Слушайте — и увидите.
сакшад-дхаритвена самаста-шастраир уктас татха бхавйата эва садбхих кинту прабхор йах прийа эва тасйа вандегурох шри-чаранаравиндам ГОУР ГОВИНДА СВАМИ «Духовному учителю следует оказывать то же почтение, что и Верховному Господу, ибо он — Его ближайший слуга. Так гласят все бого-откровенные писания, и этому указанию следуют все авторитеты. Духовный учитель — истинный представитель Шри Хари [Кришны], и я в глубоком почтении склоняюсь к его лотосным стопам» (Шри Гурваш-така, 7). Сакшад-дхари — это значит, что гуру следует почитать наравне с Самим Господом Хари, ведь круглые сутки гуру с великой любовью служит этому Господу. Он — севака-бхагаван, приближенный слуга Бхагавана. Сакшад-дхари — значит «приближенный слуга Бхагавана». Есть два бхагавана: севйа-бхагаван и севака-бхагаван. Севйа-бхагаван — это Абсолютная истина, адвайа-таттва, которой нужно служить, это Кришна. А севака-бхагаван, слута-бхагаван — это гуру, который днем и ночью занят любовным служением Господу. Сад-гуру является севака-бхагаваном, приближенным слугой Бхагавана. Он — хранитель всего трансцендентного знания о Верховном Господе. Если человек не обратится к такому гуру, он никогда не сможет понять Кришну и получить трансцендентное знание, кришна-таттва-гьяну, и глаза такого человека никогда не раскроются. ом аджнана-тимирандхасйа джнананджана-шалакайа чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве номах «Я был рожден во тьме невежества, но мой духовный учитель открыл мне глаза, озарив мой путь факелом знания. Я в глубоком почтении склоняюсь перед ним». Так мы молимся гуру. Туру — это тот, кто приходит с факелом знания, таттва-гъяны, и раскрывает мои глаза. Каким образом ваши глаза раскроются, если вы не будет слушать наставления духовного учителя, передающего таттва-гъяну? милость гуру «Бхагаватам» гласит: шрутекшита-патхах. Шрута и икшита — прежде слушайте, а потом увидите. Если с полной верой и предельным вниманием вы обратите свой слух к словам истинного гуру — тогда откроются ваши трансцендентные нематериальные глаза. Материальное зрение затемнено, майа-андхакара; но откроется трансцендентное зрение, с помощью которого можно увидеть Кришну. Шрутекшита-патхах — слушайте — и вы увидите. Поэтому первым делом человек должен принять истинного духовного учителя и слушать его наставления. Не внимая словам гуру, кришна-таттва-ветты, постигшего кришна-таттву, невозможно осознать Кришну. И слушать следует с полной верой, вера наиболее важна. Единственный способ осознать Кришну состоит в том, чтобы, собрав всю веру, направить ее, твердую и непреклонную, на слова садху-гуру. Те, кто не принимают покровительство духовного учителя, не смогут осознать Верховную Личность Бога, ведь их видение так и останется неоткрытым. Кришна приходит в этот мир, Он нисходит и воплощается для того, чтобы поведать трансцендентное знание. Пять тысяч лет тому назад Господь пришел в Своей изначальной сварупе и оставил нам это знание в форме «Бхагавад-гиты». Господь Сам дает дивья-гьяну, и хранителями этого знания выступают Его самые близкие, самые доверенные слуги. Поэтому Господа называют сад-ануграха*. Даже полубоги в своих молитвах порой так обращаются к Кришне: «О Господь! Ты сад-ануграха». Это значит, что человек не может понять духовные предметы, не получив милости садху. Ануграха — это милость, благосклонность. Человек должен заслужить благосклонность садху, который очень дорог Кришне, который развил любовь к Кришне, единственному объекту любви, и стал преми-бхактой. Садху хранит трансцендентное знание, которым наделил его Кришна. Кришна никогда не сообщает знание о Себе корми, гья-ни или йогам. Знание о Кришне хранят Его дорогие слуги, махабхагава-ты, величайшие преданные. И к нам оно приходит благодаря двенадцати махаджанам. * сад-ануграха — проливающий милость на преданных. ГОУР ГОВИНДА СВАМИ Высшее счастье — према-сукха. И также существует мукти. Что подразумевается поАмукти? «Мукти» — санскритское слово, и в переводе на английский значит «освобождение». Но я не хочу использовать это английское значение. Я хочу, чтобы мы понимали под мукти «избавление от страданий». Атйантика-духк-ха-нивритти — свобода от страданий. И брахмананди, медитирующие на Брахман, и те, кто медитирует на Параматму, обретают мукти. Но в этом мукти, в этом освобожденном состоянии, нет и тени того великого счастья, которое проистекает из премы, чистой божественной любви. Нет и намека на према-сукху, высочайшее счастье. Кришна — сач-чид-ананда. Ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда-виграхах — Он исполнен вечности, знания и блаженства. Не развив любовь к Кришне, вы не сможете обрести эту према-сукху, вы никогда не будете счастливы без радостной любви к Кришне, любви к Богу. Есть два вида ананды, блаженства: сва-сукха — собственное наслаждение, и према-сукха — счастье, происходящее из любви к Богу. Когда Кришна являет здесь Свои трансцендентные лили, Он делает это с помощью сва-рупа-шакти, Своей внутренней энергии. Кто поймет божественную лила-таттву'? Только преми-бхактьд. Возлюбленные преданные Господа, развившие кришна-прему, знают эту трансцендентную лила-таттву Кришны, эту према-лила-таттву. Према-дхана — бесценное достояние. рупа-рагхунатха-паде хаибе акути кабе хама буджхаба се йугала-пирити Нароттама дас Тхакур поет: «Супружеские хилы Радхи и Кришны — очень глубокая и сокровенная таттва. Разве смогу я понять их без милости Рупы и Рагхунатхи?» Рупа и Рагхунатха — преми-бхакты, они знают таттву, которую никто не может понять без милости ближайших спутников Кришны. Кришна делится этим знанием только со Своими милость гуру дорогими преданными — гуру- Не повстречав такого гуру, не обратившись к нему, человек никогда не сможет получить таттва-гьяну и понять эту сокровенную лила-таттву. Собственных усилий дживы. недостанет даже на то, чтобы развить в себе вкус к этому знанию, вкус к слушанию бхагават-катхи. Сама по себе джива не добьется према-дханы, бесценного сокровища любви к Богу. према-дхана вина вйартха даридра дживана даса кари вешана море деха према-дхана «Без любви к Богу моя жизнь лишена смысла. Молю тебя: прими меня в услужение, и пусть жалованьем мне станет эта экстатическая любовь» (Ч.-ч„ Антья, 20.37). В Двадцатой главе «Чайтанья-чаритамриты», которая называется «Шикшаштака», говорится: «Я просто нищий без према-дханы. О Господь, пожалуйста, сделай меня Твоим дасом. Я уже Твой даса, Твой слуга, Я вечно Твой слуга. Пожалуйста, дай мне этот шанс, займи меня любовным служением. Я буду служить Тебе днем и ночью, 24 часа в сутки. И в награду дай мне не материальную плату, дай мне према-дхану». Лишь тот, кто полностью избавился от стремления к собственному счастью, может обрести према-дхану. анйабхилашита-шунйам джнана-кармадй-анавритам анукулйена кришнану-шиланам бхактир уттама «Трансцендентным преданным служением Верховному Господу Кришне занимается тот, кто служит Ему с любовью и полностью свободен от стремления к материальной выгоде или успеху на поприще кармической деятельности или философских изысканий. Такое преданное служение называется чистым» (Бхакти-расамрита-синдху 1.1.11). ГОУР ГОВИНДА СВАМИ Рупа Госвами подчеркивает, что у человека не долно быть иных желаний. Ни желания мирских наслаждений, ни стремления к освобождению. Лишь тот, кто свободен от этих двух видов желаний, может получить према-дхану. Премика-бхакта абсолютно чист и его единственное устремление — блаженство и счастье Кришны. Днем и ночью он посвящает себя любовному служению. Верховная Личность Бога, Кришна, полон любви и блаженства, полон любовных вкусов, — раса-майа. Он исполнен трансцендентного счастья. И гуру, премика-гуру, преми-бхакта, который неизменно привязан к сач-чид-ананда-виграхе Кришне, способен дать вам прему. Вы получите ее благодаря милости и общению с таким бхактой — и иного способа нет. Вы ощутите ее. Осознаете: «Так вот что такое према!.» Гуру, премика-бхакта, воплощает милость Кришны, кришна-крипа-гири-мурти. Без его милости вход в царство Бога закрыт. Что вы можете поделать? Входа нет! Так, милостью преданных, хари-даитъев, дорогих слуг Господа Хари, таких, как Брахма, Нарада, Вьяса и Шука, мы получили эту хари-катху, кришна-катху, бхагават-катху. Дорогие преданные Гауранги Махапрабху. Дорогие преданные Гауранги Махапрабху — Рупа Госвами, Санатана Госвами, Сварупа Дамодара Госвами — принесли нам бхагават-катху, нектарные повествования о царстве любви к Кришне, према-раджа-кат-ха. Эти личности очень, необыкновенно милостивы. Только доброй волей таких махабхагават, величайших преданных, трансцендентная кришна-катха проявляется и существует в материальном мире. Милостью этих преданных. Вьясадева написал «Шримад-Бхагаватам», это кришна-катха. «Бха-гавад-гита» — это кришна-катха,рассказанная Самим Господом, а «Шримад-Бхагаватам» — это тоже кришна-катха, ведь все о чем он повествует, связано с Кришной. милость гуру Итак, Вьясадева написал «Шримад-Бхагаватам». Что помогло ему в этом? Милость, которую пролил на нетопреми-бхакта, его духовный учитель, Нарада Муни. Погрузившись в духовный транс преданности, бхак-ти-самадхи, Вьясадева увидел Кришну. Апашйат пурушам пурнам. Взору Вьясадевы предстала Верховная Личность Бога, абсолютный пуруша, Кришна, и также он увидел майу. После этого он написал «Шримад-Бхагаватам». Таким образом, у нас есть «Бхагаватам» — милостью Вьясадевы, записавшего его, милостью Шукадевы Госвами, пересказавшего его, милостью Суты Госвами, вновь пересказавшего его в Наимишаранье собранию мудрецов во главе с Шаунакой. Благодаря всем этим возвышенным преданным этгкришна-катха, этот полный любовных вкусов «Бхагаватам» дошел до нас. Сварупа-шакти Господа. Сварупа-шакти, внутренняя энергия Господа делится на три составляющие: сандхини, самвит, хладини. Внутренняя энергия, мы называем ее антаранга-шактиили сварупа-шакти, исходит из самой сварупы, она неотлична от сварупы. СварупаК-ришны — сач-чид-ананда-майа. Следовательно, Его шакти также предстает в трех формах: сад-амше сандхини, чид-амше самвит, анандамше хладини. Cam, чит и ананда — три составляющих. Из cam исходит сандхини, из чит исходит самвит, из анандыисхоАшхладини. Сач-чид-ананда — сан-майа,чин-майаи анан-да-майа. Сандхини — значит «вечность», но здесь требуется более подробное объяснение. Сандхинйа крито вишадас тад-дхама ничайе. Какова роль сандхини-шакти? Ее повелитель — Господь Баладева, а проявление Бала-девы — это гуру-пада-падма. Туру. Слово «сандхини» очень и очень существенно. Тот, кто дарует сандхану Кришны, кто дает путеводную нить в наших поисках Кришны, является сандхини. Господь Баладева, будучи повелителем сандхини, сандхини-шактимад-виграха, дарует путеводную нить тем, кто ищет Кришну. Он является проявлением Гурудевы. И без милости такого гуру — где будете искать вы Кришну? О деятельности ГОУР ГОВИНДА СВАМИ сандхини говорится: сандхинийа крито вишадас тад-дхама ничайе. Сандхини-шакти проявляет себя в материальном мире как дхама, обитель Господа. Эта обитель состоит из вишуддха-саттвы, чистой, беспримесной благости. Благость, которую вы находите в этом материальном мире, всегда будет смешанной с низшими гунами, мишра-саттва. Но дхамы Господа это не касается. Вы должны осознать, что в обители Господа все есть вишуддха-саттва, чистая благость. Гуру — проявление сварупа-шакти. Теперь обратимся к энергии самвит, которая полна самбандха-гья-ны, знания о вечной взаимосвязи всего сущего с Кришной. Этой самбан-дха-гьяной наделяет гуру в момент инициации. Дивйам джнанам дадйад дикшети са прокта дешикаис таттва-ковидсшх. Дикша-гуру передает сам-бандха-гьяну. И это есть самвит-шахти. Таким образом, гуру — проявление сварупа-шакти, состоящей из трех энергий: сандхини, самвит и хлади-ни. Все они присутствуют в гуру. Гуру — проявление трех шакти. Он — сварупа-шакти. В процессе дикши передается самбандха-гьяна. И, наконец, хладини-шакти, энергия наслаждения, которая питает две другие, сандхини и самвит. Иначе не могло бы быть и речи о блаженстве, о прити. О самвит-шахти говорится в «Уджджвала-ниламани»: самвит-ишктих прака-тита-роха-бхава-расита. Роха-бхава значит «любовные взаимоотношения». Нас связывают с Господом совершенные вечные взаимоотношения, основанные на любви. Такова сварупа-самбандха — истинные отношения. Естественное положение дживы — быть вечной слугой Кришны. Итак, взаимоотношения с Кришной совершенны, вечны и основаны на любви, прити-самбандха. Господь Хари, Кришна — объект прити, чистой любви. Поэтому мы говорим «прити-девата». Он Тот, на кого направлена любовь, прити-вишайа, и Он исполнен любовных вкусов, раса-майа. Достигнете ли вы парамананды, высшего блаженства, не восстановив свои взаимоотношения с Господом Хари? Кто и каким образом помогает вам восстановить эти отношения? Это делает гуру. Не приняв прибежище у истинного гуру, человек не может возобновить свои отношения с Господом и испытать парамананду. милость гуру Радхарани — изначальная гуру-таттва. Также необходимо осознать, что гуру — это тот, кто днем и ночью с любовью служит Кришне. А кто является источником всего многообразия этого служения? Шримати Радхарани! Радха вина тенхо ара кар найа. Кришна целиком и полностью принадлежит Шримати Радхарани — и никому больше. Поэтому Радхарани — изначальная гуру-таттва. Одна Радхарани может дать вам шанс служить Кришне. Без Ее милости служение Кришне обрести невозможно. Кришна абсолютно, всецело в руках Радхи. Сможете ли вы служить Кришне без Ее милости? Сможете ли? Никогда! Без покровительства Радхарани никто не может стать гуру. Радхарани — это верховный Гуру. Радха и Ее экспансии, кайа-вйуха, сакхи-манджари — все они гуру. Для Кришны они ближе всех и дороже. Они ниджа-джана — люди Кришны. Как может стать гуру тот, кто не восстановил отношения с Варшабханави Радхой, дочерью царя Вришаб-хану? Конечно, он может быть гуру, но яегуру, преподающим кришна-тат-тву. Любой может быть гуру других таттв — итара-таттвы, майа-татвы. Но никто не может стать кришна-таттва-вид-гуру, не установив отношения с Радхарани, в чьей полной власти находится Кришна. Радха вина тенхо ара кар найа. Кришна всецело принадлежит Радхе — в этом и состоит гуру-таттва. Кришна — пурна-таттва, Абсолютная Истина. Радхарани даетсе&г- адхикару, возможность полностью погрузиться в служение этой Истине. Никто не вправе наделять такой возможностью кроме Самой Радхарани и Ее экспансий, сакхи и манджари. Итак, без радха-бхритйа, то есть не приняв покровительство Радхарани и не получив Ее милость, никто не может служить Кришне. Тот, кто принимает Кришну, принимает эту таттву. Тот, кто принимает Кришну как севйу, единственного, кому следует служить, принимает и Радхарани как гуру. Снова эти два слова: севйа и севака. Севйа — «тот, кому служат», а севака — «тот, кто сам служит». Это очень глубокий философ- ГОУР ГОВИНДА СВАМИ ский момент: необходимо принять Радхарани в качестве гуру для того, чтобы осознать Кришну как севйа-таттву. Во всех расах — дасйе, сак-хйе, ватсалйе, мадхурйе — во всех расах Кришна является вшиайей, а слуги,се&гкии севики — ашрайей. Вишайаи ашрайа.&\я тех, кто принимает Кришну как вшиайу во всех расах, Варшабханави Радхарани становится духовным учителем. Не добившись милости Радхарани, не заручившись Ее руководством, человек не может служить Кришне. Служить Кришне не может тот, кто исполнен вожделения, кто превыше всего ценит собственное счастье и наслаждения, — он не получает милости Радхарани и Ее наставлений. Нет! Жители Вриндавана прекрасно знают эту тактику. Без милости Радхарани невозможно служить Кришне. Они твердо знают это. Радхарани и все Ее экспансии — гуру. Вспомним пример Лакшмидеви. Кришна неописуемо прекрасен. Кан-дарпа-коти-каманийа-вишеша-шобхам. Его красота превосходит красоту миллионов Купидонов. Всепривлекающ и всепрекрасен. Лакшмидеви очарована красотой Кришны, но она не может служить Ему. Почему? Потому что не может обрести милость Радхарани. В этом вся причина. Лакшмидеви служит Нараяне, виласа-мурти Кришны, Его четырехру-кой форме, поэтому у Лакшми тоже четыре руки. Но у Радхарани две руки, и у Кришны две руки. Кришна — мадхурйа-лила-майа-виграха, в то время как Нараяна — аишварйа-лила-майа-виграха. Лакшми — это аишварйа-майи, а Радхарани — мадхурйа-майи. Только милостью Радхарани человек обретает возможность служить Кришне. Не восстановив свои вечные взаимоотношения с Радхарани, как предложите вы свое служение Радханатхе, Шри Кришне? Поэтому Радхарани и все Ее экспансии, сакхи-манджари, являются гуру-васту, все они — гуру- Никунджа-йуно рати-кели-сиддхйаи, такова гуру-таттва, это Гурудев. Гурудев — это абхинна-таттва* [Абхин-на-таттва — та же самая, неотличная таттва. В данном случае неотличны радха-таттва и гуру-таттва] Гурудев дает вам право служить милость гуру Кришне, а без его милости вы это право никогда не получите. Кто даст вам его кроме гуру? Итак, кто является абхинна-таттвой по отношению к Варшабха-нави? Гуру-таттва. Не приняв покровительство гуру, никто не получит возможности служить с любовью Кришне. Гурудев — радха-прийа-сакхи. В Ведах упоминаются три таттвы: веде три-таттва кайа — сам-бандха, абхидхейа, прайоджана. Самбандха-таттваоалована на взаимоотношениях, абхидхея — это бхакти, а прайоджана — према. Когда мы рассматриваем прайоджана-таттву, мы говорим о приходе кршина-премы. Кришна-прему невозможно обрести без милости премика-бхакты, который очень дорог Рад-харани. Без этой милости невозможно понять прайоджана-таттву, пре-ма-таттву. Никто не в силах постичь ее самостоятельно! Если садхака не понимает гуру-таттву, не видит сварупу духовного учителя, он не может понять, в каком направлении двигаться по пути преданного служения, бхаджана-патхе. Кто направит его? Он не понимает садхйа-тат-тву и цель — кришна-прему. Садханаи садхйа — «средство и цель», «путь и вершина». Вершина — это према-таттва, садхйа-таттва. Путь — это бхакти, а цель — это према, любовь. Ведь Кришну можно связать только веревками любви. Как может совершать бхаджану тот, кто не понимает этого, кто не знает цели своей бхаджаны? Таким образом, гуру-таттва содержит вопросы, касающиеся взаимоотношений с Радхой и Ее экспансиями, сакхи-манджари, а садхйа-таттва — это Радханатха. Тот, кто не установил отношения с Радхара-ни или Ее экспансиями, не может служить Радханатхе. Нет, он не может служить Радханатхе. Кто даст ему такую возможность? Кто даст ему такое право? Гурудев очень дорог Радхарани, он — радха-прийа-сакхи, ближайшая спутница Радхарани, Ее дорогая подружка. И гуру-сева равнозначна шримати-севе. Служить гуру — значит служить Радхарани, так как он ГОУР ГОВИНДА СВАМИ очень дорог Радхе, радха-прийа-сакхи. А служить Радхарани — это значит служить гуру. Такова таттва. Стать слугой гуру — значит стать слугой Радхарани, и, таким образом, слугой Кришны. В этом заключается таттва, и только тот, кто знает ее, кто сосредоточен на ней, сможет начать свое любовное служение Кришне. Превосходство Радхарани. Итак, не зная все эти таттвы, человек не сможет вступить на путь преданного служения, бхаджана-патха. Патха значит «путь». Но тот, кто в совершенстве постиг гуру-таттву, знает, что гуру — возлюбленная служанка Радхарани, что он неотличен от Радхарани и Ее экспансий. Поймите это. Туру всегда с любовью служит Кришне. Туру очень близок и дорог Шримати Радхарани, прийа-джана. Кришна принимает Радхарани своим гуру. Кришна говорит: радхикара према — гуру, ами — шишйа наша сада ома нана нритйе начайа удбхата «Любовь Радхики — Мой учитель, а Я — Ее танцующий ученик. Ее према каждый раз заставляет Меня танцевать по-новому» (Ч.-ч., Ади, 4.124). Кришна стоит во главе нашей гуру-парампары. Но здесь Он заявляет: радхикара према — гуру, ами — шишйа нота, сада ама нана нритйе начайа удбхата. «Мой гуру — Радхарани. Она Мой наставник во вкусах любви. И Я всегда танцую так, как Она пожелает». Так кто же верховный гуру нашей парампары? Радхарани! Кришна, от которого парампара берет начало, признается: «Радхарани — Мой учитель. Она преподает Мне вкусы любви, Она заставляет Меня танцевать под свои напевы. И Я танцую! Я танцую!» Радхикара према — гуру, ами — шишйа нота. Шишйа — «Я Ее ученик», нота — «танцор». Гуру заставляет ученика танцевать: «Иди туда! Иди сюда! Туда-сюда, туда-сюда!» Гуру может заставить своего ученика танцевать, Кришна говорит «Радхарани — Мой гуру милость гуру во вкусах любви и Она постоянно велит Мне танцевать под Ее напевы. И Я танцую! Я танцую так, как пожелает Мой гуру, Радхарани!» Поэтому во главе гуру-парампары в действительности стоит Радхарани. Такова гуру-таттва. И затем вы получите враджа-сева-адхикару, право служить Кришне во Враджабхуми. Вы сможете служить Радханатхе, Кришне. Гаурасунда-ра, Гауранга Махапрабху — радха-бхава-сувалита-тану, в Нем преобладает традха-бхава. Вот собственные слова Махапрабху: гаура анга нахемора — радханга-спаршана гопендра-сута вина тенхо на спарше анйа-джана «На самом деле, цвет Моего тела совсем не светлый. Оно становится таким из-за прикосновения к Шримати Радхарани. А дотронуться до Нее не может никто, кроме сына Махараджи Наяды» (Ч.-ч., Мадхья, 8.287). Махапрабху говорит: «Это не тело Гауры. Это тело Радхи. Только Гопендра-сута, сын Нанды Махараджи может прикоснуться к этому телу — и никто кроме него». С\еАовате\ьно,радха-бхав(1 преобладает в Гаурс. И в этой гуру-парампаре когда приходит Гаура, приходит и Радха. С приходом Гауры эта гуру-парампара становится парампарой Радхи. Гуру-парам-пара — это гаура-парампара, а, значит, ра'дха-парампара. Такова наша гуру-таттва. Гаурасундара пребывает в радха-бхавс, и, значит, все последователи Гауры, гаурануги, являются радханугамк. Последователи Гау-ранги — это последователи Радхарани. Такова 1аудийа-гуру-дхара[мти.я гуру Гаудия-вайшнавов]. Это гуру-таттва. Анартха-йукта — анартха-муктавастха. Гхиречхе томаре, бхаи — вы не свободны от анартх, вы покрыты великим множеством анартх. Существует два состояния, в одном из них человек покрыт анартхами (анартха-йукта), а в другом — полностью от них свободен (анартха-муктавастха)*. Может ли погрязший в анар- * Анартха-йукта значит «связанный анартхами». Анартха-мукта значит «свободный от анартх». Авастха значит «положение или состояние». ГОУР ГОВИНДА СВАМИ тхах человек увидеть гуру? Он не способен увидеть истинную сварупу духовного учителя. Он может видеть гуру,, но не его истинную сварупу. Но гуру-даршана, видение гуру человеком, свободным от анартх, будет совсем иным. Туру-даршанатого, чье сердце покрыто анаргпхами, очень отличается от видения человека, чье сердце чисто. Кем видится нам гуру сквозь покрытие анартх? Он видится бхогйа-датой: «О, Гуру дева принесет мне одни удовольствия. Да, я приму покровительство гуру, и получу массу наслаждений». Это бхогйа-даршана, это видение присуще очень многим. «Гурудева даст мне хороший прасад, найдет мне жилье и рикшу, все самое лучшее. Просто чудесно». Не так ли? Это бхогйа-даршана. «Ой, Гурудева, я хочу жениться на прекраснгой девушке». «Что ж, женись на прекрасной девушке». «■Туру все для меня делает, все устраивает наилучшим образом». У человека же, который полностью избавился от анартх и пребывает в состоянии анартха-муктавастха, видение духовного учителя совсем иное — севйа-даршана. Бхогйа-даршана и севйа-даршана. Севйа — это значит, что он видит в Гурудеве того, кому следует служить, и думает: «Своим служением я сделаю все для счастья Гурудева и никогда не буду ожидать ничего для себя». Таково его видение. Вы должны хорошо понять, в чем заключается различие между бхогйа-даршанойи севйа-даршаной. Нужно в совершенстве знать эту гуру-таттву. Лишь тогда и только тогда человек может уверенно сказать: «Если я не приму прибежище у истинного духовного учителя, я никогда не избавлюсь от своих иллюзий, от материальных страхов и скорби» ашока-абхайа, амрита-адхара томара чарана-двайа тахате экхана, вширама лабхийа чхадину бхавера бхайа милость гуру «Твои лотосные стопы источают нектар бессмертия, который исцеляет от страхов и печали. Я укроюсь в их сени и позабуду кошмар мирского бытия» (Шаранагати, Атма-ниведана 8, текст 2). Кто может показать вам лотосные стопы Кришны? Кто может привести вас к Ним? Кто даст вам шанс приблизиться и увидеть эти лотосные стопы? Кто? Только гуру, преми-гуру, премика-бхакта, преданный, чьи отношения С Кришной основаны на любви. Он днем и ночью с любовью служит Господу. Он веревками любви связал Кришну в своем сердце. Только такой гуру, сокровенный спутник Господа, может показать вам, может вести вас, может вернуть вас к лотосным стопам Кришны. Эта личность — радха-прийа- сакхи, дорогая подружка Радхарани. Лишь в совершенстве осознав гуру-таттву, человек может понять все это. Лишь тогда он может сказать: «Если я не приму покровительство такого духовного учителя, я не избавлюсь от своих заблуждений, страхов и скорби. Я не смогу достичь лотосных стоп Кришны, того мира, где нет ни страха, ни скорби, ни иллюзии, ни смерти». Если мы избавимся от своего двуличия и разовьем простоту в своем сердце, если телом, серд: ц.-м и душой мы примем прибежище у лотосных стоп духовного учителя и будем служить ему — тогда мы получим милость гуру, и вернемся па свое место у стоп Кришны. Нет иного пути. Служите гуру не ли i (емерно! Нишкапата-сева, прана-дана-сева. Слу-. жите гуру-пада-падма без двуличия, всем сердцем и душой. И тогда вы обретете милость гуру и этой милостью вы займете свое место у лотосных стоп Кришны. Гуру приведет вас. Нама-бхаджана-кари. Существует восемь принципов, которым должны следовать те, кто принял прибежище у хари-намы, нама-бхаджана-кари: 1) Развитие непреклонной веры в слова садху, шастр и гуру. 2) Развитие великой жадности и стремления к общению с нама-тат-тва-вид-гуру. ГОУР ГОВИНДА СВАМИ 3) Развитие жадного стремления также к слушанию кришна-катхи, хари-катхи из уст сат-садху, вайшнава. Это бхаджана-крийа — шрава-на, киртана, слушание и воспевание под руководством сад-гуру. 4) Если человек соблюдает в своей бхаджане все эти принципы, тогда его анартхи полностью разрушаются, аиартха-нивритти. Бхаджана-крийа тато нартха-нивриттих. Эти четыре предварительных элемента являются ступенями садхана-бхакти. 5) Вслед за анартха-нивритти приходит ништха. На этой ступени исчезают непостоянство и колебания ума. Ум утверждается. Пока существуют анартхи, ум не может сосредоточиться на лотосных стопах Кришны, на воспевании святого имени, нама-бхаджане. Для этого человек должен достичь уровня ништхи. 6) Потом приходит ручи, вкус. Этот вкус соответствует нашей духовной зрелости, сварасики-ручи. Для каждой дживы он особенный. В традиции Гауры существуют четыре главныхрлсы: дасйа, сакхйа, ват-салйа, мадхурйа. Шанта-раса здесь не присутствует. Каждый развивает свой вкус, согласно своей принадлежности красе. Этот вкус будет окрашивать повторение святого имени. С этим вкусом человек будет воспевать постоянно, потому что он столь сладок, столь нектарен. Он окрашивает все, и уже невозможно оторваться. Сакхи о, шйама-наме ката мадху ачхе го, вадана чхадите нахи пайа. Вы скажете: «О, что за мед наполнил имя Шьямы? Язык не хочет с ним расстаться ни на миг». Это придет. 7) Потом у вас развивается подлинная привязанность к святому имени. Вы ни на миг не можете оставить повторение, покоренные сластью, которую источают святые имена. Это асакти. 8) И приходит бхава. Нама-бхаджана-кари должен осознать эти восемь шагов. Первые четыре являются предварительными, а следующие — более высокими. В конце концов приходит бхава, и ее зрелый плод — према. Мукхйа-пха-те джива пайа кришна-према-дхана — главный плод воспевания святого имени — кришна-према. Разве есть иной способ обрести ее? милость гуру 24 часа в сутки Махараджа Амбариша посвящал служению Кришне. Он занял все свои чувства: пять действующих, пять познающих и одиннадцатое чувство — ум. Са ваи манах кришна-падаравиндайох. Обязательно нужно занять ум — ман-мана бхава, «всегда думай обо Мне». Тот, кто всегда следует этому, становится бхактой, возлюбленным преданным Кришны. Об авторе. Его Божественная Милость Шрила Гоур Говинда Свами Махараджа явился в этот мир 2 сентября 1929 года в деревне Джаганнатха Пура в индийском штате Орисса. Семьи его отца и матери принадлежали к древним вайшнавским родам, многовековая история которых начиналась еще во времена Шьямананды Прабху. Божественное явление Махараджи не было рождением обычного живого существа. Он пришел только для того, чтобы исполнить волю Шри Чайтаньи Махапрабху. Всю жизнь он проповедовал абсолютное понимание — таттва-вичару, и бескомпромиссно боролся с апара-вичарой, мнимым пониманием. Шрила Гоур Говинда Свами Махараджа — ученик основателя-ачл- рьи Международного общества сознания Кришны Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Кришна устроил их встречу на трансцендентной земле Вриндавана в 1974 году. Многие годы Махараджа был странствующим проповедником. Его пути пролегали по Европе и Америке, Канаде и Африке, он был на Мау-рити, в Австралии, Азии и, конечно, вдохновенно проповедовал на индийском субконтиненте, особенно, в Ориссе, где основал удивительные храмы Шри-Шри Кришны-Баларамы, Шри-Шри Радхи-Гопинатхи и Шри-Шри Радхи-Гопал Джиу. В Индии и на Западе Махараджа покорял своих слушателей удивительным представлением философии сознания Кришны; затаив дыхание, аудитория слушала, как он в течение четырех часов объяснял один предмет. Порой обсуждение одного стиха «Шримад-Бхагаватам» происходило в течение семи дней, на утренних и вечерних лекциях. Не было такого НО милость гуру вопроса, на который он не мог бы ответить, и регулярное слушание его лекций смягчало самые тперлые сердца. Его Божественная Милость в совершенстве изучил шистры и мог рассеять все сомнения тех, кто приходил к нему ia помопр.ю и духовным руководством. Особо выделяя бе.юскорбителыюе повторение снятого имени,он поощрял и вдохновлял тех к достижению уровни чистого вос- певанияпрема-намы, према шма сынкырпишы.Ои всегда повторял: «Воспевайте без оскорблений, вое певайте чистое имя, достигайте кршшш-прс-мы, получайте Кришну прямо в этой жизни!» Одним из основных аспектов проповеди Шрилы Гоур Говинды Сва-ми было погружение в глубочайшие тайны Пури-Бхуванешвар Дхамы, Господа Джаганнатхи и причин пребывания Шри Чайтаньи Махапрабху в Пури. Он давал тончайшее и ясное объяснение игр Господа в Джаган-натха Пури. Махараджа ушел m >того мира 9 февраля 1996 года в Майяпур Дха-ме в святой день явлении Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Он оставил нам истинную сокровищницу познаний об Абсолютной Истине. Все его лекции и беседы были записаны и доступны теперь в форме аудио, видеозаписей, а также в форме книг. Содержание Таттва-вичара...............................................4 От издателей.................................................5 Гуру-таттва. Абсолютная необходимость принятия истинного духовного учителя..............................7 Качества истинного духовного учителя......................9 Определение ачарьи........................................12 Признаки уттама-адхикари................................14 Когда духовного учителя следует отвергнуть..............19 В заключение................................................24 Глава 1. Шри Гуру Парампара...........................25 Глава 2. Признаки садху.................................42
|