Студопедия — Самость
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Самость






Но, говоря о Я-форме, мы неизбежно наталкиваемся на вопрос: формой чего является Я-форма? Во-первых, Я-форма как бы оформляет субъект, субъектную позиционность в размерности трансцендентального эстезиса; во-вторых, Я придает форму, выявляет контуры самости, то есть, если воспользоваться весьма точной кантовской формулой, - неопределенному эмпирическому здесь-бытию многоцветной разнообразной, различающейся самости. И вполне понятно, что здесь речь идет не о трансцендентальной размерности, а именно об эмпирической.

Итак, в первую очередь мы встречаемся с неопределенностью как принципом здесь-бытия самости. С одной стороны, неопределенность упаковывается в Я-формы, определяется, определивается ими. (Делез. Различение и повторение. Гл. Вторая.). Введение времени как конститутива Я, предстающего чистой формой аффицирования самости, позволяет провести операцию сжатия многоскладочной самости до определенности настоящего. Причем подобная операция вовсе не тождественна редукции, - сжатие, это, по-видимому, действительно конденсация, сплавление, акцентуированное той или иной складкой, которая оказалась изоморфной Я-форме или резонирующей с ней. При этом остальные складки самости отнюдь не исчезают, - они продолжают существовать, подчиняясь этой резонирующей с Я-формой складке. Или, иначе говоря, мы сталкиваемся с центрированной или акцентуированной множественностью самости, - это напоминает, если огрубить ситуацию, круг отчетливым центром и смутной, размытой периферией. Смутность представляет эффект со своего рода двойной генеалогией.

Во-первых, смутность можно понять как результат непросматриваемости тех или иных складок со стороны Я-формы, непросматриваемости, связанной с несоответствием Я-форме, ее стилю, мелосу, настрою. Поэтому такие складки отклоняются, они лишаются артикуляции, предполагаемой определенной Я-формой, но при этом продолжают существовать, участвуя в сборке здесь-бытия Я, хотя и неявным, латентным образом. Как писал Лейбниц, «восприятия наших чувств даже тогда, когда они бывают ясны, необходимо должны заключать в себе некоторое смутное чувствование: так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу (sympathisent), то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, поэтому-то наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятий поистине бесконечного. Это почти так же, как от массы отголосков бесчисленных волн происходит смутный гул. который слышат те, кто подходит к морскому берегу. Но если из нескольких восприятий (которые не могут сойтись в одно) нет ни одного, которое бы возобладало над другими, и если они производят впечатления, почти одинаково сильные или одинаково способные подействовать на внимание нашей души, то она может осознать их лишь смутным образом»[124]. И стоит отметить, что здесь имеется в виду не когнитивная или эпистемическая неопределенность, а именно онтическая, экзистенциальная смутность, «так как монады подвержены страстям (исключая первоначальную страсть), они не являются чистыми силами; они суть основание не только действий, но и сопротивлений либо уступчивости, и их страсти состоят в смутных перцепциях. Именно это чаще всего скрывает [от нас] материю, или бесконечность»[125].

И еще одно основание - при любой даже самой отчетливой на первый взгляд субъектной позиционности и Я-форме, отчетливость которых артикулируется в трансцендентальном поле, эмпирическое здесь-бытие всегда обладает неизбывной мерой неопределенности, связанной с несоответствием любых форм потоку жизни как интенсивности мелоса, желания, воли, власти. Но Я-форма всегда определена, и в своей определенности она обрушивается на неопределенное поле самости, поле не только неопределенное, но и эмпирическое. Так Кант отмечает, что «в сознании, которое я имею о себе самом чистой мыслью, я являюсь самим бытием; верно, что ничего из этого бытия еще не дано мне для мышления»[126]. Поэтому столь необходима «форма, в которой неопределенное существование становится определяемым через Я мыслю» и которая «есть форма времени...»[127], то есть между определенным или определившимся cogito и неопределенным sum должно разместиться чувствование этого sum, аффицирование его. «Я мыслю» определяет, ограничивает поле эстезиса, как бы сворачивая его и замыкая на самое себя. В результате возникает двойной эффект: от трансцендентального поля мышления отслаивается именно Я, которое мыслит и в этом мышлении ощущает себя. С другой стороны, самость обретает форму, в которой она ощущает именно самое себя. И, наконец, мышление ощущается, а чувствование становится осмысленным, по крайней мере, в возможности.

Но почему время становится формой определения Я? С одной стороны, подобный ход укоренен в иудейско- христианском сценарии (См. А. Кожев), однако существуют и собственно философские резоны. Время действительно позволяет схватить динамику здесь-бытия самости и вместе с тем проецирует вектор этой динамики. Кроме того, время, инсталлированное в мышление позволяет удержать связность опыта мышление Я.

И есть еще один весьма существенный момент. Говорить о том, что время принадлежит Я, не совсем уместно, - с большим основанием можно утверждать, что время оказывается особым устройством встраивания трансцендентальных матриц в опыт Я, более того, устройством, которое превращает переживание [Erlebnis] в опыт [Erfahrung], но как раз в тех формах, которые поставляет cogito. Однако совершенно естественно, что эти формы не чисто когитальны, - они должны пройти серьезные модификации, обратившись в формы эстезиса. Вполне вероятно и такое толкование: содержательность cogito трансформируется в формальность эстезиса. Поэтому неопределенное здесь-бытие самости может быть определено во времени, то есть sum как неопределенное эмпирическое здесь-бытие может обрести пределы, предельность только в размерности эстезиса, при том трансцендентального, где Я-форма, форма внутреннего чувства отсылает к пассивной ипостаси трансцендентального субъекта, ипостаси феноменальной, где происходит своего рода феноменализация трансцендентального субъекта, и феноменализация субъекта происходит во времени.

Но так как Я как феномен опыта предстает полем аффицирования, эстезиса, то в Я-форме осуществляется сцепление, связанность, сплав пассивной ипостаси трансцендентального субъекта и "многоцветной самости". И если трансцендентальный субъект отвечает за то постоянное, устойчивое, которое присутствует во временном потоке, - он как бы удерживает сцепленность "теперь" Я, обеспечивая его идентичность, то самость, входя, упаковываясь, облачаясь в Я-форму, в своей интенсивности оказывает воздействие на субъект, точнее, на его кромку пассивности. Определяющая роль трансцендентального субъекта, которая выражается в удержании линии времени, но выступает в пассивности, в способности воспринимать, и интенсивности самости, обретающей форму, в которой она отчетливо и более-менее однозначно артикулируется.

Так что Я и субъект связаны неразрывно, - субъект учреждает Я-форму, именно "форму" Я, но не Я, а само Я даже в своей феноменальности оказывается комплексом, в котором связываются, сплавляются субъект, Я-форма и самость. Последняя, упакованная в Я-форму, только и может развернуть трансцендентальные проекции субъекта в опыт, буквально реанимировать инстанцию субъекта.

И это аффицирование самости не просто "переживание" [Erlebnis], а именно "опыт" [Erfahrung], когда оно пронизывается темпоральностью, которая несет в себе матрицы «чистого прошлого». Но при этом следуе помнить, что «внутреннее чувство представляет сознанию даже и нас самих только так, как мы себе являемся, а не как мы существуем сами по себе, потому что мы созерцаем себя самих лишь так, как мы внутренне подвергаемся воздействию...»[128]

Несмотря на столь серьезную значимость «внутреннего чувства» в процедурах определения, определивания самости стоит отметить, что в ее определении участвуют и топологические «формы», «чистые формы внешнего чувства», очерчивающие границы, пределы самости, проходящей упаковку в Я-форму.

Подобная «упаковка» происходит эмпирически, включая в себя и аффицирование, проявляющееся в переживании и опыте, - самость, говоря языком метафизики Аристотеля, - это и hexis, и pathos. Самость всегда связана с переживанием [Erlebnis], а вот опыт [Erfahrung] уже обслуживается Я-формой и, конечно, субъектной позиционностью.

Для описания самости Кант особо выделяет его здесь-бытие, которое отсылает к бытийному «месту» самости, хотя справедливости ради следует принять во внимание, что для самого Канта фокус определения находится в темпоральности, однако, как отмечалось выше, топологический срез подобных операций определения является не менее значимым в конституировании здесь-бытия самости. «Здесь» самости, ее «место» предстает как сила, которая «[поистине] удивительная и первая из всех [прочих сил]». Аристотель. Физика. Кн. IV, гл. 2, 208 c 35), именно в этом смысле «здесь», «место», «chora» предстает не просто в качестве своего рода ансамбль фракт, - скорее, это - изначальное, "первобытное" начало, являющееся условием динамичной неразрывности логоса и бытия, топизация этой связанности в рождении сущего.

 







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 345. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия