Мопассан «О романе». Романы Мопассана. Специфика психологизмаГи де Мопассан – не только романист, но и новеллист (прославился благодаря «Пышке»). Был учеником Флобера, лично был с ним знаком. «Цель реалистического романа – заставить читателя постигнуть правду, глубочайший смысл», - Ги де Мопассан. Правда, по Мопассану, это то, как меняются углы под влиянием обстоятельств, как любят, борются, развиваются чувства и страсти во всякой социальной среде. Детерминизм – принцип обусловленности средой. Считал, что надо избегать пошлых драматических эффектов, не надо рассказывать о необычном. Надо описывать то, что есть, без преувеличений. Внешняя простота повествования. «Нет ничего сложнее простоты», - Ролан Барт. Характерная черта романом Ги де Мопассана – открытый финал. 1-й роман «Жизнь» вызвал восторг у Толстого. Он сказал, что это лучшая книга после «Отверженных» Виктора Гюго. Это камерная история молодой женщины Жанны де Во, история ее разочарований, утраты иллюзий (в общем, «Госпожа Бовари» Флобера в исполнении Мопассана). Причина ее проблем – эпоха. окружающая среда, время перемен во Франции (все по Бальзаку, потому что он собственно и является отцом реализма. Уайльд писал: «19 в., каким мы его знаем, создан Бальзаком»). 1875 г. – «Милый друг», здесь не такой сильный психологизм, как в «Жизни», но тут усиливается сатирическое начало. Мопассан создает образ антигероя – Жоржа Дюруа. С одной стороны, это роман-карьера, но с другой стороны, блестящую карьеру сделал бездарность и ничтожество (не как у Стендаля и Бальзака). Действовал Дюруа через связи с женщинами. Бальзаковская Франция возвышает элиту талантливую, мопассановская – посредственность, бесталанную. Почему так? Произошла стабилизация. В 1871 г. после коммуны происходит установление постоянной власти, окостенение социума. В 1883 году Мопассан публикует очерк «Мужчина-проститутка» - это как раз и есть тип Жоржа Дюруа. В современной Франции, по мнению Мопассана, способны быть счастливыми только Дюруа, а не де Во (гл. героиня «Жизни»). В центре повествования журналистская среда. Давний знакомый Жоржа Дюруа Форестье работает в газете «Парижская жизнь», куда и устраивает на работу приятеля. Мадлена Форестье пишет статьи за мужа, помогает и Жоржу. В обществе царит всеобщая продажность, проституция, все женщины – проститутки, все они называю Жоржа Дюруа котиком. Почему? Потому что вся Франция одержима страстью чувственных наслаждений, а не интеллектом. Любовь в этом обществе – это одно из лакомств, нет романтики, святости брака. Жорж предлагает вступить в брак госпоже Форестье, когда еще не остыл труп ее мужа, около покойника. Самолюбие и тщеславие Дюруа, «утер нос» Форестье, женившись на его жене, а сам не может ездить в лес (игра слов «форестье» - лес), его это бесит, ощущение, что его приятель все еще присутствует в его жизни. Разговор о любви в ресторане чередуется с обсуждением еды (как у Гончарова). Мотив игры, в которую играют все. Где настоящее, а где напускное, непонятно. Лорина, дочь госпожи Марель (любовница Жоржа), называет Жоржа Дюруа милым другом. Упадок французской аристократии. Норбер де Варен – талантливый поэт, среди ужасного продажного общества он кажется одним из немногих положительных персонажей. О стиле Мопассана писал Жюль Ренар: «Мне всякий раз кажется, что он пишет для меня, а не для себя. Он никогда не исповедуется. Возможно, его не будут перечитывать, но тех, кто хочет, чтобы их перечитывали, вовсе не будут читать». Простота, ясность, отсутствие драматических моментов.
|