Студопедия — ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НОЕ ОРУ­ЖИЕ 13 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИН­ФОР­МА­ЦИ­ОН­НОЕ ОРУ­ЖИЕ 13 страница






Его ге­но­тип был отя­го­щен близ­ко­род­ст­вен­ны­ми бра­ка­ми пред­ков, при­ня­ты­ми в ди­на­сти­ях фа­рао­нов. По­это­му осо­бый во­прос, что та­кое при­сту­пы эпи­леп­сии: вы­ра­же­ние сла­бо­сти его ор­га­низ­ма, не спо­соб­но­го вы­дер­жать со­при­кос­но­ве­ния с Выс­ши­ми си­ла­ми, ли­бо же это — след­ст­вие по­вы­шен­ной чув­ст­ви­тель­но­сти к не­от­мир­но­му, вслед­ст­вие че­го в ка­че­ст­ве мис­сио­не­ра был из­бран фа­ра­он-эпи­леп­тик?

Но ес­ли смот­реть на эпи­зод ре­ли­ги­оз­ной ре­фор­мы Эх­на­то­на с точ­ки зре­ния об­щей тео­рии управ­ле­ния, то фа­ра­он, бу­ду­чи го­су­да­рем и жре­цом, наи­бо­лее пред­поч­ти­те­лен для ока­за­ния воз­дей­ст­вия на об­ще­ст­во че­рез жре­че­ские ие­рар­хии и го­су­дар­ст­вен­ный ап­па­рат со сто­ро­ны вне­со­ци­аль­ных фак­то­ров, по­сколь­ку при этом в наи­боль­шей ме­ре со­хра­ня­ет­ся управ­ляе­мость со­ци­аль­ной сис­те­мы, и она пе­ре­хо­дит в но­вый ре­жим без по­те­ри управ­ле­ния и свя­зан­но­го с этим хао­сом.

Но вне за­ви­си­мо­сти от то­го, был Эх­на­тон из­бран Свы­ше или же он сво­им ра­зу­ме­ни­ем уви­дел не­со­стоя­тель­ность ре­ли­гии и жиз­не­строя Егип­та и сво­ею во­лей уст­ре­мил­ся к Выс­ше­му, факт ос­та­ет­ся фак­том: к кон­цу его цар­ст­во­ва­ния ие­рог­лиф «бог» пе­ре­стал упот­реб­лять­ся по от­но­ше­нию к фа­рао­ну и Солн­цу. «Как царь, так и са­мо солн­це пе­ре­ста­ли счи­тать­ся бо­га­ми; от­ны­не оба со стро­гой по­сле­до­ва­тель­но­стью счи­та­лись толь­ко ца­ря­ми» (“Тай­на зо­ло­то­го гро­ба”, стр. 155). На стр. 156 этот же те­зис по от­но­ше­нию к фа­рао­ну и солн­цу под­твер­жда­ет­ся вто­рич­но, но с упот­реб­ле­ни­ем тер­ми­на “вла­сти­тель”. Как бы там ни бы­ло, Эх­на­тон, пе­ре­став име­но­вать­ся бо­гом сам, ли­к­ви­ди­ро­вав “зве­ри­нец” еги­пет­ско­го мно­го­бо­жия, пе­ре­став име­но­вать Солн­це бо­гом и вве­дя мо­но­те­изм, вы­пол­нил ос­нов­ные тре­бо­ва­ния ко­ра­ни­че­ско­го ве­ро­уче­ния.

Но это ока­за­лось вы­ше ра­зу­ме­ния его со­вре­мен­ни­ков; сам Эх­на­тон не соз­дал со­ци­аль­ной ба­зы вос­пре­ем­ни­ков уче­ния, и по­сле его смер­ти “зве­ри­нец бо­гов” сно­ва возоб­ла­дал над Егип­том. Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное "ре­ше­ние" ре­ли­ги­оз­ных про­блем обо­гна­ло на мно­гие по­ко­ле­ния ми­ро­воз­зрен­че­ские из­ме­не­ния об­ще­ст­ва, и с ухо­дом ад­ми­ни­ст­ра­то­ра ми­ро­воз­зре­ние вер­ну­лось к при­выч­ным для не­го фор­мам са­мо­вы­ра­же­ния. Эх­на­тон сде­лал де­ло на 3-м при­ори­те­те обоб­щен­ных средств управ­ле­ния, но не сде­лал его на 1, 2 при­ори­те­тах.

Сле­дую­щая в хро­но­ло­гии по­пыт­ка из­ме­не­ния хо­да дел в Егип­те бы­ла осу­ще­ст­в­ле­на че­рез Мои­сея. Ко­ран при­во­дит эпи­зод, от­сут­ст­вую­щий в Биб­лии. Су­ра 79: «15. До­шел ли до те­бя рас­сказ о Му­се? 16. Вот воз­звал к не­му его Гос­подь в до­ли­не свя­щен­ной Ту­ва: 17. “Иди к Фир’ауну, он ведь ук­ло­нил­ся, и 18. ска­жи ему: “Не сле­ду­ет ли те­бе очи­стить­ся? 19. И я по­ве­ду те­бя к твое­му Гос­по­ду, и ты бу­дешь бо­го­бо­яз­нен.” 20. И по­ка­зал он ему зна­ме­ние ве­ли­чай­шее, 21. но тот счел это ло­жью и ос­лу­шал­ся, 22. а по­том от­вер­нул­ся, усерд­ст­вуя. 23. И со­брал и воз­гла­сил, 24. и ска­зал: “Я — Гос­подь ваш вы­со­чай­ший!” 25. И взял его Ал­лах на­ка­за­ни­ем жиз­ни по­след­ней и пер­вой.»

То есть Ко­ран ут­вер­жда­ет, что мис­сия Мои­сея на­ча­лась с по­пыт­ки “от­де­ле­ния в Егип­те церк­ви от го­су­дар­ст­ва” с це­лью соз­да­ния но­вой церк­ви: Мои­сей встал ме­ж­ду фа­рао­ном-го­су­да­рем и жре­че­ской ие­рар­хи­ей. Ес­ли бы фа­ра­он при­знал его пра­ва, то ис­то­рия по­тек­ла бы дру­гим пу­тем. Но фа­ра­он от­верг во­ди­тель­ст­во Свы­ше и толь­ко по­сле это­го по­сле­до­ва­ло тре­бо­ва­ние ис­хо­да хев­ре­ев из Егип­та, ко­то­рое фа­ра­он при­ну­ж­ден был ис­пол­нить под дав­ле­ни­ем зна­ме­ний и с со­гла­сия ста­ро­го жре­че­ст­ва Амо­на-Ра, пред­по­чи­тав­ше­го вы­не­сти на­зре­ваю­щий рас­кол за пре­де­лы еги­пет­ско­го об­ще­ст­ва, памятуя об Эх­на­то­не и сму­те, по­сле­до­вав­шей за его смер­тью.

З.Фрейд в ра­бо­те “Че­ло­век Мои­сей и мо­но­теи­сти­че­ская ре­ли­гия” (в сб. З.Фрейд. “Пси­хо­ана­лиз. Ре­ли­гия. Куль­ту­ра.” М., “Ре­нес­санс”, 19­92 г.) ука­зы­ва­ет на еги­пет­ское про­ис­хо­ж­де­ние име­ни Мои­сей — Мо­се. Мои­сей был по­свя­щен «во всю муд­рость егип­тян». Да­лее Фрейд вы­ска­зы­ва­ет пред­по­ло­же­ние, что Мои­сей — вы­со­ко­род­ный егип­тя­нин, жрец. Ис­ход, по мне­нию Фрей­да, имел ме­сто по­сле кра­ха ре­ли­ги­оз­ной ре­фор­мы Эхнатона, ско­рее все­го с 1358 г. до н.э. по 1350 г. или в пе­ри­од сму­ты, по­сле­до­вав­шей за смер­тью на­сле­до­вав­ше­го Эх­на­то­ну Ту­тан­ха­мо­на, пре­ж­де чем пол­ко­во­дец Хо­рем­хеб вос­ста­но­вил го­су­дар­ст­вен­ное управ­ле­ние.

Фрейд по­ла­га­ет, что Мои­сей дал хев­ре­ям уче­ние Эх­на­то­на. Со ссыл­кой на “Ис­то­рию Егип­та” Дж.Бре­сте­да (англ. из­да­ние, 19­06 г., стр. 360), Фрейд да­ет под­строч­ное при­ме­ча­ние: «Но сколь бы оче­вид­ным не бы­ло ге­лио­по­ли­тан­ское (из Ге­лио­по­ля) про­ис­хо­ж­де­ние но­вой го­су­дар­ст­вен­ной ре­ли­гии, по­след­няя не бы­ла солн­це­по­клон­ни­че­ст­вом; сло­во «Атон» бы­ло при­ме­не­но вме­сто ста­ро­го сло­ва со зна­че­ни­ем бог (ну­тер), и ме­ж­ду бо­гом и ма­те­ри­аль­ным солн­цем про­во­ди­лось яс­ное раз­ли­чие.» И да­лее со ссыл­кой на “За­рю зна­ния” то­го же Бре­сте­да: «пра­ви­тель обо­же­ст­в­лял си­лу, бла­го­да­ря ко­то­рой Солн­це да­ет о се­бе знать на зем­ле.» И со ссыл­кой на А.Эр­ма­на “О еги­пет­ской ре­ли­гии” (нем., 1905): «Име­ют ме­сто... сло­ва, ко­то­рые при­зва­ны как толь­ко мож­но аб­ст­ракт­нее вы­ра­зить, что по­чи­та­ет­ся не са­мо све­ти­ло, а об­на­ру­жи­ваю­щее­ся в нём (или за ним? — наш во­прос) су­ще­ст­во.» Фрейд ус­мат­ри­ва­ет и поч­ти пол­ное фо­не­ти­че­ское сов­па­де­ние: “Слу­шай, Из­ра­иль, наш бог Атон (Адо­наи) — един­ст­вен­ный Бог” (стр. 153).

Фрейд так­же ви­дит кон­фликт ми­ро­воз­зре­ний: Мои­сея-ве­ро­учи­те­ля и хев­рей­ской мас­сы, не­су­щей ми­ро­воз­зре­ние обы­ден­но­го соз­на­ния тех лет, бли­зо­ру­ко-кон­крет­но­го ви­де­ния ми­ра и по­то­му на­хо­дя­ще­го ус­по­кое­ние в идолопоклонстве и ри­ту­аль­ных це­ре­мо­ни­ях. Фрейд по­ла­га­ет, что в лич­но­сти биб­лей­ско­го Мои­сея сли­лись вос­по­ми­на­ния о двух Мои­се­ях: пер­вом — ве­ро­учи­те­ле, еги­пет­ском жре­це (Ато­на) и вто­ром — зя­те Ио­фо­ра, слу­жи­те­ля куль­та из Ка­де­ша. По­это­му в иу­да­из­ме сли­лись, на его взгляд, идея Все­лен­ско­го Бо­га, Ко­то­рый пре­вы­ше все­го и не ну­ж­да­ет­ся от лю­дей ни в чём, и ри­туа­лы “умилостивления жерт­ва­ми”, свой­ст­вен­ные ре­ли­ги­ям, вы­ра­жав­шим раз­ви­тие пред­мет­но-кон­крет­но­го ми­ро­воз­зре­ния ци­ви­ли­за­ции в те го­ды.

З.Фрейд пи­шет: «Как из­вест­но, кри­ти­че­ская библиистика ис­хо­дит из на­ли­чия двух пись­мен­ных ис­точ­ни­ков шес­ти­кни­жия < (???) Пятикнижия >. Они обо­зна­ча­ют­ся бу­к­ва­ми J и E, по­сколь­ку в од­ном из них при­ня­то имя Бо­жие Яхве, в дру­гом — Эло­гим. Имен­но Эло­гим, не Адо­наи, од­на­ко на ум при­хо­дит на­блю­де­ние од­но­го ав­то­ра: “Раз­лич­ные име­на — яв­ст­вен­ный при­знак из­на­чаль­но раз­лич­ных бо­гов” (стр. 167) — и при­шед­ших из раз­ных ве­ро­уче­ний и ото­жде­ст­вив­ших­ся в но­вом об­щем для них ве­ро­уче­нии в од­но­го бо­га, — до­ба­вим мы.

З.Фрейд не был, су­дя по его на­сле­дию, мо­лит­вен­ни­ком, и рас­смат­ри­вал и мо­де­ли­ро­вал те­че­ние ис­клю­чи­тель­но внут­ри­со­ци­аль­ных про­цес­сов. Тем не ме­нее эти его вы­во­ды из дан­ных ар­хео­ло­гии и фак­то­ло­гии ис­то­ри­че­ской нау­ки — в со­гла­сии с ко­ра­ни­че­ски­ми: «Те, ко­му бы­ло да­но не­сти То­ру, а они её не по­нес­ли, по­доб­ны ос­лу, ко­то­рый не­сет кни­ги. Сквер­но по­до­бие лю­дей, ко­то­рые счи­та­ли ло­жью зна­ме­ния Ал­ла­ха! Ал­лах не ве­дет лю­дей не­пра­вед­ных!» (62:5).

Так или ина­че, вне за­ви­си­мо­сти от да­ти­ров­ки ис­хо­да из Егип­та, — до Рам­зе­са II или по­сле не­го — “ми­ро­вая за­ку­ли­са” фор­ми­ро­ва­лась в про­цес­се 42-лет­не­го ко­че­вья по Си­най­ской пус­ты­не и в го­ды ста­нов­ле­ния куль­та Ях­ве (за­им­ст­во­ван­но­го у ие­ву­се­ев в ны­неш­нем Ие­ру­са­ли­ме пра­сла­вян­ской Яви) по­сле смер­ти (или убий­ст­ва, как по­ла­га­ет Фрейд) Мои­сея — егип­тя­ни­на, ве­ро­учи­те­ля, про­ро­ка.

«К ве­ли­чай­шим за­гад­кам иу­дей­ской прад­рев­но­сти от­но­сит­ся про­ис­хо­ж­де­ние ле­ви­тов» (стр. 165). Фрейд ото­жде­ст­в­ля­ет пер­вых ле­ви­тов с «людь­ми Мои­сея», т.е. с егип­тя­на­ми или по­лу­кров­ка­ми, “ап­па­ра­том” про­ро­ка, вы­шед­ши­ми из Егип­та с ним вме­сте. Но са­мо про­ис­хо­ж­де­ние этой “ве­ли­чай­шей за­гад­ки” свя­за­но с тем, что вне за­ви­си­мо­сти от ве­ро­ис­по­ве­да­ния (или без­ве­рия) “эли­тар­ные” пи­са­те­ли XIX — XX вв. не ви­дят раз­ли­чий ме­ж­ду из­вест­ным им “ду­хо­вен­ст­вом” и “жре­че­ст­вом” древ­них ци­ви­ли­за­ций. Они по­ла­га­ют, что “жре­че­ст­во” — часть “эли­ты” древ­не­го ми­ра, то­гдаш­нее “ду­хо­вен­ст­во”. И им до­воль­но труд­но объ­яс­нить, что, с точ­ки зре­ния жре­че­ст­ва, все, не при­над­ле­жа­щее к его струк­ту­рам по­свя­ще­ния и кла­но­вым сис­те­мам, яв­ля­ет­ся “тол­пой”, про­фа­на­ми; а по от­но­ше­нию к выс­шим сте­пе­ням по­свя­ще­ния низ­шие сту­пе­ни ие­рар­хии так­же яв­ля­ют­ся “тол­пой”. Про­ис­хо­дит та­кое от не­по­ни­ма­ния внут­ри­со­ци­аль­ной функ­ции жре­че­ст­ва как но­си­те­ля всей пол­но­ты внут­ри­со­ци­аль­ной вла­сти в об­ще­ст­ве и выс­ших её спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных ви­дов: кон­цеп­ту­аль­ной (1, 2, 3 при­ори­те­ты обоб­щен­ных средств управ­ле­ния) и идео­ло­ги­че­ской (3-й при­ори­тет) — вла­сти от­кры­то про­па­ган­ди­руе­мой идео­ло­гии (ре­ли­гии в том чис­ле). Струк­тур­но древ­не­му жре­че­ст­ву по­доб­но со­вре­мен­ное ма­сон­ст­во; но оно от­ли­ча­ет­ся от древ­не­го жре­че­ст­ва тем, что его “ми­ро­вая за­ку­ли­са” ни­ко­гда не до­пус­ка­ла до осоз­нан­ной ра­бо­ты на уров­не 2-го, 1-го при­ори­те­тов обоб­щен­ных средств управ­ле­ния и мис­ти­ки, стоя­щей еще вы­ше, не­смот­ря на все по­свя­ще­ния, “по­ле­ты в ас­т­рал” и про­чую пси­хо­ло­ги­че­скую “под­го­тов­ку”. Ма­сон­ст­во ни­ко­гда не пус­ка­ли вы­ше третье­го при­ори­те­та, по­свя­щая его толь­ко в тай­ную идео­ло­гию, на ос­но­ве ко­то­рой за ку­ли­са­ми ис­то­рии на прин­ци­пе “эли­тар­но­сти” бес­кон­фликт­но объ­е­ди­ня­ют­ся все от­кры­тые идео­ло­гии, час­то внеш­не вра­ж­деб­ные.

Зная об этом раз­ли­чии “ду­хо­вен­ст­ва”, “эли­ты” и жре­че­ст­ва, да­же в биб­лей­ских опи­са­ни­ях замк­ну­той кла­но­вой сис­те­мы “ле­ви­тов” мож­но уви­деть не­кую жре­че­скую сис­те­му, ско­рее все­го вос­хо­дя­щую к по­том­кам Ио­си­фа, чья при­над­леж­ность к кла­нам ге­лио­поль­ско­го жре­че­ст­ва Ра в Биб­лии про­воз­гла­ше­на пря­мо.

Так же стран­ным был и “плен еги­пет­ский”: плен­ные не бы­ли пе­ре­ме­ша­ны в раб­ском ста­де, как это бы­ло при­ня­то в те вре­ме­на; и да­же со­хра­ни­ли на­вы­ки, не­об­хо­ди­мые для ко­че­вья.

Жре­че­ская пе­ри­фе­рия про­ни­ка­ла во все со­ци­аль­ные груп­пы, по­доб­но пер­вич­ным ор­га­ни­за­ци­ям КПСС. И хев­реи не мог­ли уй­ти из Егип­та, не уне­ся в се­бе пе­ри­фе­рии еги­пет­ско­го жре­че­ст­ва: по­бе­див­ших слу­жи­те­лей Амо­на-Ра и по­мал­ки­ваю­щих слу­жи­те­лей “по­бе­ж­ден­но­го” Ато­на. То есть то, что на­зва­но в Биб­лии “пле­ном еги­пет­ским” для тол­пы, с точ­ки зре­ния пол­но­вла­ст­но­го жре­че­ст­ва Егип­та бы­ло чем-то иным: ско­рее все­го под­го­тов­кой к экс­пан­сии ме­то­дом “куль­тур­но­го со­труд­ни­че­ст­ва”, при ко­то­ром жерт­вам аг­рес­сии при­ви­ва­ет­ся не свой­ст­вен­ная им куль­ту­ра, в ко­то­рой они мо­гут быть толь­ко ра­бо­чей си­лой, ра­бо­таю­щей на аг­рес­со­ра, по­ка они счи­та­ют сво­ею прив­не­сен­ную им, ис­кус­ст­вен­но соз­дан­ную куль­ту­ру.

Для аг­рес­сии та­ким спо­со­бом им бы­ла не­об­хо­ди­ма со­ци­аль­ная сис­те­ма — но­си­тель и рас­сад­ник ис­кус­ст­вен­но и це­ле­на­прав­лен­но взра­щен­ной ими куль­ту­ры < из­вра­ще­ния че­ло­ве­че­ской пси­хи­ки и, в ча­ст­но­сти, мыш­ле­ния >; но­си­тель сво­его ро­да “куль­тур­но­го СПИ­Да”. Для это­го жре­че­ст­во < знахари > Егип­та соз­да­­ло на­род-био­ро­бот: от­сю­да на­вя­зы­ва­ние об­ре­за­ния; жес­то­чай­шие ре­прес­сии в пе­ри­од си­най­ско­го “тур­по­хо­да”, в хо­де ко­то­ро­го вы­мер­ло по­ко­ле­ние бо­лее-ме­нее по-че­ло­ве­че­ски ра­зу­мев­шее, что есть доб­ро, а что есть зло, но вы­рос­ло два по­ко­ле­ния неразумевших, но бес­смыс­лен­но по­слуш­ных, о чем пря­мо го­во­рят вы­пав­шие при цен­зу­ре стро­ки из кн. Чис­ла 14:23; и пря­мо го­во­рит Вто­ро­за­ко­ние, 32:28, 29: «Ибо они на­род, по­те­ряв­ший рас­су­док, и нет в них смыс­ла. О, ес­ли бы они рас­су­ди­ли, по­ду­ма­ли о сем, ура­зу­ме­ли, что с ни­ми бу­дет!» М.Н.Пол­то­ра­нин в пе­ре­да­че “Мо­мент ис­ти­ны” 25.01.94 на­звал язык со­вре­мен­ной нам прес­сы “ла­гер­ным ив­ри­том”. Он прав: ив­рит стал ла­гер­ным жар­го­ном в ко­че­вом конц­ла­ге­ре си­най­ско­го “тур­по­хо­да”. Его ос­но­вой, по всей ви­ди­мо­сти, стал ра­бо­чий язык еги­пет­ско­го жре­че­ст­ва: семь клю­чей ог­ла­сов­ки тек­ста — это слиш­ком глу­бо­ко­мыс­лен­но для пер­во­быт­ных ко­чев­ни­ков, но для ие­рар­хий по­свя­ще­ния, стре­мя­щих­ся к гло­баль­ной вла­сти, это про­сто не­об­хо­ди­мо.

Бог не на­си­лу­ет ис­ти­ной. Он по­зво­ля­ет лю­дям, в том чис­ле и жре­че­ст­ву, де­лать то, что они хо­тят. Но ес­ли эти де­ла про­тив­ны Его ми­ло­сти, то Он на­хо­дит спо­со­бы тво­рить Свою ми­лость в об­ход кон­тро­ля тех, кто ей про­ти­вит­ся, по­то­му, что Он да­ру­ет Раз­ли­че­ние всем: и доб­ро­де­тель­ным, и зло­де­ям. И в иу­да­из­ме до при­хо­да Хри­ста пе­ри­фе­рия Амо­на-Ра учи­ла рос­тов­щи­че­ст­ву, ра­со­вой не­при­яз­ни и все­доз­во­лен­но­сти по от­но­ше­нию к не-иу­де­ям; а про­ро­ки об­ли­ча­ли иу­де­ев. Про­ро­ков уби­ва­ли, объ­яв­ля­ли лже­ца­ми, но да­же ес­ли они уми­ра­ли сво­ею смер­тью, то их сло­ва под­вер­га­лись цен­зу­ре, ре­дак­ти­ро­ва­нию, до­пол­не­нию от­се­бя­ти­ной пе­ри­фе­рии Амо­на-Ра.

Чем ре­аль­но бы­ло пле­не­ние Ва­ви­лон­ское, это — во­прос осо­бый вви­ду весь­ма ог­ра­ни­чен­но­го объ­е­ма ин­фор­ма­ции об ис­то­рии Ва­ви­ло­на.

Но так или ина­че иу­дей­ская свя­щен­ни­че­ская вер­хуш­ка к мо­мен­ту при­хо­да Хри­ста бы­ла бо­го­про­тив­ной, но она не мог­ла быть са­мо­стоя­тель­ной, по­сколь­ку яв­ля­лась ис­кус­ст­вен­ным на­са­ж­де­ни­ем в ис­то­рии, взра­щен­ным жре­че­ст­вом Егип­та и, ви­ди­мо, Ва­ви­ло­на. Не ис­клю­че­но, что мол­ча­ние о Ва­ви­ло­не ис­то­ри­че­ской нау­ки, под­кон­троль­ной “ми­ро­вой за­ку­ли­се”, сви­де­тель­ст­во то­го, что тай­ны ва­ви­лон­ские зна­чи­мее еги­пет­ских.

Но в мис­сии Мои­сея мож­но уви­деть два эта­па: пер­вый — со­хра­нить еги­пет­скую го­су­дар­ст­вен­ность, на­пол­нив её но­вым ве­ро­уче­ни­ем, во мно­гом ана­ло­гич­ном уче­нию Эх­на­то­на; вто­рой — по­пыт­ка соз­дать но­вое, чис­тое от преж­них за­блу­ж­де­ний ци­ви­ли­за­ции об­ще­ст­во из при­ми­тив­ных по срав­не­нию с Егип­том ко­чев­ни­ков, на ко­то­рое ля­жет мис­сия про­све­ще­ния дру­гих на­ро­дов об ис­тин­ной ре­ли­гии. Пер­вый этап не увен­чал­ся ус­пе­хом по при­чи­не гор­ды­ни пра­вя­щей вер­хуш­ки Егип­та. Вто­рой этап де­фор­ми­ро­ван вме­ша­тель­ст­вом еги­пет­ских ие­рар­хий, < после отказа древних евреев приступить к исполнению просветительской миссии по завершении года кочевья в пустыне >. Вслед­ст­вие это­го но­вое об­ще­ст­во не мог­ло ос­во­бо­дить­ся из ду­хов­но­го еги­пет­ско­го пле­на, вос­при­няв идею сво­ей бо­го­из­бран­но­сти и пре­вос­ход­ст­ва над дру­ги­ми и не вы­пол­няя по этой при­чи­не мис­сию про­све­ще­ния дру­гих на­ро­дов. Ко­гда та­кой об­раз жиз­ни стал ус­той­чи­вым для не­го и при­выч­ным, при­шел Хри­стос.

Уче­ние Хри­ста бы­ло об­ра­ще­но сра­зу и не­по­сред­ст­вен­но к на­род­ным ни­зам. То есть это снис­хо­ж­де­ние ие­рар­хи­че­ски выс­ше­го объ­ем­лю­ще­го управ­ле­ния в са­мый ниж­ний уро­вень ие­рар­хии во вло­жен­ной су­пер­сис­те­ме, от­се­каю­щее его от бо­лее вы­со­ких внут­ри­су­пер­си­стем­ных уров­ней ие­рар­хии. «Ду­мае­те ли вы, что Я при­шел дать мир зем­ле? Нет, го­во­рю вам, но раз­де­ле­ние» (Лу­ка, 12:51). Но это не то раз­де­ле­ние, о ко­то­ром ска­за­но: «раз­де­ляй и вла­ст­вуй», а дру­гое: «Не в со­во­куп­но­сти ищи един­ст­ва, но бо­лее то­го: в еди­но­об­ра­зии раз­де­ле­ния» (К.Прут­ков). То есть это раз­де­ле­ние со­зи­даю­щих от па­ра­зи­тов, раз­ру­ши­те­лей, об­ре­чен­ных на ги­бель. Об­ще­ние с си­нед­рио­ном и свя­щен­ни­че­ской вер­хуш­кой — яв­ле­ние вто­ро­сте­пен­ной зна­чи­мо­сти по срав­не­нию с уче­ни­ем в на­род­ных ни­зах о Свя­том Ду­хе и пре­об­ра­же­нии че­ло­ве­ка в Ду­хе Свя­том. Ес­ли бы пер­во­свя­щен­ни­ки и “ми­ро­вая за­ку­ли­са” не иг­ра­ли в мис­те­рию “Да сбу­дут­ся пи­са­ния...”, а под­чи­ни­лись по­слан­ни­ку Все­выш­не­го, по­сле­дую­щая ис­то­рия бы­ла бы иной: бо­лее сча­ст­ли­вой для всех уже в зем­ной жиз­ни. Это был бы наи­луч­ший в то вре­мя ва­ри­ант. Но ко­ли они не под­чи­ни­лись пря­мо­му пред­ло­же­нию Бо­го­дер­жа­вия, то ис­то­рия по­шла по бо­лее тя­же­ло­му ва­ри­ан­ту: из­на­чаль­но не­на­силь­ст­вен­ное рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ст­ва, ко­то­рое до Ни­кей­ско­го со­бо­ра все же бы­ло уче­ни­ем об об­ре­те­нии че­ло­ве­ком Ду­ха Свя­то­го. < Си­ло­вая “хри­стиа­ни­за­ция” — это уже не­отъ­ем­ле­мое свой­ст­во после-Никейских церк­вей, за­хва­тив­ших и свет­скую власть. Ес­ли это­го нет сей­час, то толь­ко по­то­му, что церк­ви ут­ра­ти­ли свет­скую власть, и в об­ще­ст­вах действующая “святая инквизиция” — не их удел.>;

Та­кой взгляд на ис­то­рию, мир­скую и не­от­мир­ную, пред­по­ла­га­ет оп­ре­де­лён­ность не­ких эта­пов, но мно­го­ва­ри­ант­ность пу­тей их дос­ти­же­ния; вы­бор же пу­тей — в сво­бод­ной во­ле лю­дей, хо­тя мо­жет и не осоз­на­вать­ся ими в ка­че­ст­ве вы­бо­ра. Дру­гое де­ло, что че­ло­век в сфе­ре управ­ле­ния об­ще­со­ци­аль­ной зна­чи­мо­сти, сде­лав вы­бор еди­но­лич­но при при­ня­тии ка­ко­го-ли­бо ре­ше­ния, спо­со­бен ув­лечь на путь за со­бой це­лые по­ко­ле­ния. Тем бо­лее важ­но, что­бы вы­бор был бла­гим, а не та­ким, ка­кой со­вер­шил си­нед­ри­он, ув­ле­кая за со­бой це­лую ци­ви­ли­за­цию да­же не по­доз­ре­вав­ших о его су­ще­ст­во­ва­нии.

Ко­гда по­сле Ни­кей­ско­го Со­бо­ра док­три­на ис­ку­п­ле­ния с ко­ди­ров­кой на са­мо­ли­к­ви­да­цию без ка­ко­го бы то ни бы­ло зем­но­го смыс­ла все­го доб­ро­де­тель­но­го и бла­го­на­ме­рен­но­го ста­ла за­тме­вать уче­ние о Свя­том Ду­хе, при­шел Му­хам­мад. Че­рез не­го был дан Ко­ран.

Ко­ран про­воз­гла­ша­ет един­ст­во всех От­кро­ве­ний, дан­ных че­рез Хри­ста, Мои­сея, дру­гих про­ро­ков как из­вест­ных лю­дям, так и за­бы­тых ими. Ко­ран об­ра­щен ко всем. И как бы­ло по­ка­за­но ра­нее, он яв­ля­ет­ся еще и це­ле­на­прав­лен­ной сис­те­мой за­щи­ты ин­фор­ма­ции От­кро­ве­ния от пре­ду­мыш­лен­ных ис­ка­же­ний по при­чи­не свое­ко­ры­стия. Но по ко­ра­ни­че­ско­му уче­нию, ес­ли до Хри­ста Бог еще по­пус­кал уби­вать про­ро­ков; по­зво­лил мис­те­рию каз­ни Хри­ста, хо­тя и из­ба­вил Хри­ста от уча­стия в ней, то Му­хам­мад дей­ст­во­вал уже во все­ору­жии от 6 до 1 при­ори­те­тов обоб­щен­но­го ору­жия и средств управ­ле­ния, по­ка­зы­вая этим, что Бог все­си­лен не толь­ко на не­бе, но и на Зем­ле, и не най­дет­ся ни­ко­го, кто бы смог ос­та­но­вить ни­спос­ла­ние Им От­кро­ве­ния и вос­при­ятие От­кро­ве­ния куль­ту­рой об­ще­ст­ва. И имен­но ис­лам снес жре­че­ские гно­сти­че­ские струк­ту­ры Егип­та, ли­шив на не­сколь­ко ве­ков “ми­ро­вую за­ку­ли­су” обу­стро­ен­ной зем­ной вот­чи­ны.

Ко­ран, текст ко­то­ро­го не из­ме­нял­ся, хра­нил ин­фор­ма­цию, про­тив­ную “ми­ро­вой за­ку­ли­се”, бо­лее 1300 лет. Он об­ра­щен ко всем об­ла­да­те­лям рас­суд­ка, кто бла­го­го­ве­ет пе­ред Бо­гом, а не пе­ред ка­ки­ми-ли­бо пи­са­ния­ми, пре­да­ния­ми, внут­ри­со­ци­аль­ны­ми ие­рар­хия­ми.

Ко­ран — КЛА­ДЕ­НЕЦ, по­ло­жен­ный до сро­ка, по­ка к не­му не об­ра­тят­ся и не уви­дят, что он — объ­яс­не­ние зем­ной ис­то­рии и не­от­мир­ной ис­то­рии лю­дей в един­ст­ве по­ни­ма­ния смыс­ла слов “доб­ро” и “зло” и на зем­ле, как и на не­бе. И ес­ли на зем­ле что-то пло­хо, то толь­ко по­то­му, что Бог — не на­силь­ник: ес­ли бы Он за­хо­тел, то все без ис­клю­че­ния уве­ро­ва­ли так, как Он бы по­же­лал; но Он дал че­ло­ве­ку чув­ст­ва, па­мять, ра­зум, речь, спо­соб­ность тру­дить­ся и сво­бо­ду во­ли, и, не бу­ду­чи на­силь­ни­ком, Он ждет до из­вест­но­го Ему сро­ка, что­бы лю­ди са­ми мог­ли по­нять, что есть ис­ти­на, и сле­до­вать ей доб­ро­воль­но, по­то­му что она ве­дет к их бла­гу; Он мо­жет вес­ти к до­б­ру, но ид­ти на­до са­мим; Он во­ди­тель­ст­ву­ет, но не бу­дет не­сти на ру­ках тех, кто мо­жет ид­ти сам, и ко­му уже всё да­но для это­го. Че­ло­ве­че­ская лю­бовь — это не толь­ко эмо­ции, ду­шев­ная те­п­ло­та, но и ра­зум­ная це­ле­уст­рем­лен­ность че­ло­ве­ка (об­ще­ст­ва) ко бла­гу при его вы­со­чай­шей дис­ци­п­ли­не в сле­до­ва­нии во­ле Бо­жи­ей. Ра­зум­ной це­ле­уст­рем­лен­но­сти как раз и не хва­та­ет ис­то­ри­че­ски ре­аль­но­му хри­сти­ан­ст­ву, по ка­кой при­чи­не оно не бла­го­де­тель­но в зем­ных де­лах, но спо­соб­но толь­ко к уте­ше­нию по­стра­дав­ших в со­ци­аль­ных ка­та­ст­ро­фах и на­гне­та­нию бес­смыс­лен­но­го эмо­цио­наль­но­го на­пря­же­ния — то­п­ли­ва для оче­ред­ной ис­то­ри­че­ской мис­те­рии “ми­ро­вой за­ку­ли­сы”, вы­не­сен­ной в тол­пу, < за ко­то­рой по­сле­ду­ет оче­ред­ная со­ци­аль­ная ка­та­ст­ро­фа, час­то на­зы­вае­мая “со­ци­аль­ным экс­пе­ри­мен­том”>;.

Ко­ран — един­ст­вен­ная за­пись От­кро­ве­ния (или, ес­ли ко­му-то не­при­ем­ле­мо, то ве­ро­уче­ние), со­дер­жа­щее за­пре­ти­тель­ную дог­ма­ти­ку по во­про­сам внут­ри­со­ци­аль­ной жиз­ни, от­ри­цаю­щую “эли­тар­но”-не­воль­ни­чье со­ци­аль­ное уст­рой­ст­во как яко­бы Бо­гом пред­пи­сан­ный жиз­не­строй лю­дей на Зем­ле. Но имен­но “эли­тар­но”-не­воль­ни­чье со­ци­аль­ное уст­рой­ст­во от Шу­ме­ра и Егип­та до со­вре­мен­ных “де­мо­кра­тий” — фак­тор внут­ри­со­ци­аль­но­го при­ну­ж­де­ния ко гре­ху и во­вле­че­ния во грех в об­ход кон­тро­ля соз­на­ния че­ло­ве­ка. Ра­нее уже бы­ло ска­за­но об объ­яс­не­нии в Ко­ра­не мо­но­по­лии на зна­ние, о за­пре­те рос­тов­щи­че­ст­ва, о за­пре­те средств по­дав­ле­ния пси­хи­ки и ин­тел­лек­та че­ло­ве­ка. Но Ко­ран пря­мо ука­зу­ет и на ОШИ­БОЧ­НОСТЬ су­ще­ст­во­ва­ния ВНУТ­РИ­СО­ЦИ­АЛЬ­НЫХ ИЕ­РАР­ХИЙ: «... при­хо­ди­те к сло­ву рав­но­му для нас и для вас, (...) что­бы од­ним из нас не об­ра­щать дру­гих из нас в гос­под по­ми­мо Ал­ла­ха» (3:57); «Вы бы­ли на краю про­пас­ти ог­ня, а Он спас вас от­ту­да. Так разъ­яс­ня­ет вам Ал­лах Свои зна­ме­ния, — мо­жет быть вы пой­де­те пря­мым пу­тем! — и пусть бу­дет сре­ди вас об­щи­на, ко­то­рая при­зы­ва­ет к до­б­ру, при­ка­зы­ва­ет одоб­рен­ное и удер­жи­ва­ет от не­одоб­ряе­мо­го. Эти — сча­ст­ли­вы» (3:99, 100). < Это — для тех, кто не по­нял, что, ес­ли Ии­сус, да­же об­ла­дая ди­на­сти­че­ски­ми пра­ва­ми, жил про­стым че­ло­ве­ком, то это оз­на­ча­ет, что внут­ри­со­ци­аль­ные ие­рар­хии лич­но­стей не вы­ра­жа­ют Бо­го­дер­жа­вия и по­то­му они не­уме­ст­ны на Зем­ле.>;

Че­ло­ве­че­ст­во — еди­ный уро­вень в ие­рар­хии Все­лен­ной. Ие­рар­хия лич­но­стей лю­дей в об­ще­ст­ве — зем­ная свое­ко­ры­ст­ная от­се­бя­ти­на, ос­но­ван­ная на мо­но­по­лии на зна­ние и под­чи­не­нии се­бя ис­ку­ше­нию по­треб­лять в зем­ной жиз­ни благ боль­ше, чем дру­гие, и иметь без­от­вет­ст­вен­но-сво­бод­ное вре­мя без­за­бот­но­сти. Ие­рар­хия долж­но­стей и ква­ли­фи­ка­ци­он­ных уров­ней в об­ще­ст­вен­ном объединении тру­да не долж­на на­вя­зы­вать­ся и вос­при­ни­мать­ся в ка­че­ст­ве ие­рар­хии лич­но­стей, жи­ву­щих на Зем­ле. Это вид­но из ая­та 3:100. ОБ­ЩИ­НА, упо­мя­ну­тая в нём, — часть об­ще­ст­ва. Её внут­ри­со­ци­аль­ная на­груз­ка — ЖИЗНЕРЕЧЕНИЕ, т.е. наи­бо­лее пол­ная внут­ри­со­ци­аль­ная власть и её выс­шие спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные ви­ды. Но эта важ­ней­шая на­груз­ка воз­ла­га­ет­ся на об­щи­ну, т.е. от­кры­тую для всех функ­цио­наль­но спе­циа­ли­зи­рую­щую­ся внут­ри­со­ци­аль­ную груп­пу, ли­шен­ную пре­до­пре­де­лен­ной за­ра­нее внут­рен­ней струк­ту­ры, пре­до­пре­де­ляю­щей вза­им­ное под­чи­не­ние её чле­нов.

Ие­рар­хия “ми­ро­вой за­ку­ли­сы” уже ус­той­чи­во су­ще­ст­ву­ет, и Ко­ран пред­пи­сы­ва­ет про­ти­во­сто­ять ей не ие­рар­хи­ей, не ор­де­ном («Тай­ная бе­се­да от са­та­ны» — сура 58:11; это об­щая оцен­ка всех мис­те­рий и по­свя­ще­ний в Ко­ра­не), не сте­пе­ня­ми и сту­пе­ня­ми вза­им­но­го от­ли­чия и пре­вос­ход­ст­ва, а ОБ­ЩИ­НОЙ, по­то­му что в ис­тин­ной об­щи­не управ­ле­ние идет на вир­ту­аль­ных струк­ту­рах, мгно­вен­но воз­ни­каю­щих и ис­че­заю­щих, чем в ПРИН­ЦИ­ПЕ дос­ти­га­ет­ся бо­лее вы­со­кое ка­че­ст­во управ­ле­ния, чем в же­ст­ких струк­ту­рах-ие­рар­хи­ях. Кро­ме то­го, все ие­рар­хии про­ни­цае­мы для про­ти­во­стоя­щих им об­щин, но не все об­щи­ны ви­ди­мы для про­ти­во­стоя­щих им ие­рар­хий. Так эта ко­ра­ни­че­ская ре­ко­мен­да­ция ви­дит­ся с точ­ки зре­ния об­щей тео­рии управ­ле­ния. Об­щи­на — ос­но­ва, из ко­то­рой воз­ни­ка­ет СО­БОР­НОСТЬ, в пре­де­лах ко­то­рой ие­рар­хи­че­ски выс­шее управ­ле­ние мо­жет обес­пе­чить бес­кон­фликт­ность ча­ст­ных управ­ле­ний на ос­но­ве их сво­бод­ной во­ли.

Обы­ва­тель в биб­лей­ской ци­ви­ли­за­ции воз­му­ща­ет­ся мно­го­жен­ст­вом, раз­ре­шае­мом Ко­ра­ном, за­бы­вая о < библейских>; пат­ри­ар­хах-мно­го­жен­цах. Но эти об­ви­не­ния вне кон­тек­ста Ко­ра­на и кон­крет­ной си­туа­ции в об­ще­ст­ве — не бо­лее чем ли­це­мер­ное хан­же­ст­во. Осоз­на­ние это­го во­про­са из­вра­ще­но: су­ра 4: «8. И да­вай­те си­ро­там иму­ще­ст­во, и не за­ме­няй­те дур­ным хо­ро­ше­го. И не ешь­те их иму­ще­ст­ва в до­пол­не­ние к ва­ше­му — ведь это — ве­ли­кий грех! 3. А ес­ли вы бои­тесь, что не бу­де­те спра­вед­ли­вы к си­ро­там, то же­ни­тесь на тех, что при­ят­ны вам, жен­щи­нах — и двух, и трех, и че­ты­рех.» То есть мно­го­жен­ст­во в ко­ра­ни­че­ском уче­нии на­прав­ле­но не на уб­ла­же­ние сек­су­аль­ной по­хо­ти, а на ли­к­ви­да­цию не­пол­ных се­мей, в ко­то­рых в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев за­труд­не­но или не­воз­мож­но пра­виль­ное вос­пи­та­ние де­тей по при­чи­не от­сут­ст­вия доб­ро­же­ла­тель­но­го муж­ско­го воз­дей­ст­вия. Муж­ская смерт­ность вслед­ст­вие войн и про­из­вод­ст­вен­но­го трав­ма­тиз­ма вы­ше, чем жен­ская. По­это­му ко­ра­ни­че­ская ре­ко­мен­да­ция — путь со­ци­аль­ной за­щи­ты из­бы­точ­ных не­вест от оди­но­че­ст­ва; путь за­щи­ты раз­ве­ден­ных, вдов и си­рот, бо­лее до­б­рый и сер­деч­ный, чем лю­бые со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты За­па­да — до­ма пре­ста­ре­лых, дет­ские до­ма. Да­же се­мей­ные дет­ские до­ма это — толь­ко по­лу­ме­ра по срав­не­нию с боль­шой ко­ра­ни­че­ской семь­ей в об­ще­ст­ве с из­быт­ком жен­щин по от­но­ше­нию к чис­лу муж­чин, же­лаю­щих всту­пить в брак и имею­щих для это­го здо­ро­вье и воз­мож­но­сти.

В ус­ло­ви­ях со­вре­мен­но­сти в Рос­сии, ес­ли ис­хо­дить из не­об­хо­ди­мо­сти вос­ста­нов­ле­ния здо­ро­вья на­ций в бу­ду­щих по­ко­ле­ни­ях, луч­ше, ко­гда один здо­ро­вый муж­чи­на жи­вет од­ной семь­ей с не­сколь­ки­ми же­на­ми, а их здо­ро­вые де­ти по­лу­ча­ют пол­но­цен­ное вос­пи­та­ние, не­же­ли в со­от­вет­ст­вии с дей­ст­вую­щим за­ко­но­да­тель­ст­вом здо­ро­вая жен­щи­на вы­ну­ж­де­на иметь пью­ще­го, ку­ря­ще­го му­жа, гро­бить в его пья­ных скан­да­лах свое здо­ро­вье, а их по­том­ст­во бу­дет иметь ал­ко­голь­но уг­не­тен­ный ге­но­тип, с дет­ст­ва ис­ка­ле­чен­ную пси­хи­ку, на­сле­до­вать тен­ден­ции вы­ро­ж­де­ния в по­сле­дую­щих по­ко­ле­ни­ях и быть склон­ным к ан­ти­со­ци­аль­но­му по­ве­де­нию из-за то­го, что в нар­ко­ти­че­ски уг­не­тен­ной се­мье не­воз­мож­но пра­виль­ное вос­пи­та­ние де­тей.

И это — один из ито­гов 1000-лет­не­го пре­бы­ва­ния Рос­сии в яко­бы её < самобытной > ни­кей­ско-дог­ма­ти­че­ской куль­ту­ре, но на са­мом де­ле вне­дрен­ной че­рез Вла­ди­ми­ра и КО в неё “ми­ро­вой за­ку­ли­сой”. Это — ре­зуль­тат аг­рес­сии ме­то­дом “куль­тур­но­го со­труд­ни­че­ст­ва” с “ми­ро­вой за­ку­ли­сой”, в ко­то­рой вет­хо­за­вет­но-тал­му­ди­че­ская куль­ту­ра иу­да­из­ма — по­доб­на ар­мии аг­рес­со­ра, а ни­кей­ско-дог­ма­ти­че­ская куль­ту­ра, не­со­мая ме­ст­ной цер­ко­вью, — по­доб­на Гриш­ке От­репь­е­ву, пы­тав­ше­му­ся изо­бра­зить са­мо­дер­жа­вие[17], хо­тя он был од­ной из мно­гих ма­рио­не­ток. Как ни обид­но та­кое срав­не­ние, но ни­че­го не по­де­ла­ешь: та­ко­во со­от­но­ше­ние дог­ма­ти­ки по об­ще­ст­вен­ным во­про­сам в иу­да­из­ме и “про­мыс­ли­тель­но­го” от­сут­ст­вия дог­ма­ти­ки по во­про­сам жиз­не­строя в христианстве, при всех его бла­го­на­ме­рен­ных дек­ла­ра­ци­ях. В Ко­ра­не же — дог­ма­ти­ка, аль­тер­на­тив­ная дог­ма­ти­ке это­го иу­до-хри­сти­ан­ско­го бое­во­го био­ро­бо­та, на ос­мыс­лен­ное изу­че­ние ко­то­рой на­ло­жен за­прет его хо­зяе­ва­ми.

Те­перь вер­нем­ся в древ­ность. Из­вест­ны пе­ре­во­ды гим­нов Ато­ну на рус­ский язык. Вот фраг­мен­ты од­но­го из них (цит. по: М.Э.Ма­тье, “Во вре­ме­на Не­фер­ти­ти”, М.-Л., “Ис­кус­ст­во”, 1965):

«О Атон, жи­ву­щий, на­чав­ший жизнь (...) Ты пре­кра­сен и ве­лик, бле­стящ (бли­ста­ющ) и вы­сок над ка­ж­дой стра­ной, Твои лу­чи объ­ем­лют зем­лю, всё то, что Ты со­тво­рил (...) О Бог еди­ный! Нет дру­го­го по­доб­но­го ему! Ты соз­дал зем­лю по сво­ему же­ла­нию, Ты один — лю­дей, вся­кий круп­ный и мел­кий скот, всё, что на зем­ле, хо­дя­щее на но­гах, всё, что в вы­ши­не ле­та­ет на сво­их крыль­ях (...) Как ве­ли­ко­леп­ны твои за­мыс­лы, о Вла­ды­ка веч­но­сти! (...) Ты тво­ришь вре­ме­на, что­бы про­из­во­дить всё со­тво­рен­ное То­бой», — это ве­ли­ча­ние Бо­га, Твор­ца и Все­дер­жи­те­ля по Его де­лам, хо­тя на­ря­ду с этим тот же пе­ре­вод го­во­рит об Ато­не, еди­ном Бо­ге, как о ви­ди­мом солн­це. Но это ведь пер­вое мо­но­теи­сти­че­ское уче­ние, об­ре­те­ние ко­то­ро­го бы­ло со­пря­же­но с БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫМИ для Эх­на­то­на про­бле­ма­ми и труд­но­стя­ми стрем­ле­ния к ис­ти­не, вос­при­ятия её в ка­кой-то фор­ме и вы­ра­же­ния её в фор­ме, дос­туп­ной вос­при­ятию его со­вре­мен­ни­ков.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 363. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.048 сек.) русская версия | украинская версия