Студопедия — Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм)






Позитивизм изначально складывался под лозунгом борьбы с умо­зрительной философией. Устами своего основателя Огюста Конта позитивизм заявил о себе как о такой философской системе, для ко­торой философия, и в первую очередь «первая философия», метафи­зика, является излишней. Максимум метафизики, который призна­вался позитивизмом законным, заключался в призыве к философии стать метанаукой, т. е. наукой о науке. Это не помешало, а скорее наоборот, помогло случиться тому, что позитивизм закрепил за со­бой науку как предмет приоритетного философского исследования.

Становление позитивизма связано с именем французского фи­лософа О. Конта (1798-1857), «пустившего в оборот» термин «по­зитивизм», который фигурирует в названиях основных его сочине­ний: «Курс позитивной философии», «Дух позитивной философии» и «Система позитивной политики». Наука к тому времени уже была предметом анализа в немецкой классической философии (у Кан­та, Фихте и Гегеля), и следы немецкого влияния просматриваются у Конта. В первую очередь на Конта повлияли попытки Канта поста­вить границы чистому разуму и учение Гегеля о бытии как станов­лении. Однако поверхностное знакомство с немецкой философской традицией («коротко и по-французски») увело Конта в сторону от ее умозрительного характера. Согласно закону интеллектуальной эволюции, позаимствованному у Сен-Симона, у которого Конт в мо­лодости служил секретарем, преодоление умозрительного характера философии является неизбежным следствием «взросления» разума.

Человеческое мышление есть природный организм и, как орга­низм, неизбежно проходит три стадии в своем развитии.

На первой стадии, «теологической», или «фиктивной», разум следует своей основной начальной (примитивной) потребности, заключающейся в поиске причин всего. Эта потребность становится источником заблуждений, поскольку природа не знает никаких при­чин. Поэтому разум с необходимостью порождает их сам. Так возни­кают примитивные формы религии: анимизм, фетишизм, тотемизм, политеизм.

Вторая стадия развития интеллекта — переходная от юности к зре­лости — носит имя «метафизической», или «абстрактной». Нахо­дясь на этой стадии, человеческое мышление пытается объяснить то, чего никогда не существовало: бытие, сущность, внутреннюю при­роду явлений. Метафизика, подобно ломке голоса у мальчиков, является неизбежной «хронической болезнью» человеческого ин­теллекта на границе между детством и возмужалостью.

Наконец, стадию зрелости называют реальной, или положитель­ной, стадией. Основной ее признак — «закон постоянного подчине­ния воображения наблюдению». Главное правило логики этой стадии развития интеллекта гласит, что каждое предложение, которое недо­ступно точному превращению в простое изъяснение частного факта, бессмысленно. Помимо прямой задачи приумножения знаний мыш­ление на этой стадии постоянно занято критической ревизией мета­физических понятий, поиском и удалением бессмысленных вопро­сов и положений. Естественно, у него должна быть своя политика и своя этика. Позитивизм должен распространять «учение о неиз­менности естественных законов» и служить основной цели позитив­ного мышления — «беспрерывно удовлетворять наши собственные потребности»[73]. При этом позитивное мышление становится прямым и законным наследником теологии, которая необходима, чтобы про­буждать интерес человека к идее бесконечного господства, метафи­зики, которая привила человечеству мысль о возможности позна­ния и преобразования природы, и римской церкви, поставившей себе политическую задачу, с которой сама не смогла справиться и ре­шить которую был призван позитивизм:

«Только положительная философия может постепенно осущест­вить этот великий план всемирной ассоциации, который католи­чество в средние века начертало впервые, но который в основе был по существу несовместим, с теологической природой фи­лософии католицизма, установившей слишком слабую логическую связь (курсив наш. — А. П.), чтобы быть способной проявить та­кую социальную силу»[74].

Таким образом, позитивизм изначально заявил о себе как о новом мировоззрении. Наиболее известным идеологом и популяризатором этого мировоззрения был английский философ Герберт Спенсер (1820-1903). Наука для Спенсера есть расширенный здравый смысл и усложненный здравый смысл, различие между ними количествен­ное, а не качественное; наука порождает более общее и более точное знание, чем не обладающий строгими методами познания обычный человеческий рассудок. Не будет сильным преувеличением ска­зать, что философию Спенсера мы знаем «инстинктивно», посколь­ку и современное образование, и мы сами руководствуемся принци­пами здравого смысла.

Положения своей «синтетической философии» Спенсер изло­жил в работе «Основные начала» (1864). Фундамент этой метафизи­ки составляет идея организма: весь мир в целом и каждая его часть в отдельности представляют собой развивающийся организм. В ходе эволюции этого организма первоначальное синкретическое простое состояние системы сменяется все более сложными и дифференциро­ванными формами. Идеи Спенсера были ясны и потому весьма по­пулярны в XIX в. О влиянии идей органической эволюции на умы того времени говорит, например, тот факт, что Чарльз Дарвин в «Ис­торическом наброске» к работе «Происхождение видов» называет Спенсера одним из своих предшественников, а собственный термин «естественный отбор» считает менее точным, чем выражение Спен­сера «переживание наиболее приспособленного». (Следует отметить, что сам Спенсер критиковал дарвинизм с позиций эктогенеза — тео­рии эволюции, согласно которой причиной развития организмов яв­ляется окружающая среда, а приобретенные признаки наследуются: в итоге должен эволюционировать индивид, а не популяция.)


Наверное, наиболее известная и самая критикуемая — спенсерова концепция социального организма. Большие отдельные сообщества представляют собой живой организм (мысль не новая для британ­ской философии и восходит, по меньшей мере, к «Левиафану» Гобб- са), а социальная стратификация общества призвана исполнять раз­личные функции этого организма. Согласно парадигме синтетиче­ской философии, социальная жизнь подчиняется тем же законам, что и живая природа. В обществе выживают и преуспевают наиболее приспособленные индивиды. На подобных позициях основываются различные виды социального дарвинизма.

Следует также отметить, что внутри позитивизма — параллельно с неокантианской традицией — с самого начала велась активная ра­бота по созданию различных классификаций наук, что дало мощный стимул для дифференциации старых и появления новых сфер науч­ного знания.

Второй принципиально важный этап развития позитивизма свя­зан с именем австрийского физика и философа-популяризатора Эрн­ста Маха (1838-1916). Кратко его концепцию можно представить в виде трех принципов.

1. Эпистемологический принцип «экономии мышления». Пер­вая задача науки — экономия опыта путем предвосхищения фактов в мысли. Целям экономии служат также языки, письменность, об­разование, библиотеки, человеческая культура в целом. Существо, обладающее искусством счета, имеет неоспоримые выгоды перед су­ществами, таким искусством не обладающим. Арифметика является еще более совершенным инструментом экономии интеллектуальных сил, поскольку позволяет предугадывать результат счета. Алгебра, в свою очередь, дает возможность экономить арифметические вы­сказывания и т. д. Степень абстрактности знания выражает степень его экономичности. Наука есть в первую очередь ресурс эволюци­онного развития. Познание есть одна из биологических функций организма, но на этой функции успешно паразитируют метафизика и теология. Поэтому идеальная наука должна быть наукой описа­тельной. Объяснительная часть, на разработку которой как более значимой в структуре науки претендует метафизика, должна быть удалена из нее в целях опять же экономии мышления. Именно так и устроены развитые науки, в которых объяснительная, «парази­тическая» часть редуцирована. Вместе с этой метафизической ча­стью должны быть удалены также и метафизические категории, такие как сущность и явление, субстанция и акциденция, и, конечно же, категория причинности. Причинность должна быть заменена по­нятием функции, поскольку между феноменами природы не может быть причинно-следственных отношений (неверно говорить, что од­но явление порождает другое), а только лишь отношения функцио­нальной зависимости.

2. Гносеологический принцип нерасчлененности субъекта и объ­екта. Мах взялся заново решить старую философскую проблему о со­отношении субъекта и объекта познания, причем решить в духе до- критической (докантовской) философии. Этот принцип становится также и онтологическим. Каждый элемент мира представляет собой нерасторжимое тождество психического и физического, субъектив­ного и объективного. Категория «вещи» есть символ для комплекса ощущений. Настоящие элементы внутреннего и внешнего мира под­даются точному выражению с помощью физико-математических кон­стант. «Не вещи, а цвета, тоны, давления, пространства, времена, суть настоящие элементы мира». Эти элементы выступают в роли медиаторов оппозиций внешнего и внутреннего, субстанции и акци­денции, мира и «я», они в той же мере принадлежат субъекту, в какой и объекту. Описание функциональных связей между элементами опыта с помощью численных величин и должно составлять содержа­ние научного знания.

3. Принцип конвенциональной природы научной теории. Когда Галилей писал, что «книга природы написана языком математики», он высказывал идею, что математика (и шире — научная теория во­обще) выражает некую специфическую, но объективную реальность (здесь следует говорить о различного рода преломлениях платониз­ма в истории европейской мысли). Согласно же конвенционалист- ской концепции, математика является лишь языком, инструментом познания. В ее основе лежат сознательно выработанные положения (конвенции), которые должны соответствовать принципу «эконо­мии мышления» и удобства. Такие компоненты научной теории, как простота и красота, также имеют не столько эстетическую природу, сколько экономическую. Если цель науки — уменьшать затраты ра­боты мышления, то и в строении самой науки должен также лежать этот принцип.

Махизм как позитивистское методологическое направление был весьма влиятельной философской концепцией на рубеже XIX-XX вв., которая развивалась в разные интерпретациях. В этой связи следует упомянуть эмпириокритицизм (критика опыта) швейцарского фило­софа Рихарда Авенариуса с его учением о «принципиальной коорди­нации субъекта и объекта» и эпистемологическим принципом «наи­меньшей траты сил»; эмпириомонизм А. А. Богданова; эмпириосимво­лизм П. С. Юшкевича; принципы и методологию конвенционализма разрабатывали такие известные ученые, как А. Пуанкаре и П. Дю- гем, занимавшиеся вопросами методологии и строения науки.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 218. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия