Завсегдатаю глубин "тайна" не внушает никакого почтения; он вообще неговорит о ней и не знает, что это такое: он попросту в ней живет... Вреальности, являющейся его средой обитания, больше ничего нет: ни ниже ее,ни за ее пределами нет никаких иных зон, так как он находится на самомнижнем уровне и по ту сторону всего. Пресытившись трансцендентным ивозвысившись как над активностью духа, так и над связанной с нейзависимостью, он пребывает в своей неиссякаемой нелюбознательности... Его неволнуют ни религия, ни метафизика: куда еще стремиться, когда ты и так уженаходишься на недоступной взглядам глубине? Разумеется, он доволен этойситуацией, но ему неизвестно, продолжает ли он еще жить или уже нет. Мы самоутверждаемся в той мере, в какой за данной нам действительностьюищем иную, за которой, будь то хоть сам абсолют, продолжаем опять искать.Является ли Бог конечной инстанцией теологии? Никоим образом. Ей хочетсяподняться еще выше, подобно тому как метафизика, стремясь к сущности, несобирается в ней останавливаться. И та и другая опасаются укорениться вконечном первопринципе, переходят от загадки к загадке, курят фимиамнеобъяснимому и без зазрения совести злоупотребляют им. Как же нам повезло,что существует тайна! Но какое это несчастье поверить, что ты достиг ее,вообразить, что ты познал ее и пребываешь в ней! Уже нет потребностичто-либо искать: вот она, тайна, на расстоянии вытянутой руки. Рукимертвеца...