Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Облік операцій з формування капіталуДата добавления: 2014-12-06; просмотров: 756
В IV д. в дуэте-поединке Амнерис и Радамеса эта тональность использована в кульминационной фазе этой сцены. SSSSS Особое место в драматургии оперы занимают Реминисценции. Это композиционные смысловые арки, которые напоминают о раннее пережитой ситуации. Этот приём Верди использует три раза: I-я реминисценция- Молитва Аиды.Она отражает безвыходное положения, когда человек не в силах разрешить неразрешимое. Такая ситуация возникает дважды: - в I д. Аида не знает, кому желать успеха и победы в предстоящей битве: отцу или Радамесу. Они оба ей дороги. а во II д. в дуэте-поединке соперниц, Амнерис узнаёт тайну любви Аиды и приходит в ярость. Аида, страдая, предпочитает умереть и унести в могилу свою любовь. Но ей суждена другая участь, – жить и терзаться, наблюдая счастье своей соперницы. Оба раза Аида находится в безвыходном положении, и оба раза она вверяет свою судьбу высшим силам. Она обращается с молитвой к богам, чтобы они решили её судьбу $$$$$ II-я реминисценция -связана с образом могущества и силы Египта. Это хор-марш "К берегам священным Нила".Тема хора всегда звучит как музыкальный символ несокрушимости и монолитности Египетской сферы. - впервые хор-марш появляется в массовой сцене I-го действия и отражает единодушный порыв: - мстить врагу! - второй раз эта тема появится во II действии в конце дуэта-поединка Аиды и Амнерис. Силы соперниц не равны: Аиды подавлена: - тайна её любви раскрыта, надежда на освобождение утрачена, так как её страна проиграла сраженье. Ей суждено навсегда оставаться рабыней. Зато Амнерис, вместе с народом Египта отправляется на большое торжество – встречать победителя. Там она, как лучшая из лучших красавиц Египта, будет наградой победителю. И тема Хора-Марша снова напомнит о силе Египта, и могуществе дочери фараона. $$$$$ III реминисценция - отражает важные вехи в судьбе и жизни Радамеса.Она связана с пением и танцем священных жриц. Эта музыка сопровождает обрядовые действа. Она звучит в опере дважды: в Финале I и в Финале IV действия и оба раза связана с Радамесом. Хотя ритуальные обряды имеют одинаковую музыку, но они противоположны по своему значению: - I действии - это обряд посвящения и величания в храме Вулкана. Он открывает блистательную страницу в жизни Радамеса. - а в IV действии - это обряд ритуального отпевания. Он знаменует последние минуты жизни Радамеса. $$$$$ В обоих случаях важные вехи в судьбе Радамеса связаны с особой ролью египетских жрецов. В свое время, избрав Радамеса, они вознесли его над обыденностью. Он прошёл обряд посвящения и возглавил армию Египта. А победа над эфиопами сделала его третьим по значению и власти человеком в стране, после верховного жреца и фараона. Но, несправедливо осудив Радамеса, жрецы отняли у него не только власть и славу, но и жизнь. Благодаря реминисценциям мгновенно перебрасываются смысловые арки, объединяющие по ситуации различные сцены. Ешё одной особенностью музыкального языка "Аиды" является метод интонационной характеристики персонажей. Это особенно заметно на примере образов Радамеса и Амонасро, которые не имеют лейтмотивов. Для Радамеса характерны две контрастные грани: · Радамес отважный воин · Радамес любящий герой Мужество, доблесть и отвагу отражают маршевые, фанфарные мотивы с пунктированным ритмом. Марш Радамеса $$$$$ Лирическую грань образа передают прекрасные кантиленные темы. Первый раз эту особенность ярко отражает романс Радамеса $$$$$ Подобного плана музыкальная характеристика еще в большей степени свойственна образу Амонасро. В драматургии оперы этот персонаж играет необычайно важную роль. Copyright © Андреева Е. Г. Амонасро впервые появляется в Большом Финале II д. в кульминационный момент триумфа и могущества Египта. Это большая массовая сцена, в которой принимают участие все египетские герои, а также жрецы и народ. Египетская сфера представлена здесь особенно величественно и монолитно. А эфиопская сфера связана только с образом Аиды, которая находится в безнадёжном отчаянии. На этом блестящем торжестве ей нет места, – она затеряна в толпе рабов. Появление Амонасро среди пленных эфиопов меняет соотношение между этими сферами. Во первых, с появлением отца Аида обретает поддержку. А во вторых, сам Амонасро выступает сразу в нескольких качествах, как: - как любящий отец Аиды · как суровый, мужественный, смелый воин, равный по отваге Радамесу. (Также как и Радамес, Амонасро возглавлял свою армию) - как царь Эфиопии, своим могуществом и властью не уступающий фараону Египта · и, наконец, это мудрый прорицатель, жрец-оракул, подобный Рамфису В лице Амонасро эфиопская сфера приобрела сразу как бы нескольких персонажей - отца, полководца-воина, царя и верховного жреца. Поэтому, в музыкальной характеристике Амонасро, нашли воплощение те интонационные особенности, которые присущи египетским героям. Например: · воинская отвага - черта, объединяющая Амонасро с Радамесом · мудрость оракула - "-"-"-" с Рамфисом · могущество власти правителя - "-"-"-" с Фараоном Поэтому, появление всего одного героя позволило выровнять баланс между Египетской и Эфиопской стороной. Для примера, остановлюсь на двух, самых характерных, особенностях образа Амонасро: - I грань - Суровый, мужественный облик воина. Эту черту отражают короткие, восходящие мотивы с пунктированным ритмом. $$$$$ - II –я контрастная грань образа - Мудрость и величие оракула. Эта особенность образа связана с прекрасными кантиленными темами, где каждый звук мелодии имеет разную окраску, благодаря постоянной смене гармонии. $$$$$ Но всё же, самой яркой особенностью музыкальной драматургии оперы являются ключевые темы.Это особый метод, который Верди разработал и успешно использовал во всех реформаторских операх. В музыкальном языке "Аиды" ключевые темы играют исключительно важную роль. Главная особенность ключевых тем – краткость и лаконизм. Именно в такой форме мгновенно формулируется основная мысль. Ключевая тема - это небольшое музыкальное построение разной временной протяжённости. Это: · либо фраза-восклицание · либо небольшое cantabile Интонационная природа ключевых тем неоднородна. Они могут возникнуть либо на речитативно-декламационной основе, либо на напевно-ариозной. И та, и другая разновидность широко используется в "Аиде" В первом случае- это очень лаконичные выразительные декламационные ключевые восклицания, которые подчеркивают в тексте самые важные фразы текста. Как правило, такие ключевые темы передают скрытую, тайную мысль, которая под влиянием особой ситуации не может быть высказана в прямой, открытой форме. Например, в I действии радость Радамеса, когда его объявили главным военачальником армии Египта. $$$$$ Ключевые темы появляются в поворотных, рубежных моментах действия, Но особенно ярко и заметно они звучат в момент срыва кульминации. Когда мощное развитие, направленное к кульминационной вершине, вдруг, неожиданно прерывается, то после срыва кульминации ключевая тема мгновенно привлекает к себе внимание. Например, во II д. во второй сцене Большого Финала основной мыслью является мольба о милосердии. Она звучит в устах всех участников этой сцены. Но после срыва кульминации, в момент торможения, в наступившей тишине её последний раз произносит Амонасро: - "Завтра может и тебе изменить". $$$$$ Copyright © Андреева Е. Г. Другая разновидность ключевых тем – небольшие, певучие, структурно завершенные cantabile. Они напоминают маленькие Ариозо. По своему эмоциональному содержанию и силе воздействия такие cantabile способны заменить большую, развёрнутую арию. В сжатой, лаконичной форме они передают всю гамму чувств, присущую тому или иному персонажу и позволяет узнать душевные порывы главных героев оперы. Особенно большую роль ключевые cantabile играют для образа Амнерис. У неё нет ни одной арии. Но благодаря этому методу в образе Амнерис получает отражение масса эмоциональных оттенков. Вначале второго действия - cantabileв G-dur - связано с признанием Амнерис в любви. SSSSS Ещё одним ярким примером ключевого cantabile является конец IV д. Это завершающий этап Сцены суда. Жрецы вынесли Радамесу приговор и, несмотря на мольбы Амнерис, уходят, повторяя: - "Изменил! Он умрёт!". В отчаянии Амнерис проклинает их. Так произойдет раскол в монолитной и несокрушимой сфере Египта $$$$$ В заключении хотелось бы отметить ещё один своеобразный композиционный приём, который Верди использует в IV действии. Это, так называемый, сценически-декоративный контрапункт. Его особенность заключается в том, что в некоторых случаях все пространство сцены разделено декорациями на две части и отражает внешнее действие: · верхний ярус · и подземелье В 1 картине в Сцене суда на одной из этих половин находится Амнерис, а другая связана с таинством суда жрецов. Каждый режиссер-постановщик, в зависимости от декораций, решает эту проблему индивидуально: · иногда Амнерис находится внизу, а фигуры жрецов - наверху. · в других случаях возможны противоположные решения и тогда за процессом суда Амнерис наблюдает с верхнего яруса. Во 2 картине IV д. в Финальном дуэте Аиды и Радамеса, крупным планом дан склеп, где гибнут главные герои. А второй ярус отражает погребальный ритуал священных жриц и скорбь Амнерис. Опера "Аида" имеет необычное завершение. Вместо большого массового финала, она заканчивается большим, лирическим дуэтом Аиды и Радамеса. Он выполняет роль тихой, просветлённой, лирической кульминации и принимает на себя функцию финала. Его часто называют: "светлый Реквием", посвященный памяти главных героев оперы. Такое нетрадиционное завершение большой оперы-драмы, в виде дуэтной сцены главных героев, станет впоследствии характерным для ряда опер XIX века. Например, так завершаются. - опера Бизе "Кармен" · и "Евгений Онегин" Чайковского. Опера "Аида" имела триумфальный успех. Он определился уже на премьере в Каире в 1871 году. Туда съехались музыканты и виднейшие представители прессы из различных стран. В течение ближайших лет постановки "Аиды" сопровождались неизменным триумфом. Опера в короткий срок обошла, все крупнейшие столицы и получила мировое признание. В "Аиде" Верди достиг небывалых творческих высот, поэтому его требования к постановке и составу исполнителей были очень строгими. Например, он не давал разрешения поставить оперу в Каире до тех пор, пока приглашенные певцы не смогли с честью выполнить свои задачи. Позже, он сам руководил постановкой "Аиды" в Милане, Парме и Неаполе. Он проходил с певцами их партии и руководил оркестровыми репетициями. В завершении приведу высказывание самого Верди: - Мне кажется, что "Аида" - это успех, который будет наполнять театр". И действительно, в наши дни "Аида" продолжает триумфальное шествие по оперным сценам мира. Copyright © Андреева Е. Г.
управление творческой деятельностью в процессе функционально-стоимостного анализа Отечественный и зарубежный опыт показывает, что успех в деле практического применения ФСА в большей степени зависит от того, насколько хорошо специалисты владеют современными методами поиска новых технических идей и решений. Традиционный метод проб и ошибок, основанный на более или менее систематизированном переборе вариантов решения задачи, становится мало эффективным. Выбор неудачного варианта может не только надолго задержать реализацию того или иного технического решения проекта, но и привести к неоправданно большим затратам. Все это требует перехода к качественно новому этапу – организации творческого процесса и к управлению творческой деятельностью специалиста. Этот переход требует преодоления психологического барьера. у многих людей сложилось мнение, что творчеству нельзя научиться и что творческим процессом нельзя управлять. Достигнутые за последние десятилетия в нашей стране и за рубежом успехи в деле разработки методов стимулирования творческой деятельностью опровергают такую точку зрения. В настоящее время формируется наука об управлении творческим процессом как комплексная дисциплина, являющаяся результатом интеграции нескольких наук. у нас и за рубежом с каждым годом появляется все больше публикаций, посвященных методам стимулирования творческого процесса. достижения в этой области должны использоваться специалистами, занимающимися функционально-стоимостным анализом. Таким образом, характер и профессиональные требования к работе по ФСА предполагает наличие у работников – членов группы анализа – специальных познаний и оказывает воздействие на особенности таких групп. Эти требования выступают на первый план, прежде всего, для специалистов, которые выполняют работы по стоимостному анализу как свое профессиональное дело. Следует отметить, что наряду со специальными знаниями специалист по ФСА должен обладать некоторыми особыми чертами, которые являются предпосылкой для развития творческой активности. Эти черты могут включать: · понимание общественных интересов; · способность усваивать информацию, держать её в памяти и использовать полученные результаты анализа; · способность действовать творчески, т.е. находить и формулировать новые, ранее не известные знания; · способность преодолевать функциональную фиксацию, т.е. уметь отказываться от обычных стереотипов и догматических подходов; · понимание своей роли в работе группы стоимостного анализа; · способность преодолевать неудачи и сознательное противодействие со стороны противников новых идей; · способность системно мыслить; · способность правильно отбирать и классифицировать явления, проблемы, предложения и т.д.; · внутренняя дисциплинированность и убежденность в правильности своих действий и др. кроме того, желательно, чтобы специалист по стоимостному анализу имел: · всесторонний политический, технический и экономический кругозор; · высокую творческую фантазию, достаточную находчивость и инициативу; · способность и умение сотрудничать с людьми; · авторитет у работников предприятия; · опыт по ведению работ в группе. Таким образом, не только теоретические соображения, но и практический опыт, как зарубежный, так и отечественный, свидетельствуют, что освоение функционально-стоимостного анализа должно обязательно сопровождаться применением современных методов психологического воздействия на стимулирование творческой активности и выдвижения новых идей. именно в этом случае могут быть наиболее полно использованы потенциальные возможности функционально-стоимостного анализа. Контрольные вопросы к главе 4
1. Какие организационные формы ФСА могут быть использованы на предприятии? 2. Как осуществляется планирование работ по ФСА на уровне предприятий и подразделений? 3. Каковы преимущества и недостатки методики FAST? 4. В чем заключаются особенности организационных и управленческих процессов как объектов ФСА? 5. Каковы социально-психологические особенности формирования ИРГ по ФСА? 6. Каковы направления стимулирования работ по ФСА на предприятии?
|