Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проведение занятия. Занятие начинается с проверки домашнего задания, которое трени­ровало способность участников смотреть на хорошо знакомые места





Занятие начинается с проверки домашнего задания, которое трени­ровало способность участников смотреть на хорошо знакомые места, ситуации, обстоятельства с новой для них профессиональной позиции. Как правило, людям открывается много нового и неожиданного толь­ко за счет измененной при восприятии позиции. Избирательность вос­приятия через выполнение этого задания позволяет видеть все старое и хорошо известное по-новому.

Затем сообщается цель занятия, и преподаватель переходит к упраж­нениям.

Упражнение 32.На основе наблюдений за мимикой, жестами, поза­ми людей сделать выводы о том, кто эти люди по занимаемому статусу (начальник, подчиненный, зависимый, независимый), кто занимает в общении позицию конфронтации, а кто — защитную позицию, и т. п. Каждый раз нужно объяснять, на основании каких наблюдаемых при­знаков сделаны умозаключения. Особенно подробно следует анализи­ровать причины ошибочных умозаключений.

При выполнении упражнения следует обеспечить индивидуальную работу каждого участника тренинга, обсуждение результатов может быть групповым.

Для выполнения упражнения используются рис. 58-60.

Упражнение 33.Ведущий демонстрирует вначале только фрагмен­ты изображения — портреты людей (рис. 61, 63) и дает задание: опре­делить и записать, какие эмоции переживают эти люди, что они дела­ют. Следует ответить на оба вопроса.

При анализе результатов выполнения упражнения нужно обратить внимание на те средства, через которые переданы психические состоя­ния людей, на причины ошибок в умозаключениях. После ответов на поставленные вопросы демонстрируются изображения этих же людей, но уже в конкретной ситуации.

Упражнение 34.На рис. 65, 66 изображены события, пронаблюдав за которыми, нужно их объяснить. Каждый участник тренинга работа­ет самостоятельно, отвечая на вопросы: что изображено? что происхо­дит?

Для понимания того, что видишь, нужно иметь некоторые знания о происходящих событиях, но в данном случае можно понять изобража­емое, опираясь только на дифференциацию и расшифровку тех выра­зительных средств, которые использовал художник. После объяснений того, что происходит, нужно выделить те средства, на которые участ­ники практикума ориентировались, чтобы понять смысл рисунка (разъяснения см. в описи рисунков).




 



Второе изображение является более сложным для понимания, по­скольку требует привлечения некоторых специальных знаний.

После выполнения упражнения нужно сопоставить объяснения участников тренинга с тем содержанием и смыслом, которые передали художники в демонстрировавшейся картине (см. опись рисунков), и проанализировать причины ошибок и удач при выполнении этих упражнений.

Упражнение 35.Ведущий дает зарисовки внешнего вида молодой женщины с высшим филологическим образованием, которая ищет ра­боту. За изменениями ее внешности наблюдала свекровь, которая и описала то, что происходит.

Участникам группы предлагается представить ситуацию и на осно­ве изменений внешнего вида женщины определить, какой костюм, ка­кой внешний облик помог Ирине (героине повествования) получить должность секретаря директора огромного завода.

Это был месяц интенсивного использования гардероба. Ирина даже похудела. Утром она надевала одно платье и, не говоря никому ни слова, исчезала до полудня. Потом возвращалась на час домой и пропадала опять — уже в другом наряде.

Этюд 1. Голубое платьице, рожки коротких, с трудом заплетенных ко­сичек, наивность и невинность во взгляде.

Этюд 2. Красный костюм, мини-юбка, открывающая аппетитные коле­ни, глубокий вырез пиджачка едва прикрывал иные прелести, распущен­ные кудряшки.

Этюд 3. Цветное платье-миди, вид дамы полусвета неопределенных на­мерений, но ко многому готовой.

Этюд 4. Сдержанный коричневый костюм, приглаженные кудряшки, едва тронутые помадой губы, летние темные очки, подчеркивающие «том­ное выражение лица», — все создавало вид скромной интеллектуалки из достойной семьи.

(По повести А. Лиханова «Высшая мера» — Знамя. — 1982. — № 4. — С. 21-22).

Ответ: в повести место секретарши директора завода помог Ирине получить внешний облик, описанный в этюде 2.

Упражнение 36.Использовать изображения улиц малознакомых городов (рис. 67, 68). Пронаблюдать за улицей города и сделать выво­ды о том, в какой стране происходят события, в какое время года, чем заняты люди, какие это годы. Пояснения к рисункам сообщаются участ­никам тренинга после выполнения упражнения, они даны в описи ри­сунков.

Домашнее задание.Проверьте себя: всегда ли вы правильно опре­деляете эмоциональные состояния близких вам людей. После встречи



с ними вечером или утром внимательно приглядитесь, попытайтесь понять, в каком они состоянии. А потом проверьте свои умозаклю­чения: ты плохо себя чувствуешь? чему ты радуешься? у тебя опять неприятности? ты сегодня с кем-то поссорился? и т. п. Попытайтесь опираться на наблюдаемые признаки, а не только на знание типичных особенностей поведения человека. Заданные вопросы, свои предполо­жения и ответы партнеров лучше записать.

Занятие 7

Цель: упражнения в предвидении на основе наблюдений. Используют­ся рис. 69-81.







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 541. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.019 сек.) русская версия | украинская версия