Студопедия — Научные, методологические и философские истоки постпозитивизма
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Научные, методологические и философские истоки постпозитивизма






Само название данного течения научно-философской мысли как бы предполагает, что постпозитивизм формируется после позитивизма, находя более удачные решения проблем, с которыми не смог спра­виться последний. Такое предположение верно лишь отчасти: в сере­дине XX в. позитивизм действительно переживал кризис, который тогда мог показаться не кризисом, а крахом этого интеллектуального течения. Однако позитивизм, претерпев существенные и полезные для него преобразования, пережил кризис и ныне, как уже было от­мечено, существует в различных своих версиях. Постпозитивизм же, зародившийся на рубеже 50-60-х гг. XX в., можно считать скорее не «наследником» позитивизма, обладающим правом на всю собствен­ность, а параллельным течением, имеющим с позитивизмом сход­ные предметную область и проблематику, но предлагающим совсем иные решения.

Прежде чем рассматривать философскую сущность постпозити­визма, необходимо сделать несколько предварительных замечаний.

Во-первых, вспомним, что в начале данной книги речь шла о спо­собах бытия науки. Таковых насчитывается четыре: наука — это зна­ние, процесс получения нового знания, социальный институт и эле­мент культуры. Классическая научно-рационалистическая традиция (XVIII — начало XIX в.) практически отвергает влияние двух по­следних способов бытия на два первые: все, что знает наука, — это исключительно результат логически строго перехода от эмпирии к теории.

Во-вторых, обратим внимание на одно обстоятельство: когда в ми­ре науки господствовала позитивистская доктрина, были сформули­рованы некоторые идеи, которые требовали оригинального философ­ского осмысления, выхода за рамки сложившихся методологических традиций. Это, например, впервые провозглашенный Эйнштейном и, как мы уже знаем, поддержанный К. Поппером принцип разделе­ния ситуации открытия и ситуации оправдания (context of discovery — context of justification). Открытие, предложение новой теории — ин­туитивный скачок, логически никак не управляемый и не отслежи­ваемый. Логически-организованным образом теория может быть только проверена. Кроме того, обратим внимание на тезис Дюге- ма—Куайна[77]: если он отражает реальный процесс научного позна­ния, то, значит, факты в науке — не самое главное, все решают их от­бор и интерпретация.

В 20-х гг. XX в. в физике сформировался принцип дополнительно­сти (так назвал его Н. Бор): при экспериментальном исследовании микрообъекта могут быть получены точные данные либо о его им­пульсе, либо о его положении в пространстве и времени; те и другие данные получить одновременно невозможно, ибо микрообъект взаи­модействует с прибором — значит, данные не объединяются, а допол­няют друг друга. Применение принципа дополнительности посте­пенно выходит за рамки чистой физики и начинает использоваться в самых разных отраслях знания — вплоть до литературоведения (впервые в литературоведении этот принцип применил М. М. Бахтин).

Ситуация, сложившаяся в философии науки к концу 1950-х гг., требовала решения проблемы социально-психологической состав­ляющей содержания научного знания, нового осмысления методоло­гических регулятивов научной теории, философского анализа прин­ципа дополнительности и т. п. Фактически, речь шла о создании оригинального учения о субъекте научного познания, субъекте, жи­вущем в обществе себе подобных, чувствующем, способном на спон­танные поступки и мысли.

Основным философским источником постпозитивизма послужи­ла, естественно, третья версия позитивизма — неопозитивизм, но следует назвать и некоторые другие течения. Феноменология Э. Гус­серля и раннего М. Хайдеггера предлагает идею откоррелированности объекта субъектом и создает целое учение о коррелятах. Психоана­лиз утверждает наличие в субъективности недоступных рациональ­ному исследованию импульсов, которые, скрываясь в подсознании, существенно влияют на формирование рациональной картины реаль­ности. Философский структурализм ищет устойчивые лингво-логиче- ские структуры, организующие мировоззрение и поведение челове­ка. Если воспользоваться идеей структуры, но при этом усомниться в ее (структуры) устойчивости, то могут появиться интересные со­ображения относительно процесса борьбы и смены научных теорий.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 217. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия