Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Характеристика рахунків, призначених для обліку капіталуДата добавления: 2014-12-06; просмотров: 773
В IV д. в дуэте-поединке Амнерис и Радамеса эта тональность использована в кульминационной фазе этой сцены. SSSSS Особое место в драматургии оперы занимают Реминисценции. Это композиционные смысловые арки, которые напоминают о раннее пережитой ситуации. Этот приём Верди использует три раза: I-я реминисценция- Молитва Аиды.Она отражает безвыходное положения, когда человек не в силах разрешить неразрешимое. Такая ситуация возникает дважды: - в I д. Аида не знает, кому желать успеха и победы в предстоящей битве: отцу или Радамесу. Они оба ей дороги. а во II д. в дуэте-поединке соперниц, Амнерис узнаёт тайну любви Аиды и приходит в ярость. Аида, страдая, предпочитает умереть и унести в могилу свою любовь. Но ей суждена другая участь, – жить и терзаться, наблюдая счастье своей соперницы. Оба раза Аида находится в безвыходном положении, и оба раза она вверяет свою судьбу высшим силам. Она обращается с молитвой к богам, чтобы они решили её судьбу $$$$$ II-я реминисценция -связана с образом могущества и силы Египта. Это хор-марш "К берегам священным Нила".Тема хора всегда звучит как музыкальный символ несокрушимости и монолитности Египетской сферы. - впервые хор-марш появляется в массовой сцене I-го действия и отражает единодушный порыв: - мстить врагу! - второй раз эта тема появится во II действии в конце дуэта-поединка Аиды и Амнерис. Силы соперниц не равны: Аиды подавлена: - тайна её любви раскрыта, надежда на освобождение утрачена, так как её страна проиграла сраженье. Ей суждено навсегда оставаться рабыней. Зато Амнерис, вместе с народом Египта отправляется на большое торжество – встречать победителя. Там она, как лучшая из лучших красавиц Египта, будет наградой победителю. И тема Хора-Марша снова напомнит о силе Египта, и могуществе дочери фараона. $$$$$ III реминисценция - отражает важные вехи в судьбе и жизни Радамеса.Она связана с пением и танцем священных жриц. Эта музыка сопровождает обрядовые действа. Она звучит в опере дважды: в Финале I и в Финале IV действия и оба раза связана с Радамесом. Хотя ритуальные обряды имеют одинаковую музыку, но они противоположны по своему значению: - I действии - это обряд посвящения и величания в храме Вулкана. Он открывает блистательную страницу в жизни Радамеса. - а в IV действии - это обряд ритуального отпевания. Он знаменует последние минуты жизни Радамеса. $$$$$ В обоих случаях важные вехи в судьбе Радамеса связаны с особой ролью египетских жрецов. В свое время, избрав Радамеса, они вознесли его над обыденностью. Он прошёл обряд посвящения и возглавил армию Египта. А победа над эфиопами сделала его третьим по значению и власти человеком в стране, после верховного жреца и фараона. Но, несправедливо осудив Радамеса, жрецы отняли у него не только власть и славу, но и жизнь. Благодаря реминисценциям мгновенно перебрасываются смысловые арки, объединяющие по ситуации различные сцены. Ешё одной особенностью музыкального языка "Аиды" является метод интонационной характеристики персонажей. Это особенно заметно на примере образов Радамеса и Амонасро, которые не имеют лейтмотивов. Для Радамеса характерны две контрастные грани: · Радамес отважный воин · Радамес любящий герой Мужество, доблесть и отвагу отражают маршевые, фанфарные мотивы с пунктированным ритмом. Марш Радамеса $$$$$ Лирическую грань образа передают прекрасные кантиленные темы. Первый раз эту особенность ярко отражает романс Радамеса $$$$$ Подобного плана музыкальная характеристика еще в большей степени свойственна образу Амонасро. В драматургии оперы этот персонаж играет необычайно важную роль. Copyright © Андреева Е. Г. Амонасро впервые появляется в Большом Финале II д. в кульминационный момент триумфа и могущества Египта. Это большая массовая сцена, в которой принимают участие все египетские герои, а также жрецы и народ. Египетская сфера представлена здесь особенно величественно и монолитно. А эфиопская сфера связана только с образом Аиды, которая находится в безнадёжном отчаянии. На этом блестящем торжестве ей нет места, – она затеряна в толпе рабов. Появление Амонасро среди пленных эфиопов меняет соотношение между этими сферами. Во первых, с появлением отца Аида обретает поддержку. А во вторых, сам Амонасро выступает сразу в нескольких качествах, как: - как любящий отец Аиды · как суровый, мужественный, смелый воин, равный по отваге Радамесу. (Также как и Радамес, Амонасро возглавлял свою армию) - как царь Эфиопии, своим могуществом и властью не уступающий фараону Египта · и, наконец, это мудрый прорицатель, жрец-оракул, подобный Рамфису В лице Амонасро эфиопская сфера приобрела сразу как бы нескольких персонажей - отца, полководца-воина, царя и верховного жреца. Поэтому, в музыкальной характеристике Амонасро, нашли воплощение те интонационные особенности, которые присущи египетским героям. Например: · воинская отвага - черта, объединяющая Амонасро с Радамесом · мудрость оракула - "-"-"-" с Рамфисом · могущество власти правителя - "-"-"-" с Фараоном Поэтому, появление всего одного героя позволило выровнять баланс между Египетской и Эфиопской стороной. Для примера, остановлюсь на двух, самых характерных, особенностях образа Амонасро: - I грань - Суровый, мужественный облик воина. Эту черту отражают короткие, восходящие мотивы с пунктированным ритмом. $$$$$ - II –я контрастная грань образа - Мудрость и величие оракула. Эта особенность образа связана с прекрасными кантиленными темами, где каждый звук мелодии имеет разную окраску, благодаря постоянной смене гармонии. $$$$$ Но всё же, самой яркой особенностью музыкальной драматургии оперы являются ключевые темы.Это особый метод, который Верди разработал и успешно использовал во всех реформаторских операх. В музыкальном языке "Аиды" ключевые темы играют исключительно важную роль. Главная особенность ключевых тем – краткость и лаконизм. Именно в такой форме мгновенно формулируется основная мысль. Ключевая тема - это небольшое музыкальное построение разной временной протяжённости. Это: · либо фраза-восклицание · либо небольшое cantabile Интонационная природа ключевых тем неоднородна. Они могут возникнуть либо на речитативно-декламационной основе, либо на напевно-ариозной. И та, и другая разновидность широко используется в "Аиде" В первом случае- это очень лаконичные выразительные декламационные ключевые восклицания, которые подчеркивают в тексте самые важные фразы текста. Как правило, такие ключевые темы передают скрытую, тайную мысль, которая под влиянием особой ситуации не может быть высказана в прямой, открытой форме. Например, в I действии радость Радамеса, когда его объявили главным военачальником армии Египта. $$$$$ Ключевые темы появляются в поворотных, рубежных моментах действия, Но особенно ярко и заметно они звучат в момент срыва кульминации. Когда мощное развитие, направленное к кульминационной вершине, вдруг, неожиданно прерывается, то после срыва кульминации ключевая тема мгновенно привлекает к себе внимание. Например, во II д. во второй сцене Большого Финала основной мыслью является мольба о милосердии. Она звучит в устах всех участников этой сцены. Но после срыва кульминации, в момент торможения, в наступившей тишине её последний раз произносит Амонасро: - "Завтра может и тебе изменить". $$$$$ Copyright © Андреева Е. Г. Другая разновидность ключевых тем – небольшие, певучие, структурно завершенные cantabile. Они напоминают маленькие Ариозо. По своему эмоциональному содержанию и силе воздействия такие cantabile способны заменить большую, развёрнутую арию. В сжатой, лаконичной форме они передают всю гамму чувств, присущую тому или иному персонажу и позволяет узнать душевные порывы главных героев оперы. Особенно большую роль ключевые cantabile играют для образа Амнерис. У неё нет ни одной арии. Но благодаря этому методу в образе Амнерис получает отражение масса эмоциональных оттенков. Вначале второго действия - cantabileв G-dur - связано с признанием Амнерис в любви. SSSSS Ещё одним ярким примером ключевого cantabile является конец IV д. Это завершающий этап Сцены суда. Жрецы вынесли Радамесу приговор и, несмотря на мольбы Амнерис, уходят, повторяя: - "Изменил! Он умрёт!". В отчаянии Амнерис проклинает их. Так произойдет раскол в монолитной и несокрушимой сфере Египта $$$$$ В заключении хотелось бы отметить ещё один своеобразный композиционный приём, который Верди использует в IV действии. Это, так называемый, сценически-декоративный контрапункт. Его особенность заключается в том, что в некоторых случаях все пространство сцены разделено декорациями на две части и отражает внешнее действие: · верхний ярус · и подземелье В 1 картине в Сцене суда на одной из этих половин находится Амнерис, а другая связана с таинством суда жрецов. Каждый режиссер-постановщик, в зависимости от декораций, решает эту проблему индивидуально: · иногда Амнерис находится внизу, а фигуры жрецов - наверху. · в других случаях возможны противоположные решения и тогда за процессом суда Амнерис наблюдает с верхнего яруса. Во 2 картине IV д. в Финальном дуэте Аиды и Радамеса, крупным планом дан склеп, где гибнут главные герои. А второй ярус отражает погребальный ритуал священных жриц и скорбь Амнерис. Опера "Аида" имеет необычное завершение. Вместо большого массового финала, она заканчивается большим, лирическим дуэтом Аиды и Радамеса. Он выполняет роль тихой, просветлённой, лирической кульминации и принимает на себя функцию финала. Его часто называют: "светлый Реквием", посвященный памяти главных героев оперы. Такое нетрадиционное завершение большой оперы-драмы, в виде дуэтной сцены главных героев, станет впоследствии характерным для ряда опер XIX века. Например, так завершаются. - опера Бизе "Кармен" · и "Евгений Онегин" Чайковского. Опера "Аида" имела триумфальный успех. Он определился уже на премьере в Каире в 1871 году. Туда съехались музыканты и виднейшие представители прессы из различных стран. В течение ближайших лет постановки "Аиды" сопровождались неизменным триумфом. Опера в короткий срок обошла, все крупнейшие столицы и получила мировое признание. В "Аиде" Верди достиг небывалых творческих высот, поэтому его требования к постановке и составу исполнителей были очень строгими. Например, он не давал разрешения поставить оперу в Каире до тех пор, пока приглашенные певцы не смогли с честью выполнить свои задачи. Позже, он сам руководил постановкой "Аиды" в Милане, Парме и Неаполе. Он проходил с певцами их партии и руководил оркестровыми репетициями. В завершении приведу высказывание самого Верди: - Мне кажется, что "Аида" - это успех, который будет наполнять театр". И действительно, в наши дни "Аида" продолжает триумфальное шествие по оперным сценам мира. Copyright © Андреева Е. Г.
|