа.

О, мы оставили Вам, добрые Боги,

Ваше далекое небо там наверху!

 

Тут у вас возникает понимание, что формы, которые вы делаете, не могут быть произвольными, что они, наоборот, чрезвычайно обоснованы, и притом не в общем тривиальном смысле. Так, если в каком-нибудь стихотворении встретится выражение «Bauch» (живот), то не надо делать такой формы, это не отвечало бы нашей задаче. Задача наша состоит в том, чтобы из самой речи (в данном случае, значит, из самой формы) лежащей с звуках и в духовных жестах, которые мы рассматривали вчера, образовывать эти формы.

Посмотрите, как это прекрасно выйдет, если мы теперь возьмем еще и гласные. Делайте теперь (другой эвритмист) то же самое, а другой будет делать в царстве гласных.

Вы ведь знаете, где находятся соответствующие звуки, к которым вы должны идти:

Ach, ihr Goetter! grosse Goetter!

В промежутках не делайте никаких движений, оставайтесь стоять, если нет никакого гласного. Получается очень красивая картина, когда непосред­ственно друг за другом идут два одинаковых гласных звука и на соответству­ющем месте остаются в покое:

Ach, ihr Goetter! grosse Goetter!

Gaebet ihr uns auf der Erde.

В этом заключается мощное средство для упражнения. Это видно из того, что там, где вы останавливаетесь на гласном, вы еще раз должны останавли­ваться, когда гласные повторяются.

Чтобы, однако, все это хорошенько прочувствовать, надо проникнуться тем, что живет в языке. Для этого мне хотелось бы три первые строчки не прореци­тировать, не продекламировать, а проинтонировать двояким способом, так, чтобы вам было видно, что именно заключается в языке и что эвритмист, безусловно, должен прочувствовать, так как иначе не выйдет того, что надо выразить.

a i ц e ц e ц e

i e ei e i e o e

дe i и аи е е е

Подумайте только, что чувство получает совершенно иной вид, когда мы имеем в словах «der Erde» три «е», в противоположность тому, когда глас­ный следует за гласным. Это вы почувствуете особенно сильно, когда будете делать данные упражнения.._

Но и в согласных звуках заключается то же самое, и на этом основана красота стихотворения. В сущности, совершенно нельзя овладеть речью, если не подготовить стихотворения так: сначала звучат гласные, а согласные наполовину выпадают, затем — наполовину выпадают гласные, а звучат согласные. Пред­ставьте себе, какой получается характер, когда вы имеете следующее:

ch hr g tt r gr ss g tt r

з d m w t n h mm l dr b n

g b t hr n s f d r rd

fst n s nn nd g t n m t

Итак, вы ощутили гласные и, вслед за ними, согласные. В этом эвритмист, собственно, должен упражняться; тогда он становится гибким, тогда тело его становится тем, чем оно должно быть. Вы воистину должны проникнуться известным уважением (Achtung) к эвритмии, если хотите эвритмизировать. Это уважение должно стать убеждением (Gesinnung). Если вы действительно соответствующим образом подражаете всем движениям, которые делает ваша гортань, когда она выговаривает более или менее сложное предложение, то должны многому научиться. Всему этому вы научились в вашем доземном бытии. Когда гортань входит в то, чему она подражает в звуках, которые слышатся в окружающем мире, тогда это будет лишь небольшим повторением в земном бытии того, чему вы учились в доземном бытии. Но такое учение, происходящее в духовном, оно ведь не интеллектуально, оно таково, что выте­кает из чувства. Поэтому благодаря таким упражнениям, которые вы теперь будете делать, приобретается нужное чувство.

Нет необходимости сейчас же изображать хоровод планет. Для этого по­требуется 12+7, то есть, 19 человек, а люди, у которых происходят эвритми­ческие представления, скажут, пожалуй, что могут вести упражнения только с 7-ю показывающими, потому что для большего числа у них нет средств. Да и как же нам поступить в таком случае? Необходимо понять, что наша задача заключается не в том, чтобы сейчас же приступать к изображению такого хоровода, а в том, чтобы настолько проникнуться всем, что последние два часа вам сообщалось о переходе от жестов в духе к жестам в звуке, чтобы ваш организм стал податливым, гибким. Это вам поможет проникнуться тем тон­ким ощущением, которое необходимо для эвритмии.

В этом курсе мы ведь не только хотим повторять, но и окинуть взором все то, что может способствовать продвижению эвритмии.

На пути продвижения эвритмии стоит, однако, то (я думаю, что это бывает частенько), что люди, понимая ее, не думают, что еще необходимо учиться. Су­ществуют даже такие люди, которые, просмотрев две или три недели, как произ­водятся эвритмические движения, хотят затем сами учительствовать. Подумайте, сколь неслыханно это было бы, если бы такие же претензии предъявлялись в музыке или в живописи! Вопрос заключается в том, чтобы научиться понимать, что эвритмия является чем-то таким, что делает средствами выражения все воз­можности, заложенные в организме человека. А это может быть достигнуто только тогда, когда производятся также и такие упражнения, которые потом не применяются при постановках, но способствуют приобретению соответствую­щей гибкости. Подумайте, ведь так же делается и в других искусствах. Конечно, всем вам известно знаменитое пианино Листа без струн, но с клавиатурой. Веро­ятно, им пользовались и другие композиторы. На этом пианино Лист упражнял­ся постоянно. Оно всегда было при нем. Эти упражнения он делал, конечно, не для того, чтобы создавать музыку, а чтобы развивать в организме подвижность. Соседям это не мешало. Таким образом, когда упражнения делались этим спосо­бом, то всем было хорошо. Нет необходимости мешать по ночам своим соседям, а на таком пианино можно ведь играть всю ночь и никому не мешать. Оно пред­назначено только для развития в организме подвижности.

То, что мы сейчас прошли в течение этих двух часов, является, собствен­но, фундаментом для эвритмии, в том отношении, что дает телу именно эв­ритмическую постановку и подвижность. А теперь вернемся несколько назад и проделаем еще последние строки стихотворения:

«Festen Sinn und guten Mut»

Твердый ум и хороший дух.

В этих словах лежит целый ряд фактов, которые мы воспринимаем: «Und gu (на и надо остановиться) — ten (возвращение на прежнее место) Mut», — это нахождение себя (Sich-Hineinfinden) в движении, которое мы ощущаем как естественное движение, когда переходим от одного гласного к другому, или как естественное, когда две одинаковые гласные следуют друг за другом, или когда повторяется тот же гласный. Именно это и вызывает верное чувство.

О, wir Hessen euch, ihr Guten О, мы оставили Вам, добрые Боги,

Euren weiten Himmel droben! Ваше далекое небо там наверху!

Мы указали, таким образом, на возможность ощущать гласные и соглас­ные в их отношении друг к другу. При этом я должен, безусловно, подчерк­нуть, что место не играет никакой роли. Я мог бы, например, вот эту даму, которая со своим звуком Г стояла здесь («Лев»), поставить сюда. Другие заняли бы тогда соответственно такие места... Ведь и тогда, когда круг начи­нает двигаться, все меняют свои места. Таким образом, абсолютное место не имеет значения, важны относительные места, то есть, как стоят по отношению друг к другу. Из этого вы можете заключить, как много имеется возможнос­тей образования различных форм. Эти возможности образования форм выте­кают из того, что в каком-то определенном месте находится начало, напри­мер, что мы в каком-нибудь месте начинаем стихотворение с Ф и получаем основную (исходную) точку для образования соответствующих форм, а затем знаем, в каком направлении надо двигаться для образования других форм.

Вам теперь должно быть ясно, что в том, с чем мы познакомились вчера и сегодня, лежит вживание в жест и в форму.

 

 

Лекция двенадцатая

Дорнах, 9 июля 1924 г.

Возникающие благодаря излиянию души в форму и движение целительные

воздействия и их влияние на всего человека

Мои милые друзья!

К имеющемуся у нас материалу мы присоединим теперь то, что открыли в основах эвритмии, и обсудим некоторые вопросы, которые вам частично уже знакомы. А затем установим связь между тем, что вам знакомо, и тем, о чем мы здесь говорили. Первое, что мне хотелось бы обсудить из того, что мы видели: как некоторые, хотелось бы сказать, моральные импульсы, которые мы в числе 12-и и 7-и изобразили перед вашей душой, как эти импульсы выразились в жесте (в жесте в спокойном положении и в жесте в движении) и как в эвритмическом движении можно прекрасно достичь уразумения из того, что человеческая душа отзывается (urteilt), переживая, — потому что в этом и заключается все дело — или, также, что человеческая душа пережива­ет, отзываясь (urteilt), и что затем выливается в звук.

И точно также обратное воздействие на всего человека оказывает то, что из человеческой души изливается в форму и в движение. И на этом покоится целительное влияние эвритмии. Влияние это может проявляться в морально-душевном, а также, безусловно, и в психо-физическом отношении.

Морально-душевное целительное влияние проявляется особенно сильно в том случае, когда эвритмические упражнения проводятся уже в детском воз­расте.

С этой точки зрения, основанной на том, что формы и движения возника­ют из душевного настроения и склада и оказывают обратное воздействие на душу, мне хотелось бы обсудить еще раз кое-что из того, с чем мы познакоми­лись раньше, чтобы можно было получить более связную картину и продви­нуть затем в ближайшие дни эвритмию слова дальше.

Вам ведь знакомо то упражнение, которое объединяет одного человека с другим (его ближним), то есть, так называемое упражнение «Я и Ты». При этом упражнении вы становитесь вчетвером; но, принимая во внимание зрите­ля, необходимо, чтобы стоящие спиной несколько повернулись, не очень, од­нако, сильно. А теперь проделайте это упражнение следующим образом: «Я и Ты, Ты и Я, Я и Ты, Ты и Я — это Мы». Получается настоящее «Мы». Таким образом, упражнение заканчивается объединением в круге — «Мы». Стоящие друг против друга по диагонали считаются» и «Ты». Когда они приближа­ются друг к другу, то выражают этим, что хотят связаться друг с другом и что другие тоже хотят быть связанными с ними. В диагонали отражен переход от «Я» к «Ты», от «Ты» к «Я». Это можно повторить несколько раз, а затем, связаться всем вместе, сознавая: это — «Мы». Если это упражнение нужно повторить, то при «Ты и Я», «Ты и Я» можно возвращаться на исходные места.

Дальнейшая задача будет состоять в том, чтобы проделать то же самое упражнение самыми различными способами, исходя из тех настроений, с ко­торыми мы познакомились на этих днях.

Вы, фрейлейн В., можете себе представить, что вы — «Орел», а вы, фрау Ст., — «Водолей», вы, фрейлейн С, — «Телец», а вы, фрейлейн Н., — «Лев». Сделайте соответствующие жесты. Исходите из этих жестов и, проделав все, возвращайтесь к ним снова.

Обратите внимание на то, что в этом выражается, Благодаря этому уп­ражнению можно видеть, что человек заключает в себе всех этих четырех зверей в форме четырех нравственных качеств, и что в сознании своего собст­венного «Я» он содержит, строго говоря, все человечество, но как человек обладает вместе с тем «Мы».

Теперь с этого начального жеста начинайте упражнение. Затем вы граци­озно заканчиваете начальным жестом. Тут вы сможете применить те указа­ния, которые только что получили.

Таким образом, получается правильное, законченное упражнение: «исход­ный жест; "Я и Ты", "Ты и Я", "Я и Ты", "Ты и Я"; "это — Мы"; исходный жест». Вы имеете, таким образом, правильное начало — вступление и правильное заключение, так что все в целом заключено в рамки. Это упражнение можно великолепно применить в эвритмии для педагогических целей. Так, если у де­тей наблюдается зависть или честолюбие, — это ведь такие свойства, которые надо исправлять в детском возрасте — то надо им давать проделывать эти упражнения особенно усердно. И тогда получается следующее. Искусство воспитания не допускает ведь, само собой разумеется, никаких приемов, ко­торые можно было бы назвать магическими, потому что все магическое оказа­ло бы при воспитании внушающее воздействие. Оно воздействовало бы на бессознательное в ребенке. А это можно делать только по отношению к слабоумным, неполноценным детям; это и дозволено делать только применитель­но к неполноценным детям. До тех пор, однако, пока ненормальные особен­ности ребенка остаются душевными свойствами, безусловно необходимо, уст­раняя какое бы то ни было магическое внушение, оказывать на него чисто душевное влияние. Что же получается, когда заставляют четырех детей проде­лывать это упражнение? Они все время слышат, как повторяется: «Я» и «Ты». Благодаря этому в сознание ребенка проникает элемент принадлежности друг другу, общности, взаимного отношения друг к другу. Оно доходит до созна­ния ребенка в словах: «Это — Мы». А в жесте, который при этом делается, (взяться за руки), выражается, что внимание ребенка направляется на проис­ходящее при этом и оказывающее на него душевное влияние. Во всем этом нет малейшего внушения. И все же можно сказать, что в этом движении заложено средство противодействовать зависти и ложному честолюбию. Применять это можно только к здоровым детям. Надо давать им делать это упражнение с таким сознанием, что в нем нет никакого внушения и никакой магии.

Вы спросите, однако: а как же поступать с патологией детей? При патоло­гиях мы часто принуждены считаться со смутным, пониженным сознанием. Поэтому если у детей проявляются эти патологические признаки, то надо помнить, что этим упражнением можно пользоваться с успехом. Но им нельзя пользоваться, если у детей сознание патологически возбуждено.

Все, однако, что относится к целительству, можно применять лишь по предписанию врача, потому что там, где проявляются патологические призна­ки, судьей может быть только врач.

Перейдем к другому танцеобразному движению, источником которого является определенное душевное настроение. Мы назвали это движение «Мир­ным танцем» (Friedenstanz). В сочетании с другим танцем этот «мирный» та­нец показывает, как определенный оттенок душевного настроения выливается в определенную форму.

Предположим, что вы образуете треугольник. Вы можете образовать его так, что он будет иметь следующий вид:

Допустим, что какой-нибудь человек пойдет по треугольнику в этом на­правлении (см.рис.). Или же могут быть трое, из которых первый пойдет по этому пути, второй по этому, третий по этому.

Если вы затем возьмете такую форму треугольника и сравните с первой, то увидите разницу.

В первом треугольнике передняя линия отличается от двух других своей дли­ной, во втором она отличается тем, что она короче двух других. Если мы во втором случае проделаем то же движение, что и в первом, то получится иное впечатление.

В первом случае мы имеем впечатление мира, во втором — впечатление энергии. Можно, таким образом, сказать, что в одном случае мы имеем дело с мирным танцем, а в другом случае — с энергическим танцем (Energietanz).

Существенным здесь является то, что это эвритмическое движение проде­лывается в ритме. И если мы зададимся вопросом: «Как надо выполнять это движение?» — то надо припомнить то, что я вам говорил. При понижающемся ритме () мы имеем нечто повелевающее, распорядительное, а при восходящем ритме () нечто желающее, добивающееся чего-то.

Однако как вступление в мирное настроение, так и вступление в энерги­ческое настроение представляет собой в обоих случаях нечто такое, что свя­зано со стремлением к чему-нибудь, что, конечно, не может найти примене­ния, скажем, в военном командовании. Я не имею при этом в виду ничего плохого, как это могло бы, пожалуй, показаться, но ведь военное командова­ние могло бы состоять также и в том, что детей приучают к повиновению при помощи известный движений. Однако все относящееся к приказанию, распо­ряжению не может быть выражено при наличии этого настроения. Тут дело касается лишь повышающейся темы, ритма анапеста.

Теперь я попрошу фрейлейн С проделать нам упражнение по первому треугольнику так, как я его описал. Положим, что вы идете по треугольнику анапестом, а я в то же время говорю (первый треугольник):

Strebe nach Frieden,

Lebe in Frieden,

Liebe den Frieden.

 

Стремись к миру,

Живи в мире,

Люби мир.

Делайте это так, чтобы длинная сторона лежала перед зрителями и слу­жила восхождением. Так что вам надо начинать отсюда (1). Только вы идете спиной (лицом к зрителям), потому что должны следить, чтобы зрители виде­ли вас. Для вашего слуха неприятно, что прочитанные мною слова построены не анапестом, но это не имеет значения; через ритм вы должны войти в ана­пест, хотя его и нет в сказанных мною словах. Тогда на языке эвритмии получает непосредственное выражение то, что в ритме речи не может быть целиком выражено, потому что, например, в немецком языке нет таких слов, которые означали бы «Frieden» (мир) и заканчивались бы слогом с ударени­ем. Итак, еще раз:

Strebe nach Frieden...

Делайте движение анапеста отчетливо. В сказанных мною словах ритм дактиля, но вы должны все же делать движения анапестом; это не совпадает с речью, но все же проделайте нам этот танец в ритме анапеста, не смущаясь речью. Надо бы найти текст, построенный анапестом, потому что иначе всег­да будет дисгармония, которая, конечно, неприятна слуху.

Теперь проделайте следующий треугольник. Тут анапесты надо делать в треугольнике с коротким основанием. Начинайте опять с первого треугольни­ка. Попробуйте отметить форму треугольника тем, что по боковым длинным линиям будете проходить быстрее, а по передней линии — медленным анапес­том. Вот это и будет то, что называется «энергическим» танцем.

Движения эти могут быть, однако, проделаны и группой людей. Возьмем сначала троих. Пусть они встанут треугольником и изобразят «мирный та­нец», каждый по одной линии. Можно, конечно, читать какой-нибудь текст, написанный анапестом.

Можно ведь, однако, проделать все это и иным способом: стоящие на углах образуют треугольник, имеющий такую же форму, но маленького раз­мера; в других углах делаются такие же треугольники. Итак, это упражнение можно делать самыми различными способами, и каждый способ будет обла­дать своей красотой. Лучше всего, если движение начнут те, кто стоял в точке (1). Каждый в отдельном маленьком треугольнике делает то же самое, что раньше выполнялось по всей сцене; все одновременно движутся по своей соб­ственной форме. Теперь все стоящие в треугольнике спиной, то есть, которых я поставил по углам, проделывают второе движение, «Я и Ты» - упражнение. Стоящие же посередине просто поворачиваются. Треугольники образовались у вас, таким образом, иначе. Те, которые теперь образуют квадрат, проделы­вают еще раз этот «мирный танец» там, где они стоят. Это движение проде­лывается трижды. Если вы все это проделаете действительно ловко, то обра­зуется связное упражнение.

Этим упражнением хорошо пользоваться для педагогических, а также для лечебно-педагогических целей. Может участвовать и меньшее количество групп. Можно делать то же самое с двумя или тремя группами, и вы можете с ними проводить это подобным образом:

Особенно хорошо проделывать это упражнение с классом, в котором много холерических детей, с которыми трудно совладать. Давайте им делать это каждый день, или сколько будет уроков эвритмии в течение двух-трех недель, и вы достигнете успехов в том, чтобы справиться с ними. Таким образом, всех детей, которые дерутся, шумят и так далее, надо заставлять проделывать это упражнение и вы увидите, что оно окажет на них чрезвычайно успокаивающее воздействие.

Теперь мы можем воспроизвести «энергический» танец. Тут вам необхо­димо составить такой же треугольник, но острее. Теперь снова проделайте три раза движения по треугольнику. По углам стоят четыре дамы (см.рис). Эти дамы делают следующее упражнение: они начинают движение с U, «Du und Ich», теперь при «Ich» они находятся в центре.

Он не делают жеста, как при «Du», a вместо этого— жест, показывающий, когда они стоят вместе, то занимают атакующее друг друга положение. Воз­вратитесь затем от «Ich» к «Du» и проделайте это три раза. И вот тут вы заняли то положение, из которого мы пойдем дальше. Прежде всего сделайте движение, противоположное «Ich-und-Du», то есть, «Du-und-Ich». «Du und Ich, Ich und Du, Du und Ich, Ich und Du, Du und Ich, Ich und Du». Теперь вы стоите сзади. А теперь сделайте еще так: пройдите крест накрест мимо друг друга (четверо внешних меняются местами). Проделайте это упражнение внутрь к центру «Du und Ich, Ich und Du... streiten heftig miteinander, streiten heftig miteinander! (яростно спорят друг с другом)». А теперь снова три раза на­чальное упражнение в треугольнике (см. рис).

Проделайте еще раз все упражнение: три раза упражнение в треугольни­ке, затем упражнение расхождения, затем опять в треугольнике.

Чтобы вам, однако, было видно, что такие упражнения можно разнообра­зить еще больше, сделайте теперь так: первое упражнение в треугольнике, затем второе в треугольнике, третье, потом — смотрите на всех стоящих в треугольнике, как на борющихся друг с другом. Проделайте таким образом движение «Du und Ich, Ich und Du... Streiten heftig miteinander!», все, сколько имеется налицо; затем встаньте треугольником и проделайте упражнение в треугольнике.

Безусловно, может быть найдено стихотворение из трех строф, построен­ное так, что формы этих упражнений могут быть проделаны.

Мне хочется добавить еще следующее: все, что вы видели за последнее время, безусловно можно использовать для педагогических и лечебно-педаго­гических целей. Все это оказывает очень благоприятное влияние на флегма­тичных, сонных детей. Это их пробуждает, они становятся внутренне ожив­леннее.

Сегодня я хотел бы привести только то, что создается больше из формы. А по форме можно уже затем почувствовать, что в ней заключено. Госпожа В., попробуйте сделать спираль, идущую изнутри наружу.

Вы сделали совершенно верно. Первым вашим движением было: положить руки на сердце; а закончили вы движение, закинув руки назад. Если вы при­смотритесь к этому движению, то найдете, что оно может служить хорошим выражением для выхода человеческой души из самой себя, для пробуждения у души интереса к миру, в конечном итоге ведущего к тому, что человек совершенно отдается миру; это выражается закидыванием рук назад. Проде­лайте данное упражнение еще раз, имея в сознании такое понимание. Вы видите, сперва это точно искание в самом себе, а затем пробуждение внима­ния к миру, отдача себя миру. А теперь сделайте обратно идущую спираль — извне вовнутрь, притом, в первой половине движения держите руки закину­тыми назад, а во второй половине — положенными на сердце, вы видите — это противоположно первому, это — замыкание в себе, это — уход от внеш­него мира.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 419. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия