Quot;Идея прекрасного" — внутренний компас лидера
Сквозь всю нашу книгу красной нитью проходит тема симбио-тических отношений между лидерскими качествами. Если лидер обладает пятью качествами из шести, он все еще недостаточно хорош. Отсутствие высоких моральных ценностей означает, что все, оказавшееся под властью этого человека, находится в опасности. Человек без ценностей остается рабом своего окружения. Не имея внутреннего компаса, он будет барахтаться в океане относительности морали. Как уже говорилось в третьей главе, ценности и цели входят в философию лидера. Древние греки очень серьезно относились к философии, так как видели в ней ключ к правильной жизни. В греческом языке есть слово "arete", которое невозможно перевести ни на один язык мира. На английский его переводят как virtue — истина, однако это едва ли можно считать верным аналогом. Arete является обозначением высочайшего совершенства, которое может быть достигнуто каким-либо объектом, предметом или идеей. Платон твердо верил, что arete есть у всего, начиная со стульев в доме и кончая любовью в сердце. Согласно Платону, мы признаем в увиденном нами стуле стул потому, что в мозгу у нас есть некий идеальный, или совершенный, стул, благодаря которому мы узнаем стулья. Эту концепцию arete Платон охарактеризовал как "идею прекрасного". Учение Платона утверж- Лидерство: от загадок к практике дает, что у всего, что существует в нашем мире, есть, соответствующий идеал. Платон назвал это "идеей прекрасного", чтобы отразить в названии то совершенство, которое мы должны стремиться понять и, возможно, достичь его. Конечно, сегодняшние ученые-когнитивисты горячо оспаривают гносеологическую аргументацию Платона, однако у "идеи прекрасного" все же остается одно неоспоримое достоинство. Все мы стремимся к идеалу. Есть что-то благородное в человеке, который хочет расти и больше знать, ищет лучший путь. Вопрос в том, где именно его искать. Критикуя Платона, Аристотель спросил: а где она находится, эта "идея прекрасного"? Платон не смог ответить — где-то "вне", и все. А более поздние христианские теологи отбросили одну букву "о" в английском названии теории — Idea of the Good — и, получив слово "God" ("Бог"), предположили, что на самом деле Платон имел в виду существование Бога. Идеалы должны откуда-то исходить, и, как полагал Платон, приходят они извне — возможно, из философии или теологии — и, конечно, выходят за пределы нашего обычного мышления. Когда наши ценности глубоки и сильны, они бросают нам вызов. Они лепят и формируют нас. Они не позволяют нам впасть в самодовольство или застой. Люди с сильными, выдающимися ценностями, как правило, лучше приспосабливаются к различным условиям работы, чем прочие. Классический пример личности, имеющей выдающиеся способности в самых разных областях, — премьер-министр Дании Абрахам Кайпер (1837-1920). Этот удивительный человек был выдающимся теологом, лингвистом, политиком, профессором, журналистом, философом, ученым и филантропом. Кроме того, он отличался высокими идеалами. Абрахам Кайпер начал свою карьеру как прогрессивный министр, испытывая при этом горячее желание использовать свой Ценности: сущность лидера превосходный интеллект не только на политическом поприще. Его серьезно беспокоило проникновение в европейское общество гуманистических ценностей, и он поставил перед собой задачу вернуть в массовое сознание христианские ценности и принципы. Его попытки вскоре привели к созданию одной из первых политических партий в Европе — Антиреволюционной партии (по аналогии с Французской революцией). В 1872 году Кайпер начал выпускать газету De Standard, и более сорока пяти лет писал для нее передовицы. В 1880 году он сыграл главную роль в открытии Свободного университета Амстердама. Соотечественники выразили свое одобрение действиям Кайпера, избрав его в парламент и сделав премьер-министром в 1901-1905 годах. Абрахам Кайпер обладал мощным интеллектом и достиг столь многого благодаря тому, что использовал свою мудрость. Он был глубоко религиозным человеком, ценности которого определяли всю его жизнь. Он настолько не одобрял траты времени, что зачастую переутомлялся за работой. Все его разнообразные занятия были связаны между собой его философией, "владычеством сфер", как он выразился на церемонии открытия Свободного университета. Он понимал, как должно работать общество, ибо обладал основой, помогавшей ему различать границы и устанавливать разграничения. Когда границы отсутствуют, обладатель власти может следовать лишь за преходящими целями, стремясь к личной выгоде. Позже это может обернуться вредом для организации. Лучше всего это проиллюстрировать на примере табачной промышленности Америки. Еще в 1950-х годах ученые, работавшие в исследовательских лабораториях табачных компаний, обнаружили, что содержащийся в сигаретах никотин вреден и вызывает привыкание. Тогда руководство корпораций встало перед выбором: или признать, что они выпускают потенциально вредный для потребителей продукт Лидерство: от загадок к практике и искать способы сделать его безвредным (если, конечно, это возможно), либо утаить результаты исследований и продолжать торговать своей продукцией как ни в чем не бывало. Обладатель высоких моральных принципов выбрал бы первый путь. Поступив так в 1950-1960-х годах, когда начали накапливаться исследовательские данные о вреде табака, компании понесли бы связанные с этим убытки и, возможно, создали бы сигареты без никотина. Однако существовало и несколько враждебных факторов. Было ясно, что любые действия, предпринятые против одной из компаний, немедленно отразятся на других. Позже в документах обнаружились сведения о том, что компании почти сразу же объединились в единый фронт, отражая все нападки тех, кто объявлял курение опасным. Во время слушаний в Конгрессе и в ходе бесконечных судебных разбирательств компании доказывали, что курение ничем не хуже любой другой привычки. Курильщик может бросить курить, как только пожелает, но при этом руководству компаний уже были известны результаты лабораторных исследований, согласно которым никотин вызывал привыкание. Только в 1996 году, после сорока лет отрицаний и уверток, Liggett Group, самая маленькая из основных компаний-производителей сигарет (производитель сигарет "Честерфилд" и "Ларк"), решила покончить с многолетним иском от штата Флорида о компенсации за болезни, вызываемые курением. В заявлении компании говорилось: "Ligget знает и подтверждает... тот факт, что курение вызывает различные заболевания, а именно: рак легких, болезни сердечно-сосудистой системы и эмфизему. Ligget также знает и подтверждает, что... никотин вызывает привыкание". Будучи раскрытой, правда оказалась очень неприглядной. Табачные компании не только знали, чем угрожает курение, но и намеренно изменяли уровень никотина в сигаретах для того, чтобы вызывать у людей привыкание. Более того, они знали, что им Ценности: сущность лидера необходимо, чтобы выросло следующее поколение курильщиков, поэтому их маркетинговые кампании были направлены на молодежь. Как выразился один из ведущих юристов, вспоминая действия, предпринятые деятелями табачной промышленности за последние сорок лет, "они заключили сделку с дьяволом". Однако, как ни брани дьявола, вина лежит на руководстве, не сумевшем овладеть лидерским талантом ценностей. В пирамидальной модели лидерства ценности находятся на базовом уровне лидерского капитала, так как являются основой всех воззрений, действий и решений лидера. Цена ценностей В ходе одного исследования более семисот руководителей различных компаний, в том числе крупнейших американских корпораций, были опрошены с целью выявления положительных деловых качеств, таких, как энергичность, сообразительность, организованность, терпение, творческое мышление и т.д. Опрашиваемым предлагалось выбрать пять основных качеств из списка, включавшего в себя пятьдесят три пункта. В подавляющем большинстве ответов на первом месте стояла этика, которую выбрали сорок девять процентов опрошенных, причем половина из них заметила, что при отсутствии этики все остальные качества не важны. Почему же такое количество лидеров по всей Америке почувствовало важность нравственных ценностей? Возможно, потому, что в хорошем бизнесе ценности крайне важны! Одним из доказательств этого может служить пример Джеффри У. Ком-мента, в 1989 году ставшего председателем и президентом компании Helzberg Diamonds. В то время компания владела 81 магазином в крупных городах США, однако, по словам Коммента, У нее не было ни цели, ни, что еще хуже, энтузиазма. Лидерство: от загадок к практике Первой заботой Коммента стало создание документа о задачах компании. Формулировка была проста, и ее значение понимали все, от президента компании до только что поступившего на работу продавца. "Наша цель — служить любому и каждому клиенту надлежащим образом, всегда помня о восьмидесяти годах безупречной работы и высокого качества обслуживания". Это заявление было вывешено в каждом магазине, входившем в сеть Helzberg Diamond, и оказывалось первым, что бросалось в глаза входившему покупателю. Заявление заставляло сотрудников магазина чувствовать ответственность за то, чтобы обслуживание было тщательным и индивидуальным. В каждом магазине на рабочих местах сотрудников были развешаны плакаты с описанием методов, помогающих соответствовать заявленному стандарту во всех областях, от управления персоналом до торговли, от маркетинга до работы с недвижимостью. Затем Коммент создал "Этический кодекс", который каждый сотрудник должен был прочесть и подписать. В "Кодексе" детально, простым языком разбирались идеалы из заявления о намерениях: например, всегда вести себя честно и профессионально, а также никогда не говорить от имени компании, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Джеффри Коммент распространил в своей организации определенные ценности, заставив сотрудников стремиться к единству и совершенству. Принципы компании Helzberg Diamonds были высоки, однако они задавали сотрудникам высокие этические стандарты работы. За десять лет Helzberg Diamonds совершила небывалый рывок, выросла в размерах и теперь имеет 224 магазина по всей территории Соединенных Штатов. Руководство компании усилило роль преемственности в своей компании. Многие американцы гордятся своим историческим наследием, в котором традиционно играли важную роль честность и единство. Одним из величайших деятелей американской исто- Ценности: сущность лидера рии был шестнадцатый президент Соединенных Штатов Авраам Линкольн. Будучи юристом в сельских районах штата Иллинойс, он снискал себе прозвище Честный Эйб. Все его клиенты знали: если их адвокатом будет Эйб, дело можно считать выигранным — при условии, что их притязания справедливы. Если же нет, уговаривать Линкольна приняться за дело было бесполезно. Однажды к Линкольну обратился за помощью некий человек. Пока он излагал свое дело, Эйб сидел, откинувшись на спинку стула, и смотрел в потолок. Наконец он качнулся на стуле и посмотрел в глаза своему собеседнику. "Что ж, с технической точки зрения дело у вас выгодное, но, к сожалению, оно не имеет ничего общего ни с правосудием, ни с равноправием. Придется вам подыскать другого адвоката. Я за дело не возьмусь. Если я буду защищать вас перед судом, я все время буду думать: "Линкольн, ты лжец" — и боюсь, что не совладаю с собой и произнесу это вслух". Сильные ценности дают человеку опору в жизни. Своей железной волей Авраам Линкольн обязан именно моральным принципам, которым всегда следовал. Однажды он сказал: "У меня никогда не было определенного плана действий. Каждый день я просто старался делать то, что было лучше именно в этот день". То же самое может сказать любой истинный лидер. В В глубине души всякий человек стремится поступать! правильно. Но для того чтобы поступать правильно, необходимо правильно понимать ситуацию; чтобы правильно понимать, нужно правильно думать; а чтобы правильно думать, нужно верить в правильные вещи. Тиорио I Глава одиннадцатая
|