Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Чехов … 364 24 страница





И уже после того, как шинель отдана заказчику, Петровичу все еще трудно расстаться с великолепным созданием своих рук. Он вышел вслед за Акакием Акакиевичем «и, оставаясь на улице, долго еще смотрел издали на шинель и потом пошел нарочно в сторону, чтобы, обогнувши кривым переулком, забежать вновь на улицу и посмотреть еще раз на свою шинель с другой стороны, то есть прямо в лицо».

Тем разительнее беда, постигшая Акакия Акакиевича вечером того же дня, когда он надел обновку.

Любопытно, что эпизод грабежа Гоголь строит совсем иначе, нежели только что изложенные. Казалось бы, столь благодарную по драматизму сцену можно было широко развернуть. Каждый мало-мальски опытный беллетрист так бы и сделал.

Между тем Гоголь уделяет ей не более дюжины строк (одевание новой шинели занимает целую страницу). Зато искусно сгруппированы подробности, предваряющие ограбление.

Позволю себе разбить следующий большой абзац на отдельные куски и «ударные» места. Так станет более ясно, как искусно и исподволь Гоголь сгущает темные, зловещие краски.

На улице было еще светло, но «скоро потянулись перед ним те пустынные улицы, которые даже и днем не так веселы, а тем более вечером.

Теперь они сделались еще глуше и уединеннее: фонари стали мелькать реже...

Пошли деревянные домы, заборы; нигде ни души; сверкал только один снег по улицам, да печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки.

Он приблизился к тому месту, где перерезывалась улица бесконечною площадью с едва видными да другой

 


стороне ее домами, которая глядела страшною пустынею.

Вдали, бог знает где, мелькал огонек в какой-то будке, которая казалась стоявшею на краю света».

Обычные городские кварталы гиперболически окутываются роковым мраком. Обыкновенная площадь — страшная пустыня! Противоположная сторона — где-то на краю света? И даже в обычнейшем выражении «улица перерезывалась площадью» слово «перерезывалась» отдает жутью.

Акакий Акакиевич «оглянулся назад и по сторонам: точное море вокруг него».

Так мастерски подготовлено появление грабителей. Давящая атмосфера страха, гнетущего испуга, ощущение нависающего непоправимого несчастья созданы тоже подробностями. Но боковыми, косвенными. Эмоциональное их воздействие неожиданно и сильно.

Глава шестая

 

Излагать самую сцену ограбления обстоятельно уже нет необходимости. Гоголь хочет, наоборот, ошеломить читателя мгновенностью происшествия.

«Пушкин... мне говорил всегда, — писал Гоголь, — что еще ни у одного писателя не было этого дара... уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем».

С вполне понятной и законной гордостью Гоголь добавляет: «Вот мое главное свойство, одному мне принадлежащее и которого, точно, нет у других писателей».

Прозревать в конгломерате частностей ту «мелочь», что «ускользает от глаз», чего «не зрят равнодушные очи».

И эту важную, существенную мелочь «выставить... выпукло и ярко на всенародные очи». Чтобы она «мелькнула крупно в глаза всем».

Одним словом, выделить эту «зернистую» (как любил выражаться Гоголь) мелочь и укрупнить ее.

Но как выделить? И каким образом укрупнить?


 

Может быть, испробовать гиперболу?

Пузатый Пацюк «ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру».

«Шаровары, шириною с Черное море, с тысячью складок и со сборами».

Хома Брут «имел обыкновение упрятать на ночь полпудовую краюху хлеба и фунта четыре сала».

«Погонщик скотины пустил такой густой смех, как будто бы два быка... замычали разом».

«У Ивана Никифоровича... шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением».

Дамы такие тонкие, «что, казалось, каждую можно было упрятать в шпажные ножны городничего».

«Здесь вы встретите такие талии... тоненькие, узенькие, талии никак не толще бутылочной шейки».

«А какие вы встретите дамские рукава на Невском проспекте!.. Они несколько похожи на два воздухоплавательные шара, так что дама вдруг бы поднялась на воздух, если бы не поддерживал ее мужчина...»

Как видим, гиперболы большей частью рассчитаны на комический эффект.

«Рот величиною с арку Главного штаба».

«Один полковник подал даме тарелку с соусом на конце обнаженной шпаги».

«Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный... иссохшими листьями».

Я умышленно оставляю в стороне пышные романтические гиперболы. Скажем: «Попробуй взглянуть на молнию, когда, раскроивши черные, как уголь, тучи, нестерпимо затрепещет она целым потопом блеска. Таковы очи у альбанки Аннунциаты». Или: «Никакой гибкой пантере не сравниться с ней в быстроте, силе и гордости движений. Все в ней венец создания, от плеч до антично дышащей ноги и до последнего пальчика на ее ноге».

Не останавливаюсь на поэтических гиперболах (вроде «редкая птица долетит до середины Днепра»), так обогащающих гоголевские картины: «Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии...», «Знаете ли вы украинскую ночь?..», «Чуден Днепр...», «тройка».

 


Миную также романтико-патетические гиперболы «Невского проспекта»: «мост растягивался и ломался на своей арке», «весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов» и т. д.

Такого рода гиперболы впаяны в иные стилистико-смысловые пласты, сосуществующие у Гоголя рядом с критико-реалистической прозой. Они отмежеваны «высоким» стилевым строем.

Для нашей темы представляют интерес лишь те гиперболические детали, которые вкраплены в сугубо прозаическое повествование, размещаясь в ряду самых что ни на есть обыденных вещей и обстоятельств.

Список деталей, приведенный выше, довольно обширен. Казалось бы, гипербола — прямой путь к «укрупнению». Но, я думаю, читатель уже сам успел сделать вывод, что подобный способ не сулил решающих успехов. Слишком большая, неимоверно важная смысловая нагрузка возлагалась Гоголем на «тряпье до малейшей булавки», на «малейшие черты и движения». Они должны были помочь «ловить душу», «угадывать человека». Между тем гиперболизированная деталь ощущается нами как периферийная, не направленная по главной смысловой магистрали. Она подчас добавляет повествованию выразительные краски, разнообразит колорит и фактуру, но не больше.

 

 

Оригинальную, вполне самобытную форму укрупнения детали нашел Гоголь в «Невском проспекте».

Пожалуй, удобнее всего определить ее (при помощи аналогии с кино) как «наезд камеры».

Вспомним знаменитый эпизод в первых кадрах «Броненосца „Потемкина”» с гнилым мясом. Возмущенная команда требует судового врача. Приходит сухонький чиновник, флегматично надевает пенсне, наклоняется к тарелке. Камера стремительно приближается к кускам мяса — мы видим во весь экран жирных, копошащихся червей.

Подобный «наезд камеры» практикует и Гоголь. Фигура в целом вовсе не появляется. Часть настолько приближена к нашему глазу, что заполняет все поле зрения. «Вы здесь встретите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искус-

 


ством под галстук, бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь или уголь...

Здесь вы встретите усы чудные, никаким, пером, никакой кистью неизобразимые; усы, которым посвящена лучшая половина жизни, — предмет долгих бдений во время дня и ночи, усы, на которые излились восхитительнейшие духи... и которых умастили все драгоценнейшие и редчайшие сорты помад, усы, которые заворачиваются на ночь тонкою веленевою бумагою, усы, к которым дышит самая трогательная привязанность их посессоров и которым завидуют проходящие...

Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда: тоненькие, узенькие... ветретясь с которыми вы почтительно отойдете к сторонке, чтобы как-нибудь неосторожно не толкнуть невежливым локтем...»

Крупный план еще более укрупнен восторженными, превосходными степенями: «единственные», «с необыкновенным и изумительным искусством»; «чудные, никаким пером, никакой кистью неизобразимые»; «драгоценнейшие и редчайшие»; какие вам «не снились никогда». Усам посвящена «лучшая половина жизни», «самая трогательная привязанность их посессоров».

Подобная серия и в начале «Невского проспекта». Вместо человеческой фигуры здесь — части «инвентаря». «Сколько ног оставило на нем следы свои! И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестью которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы... и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая на нем резкую царапину...»

Перед нами своего рода «образная вивисекция». Авторское освещение крупного плана настолько сильно, а вся фигура настолько погружена в тень, что часть как бы отъединяется, отсекается от целого, сосредоточивая в себе одной всю образную суть. Живут одни бакенбарды, усы, талии. Обладают бытием лишь сапог, башмачок, сабля.

Кульминация этого приема («часть вместо целого») — в «Носе». Связь между частью человеческого тела и самим человеком порвана начисто. Нос обретает самостоятельность. Больше того, изолированная, ничтожная часть лица затмевает — пусть в фантастическом гротеске — само лицо, низводя человека в ничто.

 


Нетрудно увидеть в этом приеме подспудно пробивающееся обобщение. Можно было бы назвать его социально-философским. Однако Гоголь выражает его по-своему: образным бытием, далеким от философской, публицистической, социологической терминологии. Дана вереница образов — «дробей», если можно так выразиться. Автор воздерживается от собственных комментариев. И только чрезмерное восхищение — рассказчик как будто захлебывается от восторга — выдает скрытый и тем более неотразимый, убийственный сарказм.

Единственный, кажется, раз Гоголь позволяет себе пуститься в размышления (и то излагая свою затаенную мысль под видом будто бы сентенции Чичикова, глядящего на похороны прокурора).

Читателям хорошо запомнился прокурор с его густыми черными бровями. «И вот напечатают в газетах, что скончался, к прискорбию подчиненных и всего человечества, почтенный гражданин... что был сопровождаем плачем вдов и сирот; а ведь если разобрать хорошенько дело, так на поверку у тебя всего только и было, что густые брови».

Правда, после смерти прокурора «с соболезнованием узнали, что у покойника была, точно, душа, хотя он, по скромности своей, никогда ее не показывал».

Гоголю было свойственно сильное ощущение раздробленности человека в существующем обществе. В седьмой главе «Мертвых душ» он говорит о раздробленных повседневных характерах,.раздробленных потому, что атрофированы ценнейшие душевные качества, наклонности, способности. Теплится лишь мизерная доля душевной деятельности. И душу заслонили бакенбарды, усы, талии, брови. И — на равных с ними правах — сапоги, башмаки, сабля.

Как раз к тому, что на человеке, а не внутри него, и обращено преимущественное внимание в среде, где присутствие души незаметно. «Есть множество таких людей, которые, встретившись с вами, непременно посмотрят на сапоги ваши, и если вы пройдете, они оборотятся назад, чтобы посмотреть на ваши фалды. Я до сих пор не могу понять, отчего это бывает. Сначала я думал, что они сапожники, но, однако же, ничуть не бывало: они большею частию служат в разных департаментах... словом, большею частию все порядочные люди».

Своим смехом Гоголь заклеймил «порядочных

 


людей» (то есть привилегированных), мизерность их духовных интересов. Только и оставалось, что выставлять напоказ ту или иную принадлежность одежды или часть фигуры.

«Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой — греческий прекрасный нос, третий несет превосходные бакенбарды, четвертая — пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку, пятый — перстень с талисманом на щегольском мизинце, шестая — ножку в очаровательном башмачке, седьмой — галстук, возбуждающий удивление, осьмой — усы, повергающие в изумление».

Такова «главная выставка всех лучших произведений человека» на Невском проспекте. Не галерея людей, а вереница вещей и обездушенных частей личности.

Почему в самом деле Нос не смог заполучить более высокий чин, нежели коллежский асессор Ковалев? Чем Ковалев был презентабельнее? Обладал ли он какими-либо достоинствами, «превосходящими» собственный нос? По-видимому, никакими.

 

 

Пристально вгляделся Гоголь в микроэлементы художественной ткани — детали и подробности, открыв в них потенции, другими не замеченные. Сумел накрепко спаять подробности — с обобщением, мелочи — с широкой социальной картиной. И так, что уже не могли существовать одни без других.

Из частности портрета деталь выросла до степени ядра характера. Деталь придавала характеру объемность, цельность. «Представляла» его читателю. Сразу же и навсегда запечатлевалась в памяти.

Деталь Гоголя зрима, материальна. По преимуществу она выражена в действии, в жесте.

Акакий Акакиевич доволен своей скромной участью — переписывать бумаги: «некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его».

Феодулия Ивановна, жена Собакевича, появляется, «держа голову прямо, как пальма». Чичиков подходит к ее ручке, «которую она почти впихнула ему в губы,

 


причем он имел случай заметить, что руки были вымыты огуречным рассолом». «Впихнула в губы» и огуречный рассол забавно контрастируют с пальмой.

Свой жест и у Собакевича. С первого же раза он наступил Чичикову на ногу, сказав: «Прошу прощения».

В затянувшемся торге за цену на мертвые души деталь развернута в сценку.

«Позвольте, позвольте! — сказал Собакевич, не выпуская его руки и наступив ему на ногу, ибо герой наш позабыл поберечься, в наказанье за что должен был зашипеть и подскочить на одной ноге».

В этой детали весь Собакевич: грубая, бесцеремонная, всех давящая натура. Медведь, продирающийся напролом.

«Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства... ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги».

Даже тогда, когда он пытается умаслить Чичикова, чтобы тот заплатил подороже, и проявляет совершенно необычную для него любезность, Собакевич не теряет сходства с медведем.

Он усаживает Чичикова в кресло «с некоторою даже ловкостью, как такой медведь, который уже побывал в руках, умеет и перевертываться, и делать разные штуки...»

Лейтмотивная деталь-сравнение развертывается и дальше оригинальнейшим манером. Оказывается, что и мебель в доме Собакевича, прочная и неуклюжая, имеет «какое-то странное сходство с самим хозяином дома».

Пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах — «совершенный медведь». Одним словом, каждый стул, стол, шкаф, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» Или: «И я тоже очень похож на Собакевича!..»

Мебель — двойник Собакевича.

Вещественная деталь в соединении с жестом на первом плане и в портрете Манилова.

Когда приказчик предлагал сделать то-то и то-то, «да, недурно», — отвечал, он обыкновенно, куря трубку. Мужик просит позволения отлучиться на заработки. «Ступай», — говорил он, куря трубку. Чичикова он уверяет, что курить трубку здорово и прекрасно аттестует человека: в его полку был поручик, «прекраснейший и

 


образованнейший человек», который не выпускал изо рта трубки не только за столом, но даже, «с позволения сказать, во всех прочих местах». Похвала высшего ранга...

От Чичикова поступает неожиданное, странное предложение — продать ему души умерших крепостных, которые числились бы по ревизии как живые.

«Манилов выронил тут же чубук с трубкою на пол», разинувши рот. Наконец, Манилов «поднял трубку с чубуком» — расстаться с ними невозможно — и долго глядел Чичикову в лицо: не пошутил ли он, не спятил ли гость с ума? Но гость был спокоен и вполне приличен.

«Как ни придумывал Манилов, как ему быть и что ему сделать, но ничего другого не мог придумать, как только выпустить изо рта оставшийся дым очень тонкою струею». Последняя подробность нужна, чтобы читатель еще мгновение задержался на детали.

Чичиков настаивает на своем предложении. Манилов сконфужен и растерян. Нужно «что-то сделать, предложить вопрос, а какой вопрос — черт его знает. Кончил он, наконец, тем, что выпустил опять дым, но только уже не ртом, а через носовые ноздри». Опять задержка, чтобы фиксировать деталь.

Клубы табачного дыма замещают отсутствующие мыслительные способности.

Чичиков произносит магические слова: «Закон — я немею перед законом», и Манилов, обожающий сладкоречие, начинает сдаваться. Но в толк дела он все-таки не вник. И «вместо ответа принялся насасывать свой чубук так сильно, что тот начал, наконец, хрипеть, как фагот. Казалось, как будто он хотел вытянуть из него мнение относительно такого неслыханного обстоятельства; но чубук хрипел и больше ничего».

Чубук — поверенный дум Манилова, почти что собеседник. Тоже своего рода двойник — воплощение сонного безделья и пустопорожнего времяпрепровождения, прикрытого сладчайшими улыбками и приторной вежливостью.

Чубук — неизменный спутник жизни Манилова. Он мог бы вполне фигурировать на его дворянском гербе.

Деталь — в «фокусе» характера, который вначале описан как неопределенный. На самом деле он с совершеннейшей точностью определен.

 


У Чичикова тоже есть свей; жест; свая поза. «Раскланивался несколько набок, впрочем, не без приятности». «Герой наш раскланивался направо и налево, по обыкновению своему несколько набок, но совершенно свободно, так что очаровал всех». «Гость раскланялся с ловкостью неимоверной, сохраняя почтительное положенье головы, несколько набок». «Наклоня почтительно голову набок... он изумительно ловко нагнулся всем корпусом». «Наклонением головы набок Чичиков совершенно обворожил даму»,

В отличие от грубой манеры Собакевича, смысл жеста Чичикова несколько зашифрован. Деталь предстает с первого взгляда незначащей, безразличной. Постепенно (поэтому и необходимы повторения) мы начинаем ощущать, что поклон «несколько набок» таит в себе нечто от характера. Что-то скользкое, увертливое, обтекаемое. Пронырливое, почтительно-искательное.

Как и у Собакевича, и у Манилова, деталь здесь предельно рельефна, выступает вперед и вполне подтверждает мнение Пушкина о пластическом даре Гоголя, о его умении «несколькими чертами» выставлять человека «вдруг всего, как живого». Но в портрете Чичикова есть и другое, столь же, если не более, важное: «ловить душу человека в малейших чертах и движеньях его, которые пропускаются без вниманья людьми».

От поклона «несколько набок» Гоголь протянул тончайшую ниточку к тщательно спрятанной под благоприличной внешностью истинной сути Чичикова, втируши и пролазы. «Раскланивался несколько набок» — эмблема характера.

И столь же выразительно то заветное мыло, добыть которое Чичиков старается всеми силами. Всеми правдами и неправдами Чичиков пробирается в таможенную службу, предвидя там неслыханные возможности обогащения. «Надобно прибавить, что при этом он подумывал еще об особенном сорте французского мыла, сообщавшего необыкновенную белизну коже и свежесть щекам».

Когда окончательно рухнет чиновничья карьера Чичикова и он чудом ускользнет от уголовного наказания; когда, после: полумиллионного куша на контрабандных махинациях у него останется: лишь несколько тысяч да бричка с Петрушкой и Селифаном — он все же ухитрит-

 


ся запрятать как особливую драгоценность «пять или шесть кусков мыла для сбережения свежести щек».

Мыло «особенного сорта» упоминается неоднократно.

Но чистоплотен ли Чичиков взаправду? Случайно ли Гоголь дал ему в постоянные спутники Петрушку? Тот спит не раздеваясь и вносит с собой запах, очень мало схожий с запахом излюбленного французского мыла. «Потянувши к себе воздух на свежий нос поутру», Чичиков «только помарщивался да встряхивал головою, приговаривая: «Ты, брат, черт тебя знает, потеешь, что ли. Сходил бы ты хоть в баню».

Но Петрушка в баню не ходит. И Чичиков, человек «в некоторых случаях привередливый», с этим мирится. Чистоплотность — показная, чтобы завоевать расположение, втереться в доверие, фальшивая личина, как и учтивые поклоны, льстивые комплименты, патриотические рацеи о пространствах русского государства, которым «иностранцы справедливо удивляются». Как ставшее знаменитым выражение: «Закон — я немею перед законом». «Говорили ли о добродетели — и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах».

Гоголевские детали «сосредоточивают» характер. Становятся его магнетической центральной точкой.,

Когда Акакий Акакиевич приходит к Петровичу и застает его за работой, сидящим, по обычаю портных, на столе, подвернув под себя ноги, ему «прежде всего. бросился в глаза большой палец... с каким-то изуродованным ногтем, толстым и крепким, как у черепахи череп».

Как ноготь Петровича, торчащий вперед, бросались в глаза читателю и другие гоголевские детали.

Детали даны крупным шрифтом, да еще курсивом.

 

 

Первой главе этой части предпослан эпиграф из книги А. Белого «Мастерство Гоголя». Работа Андрея Белого в высшей степени талантлива, изобилует тонкими наблюдениями. В особенности это относится к первой половине книги, где речь идет о «Страшной мести». Она полна оригинальных мыслей, я бы сказал даже, озарений.

 


К сожалению, нет возможности на этом остановиться, но поговорить все же о примечательной книге А. Белого необходимо. Она, пожалуй, единственная во всей литературе о Гоголе, где уделено пристальное внимание гоголевским микроэлементам. Через всю книгу красной нитью проходит страстное убеждение автора в чрезвычайной важности «мелочей» и малейших подробностей для проникновения в глубокий смысл гоголевских произведений. Предмет этот разработан с большим тщанием и новизной.

«Особенности гоголевского сюжета — в проведении его сквозь мелочи».

«Центр сюжета в композиции мелких деталей».

«Сюжет впаян в деталь — она его выглубила».

В особенности выделяет А. Белый «Страшную месть» и первый том «Мертвых душ» (по его мнению, это вершины первой и второй «фаз» гоголевского творчества).

В «Страшной мести» вся суть, очень скрытая, выясняется только, когда проникаешь в потаенный смысл «предметных, красочных, жестикуляционных мелочей». Таковы: сабля, люлька (в обоих смыслах — колыбели и трубки), огниво. «Костюмы, жест, предметность — не зря». Отступления в лирику — «намеренные отводы внимания, перегруженного мелочами». Так, например, картина Днепра («Чуден Днепр...») — «интермедия между двумя эпизодами, кричащими каждой мелочью».

Немалое значение придается цвету нарядов. Цвета Данилы — золотое и синее, Катерины — голубое, розовое и серебряное, колдуна — черное с красным. А. Белый делает из этого далеко идущие выводы. И вообще он считал бы нужным создать специальный ученый семинар «по ощупи» гоголевских «мелочей».

Мелочи определяют сюжет. В «Мертвых душах» «сюжета вне подробностей нет: его надо выжать из них». Сюжет поэмы «сказывается в электрической силе любой мелочи».

Здесь мы подходим к предмету спора. И спора серьезного. А. Белый доходит до крайностей. Анализировать сюжет «Мертвых душ» — значит, по его мнению, «минуя фикцию фабулы, ощупывать мелочи, в себя вобравшие и фабулу, и сюжет».

Я полностью разделяю убеждение А. Белого в огромном значении «мелочей» в гоголевской образной

 


системе; Но согласиться с утверждением, что «мелочи» диктуют и фабулу, и сюжет — невозможно.

Есть еще более существенный момент расхождения с А. Белым: Гоголь интерпретирован в стародавнем символистском духе.

«Сюжет Гоголя врос в мелочи: они полны символизма».

Дальше: «Шинель», «коляска», «лошадь», «портрет», «собачка» еще более символичны, чем люлька, сабля и т. д.»

Еще раз: «Символизм, который впечатывает сюжет в мелочь».

Может быть, нет смысла спорить о слове со столь многозначным содержанием? Символизм (точнее: символика) может означать и иносказательность, поднимающуюся до обобщения. Такое понимание полноправно и законно входит в наш идейный обиход. Но здесь речь идет не о термине (его можно толковать по-разному), а о подходе к самой сущности гоголевского творчества.

Спор с А. Белым неизбежен, поскольку А. Белый исходит из положений решительно неприемлемых.

«Нет никаких невидимых слез», — утверждает он. «Я отказываюсь иметь дело с «юмором» Гоголя, ибо такого не знаю». В том же духе: «не то слово и «сатира»; Гоголь не «сатирик» («юмор», «сатира», «сатирик» взяты в иронические кавычки).

Сказано категорически и безоговорочно.

Книгу «Мастерство Гоголя» трудно судить, руководствуясь обычными критериями оценки. Автор ее — талантливый поэт и прозаик, теоретик символизма и замечательный аналитик поэтического слова. В монографии о Гоголе объективный анализ стиля, языка, подводных течений, цветописи, звукописи сочетается с «пересозданием» Гоголя. (Так пересоздал, скажем, Жуковский Шиллера. Не перевел, а именно пересоздал.)

Сюжеты, мотивы, замыслы, звуки, цвета Гоголя А. Белый не только аранжировал, переложил на свой художнический инструмент. А. Белый — художник яркой индивидуальности — подошел к гоголевским произведениям с ощущением абсолютной свободы. «Переткал» их, подчас даже своевольно, в духе своей, сложившейся годами, эстетической системы символизма.

В особенности это касается сцеплений, связующих

 


нитей, внутренних пружин. А. Белый «реконструирует» их на свой лад и вкус.

Так переосмыслена, например, цепь эпизодов, приведших к краху чичиковское предприятие. Как читатель помнит, тупое упрямство Коробочки настолько вывело Чичикова из себя, что он хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта, что необыкновенно напугало помещицу. Как рассказала она об этом протопопше, осталось неизвестным. Но в изложении «дамы просто приятной» возникла леденящая душу картина. Глухая полночь. Все спят. Раздается ужаснейший стук в ворота. Появляется некто «вооруженный с ног до головы», вроде Ринальдо Ринальдини, знаменитого разбойника и требует: «Продайте, говорит, все души, которые умерли».

Когда толки вокруг Чичикова разрастаются, «разбойничье» появление его у Коробочки в воображении почтмейстера трансформируется в повесть о сколотившем в рязанских лесах шайку капитане Копейкине, который будто бы и есть Чичиков. Версия отпадает: Копейкин лишился на войне руки и ноги. Но в паническом смятении духа, обуявшем чиновников, кому-то взбредает в голову, что лицо Чичикова, особенно сбоку, «очень сдает на портрет Наполеона».

В общем, чудовищный вздор, бред, ерунда, чушь, ахинея. Яркое проявление «пустоты и праздности жизни», наполненной «вихрем сплетен» (из заметок Гоголя, относящихся к первой части «Мертвых душ»).

Но А. Белый вовсе не склонен видеть во всем этом фантастическую чепуху. Наоборот, он усматривает здесь весомый смысл, едва ли не сквозной стержень действительного сюжета «Мертвых душ» (сюжет, видимый всем — покупку Чичиковым мертвых душ, — Андрей Белый считает фиктивным).

«Содержание зарыто в деталях». Что же в них зарыто, по мнению А. Белого?

«На безликом лице дорожного путешественника выступает разбойник, грабящий на дорогах: воображение Коробочки впечатывает в пусто поданном круге лица свой миф: о разбойнике; миф разыгрался в капитана Копейкина».

Но миф этот вовсе и не миф. «Сквозь все протянут вдруг наполеоновский нос (сходство носа с Наполеоном); символически (мы ниже докажем) оно — так и

 


есть: Чичиков — зародыш нового «Наполеона», грядущего миллиардера; «миф» о Наполеоне в известном смысле реален; он — подоплека подлинно понятого сюжета „Мертвых душ”».

Без сомнения, все это в высшей степени оригинально и потому интересно. Интересно режиссерское, я бы сказал, прочтение «Мертвых душ». Перед нами творение А. Белого «по мотивам Гоголя». К самим «Мертвым душам» оно имеет отдаленное отношение.

Пространный спор с А. Белым, пожалуй, излишен. Остановлюсь только на деталях, касающихся Чичикова. По ним видно, как в духе давнего символизма истолковывает А. Белый «мелочи».

Появление в губернском городе «брички, в какой ездят холостяки», сопровождается разговором двух мужиков: доедет ли колесо или не доедет? Всем кажется, замечает А. Белый, что это «пустяк», не имеющий никакого видимого касанья к сюжету. Но это ошибочно, уверяет нас автор «Мастерства Гоголя».

«Через шесть или семь глав выскочило таки то самое колесо». Происходит это в «минуту решительную»: Чичиков бежит из города, он в страхе — его могут остановить, схватить. «Колесо — не пустяк, а колесо фортуны: судьба».

Вот с каким далеким прицелом, оказывается, написан Гоголем крохотный проходной эпизодик с двумя мужиками. С самого начала пустяк намекнул на судьбу героя в конце. У других писателей деталь — «форма, не зацепляющаяся за сюжет». Здесь — «содержание». Колесо — символическое: судьба. Разговор двух мужиков заключил в себе весь ход событий. В детали — «зерно» сюжета.







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 398. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия