Студопедия — Самонаблюдение и беатум
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Самонаблюдение и беатум






Согласно определению философского энциклопедического словаря (78), самонаблюдение — наблюдение, объектом кото­рого являются психические состояния и действия самого же [с. 67] наблюдающего субъекта. Культурно-исторический подход обосновывает идею о том, что самонаблюдение складывается н ходе психического развития ребёнка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессло­весного и несмыслового — к словесному, смысловому и пред­метному. Это означает, как подчеркивал Л. С. Выготский, обобщение внутренних форм психической деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции, к овладению собственным поведением (19).

Как правило, в различных психотерапевтических концеп­циях (психоанализ, гештальт-терапия, когнитивная терапия и других) говорится о способности к самонаблюдению как о ха­рактеристике клиента, благоприятной для проведения психо­терапии и повышающей её эффективность.

Б. Д. Карвасарский (29) при обсуждении качеств пациента, способствующих достижению осознания (инсайта) и прогно­стически полезных, в числе первых называет самонаблюде­ние, настроенность на самоанализ, рефлексию.

Итак, если самонаблюдение — это навык, то его можно развить в рамках специальных психотехнических приёмов. Такие приёмы описаны в когнитивной психотерапии А. Бека (7), на сегодняшний день прочно завоевавшей репутацию наиболее обоснованной, эмпирически воспроизводимой, хоро­шо структурированной терапевтической системы. Это методы самоконтроля, которые можно разделить на методы самона­блюдения, самооценки и самоподкрепления.

Самонаблюдение является важной составляющей и других методов когнитивной психотерапии, например, в методе «за­полнения пустот» в рационально-эмотивной терапии А. Эллис (91).

Значимость самонаблюдения для психотерапии подчёрки­вает также основатель гештальт-терапии Ф. Перлз. «Открытие себя может напомнить кому-то старую историю о «вытаски­вании самого себя за волосы»... Это процесс предполагает принятие особого отношения к себе и рассмотрения себя в [с. 68] действии... Для этого требуется техника, совершенно отлич­ная от той, которую вы, может быть, уже испробовали и при­знали недостаточной, — техника интроспекции» (48).

А. Б. Холмогорова в качестве основной задачи когнитив­ной терапии выделяет «обучение клиента навыкам осознания автоматических мыслей, их систематической регистрации, оценки и конфронтации с ними» (87).

В беатотерапии самонаблюдение — обобщающий термин, описывающий как особую методологию беатотерапевтического опыта, так и разнообразные способы, методы и прие­мы работы клиентов беатотерапии над собой, которая про­исходит в контексте по-разному организованных беатотерапевтических сессий.

Беатум, как основополагающая базисная психотехника беатотерапии, осваивается каждым участником беатосооб­щества. Работа клиентов в беатотерапии организована так, что каждому приходится учиться использовать базисные пси­хотехники беатума и самонаблюдения.

Основополагающий тезис беатотерапии, как уже было ска­зано, состоит в том, что деятельность самонаблюдения сози­дает состояние счастья. Беатотерапия последовательно про­водит идею о том, что счастье каждого человека определяется не внешними условиями, включая социальные достижения, положительные или отрицательные оценки других людей, а последовательным самонаблюдением и контактом сознания человека с его собственным внутренним миром, с его бытий­ным потенциалом.

Смысл и значение беатотерапевтического опыта самона­блюдения состоит в том, чтобы клиенты сознательно и наме­ренно наблюдали и изучали свой внутренний мир, просвечи­вали бы своим вниманием и осознанием пространство своего собственного внутреннего мира как можно более полно, глу­боко, обширно, всесторонне, многогранно и многоаспектно.

Способность наблюдать окружающий мир изначально представлена в человеке как натуральная функция. Человек [с. 69] уже с рождения имеет специальные органы для наблюдения внешнего мира, которые принято называть анализаторами. Постепенно в ходе онтогенетического развития органы вос­приятия и наблюдения внешней среды дифференцируются, их функции обновляются, формируются, усложняются. Позд­нее возникает опосредованность в работе анализаторных сис­тем. Возникают сложно иерархизированные деятельности восприятия и наблюдения.

Однако означает ли это, что достаточно повернуть дея­тельность этих анализаторов внутрь, так сказать, направить их на свой внутренний мир, и они эффективно справятся с этой работой?

Беатотерапевтический опыт заставляет ответить на этот вопрос отрицательно. Многочисленные наблюдения за пове­дением самых разных людей убедительно показывают, что развитая способность наблюдать и анализировать внешний мир может сочетаться у одного и того же человека с абсо­лютной слепотой в отношении восприятия своего собствен­ного внутреннего мира. Человек может не видеть, не заме­чать, не наблюдать присущих ему самому внутренних качеств, свойств, привычек и черт. Но ситуация куда сложнее, чем мо­жет показаться на первый взгляд. Ведь только обладая разви­тым самовосприятием собственного внутреннего мира, чело­век и внешний мир способен воспринимать объемно, глубоко, тонко, реально, без иллюзий.

Психологических причин того факта, что самовосприятие и самонаблюдение не формируются одновременно с развити­ем восприятия и наблюдения внешнего мира, несколько. Ука­жем самые главные из них.

Во-первых, этот феномен связан с особенностями процес­са социализации, окультуривания, с некоторыми характери­стиками способов формирования высших психических функ­ций.

Главное, что препятствует самонаблюдению — это осо­бое неосознаваемое психическое свойство человека, кото­рое определяется как отождествление, то есть полное, без­заветное, самозабвенное соединение с чем-то или с кем-то, [с. 70] что или кто в данный момент находится, по тем или иным причинам, в фокусе внимания, в зоне наблюдения. Это при­вычное и бессознательное отождествление свойственно каж­дому человеку. Отождествлениями наполнена человеческая жизнь, люди все время отождествляются. Анализаторы, по своей психологической природе сформированные для воспри­ятия внешнего мира, не могут справиться с таким явлением, как отождествление. Более того, отождествление — это побоч­ный, но всеобъемлющий негативный результат формирования культуры восприятия в социуме. Определим еще раз: отожде­ствление — состояние поглощения кем-то или чем-то, когда вектор внимания, направленного внутрь, теряется. Человек может быть поглощен каким-то предметом, действием, об­стоятельством, процессом, идеей, мыслью, чувством, эмоцией. При этом самосознание, ощущение «я» исчезает, человек себя в этот момент не замечает, не осознает. Границы между ним самим и предметом отождествления не существует, человек полностью пребывает в этом предмете, действии, полностью поглощен ими.

Эта «втянутость» или уподобление — обычное состояние сознания человека, которое в беатотерапии называют не со­стоянием сознания, а состоянием поглощенного сознания, когда осознавание себя, самосознание, практически отсутству­ет. Таким образом, серьезные попытки осознавать себя натал­киваются на постоянную поглощенность объектами внима­ния, на отождествление.

Во-вторых, особенно интересно, что в обычных обстоя­тельствах повседневной жизни субъективно эти трудности в самонаблюдении внутреннего мира не замечаются из-за того, что человеку свойственно бессознательно принимать за са­монаблюдение нечто иное — мысли о себе, внутренние мо­нологи или диалоги, а также заменять самонаблюдение са­моанализом. Некоторые психические процессы, которые при­нято именовать как внутренние, часто смешивают с самонаблюдением, но они по своей психологической природе никак к самонаблюдению не относятся. Это мысли о себе, внутренняя речь, например, разговоры с собой о себе, воспо­минания [с. 71] о себе в прошлом, о каких-то обстоятельствах своей жизни, воображение относительно своего будущего — все это, с точки зрения беатотерапии, не является процессом самона­блюдения, но может составить содержание наблюдаемого.

Если человек уходит в воспоминания о себе, то тут же за­бывает о самонаблюдении, принимая одно за другое, причем позитивная или негативная модальность воспоминания значе­ния не имеет. Если человек о себе думает, анализирует себя, вспоминает себя в прошлом или мечтает о себе в будущем, или ведет бурную дискуссию с воображаемым собеседником или с самим собой, это совсем не означает, что он сознателен, что он в данный момент себя осознает.

Таким образом, в беатотерапевтическом подходе прово­дится резкое разграничение самоанализа и самонаблюдения.

В-третьих, люди не учатся себя наблюдать просто пото­му, что бессознательно полагают, что уже в полной мере владеют этим качеством изначально. Действительно, если спросить клиентов беатотерапии, только начинающих практи­ковать самонаблюдение: «Вы наблюдаете за собой, замечаете, что с вами происходит?», — от большинства начинающих ус­лышим ответ: «А как же, конечно. Я отдаю себе отчет в том, что я делаю, чувствую». Но на деле это не так. Это одна из главных гигантских иллюзий людей относительно самих себя.

На самом деле мы редко «ведаем, что творим», редко по-настоящему контролируем себя, отслеживаем мотивы сво­их поступков, свои эмоции, отношение к ситуации или к че­ловеку.

Самое трудное в беатотерапевтическом самонаблюдении — признать факт, что каждый из нас очень редко действует сознательно, чаще всего мы действуем механично, бессозна­тельно реагируем на события.

Представление клиента о том, что он легко может осуще­ствить самонаблюдение, что это такое умение, которым все люди владеют, весьма ошибочно.

Итак, самонаблюдение, как оно понимается и практикует­ся в беатотерапии, представляет собой специфическую само­стоятельную деятельность.

[с. 72] Люди имеют в себе скрытую способность к самонаблюде­нию, но мало этим пользуются. Беатотерапия создает условия для сознательного раскрытия этого потенциала и формирова­ния в клиентах специальных психологических навыков само­наблюдения.

Клиенты беатотерапии в специально созданных условиях сначала должны обучиться деятельности самонаблюдения, сформировать ее, а уже потом применять и в процессе беато­терапии, и в своей повседневной жизни.

В целях формирования деятельности самонаблюдения клиенту необходимо, прежде всего, вступить в особое отноше­ние с самим собой.

Что же представляет собой это особое отношение и как можно его установить?

Самонаблюдение основано на сознательном усилии отде­лять некоторую часть самих себя, чтобы внимательно следить или наблюдать за тем, что говорит или делает остальная часть нас самих.

Это и есть первый практический шаг, это и есть новое от­ношение, в которое должен вступить человек с самим собой. Деятельность самонаблюдения — это, в каком-то смысле, отстранение от самого себя (без критики, без оценки), это способность отделиться от своего обычного «я». Это посто­янное внимание к себе, к своему организмическому состоя­нию, к своему внутреннему миру, общению и поведению.

Но это только начало, только основа, необходимый фон, а истинное самонаблюдение сможет сформироваться позднее.

Чтобы овладеть деятельностью самонаблюдения и сделать ее точной и эффективной, нужно создать в себе и развить особый оптический прибор, анализатор для восприятия собст­венного внутреннего мира, для осуществления самонаблюде­ния.

Создание этого анализатора у клиентов и составляет цель беатотерапии, именно это должно стать главной личной забо­той и ответственностью самого клиента.

Этот намеренно и сознательно создаваемый анализатор получил в беатотерапии название беатум.

[с. 73] Данный способ развития самосознания впервые разрабо­тан в системе самосовершенствования Г. И. Гурджиева (20; 21) под именем самовспоминания, применялся его учениками и последователями (8; 9; 45; 77) и в модифицированном виде используется в беатотерапии.

Итак, беатум — это психотехника, которая выполняется на основе уже приобретенной способности отделяться от своего обычного «я».

Беатум, как психотехника самонаблюдения, представля­ет собой сознательное усилие человека разделять основной поток своего внимания на три вектора: вектор, который есть наблюдаемое, вектор, который есть наблюдатель, и вектор, который есть осознание смысла наблюдения на разных уровнях.

Разъясним еще раз подробнее. Базисная психотехника беа­тума приучает человека присутствовать в каждом моменте жизни с разделением внимания на три вектора: один вектор внимания направлен вовне, на окружающую жизнь, на объект и на то, что с ним делает человек в данный момент. Второй - на себя, свое телесное, организмическое и эмоциональное со­стояние, при этом фиксируется, что именно человек чувству­ет в данный момент времени. Третий вектор внимания обра­щен к смыслу того, что человек в данный момент осуществ­ляет, к пониманию цели данного конкретного действия в контексте общей цели существования, это внимание к сиюми­нутному направлению движения бытия и его логике в данном контексте, в поисках ответа на вопрос «зачем я здесь?».

Беатум как психотехника означает также следующее: в любой момент времени вспомнить о себе самом, вспомнить, что есть ты — конкретное человеческое существо, которое сейчас что-то говорит, есть ты — существо, которое сейчас что-то делает, есть ты — существо, которое что-то ощущает.

Состояние беатума, как состояние «помнить себя», проти­воположно состоянию «самозабвения», когда забываем о себе, забываем себя, даже говорим: «Не помнит себя от горя или радости».

[с. 74] В состоянии беатума, наоборот, в любых ситуациях заост­ряем внимание на себе, на собственном бытийном потенциа­ле, на собственном существовании. Переживание беатума, яв­ляясь особым состоянием самосознания, крайне индивидуаль­но, трудно выражается словами. Человек, практикуя технику беатума, должен сам уловить в себе это состояние. Это подоб­но мгновенному «стоп-кадру» нашего внутреннего бытия, ко­гда человек фиксируется на себе, напоминает себе: «я есть», из раза в раз запечатлевает то, что происходит с ним здесь и сейчас, в той реальности, в которой он находится в данный момент.

Естественно, применение техники беатума в повседневной жизни — дело нелегкое. Сначала надо изучить технику и ее освоить, потом научиться постоянно её применять. Войдя в беатум, человек в этот кратчайший момент вновь обретает це­лостность своего разума. Причем крайне важно научиться не только входить в беатум, но и удерживать его, продлевать. Если, практикуя беатум, человек обретает полноту пережива­ния себя, своего существования и присутствия, он восстанав­ливает свою способность познавать и обучаться. Многолетний опыт использования техники беатума участниками беатосооб­щества показывает, что без длительной специальной трени­ровки никто техникой беатума овладеть не может, но посте­пенно этому можно научиться.

Рассмотрим закономерные трудности и, одновременно, закономерные этапы в овладении психотехникой беатума.

Во-первых, самая большая сложность состоит в том, что люди попросту забывают применять технику беатума, ибо все в жизни, как во внутренней, так и во внешней, притягивает восприятие и сознание, и люди растворяют себя в каком-то деле, событии или другом человеке. Получается, что когда че­ловек производит какие-то действия, то действия — есть, а человека, взгляда на себя, осознания самого себя при этом может и не быть.

Во-вторых, успешность усилия удерживать себя в состоя­нии беатума во многом зависит от третьего вектора, т.е. от осознания смысла деятельности самонаблюдения.

[с. 75] Изучение опыта беатотерапевтического самонаблюдения из состояния беатума показывает, что осознаваемый ответ на вопрос «зачем я, собственно, это делаю» — и есть третий вектор. Естественно, что у каждого участника беатосообщества, практикующего самонаблюдение, третий вектор осознается по-разному.

Например, для одного этот смысл может означать принад­лежность к группе людей, которая называется беатосообществом, и раз они все это делают, я тоже это делаю. Это может быть идея о том, что я хотел бы вызвать уважение, внимание, расположение со стороны лидеров сообщества. Кто-то скажет: я хочу быть счастливым, и мой успех, счастье являются тем смыслом, который вынуждает меня прилагать все мои усилия к удержанию и продлеванию состояния беатума и к самона­блюдению. Или на еще более высоком уровне: когда я себя наблюдаю, когда я в беатуме, я реализую смысл и значение собственной жизни, только через этот процесс я и могу обрес­ти этот смысл. И, наконец, высочайший уровень: когда я од­новременно и «наблюдаемое» и «наблюдатель», когда я совер­шаю победные усилия беатума и самонаблюдения, я станов­люсь инструментом Бытия.

Нельзя не отметить, что определение третьего вектора беа­тума практически совпадает с разработанным А. Н. Леонтье­вым (33) в его концепции деятельности понятием смыслообразования и в контексте беатотерапии является практическим решением задачи на «смысл» действия самонаблюдения.

В-третьих, при первых попытках входить в состояние беа­тума появляется опасение отвлечься, потерять нить действия или разговора, утратить продуктивность деятельности. Пона­чалу, практикуя беатум, каждый участник беатосообщества убеждается, что не может смотреть на собеседника, слушать, беседовать и в то же время разделять внимание на три векто­ра. Кажется, что входить в беатум и удерживать его совер­шенно невозможно, но в беатотерапии создаются все условия, чтобы человек все больше и больше овладевал этой уникаль­ной практикой самонаблюдения.

[с. 76] Техника беатума означает, что человек постоянно учится помнить, что принял решение делать усилия для продлевания периодов разделенного внимания. Мало-помалу усилия осу­ществлять беатум становятся увлекательным опытом жизне­деятельности, практикой совершенно новых отношений с дру­гими участниками беатосообщества и с самим собой, напри­мер, как будет показано ниже, психотехника беатума во многом определяет эффективность опыта сознательного отка­за от зависимых форм поведения.

Постепенно клиенты беатотерапии приобретают навык ак­куратно, от момента к моменту, от беатума к беатуму, более точно совершать свои выборы, определять себя в контексте своей работы, своей профессии, своего дома, своей семьи, сво­их друзей, своих мыслей, своего здоровья, своего питания, своих развлечений.

Почему беатотерапевтическое самонаблюдение называем объективным?

«Объективное» здесь означает, что человек должен не­предвзято отнестись к себе как к постороннему объекту, кото­рый он наблюдает. Если мы находимся в беатуме и удержива­ем это состояние, то самонаблюдение имеет вероятность не превратиться в мысли о себе, в воображение прошлого или будущего, в ложные внутренние монологи о собственном ве­личии или собственной низости, о собственных победах или собственных ошибках.

Беатотерапевтический опыт показывает, что важнейшим шагом в овладении самонаблюдением является обнаружение в себе тенденции к самооправданию (часто возникающему по­сле «приступов» самокритики) и последовательные усилия к ликвидации этой тенденции. Допустим, клиент уже понимает, что ему свойственна раздражительность, наблюдает себя и, действительно, начинает видеть, что часто бывает раздражен­ным. Он может начать рассуждать с самим собой на эту тему, констатировать этот факт, корить себя. Но, думая о своей раз­дражительности, клиент очень быстро, не отдавая себе в этом сознательного отчета, приходит к следующим рассуждениям: «Я раздражителен, потому что человек, с которым я вынужден [с. 77] общаться, неблагодарный, он меня часто обижает и выну­ждает быть раздраженным».

Подобная умственная формула в беатотерапии называется самооправданием. Эта мыслительная привычка неизбежно приводит к тому, что наблюдаемое негативное свойство толь­ко увеличивается.

Объективное самонаблюдение — это наблюдение собст­венных свойств и качеств в том виде, как они в данный мо­мент существуют. Это самонаблюдение, так сказать, «очищен­ное» от самооправдания или самообвинения.

Продолжим анализировать пример. Объективное самона­блюдение собственной раздражительности делает видимым и ясным для клиента тот факт, что он проявляет свою раздра­жительность и в общении с этим конкретным человеком, и с другими, в разных ситуациях, много раз в день в течение дли­тельных периодов своей жизни. В итоге становится очевид­ной разница между событием общения и состоянием раз­дражения. Человек начинает совершенно ясно видеть, что его раздражительность не связана с данным конкретным лицом или событием, а представляет собой присущее ему самому со­стояние, причина которого должна быть усмотрена в каких-то глубоких и, может быть, в пока неведомых ему самому струк­турах его собственного внутреннего мира.

Итак, объективное самонаблюдение — это безоценочное, лишенное критики или самооправдания, подробное наблюде­ние себя в данном контексте, в данном моменте.

Наблюдать себя объективно — это еще и учиться улавли­вать моменты отождествления, и фиксировать их в себе, без поспешного выяснения причин и без наивных попыток что-то немедленно изменить. Чем сильнее отождествление, тем меньше самонаблюдения, меньше беатума, меньше сознатель­ного контроля, меньше объективности в самонаблюдении.

Объективное самонаблюдение — это последовательная фиксация ситуаций, когда отождествление начинается, как человек входит в него, сколько оно длится, когда и где пре­кращается, в каких случаях отождествление отсутствует. Про­чувствовать отождествление нужно для того, чтобы постепен­но [с. 78] открывать в себе способность развестись с ним, освобо­диться от него, сбежать из темницы отождествленного разума, из казематов поглощенного сознания.

Обьективность самонаблюдения в беатотерапии обеспечи­вается также профессионально, намеренно и сознательно соз­даваемыми условиями для развития навыков беатума и само­наблюдения. Те, кто практикуют, прекрасно знают, что можно сто раз за день произносить заклинания относительно беату­ма, но беатум при этом не возникает. Нужно сделать так, что­бы беатум, как мощная оптика, позволяющая наблюдать себя объективно, заработал. Причем клиенты вынуждены прово­дить самонаблюдение в специально созданных условиях, в ко­торых всё и вся провоцирует на отождествление. В беатосооб­ществе человек вынужден быть все время начеку, так как спе­циально сконструированных именно для него ситуаций отождествления очень много.

Человеку в состоянии самонаблюдения необходимы спе­циальные меры предосторожности, специальные условия, что­бы сохранять свой ум в неприкосновенной целостности и чистоте, избегая отождествления.

Таким образом, беатотерапию можно определить как опыт, как намеренно профессионально созданные условия для того, чтобы люди сформировали в себе эту способность беатума, позволяющую наблюдать свой внутренний мир объективно, с одной главной целью — познавать себя и становиться счаст­ливыми.

Почему беатотерапевтическое самонаблюдение называем прогрессивным?

«Прогрессивность» самонаблюдения связана с тем зако­номерным фактом, что самонаблюдение ведет к росту способ­ности себя наблюдать, а каждый момент, проведенный в со­стоянии беатума, приводит к росту способности входить в беатум, поддерживать и продлевать его. Только из состояния беатума мы можем сделать сознательным, точным, объектив­ным и прогрессивным наблюдение своего внутреннего мира.

[с. 79] Сначала необходимо достичь способности входить в со­стояние беатума, потом из этого состояния осуществлять объ­ективное самонаблюдение.

Ценой постоянных и достаточно длительных усилий по применению целостного комплекса базисных психотехник клиенты беатотерапии достигают такого состояния, когда юны неотождествления постепенно и неуклонно увеличива­ются, а объем внутреннего мира, поддающийся самонаблюде­нию, возрастает. Сделать самонаблюдение прогрессивным — это значит обеспечить рост объема наблюдаемого внутреннего мира. Это, фактически, и есть извлечение из бессознательного того, что может быть осознано.

При прогрессивном самонаблюдении внутренний мир рас­ширяется и приобретает особое концентрическое измерение. Клиенты, практикующие самонаблюдение, начинают видеть, как они богато одарены этим внутренним потенциалом.

Прогрессивность самонаблюдения достигается увеличени­ем времени поддержания состояния беатума у каждого клиен­та. В начале обучения состояния беатума возникают очень редко и на очень короткое время, не более десяти секунд. Со временем можно научиться удерживать состояние беатума сначала минуту, а потом и десяток минут, а позднее удается входить в беатум и удерживать это состояние самосознания на более длительные периоды.

Прогрессивность самонаблюдения достигается также уве­личением частоты вхождения в состояние беатума за единицу времени, например, за один день. Постепенно клиентам удает­ся гораздо чаще, много раз за день, входить в беатум.

Прогрессивность самонаблюдения позволяет не только по­стоянно расширять способность осознавать, замечать все большее число элементов внутреннего мира, но и достичь способности видеть проявления отдельных черт и свойств внутреннего мира (например, упомянутой выше раздражи­тельности) во всей их полноте, объемно, достигать способно­сти рассматривать взаимосвязи различных элементов на все 360 градусов.

[с. 80] Итак, многолетний опыт изучения самонаблюдения у де­сятков людей показывает, что увеличение числа ситуаций не­отождествления и рост способности самонаблюдения все воз­растающих объемов внутреннего мира происходит не по ад- диктивному арифметическому закону, а по экспоненте, по закону геометрической прогрессии. Именно поэтому самона­блюдение в беатотерапии представляется не только объектив­ным, но и прогрессивным.

Самонаблюдение и беатум процедурно-организационно реализуются через такие формы самостоятельной работы кли­ентов, как дневник, послания и упражнения.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 1190. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия