Студопедия — Древние Афины
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Древние Афины






Агараномы (греч. – рыночный надсмотрщик) – должностные лица с полицейскими функциями, осуществлявшие надзор за деятельностью рынка в Афинах. Коллегия агараномов, состоявшая из десяти членов (пять – для Афин, пять – для Пирея), обычно избиралась сроком на один год. В Египте времен Птолемеев находившиеся в каждом округе агараномы протоколировали и регистрировали частные сделки.

Ареопаг (греч. Аreios pagos – Аресов холм) – орган власти в Древних Афинах, названный по месту заседаний на холме Ареса возле Акрополя. Возникнув в эпоху родоплеменного строя как совет старейшин, ареопаг к VIII в. до н. э. состоял из представителей наиболее знатных и богатых семей. С появлением архонтов ареопаг стал пополняться бывшими архонтами, но он же, в свою очередь, и избирал архонтов. Ареопаг обладал широкой политической, судебной, контролирующей и религиозной властью. Ареопаг являлся оплотом аристократии, позднее – олигархии, ограничение власти ареопага началось с развитием афинской рабовладельческой демократии. Первые попытки ограничений были сделаны Солоном (VI в. до н. э.). Прежде всего, у ареопага было отнято и передано гелиэе право налагать вето на постановление народного собрания. Принадлежавшие ареопагу функции контроля над должностными лицами и надзора за исполнением законов перешли к Совету пятисот и народному собранию, главным образом, к гелиэе. Сократилась и судебная компетенция ареопага; он утратил круг самых важных дел – рассмотрение противозаконных действий должностных лиц.

Архонт (греч. аrchon – начальник, правитель) – высшее должностное лицо в древнегреческих полисах. Наиболее известны архонты в Афинах. Согласно преданию, в XI в. до н. э. царская власть была отменена и представители царского рода Кодридов стали пожизненными архонтами. В середине VIII в. до н. э. доступ к этой должности получили эвпатриды, и срок власти архонтов сократился до 10 лет, а с первой половины VII века – до 1 года. По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг. Наиболее древними были должности трех архонтов – эпонима, басилея и полемарха. В компетенцию первого входило предварительное рассмотрение некоторых семейных дел, направляемых им для окончательного разрешения в суд. Сюда относились дела о дурном обращении детей с родителями, о дурном обращении с сиротами, с наследницей, о расточительстве, об опеке, тяжбы о разделах, о наследствах и наследницах. Архонт председательствовал при рассмотрении в суде дел, относящихся к кругу его компетенции. Второй архонт, басилей, осуществлял надзор за религиозным культом. Он заведовал мистериями и другими празднествами, председательствовал на суде при рассмотрении дел, связанных с отправлением культа. Басилей был также председателем ареопага. Третий архонт, полемарх, первоначально выступал как военный вождь. В V веке до н. э. от его прежних военных функций остались лишь слабые следы: полемарх совершал жертвоприношения в честь божеств войны и устраивал надгробные состязания в честь павших в сражении. В остальном его компетенция охватывала дела метеков и других иностранцев. Для метеков полемарх был тем же, чем архонт для афинских граждан; в его компетенцию входила защита сирот и рассмотрение дел о наследствах. Он ведал делами по спорам метеков с гражданами.

С 683 года до н. э. были добавлены еще шесть архонтов – фесмофетов с судебными функциями. Они назначали дни заседаний, составляли коллегии судей; председательствовали в таких важных процессах, как графэ параномон, эйсангелия (дела о государственных преступлениях); при докимасии должностных лиц и при рассмотрении отчетов, представляемых стратегами. На них лежала обязанность ежегодно просматривать действующие законы и выдвигать народному собранию предложения, направленные на ликвидацию пробелов и противоречий в них. Все 9 архонтов составляли коллегию высших должностных лиц. После реформ Солона (VI до н. э.) архонтами могли стать члены высшего имущественного разряда – пентакосиомедимны, позднее также всадники (2-ой разряд), а с 457 г. до н. э. – зевгиты (3-ий разряд).

После реформы Клисфена (509 г. до н. э.) компетенция архонтов свелась главным образом к председательствованию в судах (иногда – в народных собраниях) и к выполнению некоторых обязанностей в области религиозного культа. Как единая коллегия архонты выступали редко.

Архонты первоначально избирались ареопагом; при Солоне их стали намечать жребием из числа 40 кандидатов, выдвинутых филами после кратковременного возвращения к выборам, окончательно укрепилось избрание по жребию.

Басилевс, басилей (греч. вasileus) – в Древней Греции правитель небольшого поселения, позднее глава племени или союза племен, обладавший военной, жреческой и судебной властью. Басилевс первоначально избирался, затем его власть стала наследственной. В Афинах после отмены царской власти (по преданию в XI веке до н. э.) басилевсом назывался один из архонтов. В Спарте басилей – один из титулов царей, в эллинистических государствах – наименование монархов, в Византии – официальный титул императоров.

Булэ, буле (греч. bule – совет) – 1) совет старейшин (родоплеменной знати) при басилее в гомеровской Греции; 2) в аристократических и олигархических полисах (до V в. до н. э.) правящий совет знати или преимущественно богатых граждан, состоял из пожизненных членов (герусия в Спарте; ареопаг в Афинах и др.); 3) в демократических полисах высший орган исполнительной власти и государственного контроля, избирался на определенный срок и готовил дела для народного собрания.

Наиболее известен булэ в Афинах. Учрежден в 594 г. до н. э. Солоном и назывался Совет 400. В результате реформ Клисфена число членов булэ увеличено до 500. С середины V в. до н. э. булевты избирались жребием по 50 от каждой филы из числа граждан, достигших 30-летнего возраста. Избранные подвергались в совете предыдущего созыва проверке – докимасии, которая должна была выявить образ их мыслей, а также право на занятие должности.

По окончании срока службы каждый булевт представлял отчет о своей работе. Если против булевта возникало какое-либо обвинение, члены совета исключали его из своей среды. Исключенный мог быть арестован и предан суду в обычном порядке.

В компетенцию совета входили подготовка и обсуждение дел, поступивших на рассмотрение народного собрания, и заведывание текущими делами во всех отраслях государственного управления. Это был высший правительственный и административный орган афинского государства. На него возлагалось также исполнение актов народного собрания. Он должен был строго придерживаться указаний последнего, но иногда народное собрание оставляло широкое поле для самостоятельной деятельности совета и даже возлагало на него неограниченные полномочия.

Совету принадлежали широкие полномочия в сфере финансового управления. Он определял источники государственных доходов, ведал всеми поступлениями в казну, производил взыскание государственных долгов, продажу конфискованных имуществ и пр. Под надзором совета находились военный флот и конница.

Совет ведал дипломатическими сношениями. Он принимал послов и вводил их в народное собрание, заключал договоры с другими государствами, подтверждал эти договоры торжественной клятвой; заслушивал отчеты афинских послов о выполненных ими поручениях. На совете лежала забота о святилищах, об устройстве празднеств, общественных постройках. Совет принимал отчеты должностных лиц и давал им необходимые указания. Со своей стороны совет отчитывался перед народным собранием.

Так как было неудобно вести текущие дела при посредстве столь многолюдного собрания, каким являлся Совет 500, последний делился на 10 комиссий, в каждую из которых входило по 50 представителей какой-нибудь филы. Эти комиссии поочередно стояли у власти в течение одной десятой части года, сменяя друг друга в порядке, который определялся жребием. Члены совета, призванные в состав этих комиссий в данный месяц, назывались пританами, а месяц дежурства каждой комиссии – пританией.

Пританы избирали из своей среды по жребию на один день председателя – эпистата. Он же председательствовал в народном собрании, хранил государственную печать и ключи от святилищ, в которых помещались казна и архив. В IV веке председательствование в совете перешло к другому лицу – одному из десяти проэдров, которые избирались жребием перед каждым заседанием совета или народного собрания.

Всадники –1) (греч. hippeis), в Афинах, по законодательству Солона, вторая имущественная группа. Для включения в разряд всадникам необходимо было доказать наличие минимального годового дохода в 300 медимнов зерна. Они не принадлежали к старинной родовой аристократии, но были состоятельными горожанами незнатного происхождения. Во время войны всадники служили в коннице и должны были выставить коня и вооружение; 2) (лат. equites), первоначально, в царскую эпоху и в раннереспубликанский период, сражавшаяся верхом патрицианская знать. Впоследствии, в связи с формированием в Древнем Риме нобилитета в III в. до н. э., всадники превратились во второе после сенаторов сословие с имущественным цензом 400 тыс. сестерциев, развившееся позднее в римскую денежную аристократию. Внутри сословия существовала резкая социальная дифференциация. Обычным занятием всадников была крупная торговля и откуп налогов с провинций. Они образовали верхний слой общества в муниципиях, имели крупные поместья, занимали административные должности, были юристами и т. п. В позднереспубликанский период всадники вместе с сенаторами были правящим классом. Хотя политическое влияние всадников было менее значительным, чем сенаторов, в их руках за счет торговых и финансовых операций сосредоточились огромные капиталы, добывавшиеся, как правило, путем ограбления населения провинций при откупах. Особое значение всадники приобрели в период гражданских войн поздней Республики как судьи. В императорскую эпоху они занимали высокие и доходные посты в императорской администрации (например, должности преторианского префекта и префекта Египта). Первым императором из сословия был Макрин (217–218). При императоре Константине Великом (306–337) большая часть всадников была включена в разряд сенаторов, после чего сословие перестало существовать.

Гелиэя (от греч. heliaia) – учрежденный Солоном суд присяжных в Древних Афинах. Состоял из 6 тыс. членов, избиравшихся ежегодно по жребию из числа граждан, достигших 30 лет, по 600 на каждую филу. Гелиэя распадалась на 10 коллегий – дикастерий – в составе 500 человек каждая (обычно судебная коллегия назначалась в составе 501 члена). Круг дел, подлежащий рассмотрению каждого состава, определялся утром того дня, когда должно было происходить заседание суда. Это делалось, по-видимому, чтобы затруднить возможность воздействовать на судей со стороны заинтересованных лиц. Гелиэя рассматривала жалобы на решения других судебных инстанций и была первой инстанцией по ряду важнейших дел, в том числе по делам о государственных и должностных преступлениях; осуществляла контроль над деятельностью должностных лиц (докимасия и утверждение отчетов должностных лиц); принимала участие в законодательной деятельности: ей принадлежало право утверждать постановления народного собрания. Институт гелиэи был уничтожен после второго олигархического переворота в 404 г. до н. э.

Геоморы (греч. – землевладелец) – 1) в Сиракузах и на о. Самос аристократы, крупные земельные собственники; 2) в Аттике слой мелких крестьян, которые вместе с демиургами (ремесленниками) составляли класс мелких производителей.

Гоплиты –тяжеловооруженный пеший воин в древнегреческом воинском полисном ополчении. В отличие от бойцов-одиночек гомеровского времени, гоплиты сражались в замкнутых фалангах, ставших в Спарте и Афинах примерно в VII в. до н. э. решающей системой организации вооруженных сил. Гоплитом мог стать человек, обладающий гражданскими правами и средствами для обеспечения собственного снаряжения. Гоплиты носили большой щит, шлем и панцирь, а также ножи. Их главным оружием были копье и меч.

Демиурги (греч. demiurgos) – сословие ремесленников, художников, врачей в Аттике в VIII–VII вв. до н. э.

Демос (греч. demos – народ) – в Древней Греции население области (или сама область), а также общность полноправных граждан государства (в противоположность рабам и иноземцам). Понятие обозначает также народ в узком смысле слова как противопоставление аристократам. После 508 г. до н. э. в Аттике демосом стали называть наименьшие административные ячейки – сельские общины, городские округа (демотикон – указание места рождения гражданина).

Докимасия – в Древних Афинах особая проверка, которой обязаны были подвергнуться все лица, избранные на должности голосованием или жребием. Докимасия имела целью выявить необходимые для занятия должности качества кандидата.

Архонты подвергались докимасии перед советом или судом, остальные должностные лица – только перед судом. Докимасия состояла в том, что испытуемому предлагали определенные вопросы (возраст, ценз, наличие или отсутствие задолженности в пользу государства и т. п.), в том числе направленные на то, чтобы выявить общественный и политический облик кандидата. Докимасия завершалась открытым голосованием в совете, в гелиэе – закрытым. Перед вступлением в должность необходимо было, кроме того, принести присягу.

Драконт – имя одного из высших государственных чиновников (архонтов) Афин, который ввел в 621 г. до н. э. один из первых письменных сводов законов. Согласно позднейшим источникам, Драконт отличался крайней суровостью, карая смертной казнью, например, за мелкое воровство (отсюда «драконовские законы», «драконовские меры»). Зато государство брало на себя наказание убийц, запрещая кровную месть. Как выразился один из политиков IV в. до н. э., он писал свои законы не чернилами, а кровью. Они были частично отменены Солоном в 594 г. до н. э.

Зевгиты – афинские граждане, принадлежавшие к третьему имущественному разряду с цензом в 200 медимнов зерна, вина или оливкового масла ежегодно. По реформе Солона они получили полный набор гражданских прав, за исключением того, что избираться они могли лишь на низшие должности. С 458–457 гг. до н. э. они получили также право становиться архонтами. На войне зевгиты были гоплитами.

Метеки (греч. – переселенцы) – лично свободные люди, переселившиеся в какой-нибудь греческий полис. Они не имели гражданских прав в новом полисе. За право на жительство, на занятие ремеслом и торговлей метеки обязаны были платить особый налог – метойкион. Среди них были богатые купцы и владельцы ремесленных мастерских.

Навкрарии ( греч. naukrariai) – территориальный округ Аттики во главе с пританом, жители которого были обязаны подготовить один корабль с экипажем для флота Древних Афин.

Пентакосиомедимны (греч. pentakosiomedimnoi) – «пятисотмерники», по реформам Солона высший первый имущественный разряд свободного населения Аттики, члены которого обладали годовым доходом в размере 500 медимнов.

Полеты – члены коллегии из 10 человек в Древних Афинах.

Полис (греч. polis) – город-государство, особая форма политической и социально-экономической организации общества, типичная для Древней Греции. Полис представлял собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся различными промыслами и ремеслами, которые, будучи полноправными его членами, имели право на собственность. Типичными признаками полиса являлись право земельной собственности, а также наличие гражданских прав независимо от того, находится ли собственность и место жительства граждан полиса в черте города или в сельской местности. Несмотря на противоречия между крупным и мелким землевладением, различие в формах и размерах собственности, а также разделение граждан полиса на различные социальные слои (крупные землевладельцы, крестьяне, ремесленники, купцы, мелкие торговцы, сезонные работники, батраки) и, тем самым, разные возможности реального использования политических прав, граждане полиса конституировались как господствующий класс. В качестве основного антагониста им противостояли рабы, а также представители свободного населения, обязанные платить подати и налоги и не являющиеся гражданами полиса. Процесс становления полиса привел к различной их организации (аристократия, демократия, олигархия).

Притания –дежурство 50 членов Совета пятисот в течение определенного срока с целью непосредственного руководства повседневными делами в Древних Афинах.

Синойкизм (греч. synoikismos – совместное проживание, сожительство) – добровольное и (или) насильственное объединение родовых племен Аттики в единую политическую общность.

Сисахфия (греч. – стряхивание бремени) – долговая реформа Солона в Древних Афинах, в результате которой было отменено долговое рабство.

Стратеги (греч. strategos – военачальник, главнокомандующий) – коллегия высших должностных лиц в Древних Афинах с военными полномочиями.

Тирания – форма государственной власти; встречается в Греции с конца VII в. до н. э. до эпохи эллинизма. Тирания явилась следствием общественно-экономических образований VII–VI вв. до н. э., возникла в процессе борьбы между разлагавшейся аристократией и растущими народными массами. Tирания появляется, прежде всего, в городах с высокоразвитой экономикой. Существовавшее законодательство при тирании формально сохранялось почти всегда, хотя в полисах устанавливалось единоличное правление. Тираны проводили политику, направленную на улучшение положения демоса, оказывали всяческую поддержку развитию ремесла и торговли, изобразительного искусства и поэзии. Негативная оценка тирании впервые была дана в период демократического правления, отрицавшего основополагающий принцип тирании – единовластие.

Феты – в Афинах малоимущая прослойка граждан (4-й разряд по законам Солона), чей годовой доход от продажи зерна, вина, масла и т. д. составлял менее 200 медимнов в год, в основном это были ремесленники и малоземельные граждане. После реформы Солона феты могли участвовать в народном собрании и избираться в гелиэю, но им запрещалось занимать какую-либо государственную должность. Примерно с 450 г. до н. э. законом им разрешалось избираться на государственные должности, но практически этот закон не применялся. Феты служили в легкой пехоте или на флоте гребцами. С ростом военно-морской мощи Афин растет и политическое значение фетов. Всех свободных граждан, нанимавшихся на работу, также называли фетами.

Фила (греч. рhyle) – 1) племя Аттики в гомеровский период; 2) один из 10 территориальных округов после реформы Клисфена.

Фратрия (греч. phratria – братство) – в родовом обществе союз нескольких родов, позднее в полисах – гражданское объединение с единым культом и общим владением. Несколько фратрий составляли филу. В Афинах в древнейшее время существовало 12 фратрий примерно по 30 родов в каждой. Первоначально права гражданина определяло членство в какой-либо фратрии. После реформ Клисфена, в конце VIII в. до н. э., за фратрией сохранилось лишь религиозное значение.

Эвпатриды (греч. eupatridae – сыновья благородного отца) – аттическая родовая знать, до реформы Клисфена эвпатриды представляли привилегированное сословие в Афинах.

Экклесия (греч. ekklesia) – народное собрание в Древних Афинах, высший орган государственной власти.

Спарта

Апелла (греч. paella) – народное собрание в Древней Спарте. Формально апелла была высшим органом власти, собиралась ежемесячно, ведала важнейшими государственными делами (вопросами суда, внешней политики и выборами должностных лиц); фактически же она могла утверждать или отклонять предлагавшиеся ей решения герусии и эфоров. Обсуждение вопросов в апелле не допускалось. Созывалась апелла сначала царями или герусией, позже эфорами. Решение апеллы, которое герусия или царь считали вредными для государства, могло быть ими отменено. Участвовали в апелле полноправные граждане-спартиаты, достигшие 30 лет, владевшие земельным наделом и вносившие взносы в сисситии. Голосование производилось криком.

Архагеты – два царя в Древней Спарте.

Герусия (греч. gerusia, от geron – старейшина) – совет старейшин (геронтов) в Древней Греции в городах-государствах преимущественно аристократического устройства, сохранившийся от родоплеменной организации; рассматривал важные государственные дела, подлежавшие затем рассмотрению в народном собрании. Число геронтов и политическая роль этого органа в разных полисах были неодинаковыми. Наиболее известна герусия в Спарте, состоявшая из 30 человек (28 геронтов в возрасте старше 60 лет и 2-х царей); члены герусии избирались народным собранием пожизненно и были безответственны. Герусия, являясь высшим правительственным органом с практически неограниченной компетенцией, высшей судебной инстанцией против царей, заседала почти ежедневно. По мере усиления власти эфоров значение герусии падало.

Гипомейоны (опустившиеся) – категория безземельных спартиатов, потерявших право участвовать в народном собрании и сисситиях Древней Спарты.

Илоты (греч. heilotes) – местные жители Лаконии и Мессении, покоренные спартанцами, превращенные в государственных рабов. Своей земли не имели, работали на участке, предоставленном гражданину Спарты (спартиату) государством, но имели свое хозяйство и свои орудия производства. От урожая, полученного со своей земли, около 50 % платили господину в виде оброка. Отдельный спартиат, в распоряжении которого состоял илот, мог убить его, с разрешения властей отпустить на волю, передать другому спартиату (по всей вероятности тоже с разрешения органов власти). Он не имел права продавать илота за границу.

Илоты несли также военную службу в качестве легковооруженных воинов. Свое господство над ними спартиаты поддерживали методами жестокого террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством. О правовом положении этих отпущенных мало что известно. Число илотов в несколько раз превышало число спартиатов, которых в V в. насчитывалось не более 8 тыс. человек, а позднее стало значительно меньше.

Литургия (греч. leiturgia leiturgeo – совершаю богослужение) – 1) в Древних Афинах особая повинность в пользу государства, возлагавшаяся на богатых граждан; 2) богослужение в христианской церкви.

Педономы – должностные лица в Древней Спарте, занимавшиеся воспитанием детей и юношей до 20 лет.

Периэки (греч. perioikоi – букв.: живущие вокруг) – неполноправная часть населения в ряде древнегреческих полисов. В Спарте периэки являлись потомками коренного населения, покоренного дорийцами и оттесненного к окраинам Лаконики. В отличие от илотов, периэки были лично свободными; политическими правами не пользовались, но в других отношениях были правоспособны. Могли приобретать собственность и совершать сделки. Несли воинскую повинность. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами. Общины периэков пользовались ограниченным самоуправлением.

Ретра – вид закона в Древней Греции; неизменяемое взаимное обязательство законодателя и народа.

Сисситии (греч. sissitia – питание за общим столом) – обязательные совместные трапезы спартиатов, являвшиеся одновременно военными подразделениями.

Спартиаты – полноправные граждане в Спартанском государстве. Только спартиаты пользовались политическими правами. Все они были обеспечены земельными наделами, которые передавались им вместе с обрабатывающими землю илотами. Эти наделы первоначально были одинаковыми, но позднее обнаружилось неравенство в имущественном положении спартиатов. С 20 до 60 лет каждый спартиат обязан был нести военную службу. Жениться ему разрешалось лишь по достижении 30 лет, когда он признавался вполне совершеннолетним и приобретал политические права.

Эфоры (греч. ephoroi – букв.: наблюдатели) – в Древней Спарте коллегия высших должностных лиц, которым фактически принадлежало руководство государством (номинально во главе Спарты стояли два царя, выполнявшие функции военных властей и верховных жрецов). Своим возвышением обязаны знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, их ежегодно избирали собранием из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию (учреждение которой относится к середине VIII в. до н. э.) и выносили свои решения большинством голосов. Эфоры созывали и руководили деятельностью герусии и народного собрания (апеллы). В их руках почти целиком находились внешние сношения и руководство страной. Они осуществляли строгий надзор за нравами, соблюдением дисциплины, жизнью зависимого населения – периэков, илотов, контролировали деятельность всех должностных лиц и ежегодно проверяли их отчеты. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. Одной из функций был контроль над деятельностью царей с целью не допустить установления монархии. Эфоры имели право подвергать царей суду герусии. В своей деятельности давали отчет только своим преемникам.

Бесконтрольность эфоров привела к злоупотреблениям ими своей властью.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 371. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия