Основной вопрос философии - вопрос об
Отношении мышления к бытию, сознания к материи, духовного и материального
| что является первоосновой мира, что
|
|
| может ли человек познать
|
|
|
| первично: материя или сознание?
|
|
| мир? познаваем ли мир?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| материализм
|
|
| идеализм
|
|
|
| агностицизм
|
|
| оптимизм
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в основе мира
|
|
| в основе мира
|
|
|
| отрицает
|
|
| утверждает
|
|
|
| лежит материя,
|
|
| лежит духовное,
|
|
|
| познаваемость
|
|
| познаваемость
|
|
|
| существующая
|
|
| существующее
|
|
|
| мира
|
|
| мира
|
|
|
| вне сознания и
|
|
| независимо от
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| независимо от
|
|
| материи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| него
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица№5 Исторические формы материализма
Формы
| Хроно-
| Представители
| Сущность
| Характерные
|
|
материа
| логиче-
|
|
| учения
|
| черты
|
|
-лизма
| ские
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| рамки
|
|
|
|
|
|
|
|
наивный
| VI-
| IV
| Брихаспати
| в
| основе
| вещей
| природа
|
|
стихийн
| в.в.
| до
| (Индия)
|
| лежат
|
| рассматривается в
|
ый
| н.э.
|
| Лао-цзы (Китай)
| природные
| движении,
|
|
материа-
|
|
| Фалес,
| Гераклит,
| материальные
| изменении,
|
|
лизм
|
|
| Демокрит, Эпикур
| стихии
| (огонь,
| основу которого
|
древних
|
|
| и др.
|
| вода,
| воздух,
| составляет борьба
|
|
|
|
|
| земля и
| др.),
| противоположнос
|
|
|
|
|
| которые
| не
| ти
|
|
|
|
|
|
| зависят от духа
|
|
|
материа-
| XVIIв.-
| Ф.Бэкон,
| Д.Локк,
| основа природы-
| материализм
| был
|
лизм
| XIXв.
| Т.Гоббс,
| Ламетри,
| материальная
| механистическим
|
Нового
|
|
| Дидро, Гельвеций,
| субстанция и она
| и метафизическим
|
времени
|
|
| Гольбах,
|
| не
| развивается,
|
|
|
|
|
| Ломоносов
| не изменяется
|
|
|
антропол
| XIXв.
| Л.Фейербах,
| человек -
|
| материализм
| был
|
о-
|
|
| Н.Чернышевский,
| высший продукт
| механистическим
|
гический
|
|
| Ч.Валиханов
| природы и
| и метафизическим
|
материа-
|
|
|
|
| представляет
|
|
|
лизм
|
|
| единство души и
|
|
|
|
|
| тела
|
|
|
диалекти
| XIXв.-
| К.Маркс,
| в основе
| материальный
|
-ческий
| XXв.
| Ф.Энгельс,
| природы,
| мир
|
|
материа-
|
| В.И.Ленин,
| общества лежит
| рассматривается в
|
лизм
|
| В.Г.Плеханов
| материя
| развитии,
| ядро
|
|
|
|
| которого
|
|
|
|
|
| составляют
|
|
|
|
|
| противоречия
|
|
Таблица№6 Исторические формы объективного идеализма