Студопедия — Моделирование фонетической подсистемы языка
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Моделирование фонетической подсистемы языка






В различных моделях системы языка под разными названиями так или иначе раз­личаются фонетическая, лексическая, словообразовательная, морфологическая и син­таксическая подсистемы. Каждая из этих подсистем имеет внутреннюю структуру и свои элементы, то есть в свою очередь образует систему. Наряду с построением сис­темы языка как целого создаются и модели отдельных ее подсистем.

Одной из первых была смоделирована фонетическая подсистема.

Изучение артикуляции звуков речи, акустические исследования с помощью зву­козаписывающей аппаратуры имеют достаточную традицию. Они необходимы для практических целей обучения произношению, устранения дефектов речи и т. п. Но конкретный звук мгновенен, прозвучал — и его нет. А люди как-то хранят его в памяти, при необходимости могут вновь произнести его, узнают, когда его произно­сит кто-то другой. О том, что в памяти человека хранится образ звука, впервые до­гадался Бодуэн де Куртенэ, который и назвал этот образ фонемой.

Открытие фонемы стало тем импульсом, который вызвал к жизни множество фо­нетических концепций, авторы которых давали свои определения фонемы как еди­ницы фонологической системы языка и устанавливали те или иные структурные отношения между фонемами.

Заметим, что фонемы и их отношения между собой так же ненаблюдаемы, как и любые мыслительные образы. Это обстоятельство объясняет разнообразие, большой разброс, а порой и противоречивость теорий фонемы и моделей системы фонем.

Основные фонологические теории

Теория фонем, созданная Бодуэном де Куртенэ, получила название психологичес­кой. Бодуэн понимал фонему как психический образ звука, включающий в себя боль­шое число реальных звуковых вариантов (альтернантов). Например, фонема [а] охватывает и более задние, и более передние ее варианты. Бодуэн исследовал чере­дования (альтернации) фонем, обнаружил в них закономерности и регулярность. Аль­тернации, которые перестают действовать (традиционные), тем не менее, свидетель­ствуют о том, что они вышли из одной фонемы, имеют общее историческое проис­хождение.

Благодаря существованию альтернантов у каждой фонемы, источники возникно­вения новых альтернаций никогда не иссякают, в языке всегда есть живые, позици­онные чередования фонем. Анализируя альтернанты фонем, Бодуэн увидел, что фо­нема может быть разложена на простейшие элементы, которые он называл представ­лениями отдельных артикуляторных и акустических работ. Таким образом, в тру­дах Бодуэна были подготовлены основы для различения понятий инвариант и ва­риант фонемы, дифференциальные признаки фонемы и ряда других понятий, необ­ходимых для выявления системы фонем.

Крупный вклад в фонологию внес ученик Бодуэна, работавший в составе Пражс­кого лингвистического кружка, Николай Трубецкой. Его книга «Основы фонологии» представила стройную теорию, на основе которой были разработаны строгие прави­ла изучения и описания системы фонем. Трубецкой использовал фактический мате­риал двухсот языков. Теория Трубецкого получила название функциональной, по­скольку ученый полагал, что в фонему обобщаются только фонологически существен­ные признаки, благодаря которым фонема служит для различения смысла слов, выполняет смыслоразличительную функцию.

Выявление фонем производится только путем соположения и противоположения звуковых сочетаний — лексем, например: мал - мял - мёл - мел - мил - мул - мыл;


был - пыл; дам - там; вон - фон; гол - кол; жар - шар и т. п. В таком соположении на фоне одинаковых частей выделяются и противопоставляются друг другу различаю­щиеся звучания, которые и дифференцируют звуковые оболочки, связанные с раз­личными значениями.

Анализ показывает, что различия звуковых образов фонем часто определяются од­ним-двумя дифференциальными признаками. Эти различия могут быть важными для целей общения, использоваться для различения значений (дом - том - сом), а могут быть несущественными и оставаться незамеченными (дом - доом - домм).

Трубецкой назвал отношения, в которые вступают фонемы, оппозициями и опи­сал разные типы оппозиций. Укажем важнейшие из них.

Одномерные и многомерные оппозиции. В одномерной оппозиции фонемы проти­вопоставлены по одному дифференциальному признаку, а в многомерной — по не­скольким. Например, [т] - [д], [б] - [п] противопоставлены только по глухости-звон­кости; [д] - [н] — только по признаку носовой-неносовой. Фонемы [е] - [у] противо­поставлены по нескольким признакам: [е] — гласная переднего ряда и среднего подъе­ма, нелабиализованная; [у] — гласная заднего ряда, верхнего подъема, лабиализо­ванная.

Особенностью одномерной оппозиции является способность утрачивать различитель­ный признак в некоторых позициях данных фонем в лексеме. Например, звонкость согласных в русском языке закономерно утрачивается в конце слова и перед глухой согласной: роза — роз [рос], предыдущий — предстоящий [пр'ьтстайашш'ий], пред­видеть, но представить [пр'ьтстав'ит']. Утрата различительного признака одномерной оппозиции фонем называется нейтрализацией оппозиции. Явление нейтрализации дает основание некоторым фонологам для удобства описания конструировать архифонемы — объединения из двух подвергающихся нейтрализации фонем: [д/т], [с/з] и т. п.

Пропорциональные и изолированные оппозиции. Пропорциональные оппозиции — это несколько противопоставленных по одному и тому же дифференциальному при­знаку фонемных пар. Например, по признаку глухость / звонкость противопостав­лены [п] - [б], [с] - [з], [т] - [д], [ф] - [в] и т. д. Изолированная оппозиция в системе фонем бывает одна. Например, фонемы [г] и [1] в системе немецких фонем - един­ственные плавные согласные.

По отношению между членами различаются привативные, градуальные и равно­значные оппозиции. В привативных оппозициях фонемы противопоставлены по на­личию /отсутствию какого-либо дифференциального признака, например твердости / мягкости (том — тёмный, дома — Дёма, мал — мял). Член оппозиции, обладаю­щий качеством, которого нет у другого, называется маркированным. Фонемы, нахо­дящиеся в градуальных оппозициях, характеризуются разной степенью одного и того же признака. Например, [а] — гласная нижнего подъема, [о] — среднего, [у] — вер­хнего подъема. В равнозначных оппозициях фонемы логически равноправны ([ф] -[к], [п] - [т] и т.п.). Привативные, одномерные, пропорциональные оппозиции спо­собствуют упорядоченности системы, создают структурную основу системы фонем.

Связь фонемы и звука, материальную, акустико-артикуляторную основу фонемы подчеркивал Лев Владимирович Щерба, ученик Бодуэна де Куртенэ, основатель ленинградской фонологической школы. Определяя фонему как звуковой тип, Щерба трактовал варианты фонемы как конкретные звучания, очень близкие друг к другу и на слух и по их артикуляции.

Этот аспект учения о фонеме гипертрофирован в физической теории фонемы анг­лийского фонетиста Даниэля Джоунза, который представляет фонему как семью зву­ков. Его теория помещает фонему не в мозг человека, а в звуковые последовательно­сти речи. Однако при этом остается неясным, каким образом и для какой цели фор­мируется семья звуков, т. е. обходится основной вопрос фонологии: как происходит анализ и синтез звуковой последовательности.

Оригинальную теорию фонемы, получившую название морфематической, разра­ботала группа ученых (Р.И. Аванесов, В.Н. Сидоров, П.С. Кузнецов, А. А. Рефор­матский и др.), образовавших так называемую московскую фонологическую школу, в теории которой фонемы теснейшим образом увязываются с морфемой. Фонемой счи-


тается ряд звуков, появляющихся в результате живых позиционных чередований в одной и той же морфеме. Например, к одной фонеме могут быть отнесены [з] и [с] (мороз [марос] и морозный), [о] и [а] (воды и вода [вада]) и так далее. Реальное зву­чание, артикулируемое и слышимое, для московской школы не имеет определяю­щего значения.

Учение московской школы о вариантах русских фонем отражает орфографичес­кий навык абсолютно грамотного человека и не принимает во внимание группиров­ки фонемных образов, присущие недостаточно грамотным, малограмотным и негра­мотным людям.

Привычка «слышать» то, что подсказывается орфографией, отчетливо проявля­ется у студентов-филологов при изучении фонетической транскрипции. Почти все студенты долго пишут впирод вместо [фп'ир'от], горъд вместо [горът], уставший вместо [устафшый] и т. п.

Чем слабее орфографический навык, тем больше в написанных словах отражено реальных звучаний. Малограмотный человек, пишущий ножык, стина, каляска, груп­пирует мысленные образы фонем не так, как грамотные люди. Для него стина и стены содержат разные фонемные образы, более близкие к реальным звучаниям, чем для грамотного человека, который и в звучании стина «слышит» образ фонемы [е] (стена).

Но у вполне грамотного человека, если он ослышался или не понял смысла ска­занного, нередко образ фонемы может наложиться на звучание, которое, по замыс­лу говорящего, несет иную фонему. Так, в звучании [пъс'ьд'ел] в предударном слоге слышится и, если связать это звучание с сидеть (посидел), и е, если связать это зву­чание с седой (поседел). В звучании [молът] слышится молот или молод в зависи­мости от предмета речи и т. д. Люди, не владеющие нормами орфографии, и дети, не умеющие еще писать, как правило, слышат то, что реально произносится. Так, в слове лев ребенок слышит леф, и потому соответственно склоняет это слово как лефа, с лефом, к лефу.

Орфографическая ориентация концепции московской школы вполне очевидна и в целях обучения орфографии, видимо, в чем-то полезна для тех языков, орфогра­фия которых построена на морфологическом принципе, в частности для обучения рус­ской орфографии, но особенностей системы фонем, хранящейся в мозгу человека, явно не отражает.

Существует теория, определяющая фонему как научную фикцию, необходимую лишь для лингвистического описания. Это теория американского ученого В. Фримэна Тводелла. В ней существование фонемы в системе языка отрицается. При­знавая микрофонемы как конкретные наблюдаемые объекты, Тводелл определяет мак­рофонемы как логические конструкты, создаваемые в целях удобства описания. Теория фикции позволяет оправдать любое описание системы фонем, Лишь бы оно с какой-то точки зрения оказывалось удобным исследователю.

Известное распространение имеет глоссематическая теория фонем Ельмслева, ко­торый определял фонему как пучок дифференциальных признаков. В его трактовке фонема не имеет со звуком ничего общего, это чисто структурное построение, точка пересечения дифференциальных признаков, независимая от физической субстанции. Такой подход отвечает той субъективно-идеалистической философии языка, которую Ельмслев положил в основу своей лингвистической концепции. Фонема, не имею­щая ничего общего со звуком, не могла бы опознаваться, так как не имела бы ника­кого материального выражения.

Российские фонетисты не принимают утверждений о фиктивности категории фо­немы. Исследования убедительно показывают, что фонема — это не фикция и не отрезок звучания, а целостный, психологический образ звучания, который склады­вается с учетом ряда внутренних и внешних факторов, в том числе и более высоких уровней языка, общего смысла высказывания.

Психологическую реальность фонемы подтверждают и психолингвистические ис­следования. При некоторых видах афазии больные теряют способность различать фо­немные образы: в устной речи путают звуки, а на письме — соответственно — бук-


вы. Говорят березно вместо бережно, плогро вместо проглотит, асушес вместо суще­ство; пишут ябцеко вместо яблоко, креспол вместо кресло и т. п. Человек должен иметь в мозгу четкие фонемные образы, чтобы различать лексемы на слух и чтобы уметь передать их на письме.

Известный фонетист Лия Васильевна Бондарко считает сильным доказательством реальности фонемы способность произнести при необходимости любое высказывание с идеальным выговариванием всех звуков, в соответствии с фонемными образами, а также способность опознать высказывание при сильных дефектах произношения.

Теория силлабофонемы

Российские ученые провели многочисленные исследования звучащего речевого по­тока, чтобы выяснить, на основе каких физических признаков человек, восприни­мающий речь, опознает в ней нужные для смыслоразличения фонемы. В трудах Н.И. Дукельского, Л.Р. Зиндера, Л.В. Бондарко, Н.И. Жинкина и других показа­но, что единица членения звукового потока — это открытый слог, а дифференциаль­ные признаки фонемы не существуют ни в артикуляции, ни в акустике в готовом виде; они не могут быть ни произнесены, ни услышаны отдельно от фонемы. Опоз­нание фонемы в звучащем потоке протекает сложным путем с учетом разного рода информации, часто содержащейся в переходных сегментах, иногда в двух-трех со­седних сегментах, путем перераспределения речевого континуума. Иначе говоря, звуковой поток при восприятии обрабатывается в мозгу слушающего путем сличе­ния с заложенными в нем фонемными образами. Фонема реальна психологически только как результат перекодирования звуковых сигналов в нервный сигнал. В це­лостном виде она не содержится в звуковом потоке, никакая часть звукового ряда фонему не представляет.

По результатам исследований фонетистов и психолингвистов реальной единицей языкового сознания является слог. Со слога начинается детский лепет (ва-ва-ва, тя-тя-тя). Не случайно именно из повторяющихся слогов составлены первые детские слова — па-па, ма-ма, ба-ба и др. Только в слоге могут реализоваться отрезки инто­нации - просодемы. Если гласный звук, способный образовать слог, можно произне­сти автономно (А, О, У), то согласные звуки произнести вне слога невозможно, назы­вая согласный, мы фактические произносим слог — бэ, мэ, тэ, дэ и т.д.

О слоге как основе фонетической системы языка уверенно говорят специалисты по языкам Азии и Африки (китайскому, японскому, вьетнамскому, семитским и не­которым другим языкам) — Е.Д. Поливанов, А. и Е. Драгуновы, Г.П. Мельников и многие другие.

На основе слоговых фонем (силлабофонем) описывают систему древнеславянских языков В.К. Журавлев, В.Г. Таранец, Л.Е. Калнынь и др.

Идею силлабофонемы в свое время обсуждали такие авторитеты отечественной лин­гвистики, как Л.В. Щерба, Д.В. Бубрих, Н.Я. Яковлев, С.Д. Кацнельсон и другие.

В самом деле, трудно представить, что в памяти человека хранятся столь туман­ные образы фонем, о количестве и качестве которых не могут вот уже сто лет дого­вориться ученые-фонологи. Что же касается образов слога, они знакомы каждому говорящему. Именно на их изображении строились многие древние письменности, на материале слогов изучали грамоту по старинным русским азбуковникам, при необходимости слово можно произнести по слогам, но практически невозможно про­изнести его по звукам. Некоторые исследователи происхождения языка считают, что гуманоиды стали людьми, изобретя слог, заменивший первичные фонестемы (стече­ния согласных). Признание фонемой образа слога приведет к переосмыслению ши­роко распространенных фонологических представлений. Вероятно, это и мешает признанию теории слогофонем в современной лингвистике.


Некоторые модели системы фонем

В дальнейшем изложении мы исходим из понимания фонемы как психического образа звука, содержащего важные для смыслоразличения черты акустически реаль­ных звуков. Система фонем является единой для всех говорящих на одном языке. Вопрос владения орфографией, по нашему мнению, для системы фонем не имеет пер­востепенного значения, уровень грамотности выявляет лишь то, как осознают гово­рящие свою фонемную систему, но не то, какова она на самом деле и как ею пользу­ются. Система фонем складывается в мозгу человека таким образом, что без специ­альных усилий она не осознается и используется автоматически, подсознательно.

На основе правил выделения фонем и типологии их оппозиций строятся широко распространенные табличные и геометрические модели системы фонем, которые по­мещаются в учебники и пособия разного типа. Например, модели системы русских гласных фонем могут иметь вид:


 

 

Подъем   Ряд
передний средний задний
верхний и ы У
средний е   о
нижний   а  

и ы у

       
   


е о

       
   


 

а

 

 


 

 

 

Фонемы Признак
Ряд Подъем Лабиализация
передн. непередн. верхн. средн. нижн. лабиал. нелабиал.
И +   +       +
Э +     +     +
Ы   + +       +
А   +     +   +
О   +   +   +  
У   + +     +  

Широкую известность имеет модель системы фонем Романа Якобсона и Морриса Халле, построенная по бинарным оппозициям. Эта модель рассчитана на анализ и синтез фонем, которые могла бы выполнить электронно-вычислительная машина, пос­ледовательно проводя анализируемую фонему через 12 пар признаков, выявляя на­личие или отсутствие этих признаков у данной фонемы. 12 пар дифференциальных признаков, предложенных Халле и Якобсоном, отобраны ими по разным основани­ям: артикуляционным, акустическим, по виду спектра, получаемого звукозаписы­вающими устройствами. Модель Халле-Якобсона, построенная для системы фонем английского языка на основе 9 пар признаков, имеет следующий вид:

 

    o   a   e   u   ə   i     ŋ   ∫   ˛ ∫     k  
 
 

 

˛     m   f   p   v   b   n   s   ө   t   z   d   h
гласный -негласный + + + + + + + - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
согласный -несогласный - - - - - - + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + -
компактный -диффузный + + + - - -   + + + + + + + - - - - - - - - - - - -  
низкий -высокий + + - + + -                 + + + + + - - - - - - -  
бемольный -простой + -   + -                                            
носовой -ротовой               + - - - - - - + - - - - + - - - - - -  
напряженный -ненапряженный                 + + + - - -   + + - -   + + + - - - +
прерванный -непрерванный                 + - - + - -   + - + -   + + - + + -  
резкий -нерезкий                   + -   + -             + -   + -    

Модель Халле-Якобсона пригодна для машинной обработки, по ней машина мо­жет определить и набор признаков конкретной фонемы, а по набору признаков най­ти нужную фонему. Как всякая математическая модель, модель Халле-Якобсона не выявляет реальной сложности и многомерности структурных связей между фонема­ми естественного языка.

На основе разного типа оппозиций противопоставляются не только по две, но и по три, иногда по четыре и более фонем естественных языков. Т. П. Ломтев писал, что, например, русские гласные по подъему имеют троичное противопоставление, а по лабиальности / нелабиальности — двоичное. Русские согласные по мягкости / твер­дости разбиваются на две группы, а по глухости / звонкости они не могут составить две группы, потому что за пределами глухих и звонких останутся сонорные. Стало быть, по наличию / отсутствию голоса русские согласные имеют троичное противо­поставление: сонорные - звонкие - глухие.

Рассмотренные модели представляют системы гласных фонем отдельно от систе­мы согласных и в основу системообразования кладут артикуляционные или акусти­ческие признаки звуков речи. Теория силлабофонем позволяет построить единую систему фонем на основе признаков, различающих слоги.

В качестве иллюстрации приведем построенную нами модель русских силлабофо­нем. На основе работ ведущих отечественных и зарубежных русистов в качестве глав­ного системообразующего признака мы приняли твердость/мягкость согласного в сло­ге. Учтены различия слогов по звучности (гласные, сонорные, с глухими и звонки­ми согласными). Последовательность строк сверху вниз определена частотностью слогов в русском тексте (данные профессора Воронежского университета Алексея Александровича Кретова).

Система русских силлабем

 

  Твердые слоги Мягкие слоги
Гласные А О У Э Ы (Ъ) Я Ё Ю Е И (ЙЬ)
Сонорные на но ну нэ ны нъ ня нё ню не ни нь
    ла ло лу лэ лы лъ ля лё лю ле ли ль
    ра ро ру рэ ры ръ ря рё рю ре ри рь
    ва во ву вэ вы въ вя вё вю ве ви вь
    ма мо му мэ мы мъ мя мё мю ме ми мь
Взрывные та то ту тэ ты тъ тя тё тю те ти ть
    да до ду дэ ды дъ дя дё дю де ди дь
    ца цо цу цэ цы цъ чя чё чю че чи чь
    ка ко ку кэ кы къ кя кё кю ке ки кь
    га го гу гэ гы гъ гя гё гю ге ги гь
    па по пу пэ пы пъ пя пё пю пе пи пь
    ба бо бу бэ бы бъ бя бё бю бе би бь
Фрика­тивные са со су сэ сы съ ся сё сю се си сь
    за зо зу зэ зы зъ зя зё зю зе зи зь
    жа жо жу жэ жы жъ жя жё жю же жи жь
    ша шо шу шэ шы шъ щя щё щю ще щи щь
    ха хо ху хэ хы хъ хя хё хю хе хи хь
    фа фо фу фэ фы фъ фя фё фю фе фи фь

При всей условности определения частотности слогов по письменным текстам, таб­лица все-таки показывает, что наиболее частотны слоги с высокой степенью звучно­сти (гласные и сонорные слоги). Они же обычно являются первыми в речи ребенка. Слоги с взрывными согласными оказались более частотными, чем с фрикативными. Таблица также отражает некоторые хронологические характеристики появления тех или иных слогов в русском языке. Особенностью слогов, начинающихся на В, явля­ется их сонорность (известно, что русское В происходит из У неслогового). А слоги, начинающиеся на Ф, не исконны и, соответственно, нечастотны. Интересно также, что слоги с глухими согласными оказываются частотнее слогов со звонкими.

Заметим, что системы слогофонем в разных языках организуются по разным диф­ференциальным признакам. Например, слоги немецкого языка, по данным профес­сора Воронежского университета Людмилы Владимировны Величковой, противопо­ставляются не по твердости/ мягкости, а по долготе/краткости и соответственно по открытости/закрытости.

Модель системы слогофонем позволяет увидеть порядок появления слогов как в онтогенезе, так и в филогенезе, степень употребительности той или иной группы сло­гов. На основе такой модели фонем легче разработать рациональную методику пре­подавания фонетики изучаемого языка.

Модели разного типа не исключают одна другую. Все они служат более полному постижению той системы фонем, которая хранится в мозгу человека.

Вопрос о системе просодем

Самые первые коммуникативные смыслы усваиваются ребенком из звучания че­ловеческого голоса: усиление или ослабление голоса, крик, напев колыбельной пес­ни, жесткость или мягкость тембра, повышение или понижение тона, темп речи. Эти и другие особенности так называемой голосовой мимики относят к суперсегментным звуковым единицам. Они не существуют отдельно от звуков речи (сегментов), а как бы накладываются на них. Отдельные суперсегментные единицы называют просоде-мами, а взятые в целом, они объединяются термином просодия.

Голосовая мимика первична, она есть и в выкриках животных. Речевая артику­ляция появляется позже. Просодия, по данным экспериментов, опирается на слог как минимальную единицу порождения и восприятия звукового потока. Все возмож­ности просодии используются в устной речи как сигналы состояний говорящего и различители некоторых его коммуникативных намерений. Вопрос состоит в том, есть ли в системе языка некоторые образы просодем, благодаря которым производятся и правильно опознаются, например, различия вопросительного и утвердительного пред­ложений, спокойного и укоризненного высказываний (Ты читаешь эту книгу дол­го. Ты читаешь эту книгу долго? Ты читаешь эту книгу долго!).

В связной устной речи из отдельных просодем складывается интонация — воспри­нимаемая на слух структура тоновых, силовых, темповых и спектральных измене­ний, расчлененная паузами и ударениями. С помощью разных интонаций (интонем) передаются многие коммуникативные смыслы сообщений: законченность /незакон­ченность, вопрос и побуждение, информация и экспрессия и ряд других. Различа­ются интонационные рисунки лекции и ораторского выступления, спортивного ре­портажа и сказки и т. д. Выявление и описание интонем началось сравнительно недавно. Например, интонемы русского языка — семь основных типов интонацион­ных конструкций — впервые выявлены и описаны профессором МГУ Еленой Анд­реевной Брызгуновой.

Коммуникативное изучение интонем пока не получило широкого признания. Мно­гие ученые считают интонацию фактом внелингвистическим или лингвистическим, но несистемным, не имеющим своих знаковых единиц, не входящим в систему дру­гих языковых явлений и т. п. Между тем отрицать существование интонем невоз­можно. Без овладения ими нельзя ни правильно передавать коммуникативные на­мерения, ни правильно их понимать. Нет сомнения, что в звуковой волне люди опоз­нают некоторые типовые рисунки, которые запоминаются, хранятся в памяти. Об-


разы этих интонационных рисунков и позволяют воспроизводить их в своей речи и узнавать в речи собеседника. Обучение интонемам иностранного языка — особая и непростая задача. Она тем более сложна, что для многих языков интонемы не изу­чены и не описаны. Зачастую интонемы осваиваются путем простого подражания, что далеко не всегда возможно и эффективно.

Вполне очевидна сигнальная функция интонем, а в ряде случаев, возможно, ин­тонемы имеют и знаковую функцию. Вне звуков и слогов интонемы не существуют, их можно изобразить на наборе бессмысленных слоговых последовательностей (на­пример, та-та-та-та), можно пропеть. Специалисты полагают, что интонемы хранят­ся в правом полушарии подобно мелодиям без слов. Полное выявление интонем, их функций, их системных связей — дело будущего.

Очевидно, система средств плана выражения системы языка более сложна, чем мы это сейчас представляем.

Литература

Кретов А.А., Попова З.Д. Слоговая природа русской фонемы // Филологические записки. Вып.7.

Воронеж, 1996, с.98-118.

Николаева Т.М. Теории происхождения языка и его эволюции — новое направление в современном

языкознании // Вопросы языкознания. 1996, № 2, с.79-89.

Новое в лингвистике. Вып. 2. М., 1962.

Панов М. В. Русская фонетика. М., 1967.

Трубецкой Н. С. Основы фонологии. М., 1960.

 

Тема 9







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 3685. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия