Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия должна стать строгой наукой





С самого момента своего возникновения философия высту­пила с притязанием быть строгой наукой и притом такой, кото­рая удовлетворяла бы самым высоким теоретическим потреб- -ностям, и в этически-религиозном отношении делала бы возмож­ной жизнь, управляемую чистыми нормами разума. Это притя­зание выступало то с большей, то с меньшей энергией, но никог­да не исчезало. Не исчезало даже и в такие времена, когда инте-


ресы и способности к чистой теории грозили исчезнуть, или ког­да религиозная сила стесняла свободу научного исследования.

Притязанию быть строгой наукой философия не могла удов­летворить ни в одну эпоху своего развития. Так обстоит дело и с последней эпохой, которая, сохраняя, при всем многообразии и противоположности философских направлений, единый в суще­ственных чертах ход развития, продолжается от Возрождения до настоящего времени. Правда, господствующей чертой новой фи­лософии является именно то, что она вместо того, чтобы наивно предаться философскому влечению, стремится, наоборот, кон­ституироваться в строгую науку, пройдя сквозь горнило крити­ческой рефлексии и углубляя все дальше и дальше исследования о методе. Однако единственно зрелым плодом этих усилий ока­залось обоснование и утверждение своей самостоятельности стро­гими науками о природе и духе, равно как и новыми чисто мате­матическими дисциплинами. Между тем философия даже в осо­бом, только теперь дифференцирующем смысле, лишена, как и прежде, характера строгой науки. Самый смысл этой дифферен­циации остался без научно-надежного определения. Как отно­сится философия к наукам о природе и духе, требует ли специ­фически философский элемент в ее работе, относящейся по су­ществу все же к природе и духу, принципиально новых точек зрения, на почве которых были бы даны принципиально своеоб­разные цели и методы, приводит ли нас, таким образом, фило­софский момент как бы к некоторому новому измерению или остался в одной и той же плоскости с эмпирическими науками о жизни природы и духа, — все это до сих пор спорно. Это пока­зывает, что даже самый смысл философской проблемы еще не приобрел научной ясности. Итак, философия по своей истори­ческой задаче высшая и самая строгая из наук, — философия, представительница исконного притязания человечества на чистое и абсолютное познание (и, что стоит с этим в неразрывной связи, на чистую и абсолютную оценку и хотение), не может вырабо­таться в действительную науку. Признанная учительница вечно­го дела человечности оказывается вообще не в состоянии учить: учить объективно значимым образом. Кант любил говорить, что можно научиться только философствованию, а не философии. Что это такое, как не признание ненаучности философии? На­сколько простирается наука, действительная наука, настолько же можно учить и учиться, и притом повсюду в одинаковом смыс-


ле. Нигде научное изучение не является пассивным восприятием чуждых духу материалов, повсюду оно основывается на самоде­ятельности, на некотором внутреннем воспроизведении со всеми основаниями и следствием тех идей, которые возникли у твор­ческих умов. Философии нельзя учиться потому, что в ней нет таких объективно понятных и обоснованных идей, и потому — это одно и то же, — что ей недостает еще логически прочно уста­новленных и, по своему смыслу, вполне ясных проблем, мето­дов и теорий.

Я не говорю, что философия — несовершенная наука, я гово­рю просто, что она еще вовсе не наука, что в качестве науки она еще не начиналась, и за масштаб беру при этом хотя бы самую маленькую долю объективного обоснованного научного содер­жания. Несовершенны все науки, даже и вызывающие такой во­сторг точные науки. Они, с одной стороны, незаконченны, перед ними бесконечный горизонт открытых проблем, которые никог­да не оставят в покое стремления к познанию; с другой стороны, в уже разработанном их содержании заключаются некоторые не­достатки, там и сям обнаруживаются остатки неясности или не­совершенства в систематическом распорядке доказательств и те­орий. Но, как всегда, некоторое научное содержание есть в них в наличности, постоянно возрастая и все вновь и вновь разветвля­ясь. В объективной истинности, т. е. в объективно обоснованной правдоподобности удивительных теорий математики и естествен­ных наук, не усомнится ни один разумный человек. Здесь, гово­ря вообще, нет места для «частных мнений», «воззрений», «точек зрения». Поскольку таковые в отдельных случаях еще встреча­ются, постольку наука оказывается еще не установившейся, и, как таковая, всеми подвергается обсуждению.

Совершенно иного рода, по сравнению с только что описан­ным несовершенством всех наук, несовершенство философии. Она располагает не просто неполной и только в отдельном несовер­шенной системой учений, но попросту не обладает вовсе систе­мой. Все вместе и каждое в отдельности здесь спорно, каждая позиция в определенном вопросе есть дело индивидуального убеж­дения, школьного понимания, «точки зрения».

Пусть то, что научная мировая философская литература пред­лагает нам в старое и новое время в качестве замыслов, основы­вается на серьезной, даже необъятной работе духа, более того, пусть все это в высокой мере подготовляет будущее построение


научно строгих систем: но в качестве основы философской науки в настоящее время ничто из этого не может быть признано, и нет никаких надежд с помощью критики выделить тут или там час­тицу подлинного философского учения.

Это убеждение должно быть еще раз упорно и честно выска­зано и притом именно здесь, на начальных листах «Логоса», ко­торый хочет свидетельствовать в пользу значительного перево­рота в философии и подготовить почву для будущей «системы» философии.

В самом деле, наряду с упрямым подчеркиванием ненаучно­сти всей предшествующей философии тотчас же возникает воп­рос, хочет ли философия в дальнейшем удерживать свою цель — быть строгой наукой, может ли она и должна ли этого хотеть. Что должен значить новый «переворот»? Не уклонение ли от идеи строгой науки, например? И что должна для нас значить «систе­ма», которой мы жаждем, которая, как идеал, должна светить нам в низинах нашей научной работы? Быть может, философс­кую «систему» в традиционном смысле, т. е. как бы Минерву, которая законченная и вооруженная выходит из головы творчес­кого гения, чтобы потом в позднейшие времена сохраняться в тихих музеях истории рядом с другими такими же Минервами? Или философскую систему (Lehrsystem), которая после мощной подготовительной работы целых поколений начинает действи­тельно с несомненного фундамента и, как всякая хорошая пост­ройка, растет в вышину, в то время как камень за камнем присо­единяется прочно один к другому, согласно руководящим иде­ям? На этом вопросе должны разделиться умы и пути.

«Перевороты», оказывающие решающее влияние на прогрес-сы философии, суть те, в которых притязание предшествующих философий быть наукой разбивается критикой их мнимо научно­го метода, и взамен того руководящим и определяющим порядок работ оказывается вполне сознательное стремление радикально переработать философию в смысле строгой науки. Вся энергия мысли прежде всего концентрируется на том, чтобы привести к решительной ясности наивно пропущенные или дурно понятые предшествующей философией условия строгой науки и потом уже пытаться начать новую постройку какого-либо философско-на-учного здания. Такая хорошая сознанная воля к строгой науке характеризует сократовско-платоновский переворот философии и точно так же научные реакции против схоластики в начале но-


вого времени, в особенности декартовский переворот. Данный' ими толчок переходит на великие философии XVII и XVIII сто­летия, обновляется с радикальнейшей силой в критике разума Канта и оказывает еще влияние на философствование Фихте. Все сызнова исследование направляется на истинные начала, на ре­шающие формулировки проблем, на правильный метод.

Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск.

1994. С. 129-132.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 602. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия