Объект и предмет стилистики
Стилистика как наука о языке разделяется на два раздела. Первый – стилистика ресурсов – изучает экспрессивный потенциал средств языка всех его уровней. Второй большой раздел – «функциональная стилистика» изучает систему стилей современного русского языка. Основные черты современного текста: ü привлечение разговорной лексики, общая тенденция к сниженной речи. ü языковая игра (например, гибридизация речи: прихватизация, грантополучатель, различные сочетания строчных и прописных букв и курсивные выделения как элементы яз.игры) ü интертекстуальность – создание дополнительного смысла (прецедентные феномены в тексте), ü поликодированный текст как примета времени (сочетание вербального и визуального ряда). ü Гипертекст как признак современного текста (возможность оперативно найти прочитать любой нужный фрагмент) ü Эклектичность – смешение стилей. ü Взаимодействие латиницы и кириллицы в современном тексте а) Чужая буква (Zебра) – берут только графику, произношение слов русское. Чаще всего в начале/середине слова. б) в следств. контаминации: Book’ля (часть иноязычного слова) в) Как правило это имитация эл.адреса: zachistotu.ru г) рекламный штамп - &. Часто заменяет тире, в ряде случаев – просто графика.
Заголовочная текстовая номинация (заголовок) причисляется к сильным текстовым позициям, структурирующим ПВ и ПС (коммуникативный и номинативный объем) любого текста. Главная функция – отображение основного смысла текста=>заголовок ведущая текстовая номинация. По отношению к тексту заголовок выполняет номинативную функцию (именует то содержание, которое с помощью определенной структуры текста сообщает своему адресату автор). 2. Многозначность термина «стиль». Инвариантные признаки всех определений стиля. Понятие стилеобразующего фактора. Объект и предмет стилистики. Стилистика как наука. Изучает экспрессивный потенциал средств языка всех уровней, которые мы изучали. Это так называемая стилистика ресурсов. 2 большой раздел стилистики – функциональная стилистика. Изучает систему стилей СРЯ. СРЯ изучает языковые единицы, а курс СТИЛИСТИКИ – их экспрессивный потенциал. 1. Многозначность термина «Стиль». Слово стиль – понятие многозначное. От латинского «stilus» - остроконечная палочка для письма. Позже стилем начали называть определенную манеру письма. Стиль в языкознании – 1) функциональная разновидность языка, закрепленная в определенной соц-коммуникативной сфере с определенными лексико-грамматическими и фонетическими особенностями (напр. официально-деловой стиль) 2) разновидность литературного языка, обусловленная функцией и намерением говорящего в определенной сфере общения (теория трех штилей – высокий, средний, низкий) 3) общепринятая манера речи, способ исполнения речевого акта (можно оценивать) 4) индивидуальный способ, манера, которым пользуется автор (либо другой термин – идиостиль – авторский стиль = идиостиль Пушкина) 5) языковая парадигма эпохи. Это более крупная метальная единица (В.Г.Костомаров «Языковой вкус эпохи», Г.Н.Трофимова «Языковой вкус интернетэпохи в России») 6) способ мышления. В России учение о стилях восходит к трудам Ломоносова, который, следуя античной традиции, писал о трех стилях – высоком, среднем, низком. Известно еще с античной литературы, героический эпос – высокий, драма – средний, комедия – низкий. Современный текст отличает: - языковая игра - интертекстуальность - поликодовость 2.Стилеобразующий фактор. Это обстоятельство, которое влияет на принципы, приемы организации языковых средств, на способы их использования в текстах определенного стиля, на актуализацию лексических и грамматических категорий, форм, конструкций. Например, в языке газеты важно чередование экспрессии и стандарта, в рекламе главное зацепить читателя. Но этих факторов несколько даже в одном «языке» (т.е. для рекламы свойственно и то, что она цепляет, и то, что она краткая). В разговорной речи стилеобразующими фактором будет диалогизм. В советское время в 30-е г. активно развивалась функциональная стилистика и изучение языка писателей. Во Франции похожее понятие «Дискурс». Некоторые американские писатели предлагают говорить о разной степени «свойскости» ситуации и различают стили: интимный, непринужденный, доверительный, официальный и «ледяной» в зависимости от степени близости собеседников. В роли стилеобразующего фактора может выступать: 1. Форма общественного сознания 2. Тип социальных отношений 3. Вид деятельности 4. Автор речи 5. Адресат 6. Тематика 7. Целевая установка 8. Канал связи
|