Какой бы неразрешимой ни была проблема свободы, мы все-таки можем о нейрассуждать, становясь на сторону случайности или необходимости... Нашитемпераменты и наши предрассудки облегчают нам выбор, который разрешает иупрощает эту проблему, но не решает ее. При том что никакой теоретическойконструкции не удается сделать ее для нас ощутимой, дать нам почувствоватьее запутанную и противоречивую реальность, какая-то особая интуиция вопрекивсем аргументам против свободы помещает нас в самый центр свободы. И намстановится страшно: мы боимся масштаба возможного, так как не готовы ктакому значительному и внезапному откровению, к этому опасному приобретению,которого мы жаждали и перед которым теперь пасуем. Что нам, привыкшим кцепям и законам, делать, сталкиваясь с безграничным морем инициатив, сбуйством решений? Искушение произвольным нас пугает. Хотя мы отныне можемпредпринять любое действие и хотя нет больше пределов вдохновению икапризам, но как избежать погибели в упоении такой властью? Потрясенное этим откровением сознание недоумевает и содрогается. Когоне охватит головокружение в мире, где он может располагать всем? Убийцапользуется своей свободой неограниченно и не может устоять перед искушениемсобственного могущества. Каждому из нас по плечу лишить жизни другого. Иесли бы все, кого мы мысленно убили, исчезли и в самом деле, на земле неосталось бы больше жителей. Мы носим в себе скрытого палача,нереализованного преступника. А те, у кого не хватает отваги открытовыразить свою наклонность к убийству, убивают в своих мечтах, наполняюттрупами свои кошмары. Перед судом абсолюта были бы оправданы только ангелы.Ибо не было еще такого существа, которое не пожелало бы, хотя быбессознательно, смерти другому существу. У каждого есть свое кладбище друзейи врагов; и неважно, скрыто ли это кладбище в глубинах сердца или выходит наповерхность желаний. Свобода, воспринимаемая в своих крайних проявлениях, выдвигает переднами проблему нашей жизни либо проблему жизни других людей. Она предполагаетдве возможности: спастись либо погибнуть. Но мы чувствуем себя свободными,осознаем наше счастье и видим подстерегающие нас опасности лишьспорадически. И именно спорадичность подобных просветлений, равно как и ихредкость позволяют нам еще лучше понять, что этот мир 53 является заурядной бойней и фальшивым раем. Разглагольствования освободе не ведут ни к каким последствиям -- ни к хорошим, ни к плохим, ночтобы догадаться, что все зависит от нас, у нас есть лишь мгновения... Свобода -- это этический принцип, обладающий демонической сущностью.